Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дзержинский педагогический колледж»
Статья
«ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕКСИХ КОНФЛИКТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Культура педагогического общения
подготовила
Назарова Наталья Ивановна
преподаватель
г. Дзержинск
2025
«ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕКСИХ КОНФЛИКТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Культура педагогического общения
Назарова Н.И, преподаватель
Современный педагог – это профессионал, мастерство которого определяется его профессиональным самоопределением, саморазвитием, то есть целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном контакте с другими людьми, и предполагает построение взаимоотношений на высоких морально-этических принципах. Одной из составляющих профессионализма преподавателя является компетентность во взаимодействии со студентами. Именно в общении происходит развитие обучающихся. От того, как построен процесс общения, зависит результат обучения. Речь является основным средством общения человека. Впечатление о нем, особенно первое, в значительной степени складывается по тому, насколько он умеет пользоваться словом и владеет культурой речи, которая является его своеобразной визитной карточкой.
Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач общения. Культура речи педагога имеет три аспекта: нормативный, этический и коммуникативный.
Нормативный аспект отражает в себе совокупность устойчивых, традиционных реализаций языка, и заключается в том, что речь педагога должна отражать все грамматические и лексические правила. Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала», образца. Языковая норма – это центральное понятие языковой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших. «Умение правильно говорить – еще не заслуга, а неумение – уже позор, – писал знаменитый Цицерон, – потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина».
Национальный язык – общий язык всей нации, охватывает все сферы речевой деятельности людей. Его высшей формой является литературный – язык нормированный, обслуживающий культурные потребности народа, язык художественной литературы, науки, печати, радио, театра, государственных учреждений.
Коммуникативный аспект культуры речи педагога подразумевает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, а также формирование сознательного отношения к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами в педагогической деятельности. Выбор необходимых для данной цели языковых средств – основа коммуникативного аспекта культуры речи.
Этический аспект культуры речи педагога предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления и т. п.; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и др., доброжелательность, терпимость к инакомыслию и пр.).
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.
Что же такое стиль педагогического общения, в чем его своеобразие, как он формируется?
Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент.
Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения педагог прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.
На уроке педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе. Все это требует от преподавателя умения одновременно решать две проблемы:
1. конструировать особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), своих отношений с обучающимися, т. е. стиль общения;
2. конструировать выразительные средства коммуникативного воздействия. Второй компонент постоянно меняется под влиянием возникающих педагогических и соответственно коммуникативных задач. В выборе системы выразительных средств коммуникации важную роль играет сложившийся тип взаимоотношений педагога с обучающимися.
Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности:
- общая сложившаяся система общения педагога и обучающихся (определенный стиль общения);
- система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности;
- ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи.
Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.
В стиле общения находят выражение:
- особенности коммуникативных возможностей преподавателя;
- сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
- творческая индивидуальность педагога;
- особенности студенческого коллектива.
Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми - категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя.
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.
Таким образом, в основе культуры педагогического общения лежит общая и педагогическая культура личности педагога, а культура личности - это уровень её развития, который выражается в системе потребностей, социальных качеств, в стиле деятельности и поведения. Общение в педагогической деятельности педагога в максимальной степени включает существенные личностные характеристики - способности, знания, умения, навыки, мотивы, ценностные ориентации, установки. Педагог как инициатор коммуникации сам выбирает, а точнее вырабатывает стиль педагогического общения, в котором проявляется также его опыт, характер, актуальное состояние. И этот стиль общения может существенно стимулировать или тормозить процесс обучения и воспитания детей. Исходя из этого можно сказать, что задача каждого педагога - найти и закрепить оптимальный для него стиль педагогического общения с детьми, родителями, коллегами и администрацией учебного заведения, постоянно преодолевая неуверенность в правильности своего поведения. Всестороннее развитие своей индивидуальности, её полноценное самовыражение - вот на что следует ориентироваться. От этого выигрывает и сам педагог, и обучающиеся, и общество в целом, ибо, как указывал сам К. Д. Ушинский, влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Искусство педагогического общения состоит, следовательно, из двух слагаемых: педагогической культуры личности учителя и техники общения, которая является формой организации поведения педагога. Главным компонентом, конечно, является первый - ведь мы всегда намного охотнее общаемся с интересной личностью, чем с пустым "расспрашивателем". Оптимальное педагогическое общение, согласно А. А. Леонтьеву, - такое общение учителя и учащихся в процессе обучения, которое создаёт наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учения, для правильного формирования личности учащегося, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения и управление социально- психологическими процессами в детском коллективе, позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.
Высшим уровнем культуры педагогического общения является выработанная, сформированная воспитанием и образованием готовность строить свое поведение и профессиональную деятельность в соответствии с системой общепринятых норм, профессионального долга и ответственности за результаты своего труда.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW_140174/
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2014 года № 1315 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования" [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu.ru/press/2014/10/06/1315/
3. Громова Н. В., Левченко А. И., Сидорова Е. А. Культура педагогического общения: Учебное пособие. — М.: Издательство "Просвещение", 2020.
4. Кузнецова Т. В., Петрова О. А. Инновационные технологии в образовательном процессе: опыт и перспективы. — СПб.: Издательство "Речь", 2021.
5. Соловьёв В. А., Шевченко Н. А. Возникновение и разрешение педагогических конфликтов: проблемы и решения // Научный журнал "Образование и наука". — 2022. — № 8. — С. 45-52.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.