Консультация для педагогов Уровни развития игровой деятельности детей дошкольного возраста
Оценка 4.6
Семинары
docx
психологическая работа +1
Детсад
16.04.2019
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных.
Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления.
Уровни развития игровой деятельности детей дошкольного возраста.docx
Уровни развития игровой деятельности детей дошкольного возраста
Дошкольное детство является периодом первоначального складывания
личности, периодом развития личностных механизмов поведения. К трем
годам ребенок проделывает огромный путь в своем психическом развитии. Он
уже свободно передвигается в пространстве, хорошо говорит, понимает речь
окружающих, сознательно руководствуется (или также сознательно не
руководствуется) требованиями и указаниями взрослых,
проявляет
инициативу и самостоятельность.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период
возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры,
который в психологии и педагогике получил название сюжетноролевой.
Сюжетноролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя
трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально
создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или
моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и
особенности личности ребенка.
Игровая деятельность влияет на
формирование произвольности всех психических процессов – от
элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться
произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры
дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому
заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить чтото,
сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется
ребенком в игре.
Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника.
Действуя с предметамизаместителями, ребенок начинает оперировать в
мыслимом, условном пространстве. Предметзаместитель становится опорой
для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра
способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и
представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок
становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных
сторон. Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности
человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые
действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в
качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих
персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве
способствует тому, что дети приобретают способность к творческому
воображению.
Согласно концепции детской игры Д.Б. Эльконина, ролевая игра является
выражением возрастающей связи ребенка с обществом — особой связи,
характерной для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое
стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть
реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их
недоступности для ребенка.
Исследования Д.Б. Эльконина показали, что ролевая игра возникает не сразу.
Только к середине дошкольного возраста она достигает развитой формы.
Предпосылками к возникновению ролевой игры являются:
отделение действий от предмета и их обобщение;
использование ребенком неоформленных (не имеющих ясно
выраженной функции) предметов в качестве заместителей других;
отделение своих действий от действий взрослых и возникновение
личных действий самого ребенка;
сравнение ребенком своих действий с действиями взрослых и
отождествление их;
воспроизведение ребенком в своих действиях цепочки действий
взрослых, отражающих в обычной последовательности отрезки их жизни.
Многие педагоги и психологи, исследовавшие игровую деятельность
дошкольников, отмечали, что для возникновения и усложнения игровой
деятельности ребенка наиболее существенное значение имеет руководство со
стороны воспитателей. Так Н.М. Аксарина на основании своего исследования
пришла к выводу, что для появления игры необходимы три условия:
1) наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности;
2) наличие различных игрушек и воспитательных пособий;
3) частое общение ребенка с взрослыми.
Определяющим является непосредственное воздействие взрослых на ребенка.
Игра социальна по своему происхождению и по своей природе. Ее
возникновение связано не с действием какихто внутренних, врожденных,
инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в
обществе.
Для того чтобы дети дошкольного возраста играли, необходимо наличие у них
ярких,
эмоционально окрашенных представлений об окружающей
действительности. При этом вся окружающая ребенка действительность
может быть условно разделена на мир предметов и на мир человеческой
деятельности и отношений. Исследования Н.В. Королевой показали особую
чувствительность детей именно к сфере человеческой деятельности и
взаимоотношений.
В ролевой игре, прежде всего, различаются сюжет и содержание.
Под сюжетом следует понимать ту сферу действительности, которую дети
отражают в своих играх. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят
от эпохи, классовой принадлежности детей, их семейного быта,
географических и производственных условий,
непосредственно их
окружающих. По мнению Д.Б. Эльконина, чем уже сфера действительности, с
которой сталкиваются дети, тем уже и однообразнее сюжеты их игр. Все сюжеты ролевых игр в дошкольном возрасте он предложил разделить на три
группы:
1) игры с сюжетами на бытовые темы;
2) игры с производственными сюжетами;
3) игры с общественнополитическими сюжетами.
Младшие дошкольники воссоздают в игре отношения в очень незначительном
количестве сюжетов. Как правило, это игры, связанные с непосредственной
практикой самих детей. Позднее воссоздание отношений людей становится в
игре главным моментом. В игре у детей среднего дошкольного возраста
производимые действия не повторяются бесконечно, а сменяют друг друга.
При этом действия совершаются не ради самих действий, а чтобы выразить
определенное отношение к другому человеку в соответствии с взятой ролью.
Эти отношения могут разыгрываться и с куклой, получившей определенную
роль. Орудийные действия, производимые дошкольником среднего возраста,
более свернутые, чем у младших дошкольников. В сюжетных играх
дошкольников среднего возраста основным содержанием становятся
отношения между людьми. Развернутая передача отношений между людьми в
игре учит ребенка подчиняться определенным правилам. Знакомясь через
игру с общественной жизнью взрослых, дети все больше приобщаются к
пониманию общественных функций людей и правил отношений между ними.
Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчинено правилам,
вытекающим из взятой на себя роли. Дети этого возраста чрезвычайно
придирчиво относятся к выполнению правил.
Некоторые сюжеты детских игр встречаются как у младших, так и у старших
дошкольников. Развитие сюжетов идет от бытовых игр к играм с
производственными сюжетами и, наконец, к играм с сюжетами общественно
политических событий. Такая последовательность, по мнению ученого,
связана с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта, с
вхождением его во все более глубокое содержание жизни взрослых. На разнообразие сюжетов игр определяющее влияние оказывает воспитательная
работа с детьми.
