Консультация для родителей
«Уголок уединения как средство психологической разгрузки детей»
Жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста во многом зависит от его эмоционального состояния. Управлять переживаниями он еще не научился. Поэтому дошкольники, в значительной степени подвержены переменам настроения. Их достаточно легко развеселить, но еще легче обидеть или огорчить, поскольку они практически не знают себя и не умеют владеть собой. Именно поэтому одним из важнейших умений для педагогов и родителей дошкольников является умение регулировать эмоциональную сферу ребенка.
Какими бывают эмоции?
Эмоции – это внутренние переживания человека.
Упрощённо эмоции можно разделить на две группы: позитивные и негативные.
Позитивные эмоции повышают активность, энергию, жизнедеятельность, вызывают подъем, бодрость благодаря усилению работы сердечной системы, повышению темпа и глубины дыхания.
Негативные эмоции снижают активность, угнетают жизнедеятельность (эти эмоции могут стимулировать развитие неврозов, разрушать здоровье детей).
Негативные эмоции:
• эмоции разрушения - гнев, злоба, агрессия
• эмоции страдания - боль, страх, обида.
Причины возникновения отрицательных эмоций у детей разнообразны, к наиболее распространенным из них можно отнести:
- обычную детскую ревность, обиду, зависть;
- ребенок старается защитить себя от нападок окружающих;
- ребенок охраняет свою личную территорию;
- страх разлуки с родителями;
- чрезмерный родительский контроль;
- недостаток внимания;
- переутомление;
- неуважение личности ребёнка;
- запрет на физическую активность;
- нагрузка от компьютера или телевизора;
- тяжелый эмоциональный климат в семье.
Профилактика стресса у детей дошкольного возраста.
Как взрослые, так и дети нуждаются в личном пространстве. А собственная комната или свой отдельный детский уголок после трех лет просто необходимы. К сожалению, не каждая семья может позволить выделить отдельную комнату своему ребенку, где он может закрыть дверь, спокойно заняться своими делами.
Поэтому хочу предложить вам в домашних условиях создать зону, где у ребенка появится возможность уединиться, расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, снять стрессовую ситуацию (например, ссора с братом, сестрой). Это место, где ребёнок может поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать.
В детском саду воспитатели также оборудуют в группах подобную зону, которую называют «Уголок уединения».
Как выглядит уголок уединения.
Уголок уединения должен быть небольшого размера. Он, скорее, напоминает небольшой домик, норку, в которой ребенок пережидает стресс, неприятные эмоции, расслабляется.
Изготовить такой мини-домик можно в виде шатра, ширмы, палатки.
Самое главное, чтобы он был небольшого размера с маленьким входом, которое подарит ребёнку ощущение уюта и безопасности. Обязательные атрибуты «норки» — мягкий коврик и подушки.
Может он быть в виде домика, где будут висеть красивые занавески. Он может трансформироваться в сказочную пещеру, дом гномика, солнечную комнатку, подводное царство и т. д.
Что можно положить в уголок, чтобы избавиться от отрицательных переживаний:
Подушки для битья
Когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей — это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья или подушку очень даже можно.
Подушки – поплакушки (чтобы выплакаться).
«Стаканчик гнева», кружка «Кричалка».
Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.
«Коврик злости».
Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Ребенок вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.
«Островок примирения».
Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся, например, братья становятся на него и разрешают конфликт, мирятся. Для аналогичных целей можно использовать трубочку или варежки: картонная труба интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны и мирятся
Зеркало для хорошего настроения
Когда мы замечаем, что малыш не в духе, то предлагаем ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться.
Ведерки для страхов
Дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведерко
«Мешочки настроений»
Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение.
Что можно положить, чтобы поднять настроение и самочувствие:
Маски (например, грустный и весёлый клоун), волшебные предметы (шляпа (когда ее надеваешь, становишься невидимым), волшебные башмачки, палочка - выручалочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого.
«Книга доброты».
Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.
«Подушка-обнимушка».
Если подушка для битья даёт выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей можно использовать куклу.
«Стульчик доброты»
На нем можно отдохнуть, побыть одному и расслабиться в добрых объятьях удивительного стульчика;
Детям очень нравится сама идея уединения. Он учит их не только отслеживать свое настроение, но и управлять им.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.