Консультация для педагогов Организация педагогической практики студентов в детском саду
Оценка 4.8

Консультация для педагогов Организация педагогической практики студентов в детском саду

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
Детсад
11.02.2017
Консультация для педагогов Организация педагогической практики студентов в детском саду
Значение педагогической практики в профессиональной подготовке специалистов дошкольного образования Цель педагогической практики в дошкольных учреждениях Виды практики на факультете дошкольной педагогики и психологии Организация педагогической практики в дошкольных учреждениях Ознакомительно-адаптационный этап практики в ДОУ Диагностико-прогностический этап практики в ДОУ Конструктивно-исполнительный этап практики в ДОУ Критерии оценки практики Итоговый этап практики в ДОУ
работа со студентами.docx
Организация педагогической практики студентов в детском саду Значение педагогической практики в профессиональной подготовке  специалистов дошкольного образования Важным звеном в профессиональной подготовке специалистов дошкольного  образования является педагогическая практика. При обучении студенты  проходят целый ряд различных учебных и производственных видов практики,  которые определены образовательными стандартами высшего  профессионального образования РФ. Каждая из них обеспечивает  поступательный профессиональный рост будущих специалистов. От  характера подготовки и организации практики во многом зависит ее успех. Основные подходы в определении видов практики, их содержания и  организации были разработаны выдающимися деятелями дошкольного  образования, талантливыми преподавателями факультета дошкольной  педагогики и психологии МПГУ: А.В. Суровцевой, Е.А. Флериной, Ф.С.  Левин­Щириной, Л.И. Красногорской, Д.В. Менджерицкой, А.В. Кенеман,  М.М. Кониной, Е.И. Корзаковой, А.К. Бондаренко, В.И. Ядэшко, Л.В.  Поздняк и др. Педагогическая практика в дошкольных учреждениях занимает центральное  место среди других видов практической подготовки. Проводится она со  студентами бакалавриата на четвертом курсе, когда ими изучены все  основные психолого­педагогические и методические дисциплины. Это  позволяет практикантам осознанно и творчески применять полученные  знания, организуя образовательный процесс в детском саду. Цель педагогической практики в дошкольных учреждениях Основная цель педагогической практики в дошкольных учреждениях –  формирование у студентов педагогических умений и профессионально  значимых качеств личности воспитателя. В ходе практики у студентов закрепляются теоретические знания,  формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать,  возникает более устойчивый интерес к профессии. Они получают  представление о разнообразии задач и направлений работы в сфере  дошкольного образования. Студенты распределяются на практику в дошкольные учреждения задолго до  ее начала. Поэтому у них есть возможность заранее познакомиться с  групповым руководителем и детским садом, в котором они будут проходить  практику. Со многими базовыми дошкольными учреждениями студенты  знакомятся на лабораторных практикумах. Обычно в одно базовое учреждение направляют 6–10 студентов. Это  количество является оптимальным как для группового руководителя, так и  базового учреждения. До начала практики в вузе проходит совещание, на которое приглашают  руководителей детских учреждений и преподавателей – групповых  руководителей. На совещании выступают: представитель деканата, общий  руководитель, методисты­консультанты. Участников знакомят с задачами и  содержанием практики, особенностями ее организации, ведением  необходимой документации, раздают материалы к практике: анкеты,  практические задания, планы практики и др. – определяют обязанности  каждого из участников практики. После этого групповой руководитель, заведующий и старший воспитатель  ДОУ проводят совещание в дошкольном учреждении с коллективом детского  сада и назначают наиболее опытных воспитателей для руководства  студентами. Их знакомят с содержанием практики, определяют место и  задачи каждого члена коллектива для успешной ее организации, степень и  формы включения практикантов в решение задач педагогической  деятельности детского сада. Таким образом, обеспечиваются положительный настрой на работу с  практикантами и четкое представление всех членов коллектива ДОУ об их  предстоящем участии в практике студентов.     Виды практики на факультете дошкольной педагогики и психологии Виды практики на факультете дошкольной педагогики и психологии: "Педагогическая практика в детском саду в группах раннего возраста"; "Первые дни ребенка в школе"; "Педагогическая практика в дошкольных учреждениях"; "Методическая практика в дошкольных учреждениях" и др. Обучение студентов организации образовательной работы с детьми строится  на системном подходе. Содержание педагогической практики заключается в  проведении практикантами психолого­педагогической диагностики детей,  составлении проекта собственной педагогической деятельности с детьми.  