КОНСУЛЬТАЦИЯ
«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ»
"Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".
Необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.
В настоящее время обозначается целый ряд проблем, как в семейном воспитании, так и во взаимодействии детского сада и семьи.
1. Долгие годы государство выдвигало на первый план производственные и общественные задачи, таким образом, оттеснив родителей не только от воспитания своих детей, но и от ответственности за своих детей, переложив целиком воспитание детей на общество. «Я работаю, у меня нет времени и специальных знаний заниматься воспитанием», - это мнение можно услышать и сегодня.
2. Неразрешимые пока противоречия между материальными и духовными запросами, а также между семейными и производственными обязанностями женщины снижают статус матери, а «отцовство, как важнейший институт социализации, фактически погублен».
3. Подорвано доверие к воспитателю: родители не удовлетворены тем, как образовывают, воспитывают в детском саду, считая воспитателей педагогически некомпетентными, и после посещения детского сада детей водят в престижные гимназии, элитные лицеи, считая, что именно там их ребенок получит необходимый багаж "современных" знаний, умений и навыков, а детский сад посещают от случая к случаю, так как программа, реализуемая в детском саду, не соответствует современным требованиям, предъявляемым при поступлении в школе.
4. Многие родители, не имеющие педагогического образования, не имеют представления о программе , реализуемой в детским садом, поэтому часто они глухи к советам, просьбам воспитателей, не идут на контакт. Родители выступают сторонними наблюдателями, т.е. безразличными.
5. Часть родителей не устраивает роль сторонних наблюдателей. Они вкладывают средства в развитие ДОУ, высказывают свои предложения, пожелания, требования, формируя, таким образом, «социальный заказ».Социальный заказ предопределяется основной его целью – подготовкой подрастающего поколения, способного к решению различных проблем, к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе.
В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель: воспитывать культурного человека (субъекта культуры); свободного гражданина (субъекта истории, общества); творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития). Реализация этого заказа направлена на решение следующих задач: воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности; развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним; развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений; становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека. В основе всего- социально-личностное развитие ребенка.
Но и здесь возникает проблема: такой «социальный заказ» ограничен музыкой, танцами, иностранным языком; это скорее дань моде: а не «социальный заказ».
6. Родители и педагоги часто чувствуют себя не единомышленниками, сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга.
7. В последнее время школа стала предъявлять новые, необоснованно завышенные требования к уровню развития детей и родители стали требовать от воспитателей обеспечить подготовку детей к школе, понимая это как умение писать, читать, считать. При этом звучат слова родителей: «Не занимайтесь с ребенком всякими пустяками - играми, готовьте его к школе». Их совсем не занимает, не беспокоит, как ребенок общается со сверстниками, чему печалится, радуется, что ему дорого, чем гордится и др., т. е. вопросы воспитания родители считают лишними.
8. Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в развитии. Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не озабочены ее решением, либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся в состоянии повышенной тревожности, что провоцирует развитие неврозов у детей.
9. Сегодня у родителей появилась возможность (и это веяние преобразований, основанных на принципах гуманизма, демократизации общества) нанять гувернантку, определить ребенка в частный или негосударственный детский сад, в элитную школу - вариантов много. Детский сад оказался в состоянии конкурентной борьбы с другими формами воспитательных услуг.
Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства для развития каждого ребенка.
Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор: что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др.
Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте".
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.
Мы считаем, что детский сад и семья могут создать единое пространство развития ребенка, но только в гармоничном дополнении друг друга.
Цель всей работы – привлечь внимание родителей и педагогов к проблемам, связанным со здоровьем детей, их эмоциональным благополучием, своевременным и полноценным психическим развитием и подготовкой к школе. В процессе реализации данного вопроса я столкнулась с рядом проблем:
§ педагогическая пассивность родителей, т.е. непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками;
§ несформированность у родителей «педагогической рефлексии» - неумение самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами;
§ преобладание рационализма в общении педагогов с родителями – педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду, и зачастую относится к родителям, как к объектам воспитания.
