Консультация учителя-логопеда для родителей на тему:
«Как провести лето
с пользой для развития речи»
(для будущих первоклассников)
Лето – это солнца луч, тёплый дождик из–под туч.
Лето – яркие цветы необычной красоты,
Лето – тёплая река, стайкой в небе облака.
Лето! Лето к нам идёт! Всё ликует и поёт!
Уважаемые родители!
Для развития ребёнка не обязательно покупать только дорогостоящие игры и пособия.
Играйте больше со своими детьми в игры, не требующие длительной подготовки, больших
временных и материальных затрат. С пользой проводите время на пляже, даче, в лесу, на
экскурсиях, используя воду, песок, свежий воздух, наблюдая красоту и особенности окружающей
обстановки. Это необходимо для получения новых впечатлений, обогащения словаря, связной
речи, развития дыхания, мелкой моторики, запоминания букв.
Приготовьте шкатулку или коробку, подпишите её: «Моё лето», «Как я провёл лето»,
«Шкатулка летних чудес» и т.д., куда собирайте интересные факты, что интересного случилось
на отдыхе. Пусть это будут - камешки, ракушки, фантики, рисунки, фотографии, брошюры об
экскурсиях, афиши мультфильмов и многое другое).
Как можно больше обсуждайте увиденное и пережитое со своим ребёнком!
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые вы можете организовать со своими детьми в летний период.
ИГРЫ В ДОРОГЕ, НА ПРОГУЛКЕ
(можно использовать мяч).
1. Игры на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
1. «Кто больше назовёт слов в рифму?»
рама – панама – лама - дама …
пушка – подушка – лягушка – катушка – мушка …
дом – том – гном – ком – сом …
день – тень – день – олень …
мак – бак – рак – лак – так …
2. «Какое слово не подходит в рифму?»
пушка – подушка – лягушка – катушка – мушка – карамель
кот – год – улица – поход – удод
дом – салат - том – гном – ком – сом
сам – гам – там – сон – бам
пень – тень – день – олень – космос
бутон – батон – пакет – жетон
3. «Придумай слова на звук».
· Инструкция: «Придумай слова, которые начинаются на звук [а]» (август, армия, Алёна, Африка, арбуз и т.д.)
Аналогичная работа со звуками [О], [У], [И], [С], [М], [Ш], [К], [Т], [П].
· Инструкция: «Назови имена на заданный звук» (Например: твёрдый согласный звук [Т] – Тося, Тася, Таня, Толя, Трофим…).
· Инструкция: «Придумай слова, которые заканчиваются на звук [Ы]» (лыжи, столы, полы, лисы и т.д.)
Аналогичная работа со звуками [А], [О], [У], [И], [С], [М], [Ш], [К], [Т], [П].
4. «Придумай слово».
Инструкция: Придумай 3 слова со звуком [м]: в начале, в конце и середине (мак, сом, зима).
Аналогично со звуками [к], [т], [с] , [ш], [п], [н], [л] и др.
5. «Определи количество звуков в слове».
Например: Сколько звуков в слове «рот», «двор», «парк», «парта», «страус» и т.п.
6. «Определи последовательность звуков в слове».
Например: Какой первый звук в слове «карман»? а второй, третий, четвёртый…?
7. «Определи место звука в слове».
Например: Какой звук находится перед звуком «р» в слове «порт»? а какой после «р»?
8. «Придумай слово, состоящее из четырёх (трёх, пяти и т.д.) звуков».
9. «Составь слово из звуков, данных в беспорядке».
Например: «м», «л», «о» - «лом».
10. «Сочини стихи».
В лесу построен дом. Высоко летает мушка. Отправляется в полёт
В нём живёт весёлый (гном). Хочет съесть её (лягушка). Серебристый (самолёт).
11. «Цепочка слов».
Автобус – самокат - трактор – ракета – автомобиль.
(Последний звук в слове является началом следующего слова!)
12. «Звукоед».
Звукоед прилетел и первый звук [к] во всех словах он съел:
. арандаш, . офта, . убик, . укла, . лоун. (Так же игра проводится с другими звуками).
13. «Слогоед».
Доскажи последний слог в слове: ЛА; РА и другие. Назови слова, которые ты починил.
ЛА: Пи – (ла ), ска - .., мет - .., шко - .., аку - …
РА: Но – (ра), иг – (ра), го- (ра), ик – (ра).
14. «Что не так?»
Небо висит на радуге. Калач съел Славу. Река плывёт по кораблю.
15. Повторяйте знакомые скороговорки.
