Консультация для педагогов Организация педагогической практики студентов в детском саду
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
Детсад
11.02.2017
Значение педагогической практики в профессиональной подготовке специалистов дошкольного образования
Цель педагогической практики в дошкольных учреждениях
Виды практики на факультете дошкольной педагогики и психологии Организация педагогической практики в дошкольных учреждениях
Ознакомительно-адаптационный этап практики в ДОУ
Диагностико-прогностический этап практики в ДОУ
Конструктивно-исполнительный этап практики в ДОУ
Критерии оценки практики
Итоговый этап практики в ДОУ
работа со студентами.docx
Организация педагогической практики студентов в детском саду
Значение педагогической практики в профессиональной подготовке
специалистов дошкольного образования
Важным звеном в профессиональной подготовке специалистов дошкольного
образования является педагогическая практика. При обучении студенты
проходят целый ряд различных учебных и производственных видов практики,
которые определены образовательными стандартами высшего
профессионального образования РФ. Каждая из них обеспечивает
поступательный профессиональный рост будущих специалистов. От
характера подготовки и организации практики во многом зависит ее успех.
Основные подходы в определении видов практики, их содержания и
организации были разработаны выдающимися деятелями дошкольного
образования, талантливыми преподавателями факультета дошкольной
педагогики и психологии МПГУ: А.В. Суровцевой, Е.А. Флериной, Ф.С.
ЛевинЩириной, Л.И. Красногорской, Д.В. Менджерицкой, А.В. Кенеман,
М.М. Кониной, Е.И. Корзаковой, А.К. Бондаренко, В.И. Ядэшко, Л.В.
Поздняк и др.
Педагогическая практика в дошкольных учреждениях занимает центральное
место среди других видов практической подготовки. Проводится она со
студентами бакалавриата на четвертом курсе, когда ими изучены все
основные психологопедагогические и методические дисциплины. Это
позволяет практикантам осознанно и творчески применять полученные
знания, организуя образовательный процесс в детском саду.
Цель педагогической практики в дошкольных учреждениях
Основная цель педагогической практики в дошкольных учреждениях –
формирование у студентов педагогических умений и профессионально
значимых качеств личности воспитателя.
В ходе практики у студентов закрепляются теоретические знания,
формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать,
возникает более устойчивый интерес к профессии. Они получают
представление о разнообразии задач и направлений работы в сфере
дошкольного образования.
Студенты распределяются на практику в дошкольные учреждения задолго до
ее начала. Поэтому у них есть возможность заранее познакомиться с
групповым руководителем и детским садом, в котором они будут проходить
практику. Со многими базовыми дошкольными учреждениями студенты
знакомятся на лабораторных практикумах.
Обычно в одно базовое учреждение направляют 6–10 студентов. Это
количество является оптимальным как для группового руководителя, так и
базового учреждения. До начала практики в вузе проходит совещание, на которое приглашают
руководителей детских учреждений и преподавателей – групповых
руководителей. На совещании выступают: представитель деканата, общий
руководитель, методистыконсультанты. Участников знакомят с задачами и
содержанием практики, особенностями ее организации, ведением
необходимой документации, раздают материалы к практике: анкеты,
практические задания, планы практики и др. – определяют обязанности
каждого из участников практики.
После этого групповой руководитель, заведующий и старший воспитатель
ДОУ проводят совещание в дошкольном учреждении с коллективом детского
сада и назначают наиболее опытных воспитателей для руководства
студентами. Их знакомят с содержанием практики, определяют место и
задачи каждого члена коллектива для успешной ее организации, степень и
формы включения практикантов в решение задач педагогической
деятельности детского сада.
Таким образом, обеспечиваются положительный настрой на работу с
практикантами и четкое представление всех членов коллектива ДОУ об их
предстоящем участии в практике студентов.
Виды практики на факультете дошкольной педагогики и психологии
Виды практики на факультете дошкольной педагогики и психологии:
"Педагогическая практика в детском саду в группах раннего возраста";
"Первые дни ребенка в школе";
"Педагогическая практика в дошкольных учреждениях";
"Методическая практика в дошкольных учреждениях" и др.
