Программа по профилактике девиантного поведения учащихся КГБОУ школа 3 группы риска с нарушениями интеллекта

  • Документация
  • Мероприятия
  • docx
  • 17.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа по профилактике девиантного поведения учащихся группы риска с нарушениями интеллекта посвящена проблеме личностного развития и формирования конструктивных форм поведения детей данного вида дизонтогенеза
Иконка файла материала Программа Девианты.docx

Министерство образования и науки Хабаровского края

 

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА №  3»

(КГБОУ Школа 3)

 

 

РАССМОТРЕНО

На заседании М/О

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по ВР

_________

            УТВЕРЖДАЮ

            Директор КГБОУ

            Школа 3

     _____________

 

 

 

 

Программа

 

по профилактике девиантного поведения

 

учащихся КГБОУ школа 3

группы риска с нарушениями интеллекта

 

 

 

 

Составитель:

педагог-психолог Г.Н. Бахарева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Комсомольск-на-Амуре

2023-2024 уч. г.

 

 

Аннотация

 

Программа по профилактике девиантного поведения учащихся группы риска с нарушениями интеллекта посвящена проблеме личностного развития и формирования конструктивных форм поведения детей данного вида дизонтогенеза.

Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с нарушениями интеллекта, как залога успешной социальной адаптации в дальнейшем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.

Правовые аспекты психологического сопровождения детей группы риска:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Закон РФ "Об образовании";
  • Семейный кодекс РФ;
  • Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе";
  • Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ФЗ № 120 от 24.06.1999 в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ);
  • Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" № 124-Ф (в ред. от 03.12.2011).

Направление: психолого-педагогическое

Психолого-педагогические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей обучающихся, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск формирования девиантного поведения. Используемые в работе педагога-психолога психотехники способствуют актуализации потенциальных ресурсов подростка, освобождению от груза негативных переживаний и восстановлению его позитивного отношения к миру.

Поскольку проблема подростка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа специалиста включает следующие основные составляющие:

1. Непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая его психолого-педагогическую поддержку. Взаимодействие психолога с детьми носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования.

2. Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования и представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с подростками, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс социализации детей.

3. Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов). Основная задача в работе с педагогами - формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями.

Целью психологической программы профилактической деятельности в школе является

·         психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска» ( находящихся на особом контроле, стоящих на внутришкольном контроле, учете ОП,  КДН и ОП);

 

·         повышение психологической компетентности педагогов;

·         оказание психологической помощи родителям обучающихся, находящихся на особом контроле.

Задачи:

·         создать условия психологической поддержки каждого школьника для успешной психологической адаптации;

·         предоставление подросткам объективной информации о негативных последствиях деструктивного поведения;

·         оказать помощь в решении личностных проблем и конфликтных ситуациях;

·         обеспечить поведенческую психокоррекцию: отказ от нежелательных форм поведения и освоение новых, более приемлемых форм;

·         помочь подросткам стать более социально адаптированными, способствовать поиску жизненных ценностей;

·         создать систему мониторинга динамики психического развития воспитанников;

·         обеспечить в сотрудничестве с педагогами условия для постоянного личностного развития детей;

·         помочь родителям наладить взаимоотношения с детьми;

·         проведение работы с, направленной на формирование в семьях здоровьесберегающих условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;

·         активное социально - психологическое обучение подростков.

 

Программа состоит из 5 блоков Программ профилактики психологических занятий с элементами тренинга, применяемые в профилактической работе.

 

Каждый блок представляет собой основные психологические мишени реабилитационного процесса несовершеннолетних:  

Программа профилактики ПАВ;

Программа по профилактике агрессивного и конфликтного поведения;

Программа по профилактике проявлений воровства;

Программа по профилактике бродяжничества, самовольных уходов из дома, из школы;

Программа по профилактике компьютерной зависимости у подростков

 

Данная программа рекомендована педагогам-психологам для работы с обучающимися группы риска 1-11 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа рассчитана на 2019-2020 уч.г.г.

Деятельность программы будет осуществляться в виде индивидуальных или групповых занятий для каждого возраста с учётом специфики форм девиантного поведения.

 

Определение результативности проведенной работы с ребенком.

Диагностические методики, используемые в работе:

1.       Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки;

2.       Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина;

3.       Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна;

4.       Цветодиагностика и психотерапия произведениями искусства.

