Консультация "Ребёнок и сверстники"

  • doc
  • 12.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Консультация ребенок и сверстники.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема: «Ребёнок и сверстники»

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Воспитатель

Князева Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

Ребенок и сверстники

(консультация для воспитателей)

Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье. Там он приобретает первоначальный опыт отношений с близкими людьми, основанных на гуманных чувствах, усваивает азы нравственности, обогащает интеллект.

Однако для полноценной социализации личности растущему человеку необходимы сверстники, с которыми бы он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за её пределами. Детское общество – одно из необходимых условий всестороннего отношения ребёнка. Черты нового человека – коллективизм, основы правильного отношения к трудовым обязанностям, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения – легче формируются в результате взаимодействия с другими детьми.

Особую значимость приобретает общение со сверстниками для тех детей, которые растут единственными в семье. Ведь даже самый маленький ребёнок тянется к детям, ибо это единственная его потребность. В общении со сверстниками он получает богатейшую возможность приобретать опыт, созвучный его стремлениям и интересам.

Нельзя не учитывать, что ребёнок воспитывается в жизненных ситуациях, в том числе и в тех, которые возникают в результате сотрудничества самих детей. Любая деятельность – игра, занятия, труд, развлечения – наполняются для него особым содержанием при условии, что у него есть партнёр, разделяющий его начинания и замыслы. И здесь ценно то, что дети самостоятельно решают, во что и как играть, чем заниматься, планируют ход действий, прикидывают, как поступить в спорных случаях – отнять или попросить, поделиться или единолично владеть «сокровищем», пожаловаться на товарища или попытаться договориться… А постоянно меняющиеся ситуации, возникающие в процессе совместного взаимодействия детей, требуют от них обоюдной и оперативной согласованности.

С умения ребенка строить отношения со сверстниками начинается его подготовка к жизни среди людей – сначала в обществе детей в детском саду и в школе, а затем в студенческом и производственном коллективах. И это очень важно.

Нередко ребенок в семье растет изолированно от сверстников: родители опасаются отрицательных влияний, шума и беспорядка в доме, не хотят нарушать свой покой. Дети из таких семей сторонятся ребят в детском саду и в силу сформировавшейся некоммуникабельности испытывают большие затруднения в установлении контактов со сверстниками. Намного проще тем из них, кто получил опыт общения с ровесниками ещё в семье.

Общение детей наполняется особым содержанием тогда, когда их объединяет интересная, насыщенная событиями жизнь. В детском саду имеются для этого все условия. У чуткого любящего детей педагога множество приёмов, которые помогают внести струю свежести в повседневную жизнь воспитанников.

Огромное значение имеет правильное педагогическое общение воспитателя с детьми, внимание и заинтересованность к каждому ребенку. От того, как мы общаемся с воспитанниками, как разговариваем с ними, понимаем их, зависит успех взаимных контактов и воспитательного процесса в целом.

Педагогическое общение имеет множество аспектов, один из которых проявляется в умении воспитателя выслушивать детей, вести с ними диалог, тактично комментируя их высказывания и проявляя неподдельную заинтересованность к маленькому собеседнику.

Разговор по душам «воспитатель – ребенок» имеет огромное значение в установлении в доверительных отношений между взрослыми и детьми. Ребенку важно иметь внимательного слушателя, который его понимает, поддерживает, советует, разделяет настроение… Видя отношение взрослого к ребенку, к тому о чем он рассказывает, ребенок получат нравственные ориентации, уточняет, что такое хорошо и что такое плохо. Он умнеет, взрастет, набирается опыта.

А как важны нам воспитателям детские высказывания! В них – источник изучения ребенка, уровня его интеллектуального и нравственного развития, его интересов и потребностей. По детским высказываниям нетрудно судить о семье, где растет ребенок, чему там учат его, каково его место в семейном коллективе, каковы внутрисемейные взаимоотношения взрослых, их представления о нравственных ценностях, об их отношении к труду, к людям… В общем многие тайники внутреннего мира ребенка и семейной педагогики предстают как на ладони.

Важно заставить ребенка поверить в себя, в то, что он хороший, и тем самым посеять семена доброго в его душе. Одновременно мы воспитатели стремимся приобщать детей к участию в общих делах группы: вместе выносим на участок игровой материал, дежурим в уголке природы, учим помогать товарищу застегнуть непослушную пуговицу. Вскоре дети по собственному побуждению будут стараться помочь устранять непорядок в игрушках. И тогда услышат слова одобрения. Особенно их трогает, когда воспитатель называет их помощниками. Нужно это произносить так чтобы слышали другие дети. Так мы стараемся вселить в ребенка веру в добрые начала, создаем желание стать лучше и одновременно вызываем у других детей положительное отношение к нему.

Иногда ребенок поступает дурно непреднамеренно, а в силу несформированности нравственных представлений или незнания правил жизни в детском саду. В этих случаях от нас воспитателей требуется особая чуткость и такт, умение понять мотивы детского поступка и найти правильное решение сложной ситуации.

Важно, чтобы благодаря общению со сверстниками ребенок накапливал опыт саморегулирования поведения, вчитался с общественным мнением, приобретал навыки коллективности.