Обучение студентов организации образовательной работы с детьми строится
на системном подходе. Содержание педагогической практики заключается в
проведении практикантами психологопедагогической диагностики детей,
составлении проекта собственной педагогической деятельности с детьми.
Основное время практики посвящено освоению студентами всех форм
образовательной работы с дошкольниками, выполнению функциональных
обязанностей воспитателя детского сада.
Организация педагогической практики в дошкольных учреждениях
В первый день практики на факультете проводится вступительная
конференция. На следующий день студенты знакомятся с дошкольным
учреждением и педагогическим коллективом. Практиканты распределяются
по возрастным группам, выбирается староста. В методическом кабинете
целесообразно для студентов организовать "Уголок практиканта", где будут
предоставляться информация о плане практики, методические разработки,
диагностические задания, графики проведения зачетных мероприятий
студентов, их график работы и др. Руководителям и всем участникам практики необходимо помнить, что
студенты еще не являются кадровыми специалистами, и их основная задача на
практике – приобретение профессиональнопедагогических умений. Поэтому
работу с практикантами следует организовать таким образом, чтобы сначала
научить их, дать время овладеть необходимыми навыками, а затем уже
требовать выполнение педагогических задач на определенном уровне.
В дошкольном учреждении практикант находится в течение 6 ч посменно в
соответствии с графиком, утвержденным групповым руководителем
(примерно: 1я смена – с 8.00 до 14.00, 2я смена – с 13.00 до 19.00). Дни,
пропущенные студентом по уважительной причине, должны быть
подтверждены документально и отработаны в другое время.
Ежедневно работу студентов наблюдают воспитатели групп. Педагогическую
деятельность практикантов 1–3 раза в неделю изучают групповой
руководитель, старший воспитатель, заведующий дошкольным учреждением.
Результаты отражаются в "Дневнике наблюдений за студентами". Для
удобства учета выполнения студентами всех задач практики и видов
деятельности, предусмотренных планом, можно использовать "Таблицу учета
выполнения студентами задач практики".
Весь период практики условно делится на несколько этапов:
ознакомительноадаптационный,
диагностикопрогностический,
конструктивноисполнительский,
итоговый.
Ознакомительноадаптационный этап практики в ДОУ
Ознакомительноадаптационный этап длится приблизительно три дня в
зависимости от готовности студента к профессиональнопедагогической
деятельности и его индивидуальнопсихологических особенностей. В этот
период студенты знакомятся с содержанием и методами работы воспитателей,
изучают характер представлений и уровень развития детей, их
психологические особенности. Углубленно анализируют освоение детьми
одного из разделов программы воспитания и обучения (по выбору или в
соответствии с задачами экспериментальной части курсовой работы).
Постепенно практиканты переходят к руководству детской деятельностью: от
проведения отдельных ее видов до организации всего дня. Например, сначала
практикант готовит и самостоятельно проводит только режимные моменты,
на следующий день – уже одно из занятий, на третий день, во второй его
половине, организует труд детей (или досуг и т. п.). В конце недели студент в
течение рабочего дня организует все виды детской деятельности, т. е.
работает самостоятельно, без участия воспитателя. К концу первой недели
студенты составляют индивидуальный план практики. Диагностикопрогностический этап практики в ДОУ
На диагностикопрогностическом этапе студенты завершают психолого
педагогическую диагностику, анализируют ее результаты и в соответствии с
ними проектируют свою будущую педагогическую деятельность с детьми на
последующие недели.
При этом учитываются стратегические направления (программные
требования) и определяются тактические задачи педагогической
деятельности, разрабатывается методика их реализации. Затем студенты
составляют календарный перспективный план на каждую неделю, в котором
они конкретизируют, уточняют общий проект с учетом результатов работы с
детьми, развития ситуации, возникающих оперативных задач и др.
Утверждают его у группового руководителя.
Для практикантов особое значение имеет выполнение экспериментальной
части курсовой работы. Ее задачи должны быть внесены в план
воспитательнообразовательной работы.