5.       Проективная методика «Такие разные деревья»;

6.       Рисуночный тест «Моя семья»;

7.       Незаконченные предложения.

 

 

Параллельно с занятиями осуществляется индивидуальное консультирование подростков, педагогов и родителей (по запросам).

 

Мониторинг эффективности программы:

§  Положительная динамика или сохранение показателей мониторинга здоровья учащихся;

§  Уменьшение количества учащихся, состоящих на учете в ПДН, внутришкольном учете;

§  Количественный показатель правонарушений, совершенных учащимися;

§  Динамические показатели исследования нравственной воспитанности учащихся;

§  Высокий процент вовлечения во внеклассную деятельность

 

 

 

Содержание профилактической работы педагога-психолога  с детьми «группы риска».

 

Программа работы педагога-психолога

по профилактике употребления ПАВ среди обучающихся КГБОУ школа 3

 

Цель:

Выработать у подростков негативное отношение к курению, употребления алкоголя, наркотиков.

Изменить негативные модели поведения, мышления и эмоционального опыта подростка, и привить ему навыки здорового стиля жизни.

Обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

Формирование способности сопротивляться негативному влиянию (в любом его проявлении).

Адресат: подростки, склонные к употреблению ПАВ

Содержание основной деятельности

Сроки

1

Создание постоянно обновляемого  банка данных учащихся, склонных к употреблению ПАВ.

сентябрь

2

Изучение особенностей учащихся, склонных к употреблению ПАВ.

- диагностика личностных особенностей;

- изучение эмоционально -волевых качеств;

-диагностика интересов, привычек и склонностей

сентябрь

3

Индивидуальное занятие: «Пивной алкоголизм»

Работа с семьей: «Роль семьи в профилактике правонарушений»

сентябрь

4.

Анализ жизненных ситуаций. Разговор о вредных привычках.

Занятие: «Чемоданчик курящего школьника».

Составление рекомендаций педагогам:

- Характерные проявления при употреблении наркотиков

-  Осторожно, Spice!

октябрь

5.

Программный пакет профилактики наркозависимости «Сталкер»
предназначен для работы с детьми и   подростками 10-18 лет и направлен на формирование устойчивой жизненной позиции, предотвращающей вовлечение подростков в потребление наркотиков, алкоголя и табака.

в течения года

6.

Информационный бюллетень: «ПАВ и последствия их употребления».

Алкоголь: мифы и реальность.

Наркомания – это вредная привычка или болезнь?

Жизнь без курения или Властелин своей судьбы.

в течения года

7.

Акция: «День без сигарет»

Индивидуальное занятие: Проба алкоголя и наркотика – шаг в пропасть.

ноябрь

 

 

Работа с семьей:

- анкета для изучения особенностей семейного воспитания

- Как узнать, употребляет ли ваш ребенок наркотики

Типичные ошибки родственников, которые способствуют развитию наркомании

в течения года

8.

Конкурс рисунков «Мир такой прекрасный, но не безопасный»

в течения года

9.

Индивидуальное занятие: Курение – медленная смерть.

декабрь

10.

Занятие. Кампания «Нет – алкоголю и курению!»

январь

11.

Индивидуальное занятие: «Здоровье – залог успеха»

февраль

12.

Индивидуальное занятие: Сигарет, не приносящих вреда, – нет"

март

13.

Индивидуальное занятие: Не рискуй напрасно!

апрель

14.

Индивидуальное занятие: Здоровье – это здорово!»

май

6.Ожидаемые результаты:

- появление негативного отношения к психоактивным веществам у подростков;

- формирование навыков здорового образа жизни;

- повышение уровня развития умений и навыков:

а) ответственного поведения в пользу своего здоровья;

б) конструктивного общения между собой и со взрослыми;

в) осознанного и уверенного умения сказать  ПАВ «Нет».

Программа работы педагога-психолога 

с учащимися КГБОУ школа 3

по профилактике агрессивного и конфликтного поведения

 

Цель: Формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.

Задачи:

1) Обучение подростков приемам общения, стимулирование развития их коммуникативной культуры;

2) Осознание собственных агрессивных тенденций, дифференцировка приемлемых и неприемлемых способов выражения агрессии.

3) Научение новым приемам разрядки агрессивности и умению справляться со стрессом.

