Консультация - Что такое эстрадная музыка

  • Мероприятия
  • docx
  • 19.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эстрада — вид сценического искусства подразумевающий собой как отдельный жанр так и синтез жанров: пение, танец, оригинальное выступление, цирковое искусство, иллюзии.Эстрадная музыка — вид развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой слушательской аудитории. Наибольшее развитие данный вид музыки получил в XX в. К нему обычно относят танцевальную музыку, различные песни, произведения для эстрадно-симфонических оркестров и вокально-инструментальных ансамблей. Зачастую, эстрадную музыку отождествляют с бытующим понятием «легкая музыка», то есть, лёгкая для восприятия, общедоступная. В историческом плане к легкой музыке можно отнести несложные по содержанию, завоевавшие всеобщую популярность классические произведения, например пьесы Ф. Шуберта и И. Брамса, Ф. Легара и Ж. Оффенбаха, вальсы И. Штрауса и А. К. Глазунова, «Маленькую ночную серенаду» В. А. Моцарта.
Иконка файла материала 19.docx
Эстрада — вид сценического искусства подразумевающий собой как отдельный жанр  так и синтез жанров: пение, танец, оригинальное выступление, цирковое искусство,  иллюзии.Эстрадная музыка — вид развлекательного музыкального искусства,  обращенный к самой широкой слушательской аудитории. Наибольшее развитие данный  вид музыки получил в XX в. К нему обычно относят танцевальную музыку, различные  песни, произведения для эстрадно­симфонических оркестров и вокально­ инструментальных ансамблей. Зачастую, эстрадную музыку отождествляют с бытующим  понятием «легкая музыка», то есть, лёгкая для восприятия, общедоступная. В  историческом плане к легкой музыке можно отнести несложные по содержанию,  завоевавшие всеобщую популярность классические произведения, например пьесы Ф.  Шуберта и И. Брамса, Ф. Легара и Ж. Оффенбаха, вальсы И. Штрауса и А. К. Глазунова,  «Маленькую ночную серенаду» В. А. Моцарта. В этой обширной, а также чрезвычайно  разнородной по характеру и эстетическому уровню области музыкального творчества  используются, с одной стороны, те же выразительные средства, что и в серьезной  музыке, с другой — свои, специфические. Термин «эстрадный оркестр» был предложен  Л. О. Утёсовым в конце 40­х гг., что дало возможность разделить два понятия: музыку  собственно эстрадную и джазовую. У современной эстрадной музыки и джаза есть  целый ряд общих признаков: наличие постоянной ритмической пульсации,  осуществляемой ритм­секцией; преимущественно танцевальный характер исполняемых  эстрадными и джазовыми коллективами произведений. Но если джазовой музыке  свойственны импровизационность, особое ритмическое свойство — свинг, а формы  современного джаза порой достаточно сложны для восприятия, то эстрадная музыка  отличается доступностью музыкального языка, мелодичностью и чрезвычайной  ритмической простотой. Один из самых распространенных видов эстрадных  инструментальных составов — эстрадно­симфонический оркестр (ЭСО), или  симфоджаз. В нашей стране становление и развитие ЭСО связано с именами В. Н.  Кнушевицкого, Н. Г. Минха, Ю. В. Силантьева. Репертуар эстрадно­симфонических  оркестров чрезвычайно обширен: от оригинальных оркестровых пьес и фантазий на  известные темы до аккомпанемента песен и оперетт. Кроме непременной ритм­секции и  полного духового состава биг­бэнда (группы саксофонов и медной группы) в состав ЭСО входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра — деревянные  духовые, валторны и струнные (скрипки, альты, виолончели). Соотношение групп в ЭСО  приближается к симфоническому оркестру: струнная группа доминирует, что связано с  преимущественно мелодическим характером музыки для ЭСО; большую роль играют  деревянные духовые инструменты; сам принцип