Консультация «Совместная деятельность педагога с детьми, направленная на развитие познавательных способностей»
Полноценное познавательное развитие подразумевает объединение усилий взрослых (педагогов и родителей), окружающих ребенка. Взаимодействие, сотрудничество — это прежде всего диалог, который постоянно обогащает всех партнеров и участников.
Сотрудничество позволяет перераспределить информационную нагрузку, учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.
Для усиления результативности и эффективности воздействия на ребенка педагоги и родители должны действовать по единой программе, выполнять общие задачи, согласовывать свои действия и помогать друг другу.
Цель познавательного развития — развивать познавательные интересы, потребности
и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе
обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи познавательного
развития.
1. Расширять и обогащать представления детей о ближайшем
непосредственном окружении. 2. Продолжать знакомить ребенка
с составом его семьи, с именами членов семьи.
3. Продолжать знакомить с предметами ближайшего окружения, их признаками и
свойствами, некоторыми функциями.
4. Начать знакомить с животными (части тела — голова, ушки, глазки, лапы,
хвост; как подает голос; характерные движения).
5. Знакомить ребенка с различными вкусовыми характеристиками продуктов питания
(сладкий, горький, кислый, соленый).
Учить детей
находить знакомые цвета в окружающем.двери, около телевизора (кровати) и т. п.
6. Формировать у детей ориентировку в пространстве комнаты (квартиры): у окна,
у двери;
7. Знакомить с объектами, окружающими ребенка на улице.
8.Расширять и обогащать представления детей о предметах непосредственного окружения, их признаках и свойствах посредством манипулирования и экспериментирования (с предметами рукотворного мира и неживой природы); наблюдения за объектами и явлениями природы; создания соответствующей возрасту разнообразной и периодически сменяющейся развивающей среды.
9. Закреплять и расширять первичные представления о функциональных возможностях
предметов через практический опыт.
10. Учить детей дифференцировать предметы по величине, форме, цвету, другому
признаку.
11. Закреплять и расширять у детей умения выделять и называть основные части
тела (голова, руки, ноги, шея, живот, спина, пальцы). Учить детей показывать на
лице и называть глаза, рот, язык, щеки, губы, нос; на голове — уши, волосы.
12. Закреплять названия продуктов, имеющих разные вкусовые признаки (сладкий,
горький, кислый, соленый).
13. Учить складывать разрезную картинку из двух, трех, четырех частей.
14. Формировать у детей ориентировку в пространстве группы (у окна, у двери).
2. Формировать познавательное отношение к окружающей действительности.
1. Поощрять проявления интереса ребенка к окружающему. Привлекать внимание ребенка к отдельным предметам, объектам, явлениям и событиям. Демонстрировать своим примером (эмоциями) интерес к окружающему миру.
2. Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их признаками (разбирание, вкладывание, комбинирование, элементы экспериментирования и т. п.). Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты. Открывать ему новые стороны предметов, объектов, явлений через комментарии к наблюдаемому, сказки (пояснения, вопросы).
3. Обогащать сенсорный опыт ребенка.
1. Продолжать обогащать сенсорный (чувственный) опыт,
создавая условия для зрительного, слухового, тактильного восприятия предметов
ближайшего окружения, игрушек и дидактических материалов. Обогащать предметную
среду, доступную для восприятия ребенком разнообразия предметов.
2. Способствовать расширению представлений о цвете, форме, величине,
пространстве, фактуре, силе звука. Обращать внимание ребенка и называть ему
свойства, доступные для восприятия цвета (красный, синий, желтый, зеленый,
белый, черный), формы (шар, куб, кирпичик, призма, круг, квадрат), величины
(большой, поменьше, маленький, самый маленький, побольше, самый большой),
пространства (рядом, близко, далеко, впереди, позади, вверху, внизу), фактуры
(мягкий, твердый, гладкий), силы звука (громкий, тихий, высокий, низкий).
Упражнять в нахождении сходства предмета по одному свойству (например, цвету)
независимо от других свойств (например, формы, величины), в выполнении
поручения: «Дай такой же».
3. Побуждать обследовать самостоятельно предметы, развивать обследовательские
действия.
4. Развивать манипуляции с предметами, используя показ и словесное задание,
выполнять взаимосвязанные действия: открывать — закрывать, вынимать —
вкладывать, нанизывать — снимать и др. Побуждать использовать третий
предмет-помощник: палочку, палочку с кольцом, молоточек, совок, лопатку.
Понимать обозначение в речи действия с предметами.