С целью решения вышеперечисленных проблем, для развития преимуществ и нивелирования недостатков этих двух воспитательных систем, я разработала систему взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, включающую традиционные и инновационные формы работы с родителями.
Внедрение и апробация инновационных форм работы с семьями воспитанников призваны обеспечить эффективное взаимодействие, сотрудничество с семьей, формирование системы социально-психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи, через:
§ установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов;
§ активизацию и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Начиная работать воспитателем, сначала не совсем понимаешь всей серьезности проблемы общения и взаимодействия педагога и родителей. Проработав какое-то время, начинаешь понимать, что проблемы все-таки существуют, и их нужно решать педагогически правильно, системно. Начиная погружаться в эту проблему, я для себя решила, что для начала нужно найти контакт с каждой семьей, узнать как она "живет", чем "дышит".
Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:
Исходя из этих направлений, я и начала осуществлять работу по взаимодействию с семьями дошкольников.
Чтобы работа имела системный характер, я для себя запланировала план работы с родителями по вопросам взаимодействия детского сада и семьи. Так как я второй год работаю на подготовительных группах, а родители у нас разные, и проблемы разные, то этот план не раз корректировался. Я отбирала для себя наиболее действенные и продуктивные формы им методы работы, исключая лишнее и непдодотворное.
Для определения перспектив развития отношений , содержания работы и форм организации я провела анкетирование родителей, опросы.
Родителям была предложена анкета, которая на начальном этапе помогла определить, что родители знают о дошкольном воспитании, что бы они хотели узнать.
1. Анкеты для выявления уровня
педагогической культуры
родителей
Цель анкеты – адаптировать работу учреждения к потребностям Вашего
ребёнка. Она анонимна, поэтому просим Вас искренне ответить на предложенные
вопросы.
Благодарим за сотрудничество! Смотри ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Проанализировав ответы родителей, я увидела следующие результаты:
*Отношение родителей к источникам информации, откуда они подчерпывают её:
60% родителей пользуются своей интуицией
46% пользуются педагогической литературой и литературой по психологии
40% берут информацию у воспитателей.
*Малым доверием пользуются консультации педагога (это объясняется тем, что психолог работает в детском саду первый месяц), советы других родителей, друзей.
*От детского сада родители хотели бы получить:
86% максимально полную информацию от ребёнка
48% советы по общению с ребёнком
22% советы психолога.
*Мало заинтересованы родители в том, чтобы участвовать в самодеятельности детского сада, возможность большего общения с родителями других детей.
Далее попытались определить трудности, которые испытывают родители при воспитании детей.
31% - ребёнок плохо ест
20% - не слушается родителей
13% - родители проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи.
Но за помощью к педагогам детского сада родители обращаются только в 35%, 58% - не обращаются, потому что:
33% считают, что справятся сами
17% не придают особого значения этим трудностям
13% считают это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанности педагога.
Даже из этой "входной" анкеты видно, что проблемы во взаимодействии детского сада и семьи есть, над ними нужно работать. Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа. Чтобы начать разбираться в сложившейся ситуации, я предложила родителям еще одну анкету, в которой каждый родитель смог определить перечень тех тем и вопросов, которые он хотел бы получать от воспитателя, от специалистов детского сада по вопросам воспитания и обучения своего ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Уважаемые родители!
Для выявления Ваших запросов, интересов, пожеланий при организации
образовательных и воспитательных услуг в дошкольном учреждении просим Вас
ответить на следующие вопросы:
Результаты и этой анкеты были разрозненны: одни родители желают, чтобы их ребенок развивался разносторонне, другие, напротив, хотят продвигать своего ребенка по "узкой", "конкретной" стязе (рисование, театральное мастерство).
Я считаю, для того чтоб семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвовала, необходимо как можно чаще "включать родителей" в деятельность дошкольного учреждения, т.е. чтобы они принимали активное участие в работе ДОУ. А по анкетам родителей мы видим, что им не хватает специальных педагогических знаний (педминимума).
Всю работу с родителями я разделила на три блока: повышение педагогической грамотности родителей, повышение правовой грамотности родителей, включение родителей в деятельность ДОУ (совместная деятельность "родителей-воспитателей-детей". Мною был составлен план работы, включающий все мероприятия.
