Личностно – ориентированный подход в обучении»Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическомунаправлению в педагогике, основной принцип которого - упор на учение, а не на преподавание. В центре обучения находится сам обучаемый, его личностный рост, смыслы учения и жизни. Следовательно, личность ребенка здесь выступает не как средство, а как цель.
Личностно ориентированное обучение – это обучение, центром которого является личность ребенка, ее самобытность, самоценность. Это признание ученика главной фигурой всего образовательного процесса.
Личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством на систему взаимосвязных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
Таким образом, личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.
Задача личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы научить ребенка учиться, адаптировать его к школе.
Функции личностно-ориентированного образования:
- гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
- культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования.
Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
- социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного длявхождение человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
doklad.docx
Доклад: «Личностно – ориентированный подход в обучении»
Преподаватель спецдисциплин
Харитонова Ирина Николаевна
2018 год Содержание
Введение
1. Личностноориентированный подход в обучении
1.1 Сущность личностноориентированного подхода в обучении
1.2 Особенности личностноориентированных технологий в обучении
2. Личностноориентированный подход в воспитании
Заключение
1. Личностноориентированный подход в обучении 1.1 Сущность личностноориентированного подхода в обучении
Личностноориентированный подход в обучении относится
к гуманистическомунаправлению в педагогике, основной принцип которого упор на
учение, а не на преподавание. В центре обучения находится сам обучаемый, его
личностный рост, смыслы учения и жизни. Следовательно, личность ребенка здесь
выступает не как средство, а как цель.
Личностно ориентированное обучение – это обучение, центром которого является
личность ребенка, ее самобытность, самоценность. Это признание ученика главной фигурой
всего образовательного процесса.
Личностноориентированный подход это методологическая ориентация в
педагогической деятельности, позволяющая посредством на систему взаимосвязных
понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания,
самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой
индивидуальности.
Таким образом, личностноориентированное обучение это такое обучение, которое во
главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса
учения.
Личностноориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения,
это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а
«включение» его собственноличностных функций или востребование его субъективного
опыта.
Цель личностноориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребенке
механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты,
самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.
Задача личностноориентированного обучения состоит в том, чтобы научить ребенка
учиться, адаптировать его к школе.
Функции личностноориентированного образования:
гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении
его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в
ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного
потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание,
общение и сотрудничество;
культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение,
передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования.
Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как
установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его
ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом
социального опыта, необходимого и достаточного длявхождение человека в жизнь
общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой
деятельности и средство самоопределения.
Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно
административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно
ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:
оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть
перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально
стимулировать его развитие;
отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности,
способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и
выбору, и проявлять собственную активность;
опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в
учении, содействие их обретению и развитию.
Таким образом, личностноориентированное обучение это обучение на основе глубокого
уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития,
отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику
воспитательного процесса.
1.2 Особенности личностноориентированных технологий в обучении
Одним из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии
является мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку. Либо технология исходит из
могущества педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим
лицом ребенка личностно ориентирована.
Термин «подход» более точен и более понятен: он имеет практический смысл. Термин
«ориентация» отражает преимущественно идейный аспект.
В центре внимания личностноориентированных технологий уникальная целостная
личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих
возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на
осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми
словами личностноориентированных технологий образования являются «развитие»,
«личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».
Личность общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и
свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.
Развитие направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое
качество.
Индивидуальность неповторимое своеобразие какоголибо явления, человека;
противоположность общего, типичного.
Творчество это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество
идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования.
Свобода отсутствие зависимости. Личностноориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и
воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на
вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию
деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть
образования.
Личностноориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и
обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают
атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации
личности1.
В обучении учет индивидуальности означает раскрытие
возможности максимального развития каждого ученика, создание
социокультурной ситуации развития исходя из признания
уникальности и неповторимости психологических особенностей ученика.
Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая
его психологические особенности, необходимо поиному строить весь образовательный
процесс.
Технологизация личностноориентированного образовательного процесса предполагает
специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических
рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за
личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии
дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно
говорить о построении личностноориентированного процесса.