Основное время практики посвящено освоению студентами всех форм  образовательной работы с дошкольниками, выполнению функциональных  обязанностей воспитателя детского сада. Организация педагогической практики в дошкольных учреждениях В первый день практики на факультете проводится вступительная  конференция. На следующий день студенты знакомятся с дошкольным  учреждением и педагогическим коллективом. Практиканты распределяются  по возрастным группам, выбирается староста. В методическом кабинете  целесообразно для студентов организовать "Уголок практиканта", где будут  предоставляться информация о плане практики, методические разработки,  диагностические задания, графики проведения зачетных мероприятий  студентов, их график работы и др. Руководителям и всем участникам практики необходимо помнить, что  студенты еще не являются кадровыми специалистами, и их основная задача на практике – приобретение профессионально­педагогических умений. Поэтому  работу с практикантами следует организовать таким образом, чтобы сначала  научить их, дать время овладеть необходимыми навыками, а затем уже  требовать выполнение педагогических задач на определенном уровне. В дошкольном учреждении практикант находится в течение 6 ч посменно в  соответствии с графиком, утвержденным групповым руководителем  (примерно: 1­я смена – с 8.00 до 14.00, 2­я смена – с 13.00 до 19.00). Дни,  пропущенные студентом по уважительной причине, должны быть  подтверждены документально и отработаны в другое время. Ежедневно работу студентов наблюдают воспитатели групп. Педагогическую  деятельность практикантов 1–3 раза в неделю изучают групповой  руководитель, старший воспитатель, заведующий дошкольным учреждением.  Результаты отражаются в "Дневнике наблюдений за студентами". Для  удобства учета выполнения студентами всех задач практики и видов  деятельности, предусмотренных планом, можно использовать "Таблицу учета  выполнения студентами задач практики". Весь период практики условно делится на несколько этапов: ознакомительно­адаптационный, диагностико­прогностический, конструктивно­исполнительский, итоговый.     Ознакомительно­адаптационный этап практики в ДОУ Ознакомительно­адаптационный этап длится приблизительно три дня в  зависимости от готовности студента к профессионально­педагогической  деятельности и его индивидуально­психологических особенностей. В этот  период студенты знакомятся с содержанием и методами работы воспитателей, изучают характер представлений и уровень развития детей, их  психологические особенности. Углубленно анализируют освоение детьми  одного из разделов программы воспитания и обучения (по выбору или в  соответствии с задачами экспериментальной части курсовой работы). Постепенно практиканты переходят к руководству детской деятельностью: от проведения отдельных ее видов до организации всего дня. Например, сначала  практикант готовит и самостоятельно проводит только режимные моменты,  на следующий день – уже одно из занятий, на третий день, во второй его  половине, организует труд детей (или досуг и т. п.). В конце недели студент в  течение рабочего дня организует все виды детской деятельности, т. е.  работает самостоятельно, без участия воспитателя. К концу первой недели  студенты составляют индивидуальный план практики. Диагностико­прогностический этап практики в ДОУ На диагностико­прогностическом этапе студенты завершают психолого­ педагогическую диагностику, анализируют ее результаты и в соответствии с  ними проектируют свою будущую педагогическую деятельность с детьми на  последующие недели. При этом учитываются стратегические направления (программные  требования) и определяются тактические задачи педагогической  деятельности, разрабатывается методика их реализации. Затем студенты  составляют календарный перспективный план на каждую неделю, в котором  они конкретизируют, уточняют общий проект с учетом результатов работы с  детьми, развития ситуации, возникающих оперативных задач и др.  