4) Формирование навыков и конструктивного, адекватного поведения для эффективного преодоления трудных жизненных ситуаций у подростков.

 

Адресат: подростки, склонные к проявлению форм агрессивного и конфликтного поведения.

 

Содержание основной деятельности

Сроки

1

Создание постоянно обновляемого банка данных учащихся, склонных к агрессивному поведению.

Информирование педагогов о конструктивных способах эффективного общения с подростками.

сентябрь

2

Изучение особенностей учащихся, склонных к самовольным уходам.

- диагностика личностных особенностей;

- изучение эмоционально -волевых качеств;

-диагностика интересов, привычек и склонностей.

Индивидуальное занятие. Обучение способам выплёскивание гнева и негативных эмоций в социальноприемлемых формах. «Копилка обид»; «Грустные мысли»; «Лист гнева»; метание дротиков в мишень; «Подушка-колотушка». «Воздушный шар»

октябрь

3.

Взаимодействие с учителями по решению конфликтных ситуаций, возникающих в процессе работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания.

в течение года

4.

Составление рекомендаций педагогам:

-  Предотвращение конфликтных ситуаций.

-  Проблемы агрессивных детей.

 - Профилактика драк, нарушения дисциплины, выражения нецензурной бранью.

в течение года

5.

Индивидуальное занятие: «Жизненные ситуации. Как ты поступишь?»

Составление рекомендаций родителям:

Преступления и правонарушения, совершаемые несовершеннолетними.

Конструктивные навыки общения.

Построение отношений с агрессивным и конфликтным поведением подростка в семье - Памятка для родителей

ноябрь

6.

Тренинг поведения: Без рук!

- научить подростков неагрессивно настаивать на своем

Ситуативный практикум, «Позитивное общение»

декабрь

7.

Индивидуальное занятие: «Что вызывает во мне агрессию».

Работа с гневом и обидами. Упражнение «Спустить пар» и (или) «Шутливое письмо», «Тень».

январь

8.

Анкетирование учащихся: «Твое отношение к сквернословию».

Индивидуальное занятие. Снимаем напряжение. Упражнение «Безмолвный крик»

февраль

9.

Тренинг поведения: «Как научиться жить без драки?»

а) обучение подростков конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

б) развитие умения выслушивать других людей;

в) формирование альтернативного взгляда в оценке проблем;

г) определение нравственной позиции членов группы;

д) формирование позитивной моральной позиции.

март

10.

Тренинг общения "Вирус сквернословия»

Индивидуальное занятие: Моя речь – мое зеркало.

апрель

11.

Индивидуальное занятие: Способы выражения (выплёскивания) гнева.

Формирование навыков отреагирования эмоций.

май

12.

Информационное сообщение: История возникновения сквернословия;
Сквернословие и здоровье.
Научные исследования ученых о вреде сквернословия.

в течение года

 

Ожидаемые результаты и способы их оценивания:

- улучшение и стабилизация психоэмоционального состояния подростка;

- повышение уровня развития коммуникативных навыков;

- повышение уровня социально-психологической адаптации;

- появление социально приемлемых способов реагирования на различные жизненные ситуации, конструктивных копинг-стратегий.

- снижение доли деструктивных форм поведения в спектре поведенческих реакций подростка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа работы педагога-психолога 

по профилактике проявлений воровства

среди обучающихся КГБОУ школа 3

 

Цель:

профилактика склонности к воровству у школьников.

Задачи:

Формирование критичного отношения к реальной действительности, способствующего выработке правильной личностной позиции в отношении различных жизненных ситуаций.

Осознание собственных поступков, дифференцировка приемлемых и неприемлемых способов поведения.

 

Адресат: подростки, склонные к проявлению воровства.

 

Содержание основной деятельности

Сроки

1

Создание постоянно обновляемого  банка данных учащихся, склонных к проявлениям воровства

сентябрь

2

Анализ причин воровства несовершеннолетних

Изучение особенностей учащихся, склонных к воровству.

- диагностика личностных особенностей;

- изучение мотивационных установок;

- диагностика интересов, привычек и склонностей:

- диагностика взаимоотношений со сверстниками, с педагогами, с родителями.

Беседа с подростком:  «Причины воровства, кражи»

октябрь

3

Консультирование родителей: «Ваш ребенок стал подростком. 