Для того чтобы личностно ориентированный подход был востребован педагогами и вошел в
массовую практику школ необходимо технологичное описание этого процесса. Якиманская
И. С. определяет технологию личностноориентированного обучения как принципы
разработки самого образовательного процесса и выделяет несколько требований к текстам,
дидактическим материалам, методическим рекомендациям, типам учебного диалога,
формам контроля личностного развития ученика, т. е. к разработке всего дидактического
обеспечения личностноориентированного обучения. Эти требования такие:
учебный материал должен выявлять содержание субъектного опыта ученика, включая
опыт его предшествующего обучения; изложение знаний в учебнике (учителем) должно
быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование,
обобщение предметного содержания, но и на постоянное преобразование наличного
субъектного опыта ученика;
в ходе обучения необходимо постоянное согласование субъектного опыта учеников с
научным содержанием задаваемых знаний;
активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности,
содержание и формы которой должны обеспечить ученику возможность самообразования,
саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
конструирование и организация учебного материала, предоставляющего ученику
возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий, решении
задач;
выявление и оценка способов учебной работы, которыми пользуется ученик
самостоятельно, устойчиво, продуктивно. Возможность выбора способа должна быть
заложена в самом задании. Необходимо средствами учебника (учителя) стимулировать учащихся к выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки
учебного материала;
при введении метазнаний, т. е. знаний о приемах выполнения учебных действий,
необходимо выделять общелогические и специфические (предметные) способы учебной
работы с учетом их функций в личностном развитии;
необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом
процесса учения, т. е. тех трансформаций, которые выполняет ученик, усваивая учебный
материал;
образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию,
оценку учения, как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц
учения, их описание, использование в целях организации учения учителем на уроке, в
индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторство).
особенность ориентация личность подход обучение
2. Личностноориентированный подход в воспитании
Воспитание, сложившееся в нашей школе, тяготеет к авторитаризму, т. е. в нем доминирует
власть воспитателя, а воспитанник остается в положении подчиненности и зависимости.
Иногда такое воспитание называют еще директивным (руководящим), потому, что решения
принимает и направляет весь процесс воспитатель, а воспитанник обязан только выполнять
требования. Таким он и вырастает — пассивным исполнителем, равнодушным к тому, что и
как делает. Педагогика указаний рассматривает воспитательное влияние по схеме
«требование—восприятие—действие».
Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и
отвечать за их последствия, требуется иной подход. Необходимо воспитывать умение
думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего
принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами,
оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое
личностноориентированное воспитание. Оно создает новые механизмы моральной
саморегуляции воспитанников, постепенно вытесняя сложившиеся стереотипы
принудительной педагогики.
К числу наиболее значимых подходов относятся следующие положения.
1.В центр каждой концепции поставлен человек, как уникальное социальнобиологическое
существо, обладающее неповторимой системой индивидуальных психологических
особенностей, моральных и нравственных ценностей и ориентиров. Это объясняется тем,
что в современном российском обществе меняются представления о личности, которая
кроме социальных качеств наделена различными субъективными свойствами,
характеризующими ее автономность, независимость, способность к выбору, рефлексии,
саморегуляции и т.д.
2.Исследователи педагогических проблем личностно ориентированного воспитания одним
из главных условий его реализации видят изменение структуры воспитания – его перевод
из сферы субъектобъектных отношений в сферу субъектсубъектных. В результате,
воспитание рассматривается не как «педагогическое воздействие» на личность
воспитуемого, а своеобразное «педагогическое взаимодействие» с ней. 3.В содержании воспитания авторы предлагают перейти от формирования личности с
заданными обществом качествами к созданию условий для ее самоактуализации и
последующего раскрытия (реализации) собственного личностного потенциала
(психологических возможностей, духовнонравственных ценностных ориентаций и др.).
4.Ведущим видом личностно ориентированного воспитания признается самовоспитание.
Считается, что именно оно является наиболее эффективным в формируемой новой
воспитательной среде. В этом случае воспитание реализует потребность общества в
специалистах, умеющих самостоятельно приобретать необходимые знания и
адаптироваться к изменяющимся экономическим, социальным и общественным условиям
государства.
Обобщение представленных методологических позиций позволяет представитьличностно
ориентированное воспитание как деятельность по формированию воспитательной
системы (воспитательной среды), позволяющей в полной мере реализовать
личностный потенциал воспитуемого с целью достижения им ценностных
(жизненных) ориентиров в интересах его образовательной подготовки и
профессиональной деятельности. Такой подход придает воспитанию определенное
своеобразие – предполагает субъектсубъектные отношения воспитателей и воспитуемых, а
также признает приоритетность личностных ценностей последних в воспитательной
деятельности педагога.
