Консультация "Владение образцовой речью"

  • doc
  • 27.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Владение образцовой речью.doc

Владение образцовой речью

Для воспитателя детского сада, равно как и для других специалистов, владение образцовой речью – это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому постоянная забота о совершенствовании своей речи – долг педагога, как начинающего, так и имеющего педагогический опыт. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.

    Культурой речи называют ее правильность, т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, установленным традицией для литературного языка.

    Обладать культурой речи – значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений, интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи.

    Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько развито у него чувство языка или языковое чутье.

    Высшей культурой речи называют чувство стиля. Поэтому педагог должен иметь общее представление о стилях литературного языка, т.е.  о том, что люди дифференцируют свою речь в зависимости от того, где, с кем и о чем они говорят. Человек общается с близкими, знакомыми людьми в быту, в частной жизни, и тогда его речь – разговорного стиля; в общественной жизни он говорит иначе, пользуясь уже речью книжного стиля, его разновидностями – научной, публицистической, поэтической, деловой речью.

    Для дошкольников представление о стиле речи соотносится прежде всего с представлением о речевом этикете, требующем и определенного поведения

говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность, скромность, предупредительность, доброжелательность, чувство собственного достоинства проявляются в определенном речевом поведении); кроме того, совершенствование стилистического чутья ребенка является

основным средством его эстетического воспитания. Следовательно, обучение

стилю речи включает в себя определенные воспитательные задачи.

    Педагог обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь

осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается определенный стиль, т. е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики. Это поможет ему и при отборе необходимого дидактического материала, на котором он будет воспитывать чувство стиля у детей.

    Разнообразная стилистическая дифференциация речи обеспечивается синонимией языка: лексической (жилище – дом – квартира – жилплощадь, пристанище – приют – угол – гнездо – крыша над головой – обитель – кров – жилье – берлога – логово – нора – гнездышко); грамматической (идти полем, по полю – через поле; идущий – который идет; красивее – более красивый);

фонологической, одну и ту же фразу (например, «Садитесь!») можно произнести с разной интонацией, выразив при этом свое отношение к собеседнику: проявить к нему уважение или, напротив, обидеть его уничижением. (Вспомним старую пословицу, отражающую это свойство интонации: «То же слово, да не так бы молвить!»)

    Педагог, работая над совершенствованием собственной культуры речи, прежде всего должен позаботиться о синонимическом богатстве ее компонентов – лексики, грамматики, фонетики. Он должен уяснить, для чего

существует в языке столько лексических дублей, какие смысловые и эмоциональные оттенки их отличают, когда уместно ими пользоваться в собственной речи. Нужно развить в себе потребность постоянно обращаться к словарям. Педагог, старающийся повысить культуру речи, должен помнить и о выразительных средствах морфологии – аффиксах-синонимах, а также использовать в своей речи все богатство синонимов-флексий, синонимов-предлогов, синонимов-союзов, синонимов-конструкций простых и сложных предложений.

    Знание синонимии родного языка поможет педагогу не только улучшить собственную речь, но и даст ему легкий и очень эффективный прием обучения речи детей: если ребенок не понимает какого-то слова или какой-то грамматической формы, достаточно бывает (конечно, в средней и старшей группе) предложить соответствующий синоним, чтобы он все понял. Например, в стихотворении А. Прокофьева «На улице лужа» есть слова: «на воду спускают флот, оснащенный парусами», встречающаяся здесь грамматическая форма причастного оборота трудна для понимания ребенка. Вместо нее воспитатель предлагает знакомую уже форму спрягаемого глагола: оснащенный парусами – значит «флот, который ребята оснастили

(оборудовали) парусами.

    Воспитатель должен быть достаточно натренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, что сделает более четкой его дикцию, а также натренирован в модулировании своим голосом всех просодем: силы голоса, высоты тона, темпа речи, тембра голоса – для выражения различных человеческих чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева и т. д. Это даст ему умение легко схватывать стиль произношения связной речи: будь то книжный стиль или разговорный стиль.

    Важность совершенствования произносительной культуры речи педагога обусловлена тем, что детям звуковая культура речи может быть привита только прямым путем, в процессе непосредственного с ним общения, поскольку дети обучаются произношению, только имитируя речь взрослых говорящих, в первую очередь речь воспитателя. Воспитатель должен быть приобщен и к высшей произносительной культуре родной речи, т. е. иметь навыки выразительного художественного чтения и рассказывания.