Обучающий семинар
с элементами тренинга «Зажги синим»
Автор-составитель:
педагог-психолог Слабодчикова Е.А.
2025
Цель: распространение информации о признаках и формах проявления расстройства аутистического спектра у детей дошкольного возраста.
Задачи
1. Раскрыть понятие «ранний детский аутизм», познакомить педагогов со статистическими данными о количестве людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в мире и в России.
2. Просмотреть муьтфильм «Дети лучше знают, что такое инклюзия»
3. Рассказать об основных отличительных чертах детей-аутистов.
4. Объяснить, как организовать работу с детьми с РАС.
5. Показать, как установить эмоциональный контакт с ребёнком.
6. Рекомендации по взаимодействию с ребёнком РАС.
7. Провести игры-тренажёры. Игра «Слепой и поводырь»
1. Ежегодно 2 апреля во всём мире проводится акция «Зажги синим»» в рамках мероприятий к Всемирному дню распространения информации об аутизме. «Дети дождя» так называют детей, которые страдают аутизмом.
Аутизм — постоянное нарушение в развитии нервной системы, которое проявляется в раннем детстве и не зависит от пола, расовой принадлежности или социально-экономического статуса.
Это медицинский диагноз, коррекционная работа с ребёнком должна проводиться комплексно группой специалистов: врачом, психологом, логопедом, педагогами.
По оценке ВОЗ, аутизм есть у каждого сотого ребёнка в мире. В России, исходя из данных института Сербского, такой диагноз есть у 0,2% детей из ста. По статистике он выявляется в соотношении 1:4 между девочками и мальчиками. Определить весь спектр нарушений, поставить диагноз может только квалифицированный врач.
По данным Минздрава РФ, распространённость расстройств аутистического спектра в России у детей составляет около 1% . Согласно данным Росстата РФ за 2023 год, численность детского населения составляет около 31 миллионов, это означает, что прогнозируемое количество диагнозов «РАС» в России составляет более 300 тысяч.
2. Мультфильм «Дети лучше знают, что такое инклюзия»
3.Основные отличительные черты детей с расстройством аутистического спектра.
1. Замкнутость и обособленность. Общению или игре дети предпочитают одиночество.
2. Неспособность удерживать зрительный контакт «глаза в глаза». Во время диалога не смотрят на собеседника.
3. Страх и неприязнь тактильного контакта. Аутичный ребёнок раздражается, плачет, когда его берут за руку, обнимают.
4. Неумение объяснить свои потребности и желания. Истерики от того, что взрослые не понимают, что ему нужно.
5. Сложности с освоением простейших социально-бытовых навыков. Ребёнок трудно обучается использовать столовые приборы, самостоятельно есть, одеваться, проситься в туалет.
6. Слабая эмоциональность. Дети не выражают радости, редко улыбаются и смеются, не стремятся узнавать что-то новое.
7. Стереотипное поведение. Аутичные дети могут часами играть с одной и той же игрушкой, разглядывать один и тот же предмет.
8. Острая реакция на любые перемены (перестановку вещей, смену маршрута, освещения, рациона, режима дня).
9. Отсутствие инстинкта самосохранения. Ребёнок не понимает опасности автострады, высоты и т. д.
10. Выборочная деятельность. Предпочитает играть только в «свои» игры, вместо игрушек использует бытовые предметы, посуду, камушки, палочки и другие не предназначенные для игр вещи.
11. Задержка речевого развития. Поздно начинают говорить, не понимают и от этого игнорируют местоимения «я», «мой», «твой». О себе говорят в третьем лице.
4.Работа с ребёнком РАС
Например, как постепенно вводить ребёнка в ситуацию обучения в группе, выбирать занятия, на которых он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным, как работать с навыками самообслуживания и жизнеобеспечения, как создавать чёткую и упорядоченную структуру занятий и пребывания ребёнка в детском саду.
5.Как установить эмоциональный контакт с ребёнком РАС.
Ø Наблюдать за деятельностью ребёнка. Это поможет выделить интересные для него предметы и действия.
Ø Избегать давления. Также не стоит прямо обращаться к ребёнку и долго смотреть ему в глаза.
Ø Использовать игровые упражнения. Например, «Куда ребёнок, туда и я». Нужно следовать за вниманием ребёнка в его текущей деятельности и присоединяться к нему.
Ø Проводить эмоциональные игры. Подойдут «Ку-ку», «Лови меня», «Догони меня», «Глазки-ушки», «Разговор с игрушкой», «Дорисуем весёлое лицо».