Следует отметить, что личностный подход выступает базовой ценностной ориентацией
современного педагога. Он предполагает помощь воспитаннику в осознании себя
личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в
осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения,
самореализации и самоутверждения. В коллективном воспитании он означает признание
приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических
взаимоотношений, благодаря которым воспитанники осознают себя личностью и учатся
видеть личности в других людях. Коллектив же должен выступать гарантом реализации
возможностей каждого человека. Своеобразие личности обогащает коллектив и других его
членов, если содержание, формы организации жизнедеятельности разнообразны и
соответствуют их возрастным особенностям и интересам. А это во многом зависит от
точного определения воспитателем своего места и педагогических функций.
В теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как
общечеловеческая ценность, правомерны понятия «личностноориентированное
образование», «личностноориентированное воспитание», «личностный подход».
Личностноориентированная педагогика создает такую образовательную среду, где
реализуются индивидуальные интересы и потребности реальных детей, эффективно
накапливается детьми личный опыт.
Образовательная среда ориентированна на природосообразность. Личностный подход – это
важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия
индивидуальности личности в воспитании ребенка. Именно этот подход определяет
положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным
субъектом этого процесса, а следовательно, означает становление субъектсубъектных
отношений.
Индивидуальная работа – это деятельность педагога, осуществляемая с учетом
особенностей развития каждого ребенка. 1.
2.
3.
4.
5.
Дифференцированный подход в воспитании предполагает реализацию педагогом
воспитательных задач применительно к возрасту, полу, уровню воспитанности учащихся.
Дифференциация направлена на изучение качеств личности, её интересов, склонностей.
При дифференцированном подходе учащиеся группируются на основе сходства в
интеллекте, поведении, отношениях, уровню сформированности ведущих качеств.
Эффективность данной работы зависит от педагогического профессионализма и
мастерства педагогавоспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом, что
она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических
особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей.
Учитывая их, учитель определяет методы и формы воспитательного воздействия на
личность каждого школьника. Все это требует от педагога не только педагогических
знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания
на диагностической основе .
В индивидуальной работе с детьми педагогивоспитатели должны руководствоваться
следующими принципами:
Установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель
учениккласс».
Уважение самооценки личности ученика.
Вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и
качеств характера.
Постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной
деятельности.
Создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое
является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.
Индивидуальная работа с детьми включает в себя несколько этапов:
1 этап. Приступая к индивидуальной работе, классный руководитель изучает научно
методические основы личностноориентированного воспитания, устанавливает дружеские
контакты с детьми, организует совместную коллективную деятельность, проводит
диагностирование личности каждого ребенка.
На 2 этапе воспитатель продолжает наблюдать и изучать учащихся в ходе разнообразной
деятельности: учебнопознавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. Опыт
показывает, что, изучая детей, педагоги используют как традиционную методику, так и
альтернативную. Например, методы психологопедагогической диагностики помогают
изучать как относительно устойчивые свойства личности (способности, темперамент,
характер), так и кратковременные (поступки и действия, психологические состояния
ребенка), а также эффективность воспитательного процесса.
На 3 этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности
учащегося, классный руководитель проектирует развитие ценностных ориентацией,
личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности
основывается на сравнении наличного уровня воспитанности учащегося с его идеалом и
осуществляется в процессе составления дифференцированных программ воспитания
ребенка.
На 4 этапе происходит дальнейшее изучение учащегося, проектирование его поведения и
отношений в различных ситуациях, позволяющих определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей,
способностей, особенностей характера, содержание личностных отношений и
потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания,
хотя использование методов относительно каждого ученика должны быть
индивидуализированы. Заключительным, 5 этапом индивидуальной работы с детьми
является корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на
личность, способствующий исправлению или внесению корректив в развитие личности,
закрепление позитивных и преодоление негативных качеств. Корректирование как бы
завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его
результативности.
Можно считать, что цель личностно ориентированного воспитания состоит в том,
чтобы в ребенке заложить механизмы самореализации, саморазвития, адаптации,
саморегуляции, самозащиты, самовоспитания для становления самобытной
личности, для продуктивного взаимодействия с окружающим миром.
Отсюда можно определить основные человекообразующие функции личностно
ориентированного воспитания:
• гуманитарная;
• культуросозидательная;
• функция социализации.
Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно
административного авторитарного стиля отношений учителя и учеников.
В личностноориентированном воспитании предполагается иная роль и позиция учителя:
оптимистический подход, авансирование доверием (эффект Пигмалиона), умение
максимально стимулировать развитие ребенка и видеть перспективы этого развития.
отношение к ребенку как к субъекту собственной ученической деятельности, и как к
личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному
желанию и выбору и проявлять собственную активность;
опора на личностный смысл, интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в
учении, содействие их обретению к развитию.
Содержание личностноориентированного воспитания должно включать в себя следующие
компоненты:
аксиологический имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им
помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентации;
когнитивный обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке, культуре,
истории, природе, ноосфере как основе духовного развития.;
деятельностнотворческий имеет целью формирование у учащихся разнообразных
способов деятельности творческих способностей;
личностный (как системообразующий) обеспечивает самопознание, развитие
рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции и самоопределения,
формирование жизненной позиции.
При этом основным условием нового подхода является вовлеченность ученика в
критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания и процесса воспитания. В новой системе воспитания меняются роли и отношения ученик учитель.
Традиционно ученик мыслится как объект воспитания, в личностноориентированном
воспитании ученик представляется как партнер учителя, обладающий собственными
интересами и учебными возможностями, т.е. ученик субъект в воспитательном процессе
(самоконтроль, взаимоконтроль, взаимообучение, анализ), субъект собственного поведения
в образовательной ситуации, в различных видах деятельности. Но эта его роль возможна и
возникает только при определенных условиях, которые должен создать педагог для
развития ученика. Вот эти особые условия и являются объектом педагогической
деятельности в личностноориентированном воспитании. О каких условиях идет речь?
Исследователи выделяют несколько групп этих условий:
психологическая атмосфера в образовательном учреждении в воспитывающей
деятельности;
межличностные отношения ученика с партнерами по учебновоспитательному процессу, с
людьми, с которыми он общается в образовательном учреждении (уровень авторитетности
учителей, степень взаимопонимания и поддержки в классе и группах детей, уровень
сплоченности);
направленность и особенность организации воспитывающей;
степень профессиональной компетентности воспитателей, профессиональные качества,
творческий потенциал, стремление к профессиональному росту;
материальнотехнические условия организации воспитывающей среды;
научнометодические условия.
Личностноориентированная развивающая модель основной школы и призвана
обеспечить выполнение следующих основных целей:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению,
формирование желания и умения учиться;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоциональноценностного
позитивного отношения к себе и окружающему миру;
освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика
как субъекта разнообразных видов деятельности;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Чтобы правильно организовать личностноориентированное воспитание учащихся, надо
установить те условия и факторы, которые определят процесс формирования личности
человека. Этими условиями и факторами являются:
Природные задатки человека, определяющие возможности развития его
личностных способностей черт характера. Они могут быть ярко выраженными и очень
незначительными. В процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть
развиты в способности и таланты, а могут быть, и погублены неразумным воспитанием. При
разумном воспитании добрые задатки укрепляются, развиваются, а дурные – сглаживаются.
Главное – воспитание должно быть направлено на развитие у каждого школьника силы воли
для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей
среде;
Особенности семьи и ее отношение к ребенку. Сейчас семейное воспитание
переживает тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения,
наркомании, огромное число разводов, приводят к тому, что значительное число детей не
получают разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна возмещать издержки
семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях;
Социальная среда, в которой живет и развивается человек. Это и среда
непосредственного окружения человека (микросоциум) и более широкая, которая
оказывает на него воздействие опосредовано, через создание общественного мнения, шкалы
ценностей, господствующих взглядов;
Воспитательное учреждение, в котором получает образование человек. От того
какое это учреждение, какие цели оно реализует, какова социальная среда, создаваемая в
нем, каково его влияние на обучаемых и воспитуемых, решающим образом зависят
особенности и характер формируемой личности учащегося.
В школе ведущим в воспитании является адаптация ребенка в социуме школы, развитие
рефлексии собственного поведения, общение со сверстниками и взрослыми, воспитание
гражданина.
Личностноориентированное воспитание предполагает:
1. Формирование интеллектуальной культуры:
развитие познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности, индивидуально
творческих способностей каждой личности;
формирование постоянного стремления к обогащению современными научными
знаниями, к вооружению ценностями мировой цивилизации.
