Консультация "Составляющие психологического комфорта и здоровья дошкольников."
Оценка 4.9

Консультация "Составляющие психологического комфорта и здоровья дошкольников."

Оценка 4.9
docx
03.03.2024
Консультация "Составляющие психологического комфорта и здоровья дошкольников."
КОНСУЛЬТАЦИЯ Составляющие психолог. комфорта.docx

Консультация

«Составляющие психологического комфорта и здоровья дошкольников»

 Составитель:

 педагог-психолог

Н.В. Тишина

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/6818_316f3a487807362dd9ba7b2264e1bcb9.jpg.jpg


     
Психологический комфорт и эмоциональное здоровье ребенка-дошкольника – актуальные вопросы в деятельности детского сада.
Эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Общение — это видимая и наблюдаемая связь людей. Отношения и взаимоотношение — стороны общения. Чувства, интересы, внимание — это те психологические процессы, которые выражают отношения человека, его позицию. Позитивные отношения внутри группы — залог успешности и коммуникативного поведения дошкольников в будущем.
Известно, что стоит только переступить порог группы, можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
-Отношениями между воспитателем и детьми;
- Отношениями между самими детьми;

- Отношениями между воспитателями;
- Отношениями между воспитателями и родителями.
Из этого следует, что существуют и такие объективные причины, по которым невозможно в полной мере создать положительный микроклимат в группе, как: 
- атмосфера эмоционального напряжения в группе, 
- нестабильный коллектив группы (частая смена воспитателей), 
- неблагополучная семейная ситуация.
http://wiki.kspu.kr.ua/images/thumb/7/7b/3MTL4TRQ-bs.jpg/675px-3MTL4TRQ-bs.jpgНо кто поможет нашим детям, если не мы сами?
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.
Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.
Хотелось бы уделить внимание такому важному фактору, как психологический комфорт педагогов. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе «психологический душ», который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение. Эмоциональное благополучие педагога - условие положительного эмоционального состояния детей.

           Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ – одна из важнейших задач педагогического коллектива. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении. 
 Так как большую часть времени ребенок проводит в детском саду, нам необходимо обеспечить психологический комфорт.

Что такое комфорт? Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.(“Толковый словарь русского языка”, С. И. Ожегов).
Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

      Мы можем говорить, что ребёнку комфортно в группе,  если ребенку эмоционально хорошо, когда он приходит в детский сад в хорошем настроении и в течение дня оно почти не меняется; когда деятельность его успешна или же переживается им как успешная благодаря внимательному отношению окружающих; когда отсутствует переживание опасности со стороны окружения; когда есть друзья, с которыми хочется играть и которые взаимно проявляют интерес; когда к ребенку хорошо относятся воспитатели и вообще все окружающие.

Конечно, это идеальный портрет эмоционально благополучного ребенка. Однако помочь ребенку быть таким могут и должны окружающие его взрослые.

http://wiki.kspu.kr.ua/images/thumb/7/7b/3MTL4TRQ-bs.jpg/675px-3MTL4TRQ-bs.jpgСоставляющие эмоционального комфорта в группе детского сада

·        Визуальный психологический комфорт.

·        Положительный психологический климат (атмосфера) в группе.

·        Создание психологической защищённости.

       При построении учебно-воспитательного процесса важно учитывать индивидуальные особенности детей, возрастные возможности. 
 В общении и взаимодействии с детьми желательно следовать

 правилу трех «П»:
Понимание – умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
Приятие – безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».

Признание – это, прежде всего, право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.
Следование вышеназванным правилам, согласованное функционирование развития эмоциональной сферы и интеллектуального развития позволят обеспечить психологический комфорт ребенка в ДОУ, а значит его полноценное
развитие. 

Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми.

Можно выделить критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ:

1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье.

Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в ДОУ. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду.

2. Распорядок дня:

Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых – необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды:

соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера.

4. Стиль поведения воспитателя:

 Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними. Никакие успехи в развитии не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.

Психологическое здоровье дошкольников – это забота каждого взрослого, находящегося рядом с ребенком!

Создавать ребенку психологический комфорт – значит обеспечить следующие условия, способствующие его развитию:

- дать ребенку возможность быть самим собой;

- корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребенка;

- предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности.

- научить ребенка понимать и принимать собственные чувства и эмоции и других людей.

Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, если занят увлекательным делом.

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в саду для ребенка  психологического комфорта, такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”.

http://www.zolotyikliuchyk.kiev.ua/wp-content/uploads/2015/12/kidsdraw.gif


 

Скачано с www.znanio.ru

Консультация «Составляющие психологического комфорта и здоровья дошкольников»

Консультация «Составляющие психологического комфорта и здоровья дошкольников»

Но кто поможет нашим детям, если не мы сами?

Но кто поможет нашим детям, если не мы сами?

Составляющие эмоционального комфорта в группе детского сада ·

Составляющие эмоционального комфорта в группе детского сада ·

Стиль поведения воспитателя:

Стиль поведения воспитателя:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2024