ПРОВЕДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ речевого развития дошкольника 6-7 лет.
- Исследование состояния лексики (по просьбе логопеда ребёнок называет несколько ягод, насекомых, транспорта и т.д.).
способность ребёнка к обобщению (назвать одним словом изображения нескольких ягод, насекомых, транспорта и т.д.).
подобрать слова антонимы (слова «наоборот») лёгкий – тяжёлый, добро – зло и т.д.
состояние глагольного словаря (ребёнок отвечает на вопросы логопеда, как подают голос разные животные.).
задание назвать цвет и форму предметов, изображённых на картинке (прямоугольное окно, голубая многоугольная салфетка, треугольный красный флажок.).
Исследование грамматического строя речи
образовать форму множественного числа имён существительных/стол – столы, окно – окна, лист – листья и т.д./.
образование формы имён существительных в косвенных падежах («Много чего?» – листьев, окон, вёдер и т.д.).
способность ребёнка согласовывать имена прилагательные с именами существительными единственного числа ( фиолетовый колокольчик, розовое платье и т.д.).
способность употребления ребёнком простых предлогов («Где лежит мяч?» - Под столом. «Где летает бабочка?» – Над цветком и т.д.).
способность ребёнка согласовывать имена числительные с именами существительными ( два воробья – пять воробьёв, два ведра – пять вёдер и т.д.).
способность ребёнка пользоваться суффиксальным способом словообразования: ( назови «ласково») окно – окошечко, крыльцо – крылечко и т.д.; (название детёнышей животных) у бобрихи – бобрёнок, у коровы – телёнок и т.д.
образование относительных прилагательных по образцу, данному логопедом: сапоги из резины какие?, стол из дерева какой?.
образование притяжательных прилагательных: очки бабушки – бабушкины, хвост лисы – лисий и т.д.
образование приставочных глаголов по картинкам: «Что делает мальчик?» – выходит из…., входит в…., переходит через…. и т.д.
образование глаголов совершенного вида: «Девочка строит домик. Девочка построила домик.»
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.
Возможность ребёнка повторить слова различной звукослоговой структуры: /тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик./
Прослушать и повторить следующие предложения: «Сапожник чистит сапоги. У фотографа фотоаппарат со вспышкой. Экскурсовод проводит экскурсию.»
Исследование состояния звукопроизношения (повторение ребёнком последовательно звуков всех групп вслед за логопедом, в словах и предложениях).
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Способность ребёнка отражённо повторять цепочки слогов с оппозиционными звуками (са – ша – са, ша – жа – ша, ча – тя – ча и т.д.) .
ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
Выделить начальный ударный гласный звук из слов: (астра, арка, осень, озеро, уши, улей, иглы, искры).
Выделить конечный согласный звук из следующих слов: ( кот, суп, сом, лимон, мох, сок).
"Для чего нужны домашние логопедические задания?"
Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом определяется участием родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий.
Только при регулярном выполнении домашнего задания можно добиться положительной динамики и закрепить материал, изученный на занятиях логопеда.
Только при систематической работе логопеда и родителей ребенок научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи и перестанет делать грамматические ошибки.
Семья и детский сад должны работать ВМЕСТЕ, потому что в одиночку даже самый хороший логопед не справится с нарушением речи.
- Необходимо выкроить время для занятия с ребенком дома (15 – 20 минут.):
- Сесть с ребенком за стол.
- Выполнить упражнения для пальцев (пальчиковая гимнастика).
- гимнастику для языка (артикуляционная гимнастика) /желательно перед зеркалом/ (5 - 7 минут).
- Проговорить речевой материал на автоматизацию или дифференциацию звуков.
- выполнить задания по лексике и грамматике, по развитию фонематического слуха.
Помощь ребенку в выполнении домашних логопедических заданий со стороны родителей просто необходима.
Хвалите детей за каждое, пусть даже незначительное достижение.
Выполняйте рекомендации специалистов и не бойтесь спросить у них совета, когда Вам что-то непонятно.
Помните, что только когда мы объединяем усилия, можно добиться поставленной цели – научить малыша красивой, правильной речи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.