2. Нравственноправавое воспитание:
формирование у школьников осознания нравственного и правового долга и обязанностей
по отношению к человеку, Отчизне, Вселенной;
формирование у учащихся стремления к усвоению правовых знаний, чувства гражданской
ответственности за свое поведение и поступки окружающих.
3. Экологическое образование и воспитание. Формирование системы научных знаний,
взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения
обучающихся к окружающей среде во всех видах их деятельности.
4. Физическое воспитание, формирование здорового образа жизни:
формирование у учащихся санитарногигиенических навыков организации труда и
разумного отдыха;
укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию
учащихся;
формирование стремления к здоровому образу жизни.
5. Эстетическое воспитание:
воспитание в детях способностей к эстетическому восприятию отечественной и мировой
культуры, искусства литературы;
бережного отношения к памятникам культуры и искусства, народного творчества; формирование у школьников стремления к развитию художественных способностей и
творческой деятельности в различных видах искусства и труда;
обогащение и развитие эстетических умений и навыков.
Все эти качества начинают формироваться в сознании ребенка еще в дошкольный период,
но наиболее продуктивным является младший школьный возраст. Поэтому так важно
именно в это время заложить основы развития тех или иных качеств.
Таким образом, личностноориентированный подход в воспитании
предполагает: создание единой системы образовательновоспитательного пространства,
отвечающего интересам ребенка, семьи и общества в целом;
обеспечение индивидуального подхода в процессе развития каждого обучающегося;
интегрирование основного общего и дополнительного образования.
Заключение
Изменилось время, меняются и требования к человеку, его образованности. Жизнь
выдвинуло общественный запрос на воспитание творческой личности, способной
самостоятельно мыслить, предлагать оригинальные идеи, принимать смелые,
нестандартные решения. Поэтому ориентиром содержания образования является развитие
личности.
В условиях сегодняшнего дня школа остается единственным социальным институтом,
который может взять на себя защиту прав каждого ребенка, которые бы обеспечивали ей
полноценное личностное развитие в максимально возможном диапазоне роста его
индивидуальных ресурсов.
Сегодня в педагогической науке ярко заявляет о себе личностно ориентированный подход,
обеспечивающий создание новых механизмов воспитания и основывается на принципах
глубокого уважения к личности, самостоятельности лица, учет индивидуальности.
Учитель в школе, прежде всего, имеет дело с целостной личностью ребёнка. Каждый
интересен своей уникальностью, и личностноориентированное воспитание позволяет
сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты,
расширить возможности каждого "Я" и, попросту говоря, — воспитать маленького
человека лучше, чем он есть.
Когда ребёнок приходит в школу, то классный коллектив становится реальным миром, и
отношения в нём носят не только «учебный» характер. «Фон» положительного воспитания
в классе оказывает сильное влияние и на процесс обучения.
Воспитание, формирование личности ребёнка осуществляется каждый день в будничной
жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьника стала
разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных
отношений. Радостным для школьника должен стать сам процесс приобретения новых
знаний, познания мира с трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем несравнимую
радость доставляют общение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела,
игры, совместные переживания, приобщение к труду и общественнополезной
деятельности.
Содержание личностноориентированного воспитания призвано помочь человеку в
выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в
жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения,
открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.
Личностноориентированное воспитание – это воспитание каждого ученика развитой
самостоятельной личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по
отношению к которой обучение к знаниям, умениям и навыкам, необходимое для
образования, выступает как средство образования.
Современное гуманистическое образование в нашей стране определяет приоритет задач
становления личности перед другими задачами средней общеобразовательной школы.
Личностноориентированный подход к образованию и воспитанию, ориентация на
возможности обучающегося, его интересы, создание условий для развития и максимальной
реализации склонностей и способностей ребенка – основная тенденция современной
школы.
Итак, современное образование должно быть направлено на развитие личности человека,
раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации
Личностно – ориентированный подход в обучении»
Личностно – ориентированный подход в обучении»
Личностно – ориентированный подход в обучении»
Личностно – ориентированный подход в обучении»
Личностно – ориентированный подход в обучении»
Личностно – ориентированный подход в обучении»
Личностно – ориентированный подход в обучении»
Личностно – ориентированный подход в обучении»
Личностно – ориентированный подход в обучении»
Личностно – ориентированный подход в обучении»
Личностно – ориентированный подход в обучении»
Личностно – ориентированный подход в обучении»
Личностно – ориентированный подход в обучении»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.