Эстрада — вид сценического искусства подразумевающий собой как отдельный жанр так и синтез жанров: пение, танец, оригинальное выступление, цирковое искусство, иллюзии.Эстрадная музыка — вид развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой слушательской аудитории. Наибольшее развитие данный вид музыки получил в XX в. К нему обычно относят танцевальную музыку, различные песни, произведения для эстрадно-симфонических оркестров и вокально-инструментальных ансамблей. Зачастую, эстрадную музыку отождествляют с бытующим понятием «легкая музыка», то есть, лёгкая для восприятия, общедоступная. В историческом плане к легкой музыке можно отнести несложные по содержанию, завоевавшие всеобщую популярность классические произведения, например пьесы Ф. Шуберта и И. Брамса, Ф. Легара и Ж. Оффенбаха, вальсы И. Штрауса и А. К. Глазунова, «Маленькую ночную серенаду» В. А. Моцарта.
Эстрада — вид сценического искусства подразумевающий собой как отдельный жанр
так и синтез жанров: пение, танец, оригинальное выступление, цирковое искусство,
иллюзии.Эстрадная музыка — вид развлекательного музыкального искусства,
обращенный к самой широкой слушательской аудитории. Наибольшее развитие данный
вид музыки получил в XX в. К нему обычно относят танцевальную музыку, различные
песни, произведения для эстрадносимфонических оркестров и вокально
инструментальных ансамблей. Зачастую, эстрадную музыку отождествляют с бытующим
понятием «легкая музыка», то есть, лёгкая для восприятия, общедоступная. В
историческом плане к легкой музыке можно отнести несложные по содержанию,
завоевавшие всеобщую популярность классические произведения, например пьесы Ф.
Шуберта и И. Брамса, Ф. Легара и Ж. Оффенбаха, вальсы И. Штрауса и А. К. Глазунова,
«Маленькую ночную серенаду» В. А. Моцарта. В этой обширной, а также чрезвычайно
разнородной по характеру и эстетическому уровню области музыкального творчества
используются, с одной стороны, те же выразительные средства, что и в серьезной
музыке, с другой — свои, специфические. Термин «эстрадный оркестр» был предложен
Л. О. Утёсовым в конце 40х гг., что дало возможность разделить два понятия: музыку
собственно эстрадную и джазовую. У современной эстрадной музыки и джаза есть
целый ряд общих признаков: наличие постоянной ритмической пульсации,
осуществляемой ритмсекцией; преимущественно танцевальный характер исполняемых
эстрадными и джазовыми коллективами произведений. Но если джазовой музыке
свойственны импровизационность, особое ритмическое свойство — свинг, а формы
современного джаза порой достаточно сложны для восприятия, то эстрадная музыка
отличается доступностью музыкального языка, мелодичностью и чрезвычайной
ритмической простотой. Один из самых распространенных видов эстрадных
инструментальных составов — эстрадносимфонический оркестр (ЭСО), или
симфоджаз. В нашей стране становление и развитие ЭСО связано с именами В. Н.
Кнушевицкого, Н. Г. Минха, Ю. В. Силантьева. Репертуар эстрадносимфонических
оркестров чрезвычайно обширен: от оригинальных оркестровых пьес и фантазий на
известные темы до аккомпанемента песен и оперетт. Кроме непременной ритмсекции и
полного духового состава бигбэнда (группы саксофонов и медной группы) в состав ЭСО
входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра — деревянные
духовые, валторны и струнные (скрипки, альты, виолончели). Соотношение групп в ЭСО
приближается к симфоническому оркестру: струнная группа доминирует, что связано с
преимущественно мелодическим характером музыки для ЭСО; большую роль играют
деревянные духовые инструменты; сам принцип оркестровки весьма близок к принятому
в симфоническом оркестре, хотя наличие постоянно пульсирующей ритмсекции и более
активная роль медной группы (а иногда и саксофонов) напоминают порой звучание
джазоркестра. Важную колористическую роль в ЭСО играют арфа, вибрафон,
литавры. В нашей стране ЭСО очень популярны. Их выступления передаются по радио и
телевидению, они чаще всего исполняют киномузыку, участвуют в больших эстрадных
концертах и фестивалях. Многие советские композиторы пишут музыку специально для
ЭСО. Это А. Я. Эшпай, И. В. Якушенко, В. Н. Людвиковский, О. Н. Хромушин, Р. М.
Леденев, Ю. С. Саульский, М. М. Кажлаев, В. Е. Терлецкий, А. С. Мажуков, В. Г.
Рубашевский, А. В. Кальварский и другие. К жанру эстрадной музыки относятся
различные виды эстрадных песен: традиционный романс, современная лирическая
песня, пес ня в танцевальных ритмах с развитым инструментальным сопровождением.Главное, что объединяет многочисленные виды эстрадной песни, — стремление их
авторов к предельной доступности, запоминаемости мелодии. Корни такого
демократизма — в старинном романсе и в современном городском фольклоре.
Эстрадная песня не сводится к чистой развлекательности. Так, в советских эстрадных
песнях звучат темы гражданственности, патриотизма, борьбы за мир и т. д. Недаром
песни И. О. Дунаевского, В. П. СоловьеваСедого, М. И. Блантера, А. Н. Пахмутовой, Д.
Ф. Тухманова и других советских композиторов пользуются любовью не только в нашей
стране, но и далеко за ее пределами. Поистине всемирное признание получила песня
СоловьеваСедого «Подмосковные вечера». В XX в. сменяли друг друга различные виды
танцевальной музыки. Так, танго, румбу, фокстрот сменил рокнролл, на смену ему
пришли твист и шейк, большую популярность имели ритмы самбы и боссановы. В
течение ряда лет в эстраднотанцевальной музыке был распространен стиль диско. Он
возник из сплава негритянской инструментальной музыки с элементами пения и
пластики, характерных для эстрадных певцов из Латинской Америки, в частности с
острова Ямайки. Тесно связанная в Западной Европе и США с индустрией грамзаписи и
практикой деятельности дискотек, музыка стиля диско оказалась одним из
быстротекущих направлений эстраднотанцевальной музыки 2й половины XX в. Среди
советских композиторов, заложивших отечественные традиции в жанре танцевальной
музыки, — А. Н. Цфасман, А. В. Варламов, А. М. Полонский и другие. К области
эстрадной музыки можно отнести современную рокмузыку. В музыкальной культуре
Западной Европы и США — это течение, очень пестрое по идейнохудожественному
уровню и эстетическим принципам. Оно представлено как произведениями,
выражающими протест против социальной несправедливости, милитаризма, войны, так и
сочинениями, проповедующими анархизм, аморальность, насилие. Столь же разнородна
музыкальная стилистика ансамблей, представляющих это течение. Есть у них, однако,
общая основа, некоторые отличительные черты. Одна из таких черт — использование
пения, сольного и ансамблевого, а следовательно, и текста, несущего самостоятельное
содержание, и человеческого голоса как особой тембровой окраски. Участники
ансамблей или групп нередко совмещают функции инструменталистов и вокалистов.
Ведущие инструменты — гитары, а также различные клавишные, реже духовые.
Звучание инструментов усиливается различными преобразователями звука,
электронными усилителями. От джазовой музыки рокмузыка отличается более дробной
метроритмической структурой. В нашей стране элементы рокмузыки получили свое
отражение в творчестве вокальноинструментальных ансамблей (ВИА). Советская
эстрадная музыка благодаря своей массовости и широкой популярности играла
значительную роль в эстетическом воспитании подрастающего поколения.