ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 194 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА» ДНР
Деловая игра для воспитателей:
"Психологическая безопасность образовательной среды в ДОУ"
Подготовила:
Педагог-психолог Сибилева И.В.
2025
Цель
игры:
Развитие у воспитателей навыков создания психологически безопасной
образовательной среды для дошкольников.
Задачи:
Время
проведения:
1,5 часа.
Участники: воспитатели детского сада (8-15 человек).
Этапы игры:
1. Вводная часть (10 мин)
Содержание мини-лекции.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о ключевых принципах психологической безопасности в образовательной среде. (слайд 1)
Психологически безопасная среда — это пространство, где каждый ребенок чувствует себя комфортно, защищенно и уверенно. Важно помнить, что эмоциональный фон детства во многом влияет на дальнейшее развитие личности, поэтому создание такой среды — одна из наших ключевых задач. (слайд 2)
Принцип 1. Доброжелательность
Что это значит?
Почему
это важно?
Доброжелательное отношение помогает ребенку чувствовать себя принятым, снижает
тревожность, способствует доверию к взрослым и сверстникам. (слайд 3)
Принцип 2. Уважение
Что это значит?
Почему
это важно?
Когда ребенка уважают, он учится уважать окружающих, его самооценка формируется
в позитивном ключе. (слайд 5)
Принцип 3. Эмоциональный комфорт
Что это значит?
Почему
это важно?
Эмоциональный комфорт способствует формированию доверительных отношений,
помогает детям раскрыть свои способности, легче адаптироваться к новым
условиям. (слайд 6)
Признаки благоприятного климата в группе:
‒ в течение всего дня хорошее настроение детей;
‒ свободное отправление детьми всех естественных потребностей;
‒ доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам;
‒ умение детей занять себя делом; ‒ возможность уединиться;
‒ со стороны взрослых отсутствие давления;
‒ знание детей о том, как будет проходить их день и что каждый из них может сделать интересного;
‒ высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в ситуациях, взаимопомощи;
‒ желание участвовать в деятельности коллектива;
‒ удовлетворенность детей тем, что они принадлежат к группе сверстников. (слайд 7)
Заключение:
Эти три принципа — доброжелательность, уважение и эмоциональный комфорт — формируют основу психологически безопасной среды. Создавая такую обстановку, мы не только помогаем детям гармонично развиваться, но и воспитываем в них чувство уверенности, ответственности и заботы о других. Давайте помнить: маленькие шаги каждого воспитателя создают большую картину благополучия наших воспитанников.
Спасибо за внимание!
2. Основная часть (60 мин)
1. Разделение на группы (5 мин)
2.
Работа с кейсами (20 мин)
Каждая группа получает памятку ситуацию и задание:
Задачи кейсов:
Задание:
3.
Презентация решений (15 мин)
Каждая команда представляет свои решения. Другие участники могут дополнять.
3. Рефлексия и обратная связь (10 мин)
Итоги и завершение (5 мин)
Материалы:
Ожидаемые результаты:
Источники:
1. Баева И. А., Волкова Е.Н, Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности/ под ред. И. А. Баевой. М., СПб, 2011. – 254с.
2. Ведерникова Ю. В. Психологически безопасная
Образовательная среда в ДОУ — URL: http://ds-20.dou.tomsk.ru/wp-content/uploads/2016/12/Psihologicheski-bezopasnaya-obrazovatelnaya-sreda-v-DOU.pdf (дата обращения: 10.01.2025).
3. Галашева, О. И. Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ / О. И. Галашева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3327/ (дата обращения: 10.01.2025).
4. Гурьева Д. Х. Психологическая безопасность личности в условиях образовательного процесса / Д. Х. Гурьева // Наука XXI века: вопросы, гипотезы, ответы. — 2014. — СПб, 37–40с.
5. Долгова В. И., Аплеева И. А. Влияние психологически безопасной образовательной среды дошкольного учреждения на развитие ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 7. — С. 81–85. — URL: http://e-koncept.ru/2016/56094.htm.
6. Исаева М. В. Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды в ДОУ. | Статья на тему: | Образовательная социальная сеть. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/09/23/sozdanie-psihologicheski-komfortnoy-i-bezopasnoy-obrazovatelnoy-sredy Опубликовано 23.09.2017 - 12:17(дата обращения: 10.01.2025).
7. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды детских учреждений. Курс лекций "Издательство ""Проспект",15 мар. 2017 г. – 460с
8. Психолого-педагогические технологии в создании безопасной образовательной среды. Сборник материалов конференции, посвященной использованию психолого-педагогических технологий для обеспечения безопасности в образовательных учреждениях. 2018-01-10-sbornik.pdf — URL:
http://dpo-smolensk.ru/libriary/Resurs_kafedr/resurs_kaf-psih-ped/2018-01-10-sbornik.pdf (дата обращения: 10.01.2025).
9. Тулиева В. Е. Семинар для педагогов «Как создать психологически безопасную и комфортную образовательную среду в ДОУ» — URL: http://portal2010.com/seminar-dlya-pedagogov/ (дата обращения: 10.01.2025).
10. Цыганкова Евгения Алексеевна Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ. Опубликовано 01.12.2019 - 14:58 - | Статья: | Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/12/01/psihologicheski-bezopasnaya-obrazovatelnaya-sreda-v-dou
Приложение
Памятка для воспитателей: Создание психологически безопасной образовательной среды в детском саду
1. Доброжелательность и поддержка
· Используйте приветливый тон и доброжелательное выражение лица.
· Обращайтесь к ребенку по имени, проявляйте искренний интерес к его переживаниям и достижениям.
· Хвалите за усилия, а не только за результат.
2. Уважение к личности ребенка
· Учитывайте индивидуальные особенности и темп развития каждого ребенка.
· Уважайте чувства ребенка, давайте возможность выражать эмоции без страха осуждения.
· Не используйте унижающие или обесценивающие фразы.
3. Эмоциональный комфорт
· Создавайте предсказуемую и стабильную обстановку.
· Объясняйте правила и границы поведения доступным языком.
· Предоставляйте возможность выбора в рамках воспитательного процесса.
4. Поддержание позитивных взаимоотношений
· Способствуйте формированию дружелюбных отношений между детьми.
· Обучайте навыкам сотрудничества, взаимопомощи и решения конфликтов.
· Привлекайте детей к групповым играм и коллективным видам деятельности.
5. Безопасное пространство для обучения и игр
· Обеспечьте безопасную физическую среду: отсутствие травмоопасных предметов.
· Поддерживайте порядок и уют в группе.
· Организуйте пространство так, чтобы оно способствовало свободной игровой и познавательной деятельности.
6. Эмоциональная поддержка и обратная связь
· Будьте внимательны к эмоциональному состоянию детей.
· Поддерживайте ребенка в сложных ситуациях, помогайте справляться с негативными эмоциями.
· Давать обратную связь мягко, объясняя причины замечаний.
7. Взаимодействие с родителями
· Постройте партнерские отношения с родителями.
· Делитесь положительными моментами о ребенке.
· Вовлекайте родителей в жизнь группы через совместные мероприятия.
8. Личный пример воспитателя
· Демонстрируйте уважение и заботу в общении со всеми детьми.
· Будьте терпеливы и последовательны в своих действиях.
· Развивайте эмоциональный интеллект и навыки самообладания.
Признаки благоприятного климата в группе:
‒ в течение всего дня хорошее настроение детей;
‒ свободное отправление детьми всех естественных потребностей;
‒ доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам;
‒ умение детей занять себя делом; ‒ возможность уединиться;
‒ со стороны взрослых отсутствие давления;
‒ знание детей о том, как будет проходить их день и что каждый из них может сделать интересного;
‒ высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в ситуациях, взаимопомощи;
‒ желание участвовать в деятельности коллектива;
‒ удовлетворенность детей тем, что они принадлежат к группе сверстников.
Помните: Психологически безопасная среда способствует гармоничному развитию ребенка, укрепляет доверие и помогает формировать здоровую личность.
Ситуация.
В группе появился ребенок, который постоянно конфликтует с другими детьми.
Задание:
Ответ:
Рекомендации для воспитателя. Когда в группе появляется ребёнок, склонный к конфликтам, важно подойти к ситуации комплексно, чтобы помочь ему адаптироваться и снизить напряжённость в коллективе.
Важно помнить, что каждый ребёнок уникален, и работа с ним требует системного подхода и времени.
Ситуация.
Задание:
Ответ:
Рекомендации для воспитателя детского сада в ситуации, когда родители критикуют его работу в присутствии детей:
Эти рекомендации помогут сохранить благоприятный психологический климат в группе и будут способствовать конструктивному взаимодействию между воспитателем и родителями.
Ситуация.
Один ребенок постоянно остается в стороне от общих игр
Задание:
Ответ:
Рекомендации для воспитателя, если ребёнок в детском саду постоянно остаётся в стороне от общих игр:
Если ситуация не улучшается, возможно, потребуется консультация детского психолога для более глубокой диагностики.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.