Повышение педагогической грамотности родителей: .
Лекции, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитация, консультативный пункт.
Включение родителей в деятельность ДОУ:
Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью Д0У. Соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, совместные праздники, субботники, организация выставок.
Повышение правовой грамотности родителей:
Помещени информации на Информационный стенд, использование папок-передвижек, выддержки-цитаты газетного характера, использование периодики
Вот плавно перешли ко второму направлению взаимодействия с семьёй – это просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Повышение педагогической культуры родителей осуществляется по следующим направлениям.
- Изучение закономерностей развития ребёнка (особенностей физического и психического развития на разных возрастных этапах).
-Знакомство с современными системами семейного воспитания.
-Пропаганда здорового образа жизни
-Содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям
консультирование по интересующим вопросам.
Все эти вопросы очень хорошо решать во время индивидуальных бесед, помещения информации на информационный стенд в колонку "Это интересно", "Это должен знать каждый".
Очень много познавательной, методической информации я помещаю в папки-передвижки, которые у нас располагаются на шкафчиках у деток. Сначала родители не предавали им особого значения, но после наглядной демонстрации одной из папок, родители стали охотно читать информацию, дискуссировать в свободное время, пока их ребеночек ужинает или одевается.
Большую пользу мне оказала моя включенность в Консультативный пункт при детском саде: каждый родитель в определенный день недели имеет право прийти на "прием" к воспитателю, психологу, логопеду и получить интересующую его информацию по вопросам воспитания и обучения в детском саду. Наш Консультативный пункт очень популярен среди родителей. Родителей интересуют различные вопросы, на которые мы можем дать ответ. Вот некоторые из них:
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Вопросы правовой грамотности родителей очень актуальны. В своей работе я знакомлю родителей с целым рядом документов, в которых отражены права ребенка.
Чтобы каждому родителю не зачитывать эти документы, я помещала оригиналы и копии этих документов на информационный стенд,помещала информацию в папки-передвижки.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Но, индивидуальные беседы, обмен информации в Консультативном пункте, стендовая агитация не может сама по себе еще сильнее сплотить между собой 3 звена -"воспитатель-родитель-ребенок". Наибольшую пользу, результативность приносят коллективные мероприятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Все эти совместные мероприятия очень сильно объединяют и сплочают между собой всех:родителей, детей, воспитателей. В такие моменты все участники становятся единым целым, занятым одной проблемой, которую нужно решать сообща. Участие каждого здесь максимально нужно, полезно!
Когда я только начинала работать в данных направлениях, возникало очень много вопросов, непониманий со стороны родителей, недоумений: "А зачем нам это все нужно!".Родители по-началу не хотели тратить свое время на такого рода работу "над собой", но, постепенно, они начали проявлять все больший интерес к жизни сада, к жизни своих детей. Начинали превращаться из оппонентов, в единомышленники. Чтобы удостовериться в в том, что я работаю не зря, что все мои мероприятия приносяьт пользу, я попросила родителей еще раз заполнить анкету, в которой они укажут "нынешнее" отношение к воспитателю, к детскому саду, к своему ребенку.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
По результатам диагностики я увидела, что вся проделанная мною работа стала приносить свои положительные результаты: родители стали больше знать информации о детском саде, о "жизни" в нем; всю интересующую информацию они получают не из интернета или соседей, а из уст воспитателя, узких специалистов. Большая часть родителей желает активно участвовать в жизни сада, оказывая различного рода пользу: материальную, продуктивную. Результаты диагностики, отношение родителей говорит о том, что вся работа проделывается не зря, ведь
своей работе я отбираю наиболее результативные и востребованные родительской общественностью формы взаимодействия, пересматриваю основы взаимоотношений с родителями, стремлюсь сделать так, чтобы они стали более конструктивными. Я придерживаюсь ценностей, связанных с уважительным отношением к семьям, умением прислушиваться к их проблемам, совместными усилиями учиться способам взаимодействия с ребенком.
ВЫВОД
Организуя вышеперечисленные мероприятия, я стремлюсь обогатить воспитательные умения родителей быть с ребенком в контакте, помочь родителям приобрести собственный воспитательный опыт.