Ø Использовать сенсорные игры. Они активизируют новые чувственные ощущения (зрительные, слуховые, тактильно-двигательные, обонятельные, вкусовые) и создают эмоционально положительный настрой.
Ø Хвалить ребёнка. Даже если реакция на слова не проявляется внешне, доброжелательный тон и поддержка создают положительную эмоциональную атмосферу.
Ø Создавать возможность уединения. Ребёнок с РАС может быстро пресыщаться впечатлениями и эмоциональным контактом.
При работе с детьми с РАС важно проявлять доброжелательность, целеустремлённость, терпимость, внимательность и оптимистичность.
6.Рекомендации по взаимодействию с ребёнком РАС.
Важно знать, что главная задача педагога — не вылечить ребёнка, а помочь ему адаптироваться в обществе.
! Просьбы и инструкции следует формулировать чётко и кратко, не повторяя несколько раз.
! Соблюдать постепенность и дозирование подачи нового материала. Дети с РАС плохо принимают всё новое.
! Подбирать задания в соответствии с интересами ребёнка. Каждый вид деятельности должен иметь последовательность.
! Подкреплять хорошее поведение ребёнка похвалой. Сначала ребёнок может только наблюдать за действиями взрослого, только затем можно действовать руками ребёнка, но только с его разрешения.
! Выработать чёткий алгоритм действий при обучении навыкам бытового поведения, следует повторять эту бытовую ситуацию изо дня в день.
! Создавать в группе эмоциональный комфорт. Для этого важно получать теоретические знания об аутизме, посещать тренинги, перенимать опыт коллег, работающих с этими детьми.
! Следовать принципу равенства. Не акцентировать внимания других детей на особенностях ребёнка с РАС, при этом создавать условия для комфорта последнего.
7. Игры и упражнения «Почувствуй себя ребёнком РАС.
Игра «Слепой и поводырь» Один участник закрывает глаза, а другой ведёт его через препятствия, давая только словесные указания.
Упражнение «Общение в парах»
Инструкция 1 пара: «Сядьте спина к спине и постарайтесь вести диалог о чём-то важном в течение 1 минуты, оборачиваться нельзя.»
Инструкция 2 пара: «Установите зрительный контакт, пообщайтесь без слов в течение 1 минуты»
Обмен мнениями: На сколько информативным и продуктивным было ваше общение, что мешало?
Инструкция 3 пара (спинами): «Один из вас зовёт коллегу по имени, коллега не реагирует»
Обмен мнениями: Что в этой ситуации не так? Почему это мешает общаться?
Инструкция 4: Я останавливаю педагога и говорю ему: «Амбасадора, пусара, круляля. Жду реакции.
Почему теперь не сложилось общение?
Вывод: для полноценного общения человеку необходимо видеть собеседника, слушать его и понимать что говорят.
Упражнение «Чудесный мешочек»
Инструкция: для выполнения следующего упражнения я приглашаю самых бесстрашных. Всем знакома игра «Чудесный мешочек», у нас мешочек представлен в виде сенсорных коробочек. Ваша задача прощупать содержимое коробочек и рассказать о своих ощущениях.
Вывод: у каждого человека свой порог тактильной чувствительности. Кто-то совершенно спокойно трогает песок и даже любит пересыпать его между пальцами, а кто-то не выносит чувство песка под ногтями.
Во всех упражнениях мы с вами задействовали сенсорные анализаторы, кому-то тактильное воздействие показалось слишком интенсивным или неприятным. В данных упражнениях мы с вами были поставлены в условия, схожие с восприятием людей с РАС. По тому, чтобы понять человека, надо думать как человек. И мы с вами стали немного аутистами, чтобы почувствовать, как воспринимают этот мир люди с РАС.
Упражнение «Отпечаток»
Сейчас мы с вами окунёмся в атмосферу отпуска и представим, что нам нужно лететь за границу. Чтобы получить визу, нам нужен отпечаток пальца. Возьмите краску, обмакните палец и поставьте отпечаток н визу. А теперь посмотрите внимательно на отпечаток других участников. Найдёте среди других отпечатков такой как ваш?
Обмен мнениями: одинаковых людей нет потому, и отпечатки получились разные. Все люди и дети, в том числе разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
Закончить хотелось бы фразой английского психиатра Лорны Винт: «Когда природа проводит линию, она всегда размазывает её. Не существует чёткой грани между людьми с аутистическими чертами и без них. Норма всегда условна».
Рефлексия «Эстафета дружбы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.