 

Индивидуальное занятие. «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»

ноябрь

4

Индивидуальное занятие. «Твои права и обязанности»

 

декабрь

5

Групповой тренинг «Что такое хорошо и что такое плохо»

 

Беседа с подростком: «Хорошие и плохие поступки»

январь

6

Индивидуальное занятие. «Поступки и их последствия»

февраль

 

7

Составление рекомендаций педагогам по теме:

«Профилактика проявлений воровства»

в течение года

8

Психологическая помощь родителям по предупреждению ситуаций с проявлениями противоправных действий (воровство, кража)».

Что делать, если ребенок уже что-то украл? Советы родителям!

в течение года

9

Индивидуальное занятие. «Я контролирую себя»

Составление рекомендаций родителям: «Ребенок и улица. Роль семьи в формировании личности ребенка»

март

10

Индивидуальное занятие. «Цена поступка»

 

апрель

11

Индивидуальное занятие. «Хорошие и плохие поступки»

май

 

Ожидаемые результаты и способы их оценивания:

 

- формирование критичного отношения к противоправным действиям (воровство,кража);

- появление правильной личностной позиции в отношении различным жизненным ситуациям;

- осознание собственных поступков;

- появление навыков дифференцирования приемлемых и неприемлемых способов поведения.

 

 

 

Программа работы психолога

по профилактике бродяжничества, самовольных уходов из дома, из школы,

среди обучающихся КГБОУ школа 3

 

Цель:

Предотвращение самовольных уходов несовершеннолетних из школы, из дома.

Коррекция деструктивных форм поведения, помощь подростку в поиске адаптивных форм поведения.

Выработка у подростков социально приемлемых способов реагирования на различные жизненные ситуации.

Содействие в формировании адекватных представлений подростка о самом себе и закреплении конструктивных контактов в ближайшем окружении.

 

Адресат: обучающихся КГБОУ школа 3, склонные к самовольным уходам из дома, из школы, бродяжничеству.

 

Содержание основной деятельности

Сроки

1

Создание постоянно обновляемого  банка данных учащихся,

склонных к самовольным уходам.

сентябрь

2

Анализ причин самовольных уходов несовершеннолетних

Изучение особенностей учащихся, склонных к самовольным уходам.

- диагностика личностных особенностей;

- изучение эмоционально -волевых качеств;

-диагностика интересов, привычек и склонностей:

- диагностика взаимоотношений со сверстниками, с педагогами, с родителями.

октябрь

3

Беседа с подростком. «Причины самовольного ухода из школы, из дома»

Работа с семьей:

«Для достижения гармонии в Вашей семье и с Вашим ребенком»

ноябрь

4.

Буклет для  подростков по профилактике жестокого обращения:

 «Как избежать насилия»;

- «Там, где мне хорошо» (1-2 кл.);

- «Мой дом – моя крепость» (3-4 кл.)

- «Нормы и правила поведения в семье» (5-7 кл.);

- «Жестокость и насилие: как им противостоять?» (8- 9 кл.);

- «Отцы и дети» (1,2 курсы)

в течение года

5.

Индивидуальное занятие. «Как не стать жертвой преступления»

декабрь

6.

Групповой тренинг « Ты нужен».

январь

7.

Самоотчет учащегося по ежедневной посещаемости уроков и внеурочной деятельности.

в течение года

8.

Составление рекомендаций педагогам по теме:

«Профилактика самовольных уколов»

Индивидуальное занятие. «Дрянная компания»

 

февраль

9.

Психологическая помощь родителям по предупреждению ситуаций уходов из дома.

в течение года

10.

Индивидуальное занятие. «Побег в никуда».

март

11.

Индивидуальное занятие. «Как справиться с самим собой?»

апрель

12.

Индивидуальное занятие. «Пока гром не грянул»

май

 

Ожидаемые результаты и способы их оценивания:

 - снижение количества самовольных уходов несовершеннолетних из школы, из дома.

 - снижение доли деструктивных форм поведения в спектре поведенческих реакций подростка.

 - закрепление устойчивых положительных социальных контактов и связей подростков.

 

 

Программа работы психолога

по профилактике компьютерной зависимости у подростков

 

Цель: развитие информационной культуры и профилактика компьютерной зависимости школьников.

 

Задачи:

Выявление группы риска и профилактика Интернет - зависимости учащихся школы.

Формирование у обучающихся адекватного отношения к компьютеру.