Совсем иначе проходит игра у старших детей. На первый план выдвигается
использование результата действия для другого участника игры (или для
куклы, его заменяющей). Действия совершаются ребенком уже не ради их
самих, а для осуществления через них определенного отношения к другому
играющему в соответствии с взятой на себя ролью. Основным в содержании
становятся отношения между людьми, роли которых взяли на себя дети. Л.С.
Славина отмечает, что действия детей при этом чрезвычайно сокращаются и
обобщаются, приобретая иногда условный характер; чем старше дети, тем
более сокращенный и обобщенный характер носят их действия.
Изменение содержания игр может быть выявлено не только по характеру
действий, но и по тому, как начинается игра и что является основной
причиной конфликтов, возникающих между детьми. У младших детей роль
подсказывается самим предметом, попавшим в руки. Если у ребенка в руках
трубка, то он «доктор», если термометр, – то «медсестра» и т.д. Основные
конфликты между детьми возникают изза обладания предметом, с которым
должно производиться действие. Поэтому очень часто на машине едут
одновременно два шофера, больного осматривают несколько врачей, обед
готовят несколько матерей. Отсюда частая смена ролей, связанная с
переходом от одного предмета к другому.
У детей среднего дошкольного возраста роль формулируется до начала игры.
И здесь главные ссоры возникают изза ролей: кто кем будет. На первый план
выступают отношения людей друг к другу. Действие может носить
обобщенный характер, и его основное содержание может переноситься на
выражение отношения к другому человеку (шофера к пассажирам, матери к
дочке, вожатого к кондуктору и т.п.).
Наконец, у старших дошкольников главным в содержании игры становится
подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Причем дети этого
возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил своими товарищами по игре. И здесь в основном спорят вокруг того, «бывает ли так
или не бывает» и, кроме того, отчетливо выступает критика действий
соучастников по игре.
Таким образом, содержание детских игр развивается от игр, в которых
основным содержанием является предметная деятельность людей, к играм,
отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых
главным содержанием выступает подчинение правилам общественного
поведения и общественных отношений между людьми.
Наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается длительность
игр. Так, продолжительность игры у детей трехчетырех лет составляет всего
10—15 минут, у четырех, пятилетних доходит до 40—50 минут, а у старших
дошкольников игры могут длиться несколько часов и даже несколько дней.
В игре существуют два вида взаимоотношений — игровые и реальные.
Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли. Реальные
взаимоотношения — это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей,
выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете,
распределении ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и
недоразумения. В игровой деятельности возникают определенные формы
общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность,
общительность, способность координировать свои действия с действиями
группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.
Элементы общения появляются очень рано, когда дети еще не умеют строить
развернутую сюжетную игру, а играют индивидуально — каждый сам по себе.
Обычно в этот период развития игры ребенок сосредоточен на своих
собственных действиях и мало обращает внимания на действия другого
ребенка. Однако время от времени, пресытившись собственной игрой, малыш
начинает посматривать на то, как играет другой ребенок. Интерес к игре
сверстника как раз и приводит к попыткам установления определенных
отношений. Первые формы взаимоотношений проявляются в стремлении
ребенка приблизиться к другому ребенку, играть с ним рядом, в желании уступить часть места, занятого для своей игры, в несмелой улыбке,
подаренной другому в момент, когда дети встретятся взглядом. Такие легкие
контакты еще не изменяют самого существа игры: каждый ребенок играет сам
по себе, по возможности соблюдая «дисциплину расстояния».
На следующем этапе (в тричетыре года) ребенок начинает более интенсивно
общаться со своими сверстниками. Он активно ищет повода для совместной
деятельности, для установления отношений. Продолжительность общения в
этом случае зависит от того, в какой мере ребенок овладел игровым
употреблением предметов, умением создавать и реализовывать игровой
замысел.
В период, когда игра заключается лишь в выполнении самых элементарных
действий с игрушками (катание машины за веревочку, пересыпание песка из
ведерка), взаимодействие ребенка со сверстником носит кратковременный
характер. Содержание игры еще не дает оснований для устойчивого общения.
На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу; один
может; кинуться помочь другому правильно поставить перевернувшуюся
машину, а другой, верно понимая его порыв, доброжелательно примет эту
услугу.
С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают
вступать в более длительное общение. В совместной игре дети учатся языку
общения, взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои
действия с действиями другого.
Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению
и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком
со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре
возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания,
обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся
многообразнее. Усложнение содержания игр ведет, в свою очередь, не только
к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных
взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий. С развитием умения создавать развернутый сюжетный замысел, планировать
совместную деятельность ребенок подходит к необходимости найти место
среди играющих, наладить с ними связи, понять желания играющих и
соразмерить с ними свои собственные желания и возможности.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что центральным моментом любой
игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений.
В этом вхождении в человеческие отношения и в их освоении заключается
сущность игры. Именно это определяет то большое влияние, которое
оказывает игра на развитие всей личности ребенка дошкольного возраста, на
развитие всех сторон его психической жизни.
Консультация для педагогов Уровни развития игровой деятельности детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов Уровни развития игровой деятельности детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов Уровни развития игровой деятельности детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов Уровни развития игровой деятельности детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов Уровни развития игровой деятельности детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов Уровни развития игровой деятельности детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов Уровни развития игровой деятельности детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов Уровни развития игровой деятельности детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.