ПРОВЕДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СОСТОИТ ИЗ 6-ТИ ЧАСТЕЙ:
ИССЛЕДОВАНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ:
- проверка понимания имён существительных (ребёнок по просьбе логопеда показывает отдельные предметы и части предметов: части тела локоть, ладонь, висок и т.д.; части одежды пуговица, манжета и т.д.);
- исследование словаря существительных по лексическим темам: «игрушки, транспорт, дикие птицы, мебель и т.д.»;
- понимание ребёнком глаголов (по просьбе логопеда ребёнок показывает на картинках - действиях кто что делает: кто строит, кто продаёт, кто покупает и т.д.);
- исследование понимания ребёнком прилагательных (показать на картинках, молодой и старый человек, весёлый и грустный мальчик и т.д.).
- исследование понимания ребёнком различных форм словоизменения (ребёнок по просьбе логопеда показывает где рукав, а где рукава; где ухо, а где уши и т.д.);
- исследование понимания ребёнком предложно падежных конструкций (по просьбе логопеда ребёнок показывает на сюжетной картинке объект, который выглядывает из ….. , из-за ….. , из-под …. , который сидит над …..);
- исследование понимания ребёнком уменьшительных суффиксов «логопед предлагает ребёнку последовательно показать: окно – окошечко, рукавицу – рукавичку и т.д.;
- исследование возможности различения ребёнком глаголов ед. и множ. числа (логопед предлагает ребёнку показать: где мальчик читает , а где читают, где девочка ест, а где едят и т.д.);
- исследование понимания ребёнком отдельных предложений и содержание знакомой сказки;
- исследование состояния фонематического восприятия (проверка способности ребёнка различать оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, потом смешиваемые в произношении)./По просьбе логопеда ребёнок показывает такие пары изображений: мышка – мошка, лук – люк, марка – майка, мышка – мишка и т.д./
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ.
- Исследование состояния лексики (по просьбе логопеда ребёнок называет несколько ягод, насекомых, транспорта и т.д.).
способность ребёнка к обобщению (назвать одним словом изображения нескольких ягод, насекомых, транспорта и т.д.).
подобрать слова антонимы (слова «наоборот») лёгкий – тяжёлый, добро – зло и т.д.
состояние глагольного словаря (ребёнок отвечает на вопросы логопеда, как подают голос разные животные.).
задание назвать цвет и форму предметов, изображённых на картинке (прямоугольное окно, голубая многоугольная салфетка, треугольный красный флажок.).
- Исследование грамматического строя речи (образовать форму множественного числа имён существительных) /стол – столы, окно – окна, лист – листья и т.д./.
образование формы имён существительных в косвенных падежах («Много чего?» – листьев, окон, вёдер и т.д.).
способность ребёнка согласовывать имена прилагательные с именами существительными единственного числа ( фиолетовый колокольчик, розовое платье и т.д.).
способность употребления ребёнком простых предлогов («Где лежит мяч?» - Под столом. «Где летает бабочка?» – Над цветком и т.д.).
способность ребёнка согласовывать имена числительные с именами существительными ( два воробья – пять воробьёв, два ведра – пять вёдер и т.д.).
способность ребёнка пользоваться суффиксальным способом словообразования: ( назови «ласково») окно – окошечко, крыльцо – крылечко и т.д.; (название детёнышей животных) у бобрихи – бобрёнок, у коровы – телёнок и т.д.
образование относительных прилагательных по образцу, данному логопедом: сапоги из резины какие?, стол из дерева какой?.
образование притяжательных прилагательных: очки бабушки – бабушкины, хвост лисы – лисий и т.д.
образование приставочных глаголов по картинкам: «Что делает мальчик?» – выходит из…., входит в…., переходит через…. и т.д.
образование глаголов совершенного вида: «Девочка строит домик. Девочка построила домик.»
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Пересказ текста из нескольких предложений.
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.
Возможность ребёнка повторить слова различной звукослоговой структуры: /тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик./
Прослушать и повторить следующие предложения: «Сапожник чистит сапоги. У фотографа фотоаппарат со вспышкой. Экскурсовод проводит экскурсию.»
Исследование состояния звукопроизношения (повторение ребёнком последовательно звуков всех групп вслед за логопедом, в словах и предложениях).
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Способность ребёнка отражённо повторять цепочки слогов с оппозиционными звуками (са – ша – са, ша – жа – ша, ча – тя – ча и т.д.) .
ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
Выделить начальный ударный гласный звук из слов: (астра, арка, осень, озеро, уши, улей, иглы, искры).
Выделить конечный согласный звук из следующих слов: ( кот, суп, сом, лимон, мох, сок).
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В логопедическом заключении определяется уровень сформированности речи ребёнка.
СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЕНОК К СЕМИ ГОДАМ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ ВСЕЙ СИСТЕМОЙ РОДНОГО ЯЗЫКА:
- ГОВОРИТЬ СВЯЗНО;
- ПОЛНО ИЗЛАГАТЬ СВОИ МЫСЛИ;
- ЛЕГКО СТРОИТЬ РАЗВЕРНУТЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ;
- БЕЗ ТРУДА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ РАССКАЗЫ И СКАЗКИ;
- ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ ВСЕ ЗВУКИ;
- ЛЕГКО ВОСПРОИЗВОДИТЬ МНОГОСЛОЖНЫЕ СЛОВА \МИЛИЦИОНЕР, ВЕЛОСИПЕД, АКВАРИУМ\;
- ОВЛАДЕТЬ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ НАВЫКАМИ;
РАСШИРИТЬ И ОБОГАТИТЬ СВОЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, БЕЗ КОТОРОГО НЕВОЗМОЖНО ПОНИМАНИЕ РЕЧИ И ТОЧНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СВОИХ МЫСЛЕЙ.
ВСЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ ПОДЧИНЯЕТСЯ ОДНОЙ ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕ – ПОДГОТОВКА К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. И УСПЕХ В ЭТОЙ РАБОТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДОСТИГНУТ ТОЛЬКО ПРИ ТЕСНОМ КОНТАКТЕ ЛОГОПЕДА , ПЕДАГОГОВ И КОНЕЧНО ЖЕ ВАС – УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ.ТАКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ОБЕСПЕЧИТ НАИБОЛЬШИЙ УСПЕХ В СВОЕВРЕМЕННОМ ИСПРАВЛЕНИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.