Оказания помощи педагогам, родителям с в решении проблем Интернет-зависимости обучающихся.

Формирование культуры взаимодействия родителей и ребёнка в отношении Компьютера.

 

Адресат: обучающиеся 5-11 классов, склонные

 

Содержание основной деятельности

Сроки

1.

Выявление количественного и качественного показателя Интернет-зависимых и склонных к ней

сентябрь

2.

Родительское собрание: «Кибермания - страдание»

Информирование родителей о проблеме Интернет-зависимости, ее актуальности, ознакомление с планом дальнейшей деятельности школы, а также предоставление практических рекомендаций по взаимодействию с детьми.

октябрь

3.

Игровой тренинг с подростками: «Интернет-зависимость: мифы и реальность!»

Буклет для детей по профилактике компьютерной зависимости у подростков:

« Компьютер и здоровье»

ноябрь

4

Индивидуальное занятие. «Без плена интернет - сети»

декабрь

 

5.

Информирование учащихся: «Влияние чрезмерного использования Интернета на человека» (медицинский, социально-психологический аспекты)

Мотивационный тренинг: «Ворвись – вырвись из круга»

январь

6.

Рекомендации обучающимся: «Как противостоять воздействию Интернета на личность»

февраль

7.

Буклет для педагогов. «Кибераддикция у подростков. Причины, последствия и пути преодоления»

март

8.

Индивидуальное занятие: «Мир не обойдется без меня...»

 

апрель

9.

Буклет для родителей: Культура взаимодействия родителей и ребёнка в отношении Компьютера.

Буклет для учащихся:

«Кто в доме хозяин: Я или компьютер?»

в течение года

10.

Родительское собрание-практикум: Компьютер – не забава. Как предотвратить компьютерную зависимость

май

 

Ожидаемые результаты и способы их оценивания:

- снижение уровня компьютерной зависимости.

 - формирование у обучающихся адекватное отношение к компьютеру.

 - формирование культуры взаимодействия родителей и ребёнка в отношении Компьютера.

 - повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека. 

 

 

 

Перечень тем,

рекомендованных психологом для обсуждения на родительском собрании.

Цель: Повышение уровня родительской компетентности.

1класс. Трудности адаптации первоклассников к школе.

2 класс. Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.

3 класс. Взаимоотношения в семье – отражение в ребенке.

4 класс. Общение в семье.

  Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.

5 класс. Как помочь детям учиться.

6 класс. Воля и пути её формирования у учащихся.

7 класс. Семья – это…

  Пути решения конфликтных ситуаций.

8 класс. Психологические и возрастные особенности развития подростка.

9 класс. Трудный подросток. Что делать?

  Вредные привычки. Как им противостоять?

  Наркотики: как от них уберечься?

10 класс. Друзья и компания моего ребенка.

11 класс. Ваш ребенок вырос: «Правила поведения для родителей». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.       Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Воспитательно – профилактическая работа в системе образования: Сборник нормативных и методических материалов по профилактике злоупотребления психоактивными веществами /Под ред. С.А. Репина.

2.       Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991

3.       Дубровина И.В. Предмет и задачи школьной психологической службы // Вопросы психологии. – 1988. – №5. – С.47-54

4.        Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков. // Школьный психолог, 2003. – №№30, 31

 

5.       Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. М., 2005.

6.       Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. М., 2005.

7.       Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003

 

8.       Макеева А.Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя: В помощь образоват. учреждению: “Профилактика злоупотребления психоактивными веществами”. – М.: Просвещение, 2003.

 

9.       Макеева А.Г. Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе: Пособие для работы с учащимися 7 -8 кл.: В помощь образоват. учреждению: “Профилактика злоупотребления психоактивными веществами”. – М.: Просвещение, 2003

 

10.   .Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004

 

11.   Панченко С. Межзвездный скиталец. Психологическая игра для учащихся 6-7классов. // Школьный психолог, 2003. – №16

 

12.   Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю.Хрящевой. – СПб.: «Ювента», Институт тренинга, 1999. – 256 с.

 

13.   Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000

 

14.   Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991

 

15.   Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1. – 384 с.

 

16.   Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: «Романов», 2001

 

17.    Скребцова М., Лопатина А.. Ступени мудрости – М., 2008 Уроки нравственности. Учебно-методический комплекс

 

18.   Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М., 2006. 


 

19.