Консультация "Синтаксический анализ. Предложение. Грамматическая основа"

  • pptx
  • 07.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Консультация. Задание 2.pptx

Задание 2
Синтаксический анализ. Предложение. Грамматическая основа. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Образец задания
Прочитайте текст.
(1)В природе существуют зоны, где практически нет растительности. (2)Такие природные зоны называют пустынями. (З)Они есть на всех континентах земного шара и занимают около 11 % поверхности суши (около 16,5 млн кв. км). (4)Обязательное условие для формирования пустыни на поверхности земли — неравномерное распределение тепла и влаги. (5)Пустыни образуются там, где выпадает мало осадков и преобладают сухие ветры.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) нет (предложение 1)
2) называют (предложение 2)
3) они есть (предложение 3)
4) условие для пустыни — распределение (предложение 4)
5) выпадает мало осадков (предложение 5)

Члены предложения

Главные

Второстепенные

- Подлежащее

- Сказуемое

Грамматическая основа

Предложения

Двусоставные

Односоставные

с двумя главными членами – подлежащим И сказуемым

с каким-либо одним главным членом – подлежащим ИЛИ сказуемым

Подлежащее

обозначает предмет речи; это то, о ком или о чём говорится в предложении.

Способ выражения

Примеры

Часть речи:
Имя существительное
Имя прилагательное (субстантивированное)
Местоимение
Имя числительное
Инфинитив
Причастие (в значении сущ.)
Наречие (в значении сущ.)
Служебные части речи


Междометие


Книга – источник знаний.
Сытый голодного не разумеет.

Я грамотей и стихотворец (А. Пушкин).
Семеро одного не ждут.
Готовиться к экзамену не так-то просто.
Побеждают только верящие (М. Горький)
Наконец пришло и послезавтра.
«Из» – это предлог.
«Не, ни» – это частицы.
«И» - это союз.
В воздухе прокатилось «ура».

Способ выражения

Примеры

Словосочетания:
Сущ. в И.п. + сущ. в Т.п.
Мест. + сущ. в Р.п.
Мест. + мест.

Числ. + сущ в Р.п.
Неопределенно-качественное слово (много, мало, несколько, большинство) + сущ. в Р.п. или мест. в Р.п.


Отец с сыном шли впереди.
Кое-кто из учеников не был на уроке.
Мы с ним сидели вместе за партой.
Любой из нас мог решить эту задачу.
У костра сидели три мальчика.
Несколько человек стояли около класса.
Большинство учащихся справились с задачей.
Как мало нас от битвы уцелело!
(А. Пушкин)

Сказуемое

обозначает действие, совершаемое действующим лицом – подлежащим, его признак или состояние; это то, что́ говорится о подлежащем.

Сказуемое

Простое

Составное

Простое глагольное

глагол в спрягаемой форме

Составное глагольное

Составное именное

связка

вспомогательная часть

именная часть

инфинитив

Составное глагольное сказуемое

Составное именное сказуемое

хочу
могу
желаю
начал
закончил

учиться
петь
знать

был
была
казался
стал
жил
пришла

учителем
в шляпе
умным
героем
недорослем
усталая

Как выполняем

Прочитайте текст.
(1)В природе существуют зоны, где практически нет растительности. (2)Такие природные зоны называют пустынями. (З)Они есть на всех континентах земного шара и занимают около 11 % поверхности суши (около 16,5 млн кв. км). (4)Обязательное условие для формирования пустыни на поверхности земли — неравномерное распределение тепла и влаги. (5)Пустыни образуются там, где выпадает мало осадков и преобладают сухие ветры.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) нет (предложение 1)
2) называют (предложение 2)
3) они есть (предложение 3)
4) условие для пустыни — распределение (предложение 4)
5) выпадает мало осадков (предложение 5)

Как выполняем

1. Всегда внимательно читать задание.
2. Помнить, что задание предполагает несколько ответов.
3. Всегда искать грамматические основы в предложениях текста.
4. При выделении подлежащего искать слово, которое обозначает производителя действия. И это слово стоит только в именительном падеже (исключение составляют подлежащие, выраженные словосочетаниями, например: три сосны).
5. Слово мне не может быть подлежащим.

Как выполняем

Прочитайте текст. (1) Людей всегда мучают разнообразные сожаления - большие и малые, серьёзные и смешные. (2) Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. (3) Действительно, не успеешь оглянуться, как уже вянет лето - то «невозвратное» лето, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства. (4) Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза, а между тем ты ещё не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг. (5) Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа, они просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) вызывает стремительность времени (предложение 2) 2) не успеешь (предложение 3) 3) которое связано (предложение 3) 4) сожаления есть (предложение 5) 5) они просыпаются (предложение 5)