С целью овладения аналитическими умениями, педагогической рефлексией
студенты ведут дневник, отражая в нем свои профессиональные успехи и
неудачи. Можно порекомендовать практикантам пособие "Дневник студента
на педагогической практике в дошкольных образовательных учреждениях", в
котором можно вести свои записи.
Примерная форма дневника студентапрактиканта
дата
анализ педагогической деятельности
комментарии руководителя
Конструктивноисполнительный этап практики в ДОУ
На конструктивноисполнительском этапе студенты работают в качестве
воспитателя по своему проекту педагогической деятельности, реализуют
поставленные задачи, выполняют все профессиональные функции
воспитателя.
Одна из функций педагога – осуществление преемственности в
образовательной работе с семьей. С этой целью студенты используют
различные формы работы с родителями: беседы, консультации, открытые
занятия, анкетирование, подготовка выставок, стендов.
На последней неделе студенты проводят зачетные виды деятельности:
организация по одному виду учебной и внеучебной деятельности.
В течение всей практики студенты активно участвуют в общественной и
культурной жизни коллектива: производственных собраниях,
профессиональных конкурсах, концертах, спектаклях для детей и
сотрудников и др. Каждый практикант помогает воспитателям группы в оснащении
педагогического процесса: изготавливает учебные пособия, атрибуты к играм,
игрушки, костюмы к спектаклям и др.
Критерии оценки практики:
уровень сформированности профессиональнопедагогических умений;
профессиональная компетентность;
отношение к практике, проявление профессионально значимых качеств;
качество выполнения всех задач и видов работы
на практике;
качество и своевременность сдачи отчетной документации.
Итоговый этап практики в ДОУ
Итоговый этап охватывает последние два дня практики. В это время студенты
осуществляют итоговую диагностику детей, цель которой – выявить
эффективность разработанного ими педагогического проекта. Анализируют
результаты практики.
Составляют отчетную документацию, в т. ч. самоанализ результатов
прохождения практики, для чего используется "Лист самооценки
педагогической деятельности практиканта" (приложение 5).
В предпоследний день практики в дошкольном учреждении организуется
итоговое совещание, на котором обсуждается деятельность каждого студента.
Составляются характеристики на практикантов. Проводится выставка
пособий и игр, изготовленных студентами. На итоговом совещании в
дошкольном учреждении студентам выставляется предварительная оценка по
практике. Окончательно она утверждается на заседании кафедры.
Документация по практике:
индивидуальный план с отметкой о его выполнении;
дневник педагогического анализа;
план учебновоспитательной работы с детьми;
конспекты зачетных видов деятельности;
материалы по работе с родителями;
отчет по оказанию помощи дошкольному учреждению (в изготовлении
пособий, игрушек, атрибутов к играм, составлении конспектов, сценариев,
оформлении помещений, участков и др.);
отчет о прохождении практики (самоанализ профессионального
становления, реализация задач практики, самооценка выполнения различных
видов деятельности, положительные и отрицательные стороны практики,
предложения по совершенствованию организации практики);
На итоговой конференции по практике в вузе обсуждаются следующие
проблемы:
характеристика педагогической деятельности базового дошкольного
учреждения и материальнотехническая оснащенность воспитательно
образовательного процесса;
учет методов работы воспитателя, уровня развития и особенностей
детей при реализации собственного проекта педагогической деятельности;
результативность запланированных мероприятий;
самоанализ организации учебных и внеучебных видов деятельности
дошкольников;
реализация работы с родителями;
самооценка профессиональнопедагогических умений;
участие в жизни педагогического коллектива и оказание помощи в
оснащении педагогического процесса;
успехи и трудности при прохождении практики;
предложения по совершенствованию организации практики.
Консультация для педагогов Организация педагогической практики студентов в детском саду
Консультация для педагогов Организация педагогической практики студентов в детском саду
Консультация для педагогов Организация педагогической практики студентов в детском саду
Консультация для педагогов Организация педагогической практики студентов в детском саду
Консультация для педагогов Организация педагогической практики студентов в детском саду
Консультация для педагогов Организация педагогической практики студентов в детском саду
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.