Выучите новые! Автоматизация звука [Р]:
Сыр сорока раздобыла. У Варвары в сарафане
Сорок дырок в сыре было! Карандаш простой в кармане.
Сыр сорока поклевала - Нарисуй Варвара речку
Сыра с дырками не стало! И кудрявую овечку.
2. Игры на развитие лексико-грамматического строя речи.
1. «Сосчитай до пяти».
Одно ухо, два уха, три уха, четыре уха, пять ушей.
Один лоб, два лба, три лба, четыре лба, пять лбов.
(Так же со словами: щека, ведро, окно, лев, бант, дерево, полотенце, ладонь, колено и др.).
2. Назови родственные слова к словам:
БЕРЁЗА – берёзка, берёзонька, берёзы, берёзовый…
Аналогично со словами: ЛЕТО, РЕКА, ЦВЕТОК, СОЛНЦЕ и др.
3. «Наоборот».
Инструкция: Широкий, а наоборот – … (узкий).
высокий - … подниматься - …
грустный - … завязывать - …
сухой - … говорить - …
громкий - … вверх - …
гладкий - … вперёд - …
мягкий - … день - …
больной - … зима - … и т.д.
4. «Скажи, чей?»
Хвост зайца – чей хвост? (Заячий).
Хвост волка – чей хвост? (Волчий).
Хвост лисы – чей хвост? (Лисий).
Хвост медведя – чей хвост? (Медвежий).
Хвост рыси – чей хвост? (Рысий).
Хвост петуха – чей хвост? (Петушиный).
Хвост змеи – чей хвост? (Змеиный).
Хвост воробья – чей хвост? (Воробьиный). И т.д.
Аналогично: со словами «уши», «лапы».
5. «Один – много».
Один дом – … (много домов).
Одно дерево – … (много деревьев).
Одна поездка – … (много поездок).
Один этаж - … (много этажей).
Одно окно - … (много окон). И т.д.
6. «Вопрос – ответ».
· Кто как передвигается?
Инструкция: Муравей ползает, а бабочка … (летает).
Гусеница ползает, а кузнечик ... (прыгает) и т.д.
· Кто как голос подаёт?
Инструкция 1: Гусь гогочет, а утка … (крякает).
Кошка мяукает, а собака … (лает) и т.д.
Инструкция 2: Как подаёт голос кошка? (собака, медведь, воробей, ворона, корова). И т.д.
·
Названия,
каких деревьев ты знаешь?
· Какие цветы растут на лугу?
· Что тебе понравилось на прогулке, на пляже?
· Похвастайся, чему ты научился. Что нового узнал?
7. «Насекомые - великаны».
Это не паук, а паучище. Это не жук, а жучище. Это не муравей, а муравьище.
Это не комар, а … Это не червяк, а … Это не шмель, а… Это не таракан, а …
8. «Шагайка – называйка».
Инструкция: Называй слово и одновременно делай шаг вперёд или шагай по лестнице.
Я знаю рыб … Я знаю перелётных птиц…
Я знаю насекомых … Я знаю времена года… и т. д.
9. «Угадай, что съел?».
Инструкция: Ребёнок с закрытыми или завязанными глазами пробует овощи, фрукты, ягоды и
называет, что он попробовал.
Я попробовал огурец. Я думаю, это – арбуз. И т.д.
10. «Загадки».
Инструкция: Сначала взрослый, не называя самого предмета, называет его признаки, а ребёнок
должен отгадать.
Например: Это птица. Она лесная, зимующая, шумная, любопытная, пугливая,
белобокая … (Сорока).
Ребёнок отгадывает. Затем загадывает загадку ребёнок.
11. «Назови одним словом».
Кровать, стул, диван, кресло, комод – это … (мебель).
Кофта, юбка, платье, сарафан – это … (женская одежда).
Брюки, шорты, рубашка, жилет, майка – это … (мужская одежда).
Туфли, сапоги, валенки, босоножки, ботинки – это … (обувь).
Шапка, платок, шляпа, бейсболка, кепка – это … (головные уборы).
Корова, кошка, кролик, овца, собака – это … (домашние животные).
Волк, лиса, рысь, медведь, барсук, енот – это … (дикие животные наших лесов).
Жираф, бегемот, обезьяна, слон, тигр, лев – это … (дикие животные жарких стран).
Тюлень, песец, белый медведь, морж, северный олень – это … (дикие животные Севера).
Соловей, скворец, грач, ласточка, утка, цапля – это … (перелётные птицы).