Таким образом, проводимая работа способствовала оптимизации процесса взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Ориентируясь на гуманистический подход, изменилось традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителем, помогает гармонизировать их отношения. Использование разнообразных форм работы с родителями дает определенный результат: они активно участвуют в жизни детского сада, стали верными помощниками воспитателей, а это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды
План на будущее:
С помощью анкетирования выявить темы, с которыми родители хотели бы ознакомиться в будущем году.
Учитывая данные анкетирования разработать перспективный план работы с родителями на 2012-2013 учебный год
Разработать конспект родительского собрания по итогам года. Провести итоговое родительское собрание.
Оформить паспорт семьи.
Сделать подборку нормативно-правовых документов для повышения правовой культуры родителей
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Консультативный пункт
Родительское собрание
Папки-передвижки
Индивидуальные беседы
Творческие домашние задания на дом (сделай поделку, нарисуй рисунок)
Досуговые мероприятия
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
1. Анкеты для выявления уровня
педагогической культуры
родителей
1. Откуда Вы берёте информацию о воспитании ребёнка
- Своя интуиция
- Педагогическая и психологическая литература
- Воспитатель д\с
- Психолог д\с
- Личный опыт и то, как их воспитывали в детстве
- Советы других родителей, друзей, соседей
- Другое…
2. Что бы Вы хотели получить от детского сада?
- Максимально полную информацию о ребёнке
- Педагогические советы по общению с ним
- Психологические консультации
- Рекомендации, какую литературу о воспитании ребёнка вашего возраста лучше
прочитать
- Возможность большего общения с родителями других детей
- Участвовать в самодеятельности д\с
- Другое…
3. Трудности, которые Вы испытываете при воспитании детей
дошкольного возраста
- Ребёнок плохо ест
- Не слушается родителей
- Вы проявляете неуверенность в себе, испытываете страхи в воспитании ребёнка
- Не знаете чем занять ребёнка дома
- Другое…
4. Обращались ли вы за помощью к педагогам, специалистам детского сада с этими трудностями?
5. Если нет, то почему не обращались
- Не придаёте особого значения этим трудностям
- Считаете это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в
обязанность педагога
- Испытываете затруднения в общении с сотрудниками детского сада
- Считаете, что справитесь сами
- Другое…
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Уважаемые родители!
Для выявления Ваших запросов, интересов, пожеланий при организации
образовательных и воспитательных услуг в дошкольном учреждении просим Вас
ответить на следующие вопросы:
1. Ф.И. ребёнка _________________
2. Дата рождения ________________
3. На что, по Вашему мнению, должно быть направлено воспитание и образование
Вашего ребёнка в детском саду (выделить 2-3 пункта)
4. Какие кружки, клубы хотел бы посещать Ваш ребёнок во время его пребывания в детском саду
____________________________________________________
5. Отметьте темы, которые Вы хотели бы обсудить на встрече с педагогами в будущем учебном году
6. Что бы Вы хотели изменить в жизни детского сада:
7. Желаете ли Вы получить консультацию по вопросам воспитания ребёнка:
Спасибо за сотрудничество
ЛИТЕРАТУРА:
1. Н.К. Крупская "Педагогические сочинения"
2. Е.П. Арнаутова "Планируем работу с семьей" // Управление в ДОУ, 2002 №4
3. Е.П. Арнаутова "Педагог и семья", М., 2001
4. Т.А. Данилина "Интеграция работы ДОУ с семьей"//Управление ДОУ.2002, №4 5. В.П. Дуброва "Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада и семьи". Учебное пособие
6. О.Л.Зверева "Детский сад и семья: первые годы революции и современность"// Управление ДОУ . 2002, №4
7. О.Л.Зверева "Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями"// Управление ДОУ.2002, №4
8. Т.А.Куликова "Семейная педагогика и домашнее воспитание", М. 1999
9. Л.Ф.Островская "Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников", М, 1990
10. Г.Г.Петроченко "Педагогические ситуации в дошкольной педагогике", Минск, 1984
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.