оркестровки весьма близок к принятому  в симфоническом оркестре, хотя наличие постоянно пульсирующей ритм­секции и более  активная роль медной группы (а иногда и саксофонов) напоминают порой звучание  джаз­оркестра. Важную колористическую роль в ЭСО играют арфа, вибрафон,  литавры. В нашей стране ЭСО очень популярны. Их выступления передаются по радио и телевидению, они чаще всего исполняют киномузыку, участвуют в больших эстрадных  концертах и фестивалях. Многие советские композиторы пишут музыку специально для  ЭСО. Это А. Я. Эшпай, И. В. Якушенко, В. Н. Людви­ковский, О. Н. Хромушин, Р. М.  Леденев, Ю. С. Саульский, М. М. Кажлаев, В. Е. Тер­лецкий, А. С. Мажуков, В. Г.  Рубашевский, А. В. Кальварский и другие. К жанру эстрадной музыки относятся  различные виды эстрадных песен: традиционный романс, современная лирическая  песня, пес ня в танцевальных ритмах с развитым инструментальным сопровождением.Главное, что объединяет многочисленные виды эстрадной песни, — стремление их  авторов к предельной доступности, запоминаемости мелодии. Корни такого  демократизма — в старинном романсе и в современном городском фольклоре.  Эстрадная песня не сводится к чистой развлекательности. Так, в советских эстрадных  песнях звучат темы гражданственности, патриотизма, борьбы за мир и т. д. Недаром  песни И. О. Дунаевского, В. П. Соловьева­Седого, М. И. Блантера, А. Н. Пахмутовой, Д.  Ф. Тухманова и других советских композиторов пользуются любовью не только в нашей  стране, но и далеко за ее пределами. Поистине всемирное признание получила песня  Соловьева­Седого «Подмосковные вечера». В XX в. сменяли друг друга различные виды  танцевальной музыки. Так, танго, румбу, фокстрот сменил рок­н­ролл, на смену ему  пришли твист и шейк, большую популярность имели ритмы самбы и босса­новы. В  течение ряда лет в эстрадно­танцевальной музыке был распространен стиль диско. Он  возник из сплава негритянской инструментальной музыки с элементами пения и  пластики, характерных для эстрадных певцов из Латинской Америки, в частности с  острова Ямайки. Тесно связанная в Западной Европе и США с индустрией грамзаписи и  практикой деятельности дискотек, музыка стиля диско оказалась одним из  быстротекущих направлений эстрадно­танцевальной музыки 2­й половины XX в. Среди  советских композиторов, заложивших отечественные традиции в жанре танцевальной  музыки, — А. Н. Цфасман, А. В. Варламов, А. М. Полонский и другие. К области  эстрадной музыки можно отнести современную рок­музыку. В музыкальной культуре  Западной Европы и США — это течение, очень пестрое по идейно­художественному  уровню и эстетическим принципам. Оно представлено как произведениями,  выражающими протест против социальной несправедливости, милитаризма, войны, так и сочинениями, проповедующими анархизм, аморальность, насилие. Столь же разнородна  музыкальная стилистика ансамблей, представляющих это течение. Есть у них, однако,  общая основа, некоторые отличительные черты. Одна из таких черт — использование  пения, сольного и ансамблевого, а следовательно, и текста, несущего самостоятельное  содержание, и человеческого голоса как особой тембровой окраски. Участники  ансамблей или групп нередко совмещают функции инструменталистов и вокалистов.  Ведущие инструменты — гитары, а также различные клавишные, реже духовые.  Звучание инструментов усиливается различными преобразователями звука,  электронными усилителями. От джазовой музыки рок­музыка отличается более дробной  метроритмической структурой. В нашей стране элементы рок­музыки получили свое  отражение в творчестве вокально­инструментальных ансамблей (ВИА). Советская  эстрадная музыка благодаря своей массовости и широкой популярности играла  значительную роль в эстетическом воспитании подрастающего поколения.