Ворона, галка, синица, воробей, голубь – это … (зимующие птицы).
Сом, карась, щука, лещ, окунь – это … (рыбы).
Морковь, помидор, картофель, свёкла, огурец, лук – это … (овощи).
Апельсин, слива, яблоко, банан, хурма, киви – это … (фрукты).
Земляника, смородина, клубника, вишня, крыжовник – это … (ягоды). И т.д.
12. «Я знаю части».
Я знаю части руки: пальцы, ногти, ладонь, запястье, локоть, предплечье.
Я знаю части одежды: …
Я знаю части машины: …
Я знаю части цветка: …
Я знаю части дома: …
13. «Скажи, какой?»
дом из дерева (какой?) – … (деревянный)
самолётик из бумаги (какой?) - … (бумажный)
компот из слив (какой?) – … (сливовый) и т.д.
14. «Какое слово получится?».
Инструкция: Какое одно новое слово можно образовать из двух: лёд и ходить (ледоход).
Снег и падать? (снегопад)
Пар и ходить? (пароход)
Разный и цвет? (разноцветный) и т.д.
Примечание: В дождливые дни можно занять ребёнка повторением игр из тетрадей для домашних заданий.
3. Задания на развитие мелкой моторики.
Очень полезны задания на соединение точек, штриховка, работа по клеточкам, рисование узоров по образцу и под диктовку. (Взрослый диктует: «Две клеточки вверх, одна вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо. Продолжай»! «Одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо»).
Эти задания развивают мелкую моторику, ориентировку на плоскости, графический навык, что способствует успешному усвоению письма!
4. Игры и задания с буквами.
1. Памятка:
Понятия:
· «Звук»: Звуки мы слышим и произносим.
· «Буква»: Буквы мы видим, читаем и пишем.
· «Гласный звук»: Это звук речи, который произносится с голосом (от старославянского – глас).
Признаки:
ü Гласные звуки поются.
ü Гласные звуки тянутся.
ü Гласные звуки произносятся без преграды (выдыхаемой струе воздуха не мешают выходить изо рта ни язык, ни губы, ни зубы).
ü Гласные звуки образуют слог.
· «Согласный звук»: Это звук речи, который произносится с голосом и шумом (звонкие согласные) или с шумом (глухие согласные).
Признаки:
ü Согласные звуки не поются.
ü Согласные звуки: одни – тянутся ([м-м-м], [с-с-с], [л-л-л] и др.), другие – не тянутся ([к], [т], [ц] и др.).
ü Согласные звуки произносятся с преградой (выдыхаемой струе воздуха мешают свободно выходить изо рта язык, губы или зубы).
ü Согласные звуки слог не образуют.
Для справки:
В русской фонетической системе 6 гласных звуков [а], [о], [у], [ы], [э], [и].
В русской письменной системе 10 гласных букв: Аа, Оо, Уу, ы, Ээ, Ии, Яя, Ёё, Юю, Ее.
Гласные звуки (гласные 1-го ряда):
[а], [о], [у], [ы], [э], [и] - указывают на твёрдость впереди стоящего согласного.
Гласные буквы (гласные 2-го ряда):
я, ё, ю, е, и – указывают на мягкость впереди стоящего согласного.
В начале слова, после гласной, разделительного Ъ и Ь эти буквы обозначают 2 звука.
В русской фонетической системе 36 согласных звуков: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [й’] [б], [б’], [п], [п’], [в], [в’], [ф], [ф’], [д’], [д’], [т], [т’], [г], [г’], [к], [к’], [з], [з’], [с], [с’], [ж], [ш], [ц], [ч’], [щ’], [х], [х’].
В русской письменной системе 21 согласная буква:
Мм, Нн, Лл, Рр, Йй, Бб, Пп, Вв, Фф, Дд, Тт, Гг, Кк, Зз, Сс, Жж, Шш, Хх, Цц, Чч, Щщ.
Буквы: Ъ, Ь – знаки, которые звука не обозначают, выполняют функции:
· указывают на твёрдость или мягкость предшествующего согласного
· разделяют согласный и последующий гласный
Таким образом,
В русской фонетической системе всего 42 звука (6 гласных и 36 согласных).
В русской письменной системе всего 33 буквы (10 гласных, 21 согласная + буквы Ъ, Ь).
Внимание!
· На первом этапе обучения грамоте согласные звуки произносим, как звук.
Например: не «эм», а «м-м-м», не «ка», а «к!», не «ша», а «ш-ш-ш» и т.д.