Утверждают его у группового руководителя. Для практикантов особое значение имеет выполнение экспериментальной  части курсовой работы. Ее задачи должны быть внесены в план  воспитательно­образовательной работы. С целью овладения аналитическими умениями, педагогической рефлексией  студенты ведут дневник, отражая в нем свои профессиональные успехи и  неудачи. Можно порекомендовать практикантам пособие "Дневник студента  на педагогической практике в дошкольных образовательных учреждениях", в  котором можно вести свои записи. Примерная форма дневника студента­практиканта дата анализ педагогической деятельности комментарии руководителя Конструктивно­исполнительный этап практики в ДОУ На конструктивно­исполнительском этапе студенты работают в качестве  воспитателя по своему проекту педагогической деятельности, реализуют  поставленные задачи, выполняют все профессиональные функции  воспитателя. Одна из функций педагога – осуществление преемственности в  образовательной работе с семьей. С этой целью студенты используют  различные формы работы с родителями: беседы, консультации, открытые  занятия, анкетирование, подготовка выставок, стендов. На последней неделе студенты проводят зачетные виды деятельности:  организация по одному виду учебной и внеучебной деятельности. В течение всей практики студенты активно участвуют в общественной и  культурной жизни коллектива: производственных собраниях,  профессиональных конкурсах, концертах, спектаклях для детей и  сотрудников и др. Каждый практикант помогает воспитателям группы в оснащении  педагогического процесса: изготавливает учебные пособия, атрибуты к играм, игрушки, костюмы к спектаклям и др.             Критерии оценки практики: уровень сформированности профессионально­педагогических умений; профессиональная компетентность; отношение к практике, проявление профессионально значимых качеств; качество выполнения всех задач и видов работы  на практике; качество и своевременность сдачи отчетной документации. Итоговый этап практики в ДОУ Итоговый этап охватывает последние два дня практики. В это время студенты осуществляют итоговую диагностику детей, цель которой – выявить  эффективность разработанного ими педагогического проекта. Анализируют  результаты практики. Составляют отчетную документацию, в т. ч. самоанализ результатов  прохождения практики, для чего используется "Лист самооценки  педагогической деятельности практиканта" (приложение 5). В предпоследний день практики в дошкольном учреждении организуется  итоговое совещание, на котором обсуждается деятельность каждого студента. Составляются характеристики на практикантов. Проводится выставка  пособий и игр, изготовленных студентами. На итоговом совещании в  дошкольном учреждении студентам выставляется предварительная оценка по  практике. Окончательно она утверждается на заседании кафедры. Документация по практике: индивидуальный план с отметкой о его выполнении; дневник педагогического анализа; план учебно­­воспитательной работы с детьми; конспекты зачетных видов деятельности; материалы по работе с родителями; отчет по оказанию помощи дошкольному учреждению (в изготовлении  пособий, игрушек, атрибутов к играм, составлении конспектов, сценариев,  оформлении помещений, участков и др.); отчет о прохождении практики (самоанализ профессионального  становления, реализация задач практики, самооценка выполнения различных  видов деятельности, положительные и отрицательные стороны практики,  предложения по совершенствованию организации практики); На итоговой конференции по практике в вузе обсуждаются следующие  проблемы:         характеристика педагогической деятельности базового дошкольного  учреждения и материально­техническая оснащенность воспитательно­ образовательного процесса; учет методов работы воспитателя, уровня развития и особенностей  детей при реализации собственного проекта педагогической деятельности;  результативность запланированных мероприятий; самоанализ организации учебных и внеучебных видов деятельности  дошкольников; реализация работы с родителями; самооценка профессионально­педагогических умений; участие в жизни педагогического коллектива и оказание помощи в  оснащении педагогического процесса; успехи и трудности при прохождении практики; предложения по совершенствованию организации практики.

Консультация для педагогов Организация педагогической практики студентов в детском саду

Консультация для педагогов Организация педагогической практики студентов в детском саду

Консультация для педагогов Организация педагогической практики студентов в детском саду

Консультация для педагогов Организация педагогической практики студентов в детском саду

Консультация для педагогов Организация педагогической практики студентов в детском саду

Консультация для педагогов Организация педагогической практики студентов в детском саду

Консультация для педагогов Организация педагогической практики студентов в детском саду

Консультация для педагогов Организация педагогической практики студентов в детском саду

Консультация для педагогов Организация педагогической практики студентов в детском саду

Консультация для педагогов Организация педагогической практики студентов в детском саду

Консультация для педагогов Организация педагогической практики студентов в детском саду

Консультация для педагогов Организация педагогической практики студентов в детском саду
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017