5. Поощрять возникновение интереса к окружающим предметам.
6. Развивать способность предвидеть изменения, происходящие с предметом в
результате действий с ним, устанавливать связь слова с предметом и действием,
связь между явлениями.
7. Продолжать формировать элементарные представления об основных
свойствах цвета, формы, величины, пространства, силы звука на основе
чувственного опыта.
8.Развивать элементарные представления о:
цвете (воспринимать разнообразные цвета, различать 6 основных цветов: красный,
синий, желтый, зеленый, белый, черный; называть 4 цвета, понимать названия
других цветов; выбирать из шести предметов 1—2 указанных цветов независимо от
формы и величины);форме (воспринимать
разнообразные формы, различать контрастные формы: шар, куб, кирпичик, призма,
круг, квадрат; называть 3—4 формы; определять форму независимо от величины и
цвета); величине (воспринимать разнообразные по величине предметы,
различать по длине и высоте два резко контрастных предмета; понимать слова длинный —
короткий, высокий — низкий; правильно называть: большой
и маленький; понимать: самый маленький, самый большой, поменьше, побольше;
выделять величину независимо от формы и цвета);
пространстве (воспринимать разнообразные по размерам пространства, различать
расположение предметов относительно своего тела, понимать слова: рядом,
далеко, подальше, поближе, впереди, позади, вверху, внизу; правильно называть: рядом, далеко, впереди, вверху, внизу; понимать
наречия и предлоги: сбоку, подальше, поближе, около; на, под,
за, в, из-за, из);
фактуре (воспринимать разнообразные по фактуре и материалам предметы; различать
предметы, контрастные по свойствам; понимать слова мягкий —
твердый, гладкий — шероховатый; правильно называть: мягкий,
твердый, гладкий, мягче, тверже; выделять свойства фактуры независимо от формы
и величины предмета); звуке (воспринимать разнообразные природные и
искусственные звуки; различать контрастные звуки; понимать слова громкий —
тихий и промежуточные тише, громче, высокий —
низкий; правильно называть: громкий, тихий).
9. Побуждать наблюдать и изучать признаки предметов. Развивать способность
различать и находить сходство предметов, группировать, соотносить по признакам
при выборе из нескольких параметров, узнавать предметы по сочетанию свойств,
обобщать однородные предметы по одному или нескольким признакам: соотносить 2—3
предмета по цвету при выборе из нескольких цветов, узнавать предметы по
сочетанию 2—3 свойств (цвет, форма, величина);
соотносить 2—3 предмета по форме, при выборе из нескольких представленных форм,
узнавать предметы по сочетанию свойств (цвет, форма, величина);
соотносить 2—3 предмета по величине при выборе из нескольких, узнавать предметы
по сочетанию свойств (цвет, форма, величина);
соотносить 2—3 предмета по фактуре при выборе из нескольких параметров,
узнавать предметы по сочетанию свойств (цвет, фактура).
10. Продолжать развивать ориентировочно-познавательную деятельность:
обследовательские и манипулятивные действия с предметами.
11. Развивать предметно-специфические действия с четырех-шестиместными
предметами (матрешки, пирамидки, вкладыши) по слову с опорой на восприятие,
выполнять взаимосвязанные действия (раскладывать — собирать, открывать —
закрывать и др.), выбирать предметы из нескольких по заданному образцу,
раскладывать предметы в порядке уменьшения—увеличения.
12. Привлекать словесными поручениями внимание к предмету, побуждать находить
его в окружающей обстановке, выделять предмет с заданными свойствами, управлять
действиями ребенка с предметами на основе словесных указаний при восприятии
предмета.
13. Способствовать освоению опосредованных действий с несложными
предметами-орудиями на основе слова с опорой на восприятие, использовать
общепринятые орудия, понимать обозначение в речи действия с предметами.
Развивать способность предвидеть изменения, происходящие с предметом в
результате действий с ним, устанавливать связь слова с предметом или действием,
связь между явлениями.
14. Способствовать пробуждению интереса к окружающему: игрушкам и дидактическим
материалам, пособиям (вкладыши, матрешки, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с
отверстиями разной величины и формы с комплектами вкладок, столики с грибами,
мозаики), поощрять вопросы и отвечать на них.
15. В повседневной жизни создавать условия и побуждать наблюдать за
разнообразием форм, цветов, пропорций предметов при восприятии окружающего
(листья деревьев, цветы, облака, небо, краски в природе, узоры мороза на окне,
цвет пейзажа).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.