Это поможет ребёнку правильно сливать слог, без дополнительных звуковых примесей.
· Принято цветовое обозначение букв, обозначающих звуки.
Так, буквы, обозначающие гласные звуки, принято писать красным цветом.
Буквы, обозначающие твёрдые согласные звуки, принято писать синим цветом.
Буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, принято писать зелёным цветом.
· В транскрипции принято для отличия от буквы звуки заключать в квадратные скобки, а мягкость согласных обозначать запятой, расположенной вверху справа. Я использовала и цветовой метод и транскрипционный.
2. Если ребёнок забывает, путает буквы, то можно:
· Писать буквы пальцем, палочкой на песке, столе, составлять из камней, палочек, лепить из глины, пластилина.
· На что похожа буква? (З – на змею, завитушку, Т- на табурет, Л – на лапки).
Из скольких элементов состоит? В какую сторону «смотрит»?
· Игра «Почини букву».
Написаны только один-два элемента, нужно дописать и прочитать букву.
· Игра «Зачеркни букву-самозванку».
Одна и та же буква написана в правую и в левую сторону, обвести правильную.
· Пишем букву на спине ребёнка, он отгадывает и называет букву.
3. Тренируемся в чтении слогов, слов и предложений:
Для формирования навыка беглого и
осмысленного чтения мы используем специальные разметки слогов и слов: слияния
(две буквы) и примыкание (одна буква), образуя тем самым своеобразную «дорожку
чтения». Поставив палец на дорожку, и продвигая его вперёд, ребёнок,
читает, например, слово
СУМКА
Знак указывает, что
нужно тянуть первую букву, пока палец ребёнка не передвинется на вторую букву,
читать две буквы вместе! МА, КИ, ТО, КА.
Знак указывает, что
надо читать буквы,
как
звук (М = [М-М-М], К = [К!]), т.е. кратко, без призвука [Э], [А], не алфавитное
название «ЭМ» (А кто-то букву «ЭМ» может и вовсе назвать «МЭ»).
4. Прочитай слоги в строчку, в столбик.
ГУ КИ ТЫ КО ЧА ВЕ
БУ СИ ЗЫ НО МА СЕ
МУ ГИ СЫ ЛО ЗА ЛЕ
ЛУ ЛИ МЫ ВО ВА МЕ
ТУ ШИ ЛЫ ТО СА ТЕ
5. Прочитай слова из одного, двух, трёх слогов:
СОМ, МАК, НОС, КОТ, СУП, ДЫМ, ЛУК, МИР, ЛИС
БУСЫ, НОГИ, САЛО, КИТЫ, КОТЫ, НОСЫ
ЧАСЫ, ТАЗЫ, ВОВА, ЛЕНА, СЕЛО, ЛЕТО, ЛИСЫ
ВОЛОСЫ, МЕТЕЛИ, ЗАНОЗЫ, МАЛЫШИ
КАМЫШИ, КАРЕТА, МОЛОКО, ПОЛОСА
6. Вставь пропущенные гласные в слова вместо точек и прочитай:
П . СЬМ . , С. НК . , С . Н . , Л . С . , Л . С, П . С, Н . С, Л . Н . ,
Ш . Н . , Т . Ч . , Щ . К . и т. д.
7. Вставь в слова буквы Ш или Ж, прочитай:
Ж: . АР, . ИЛИ, НА . ИВКА
Ш: . АР, . ИЛИ, НА . ИВКА
8. Впиши в таблицу первую букву и прочитай новое слово.
Л |
Е |
Н |
Ь |
|
Е |
Н |
Ь |
|
Е |
Н |
Ь |
|
Е |
Н |
Ь |
9. Собери слово, зная указанные цифры, расшифруй и прочитай слова в таблице.
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
А |
О |
Д |
Б |
К |
Р |
Т |
Ы |
И |
М |
Шифр - 985 = Слово МИР
Шифр – 2135160 = Слово? Шифр – 5730 = Слово? Шифр – 2190 = Слово?
Шифр – 4503 = Слово? Шифр – 4516 = Слово? Шифр – 4167 = Слово?
Шифр – 3506 = Слово?
16. «Будь внимательным смотри, слова найди».
Например, в слове «экскаваторщик» новые слова: кок, щит, каска, варит и т.д.
В слове «Снегурочка»: снег, рука, нога, река, Гена, сено, гора и т.д.
Выполнение подобных заданий –
надёжная профилактика нарушений чтения и письма в школе.
Желаю вам отличного летнего отдыха и успехов в школе!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.