Министерство образования и науки Хабаровского края
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА № 3»
(КГБОУ Школа 3)
РАССМОТРЕНО На заседании М/О |
СОГЛАСОВАНО Зам.директора по ВР _________ |
УТВЕРЖДАЮ Директор КГБОУ Школа 3 _____________ |
Программа
по профилактике девиантного поведения
учащихся КГБОУ школа 3
группы риска с нарушениями интеллекта
Составитель:
педагог-психолог Г.Н. Бахарева
г. Комсомольск-на-Амуре
2023-2024 уч. г.
Аннотация
Программа по профилактике девиантного поведения учащихся группы риска с нарушениями интеллекта посвящена проблеме личностного развития и формирования конструктивных форм поведения детей данного вида дизонтогенеза.
Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с нарушениями интеллекта, как залога успешной социальной адаптации в дальнейшем.
Пояснительная записка
Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.
Правовые аспекты психологического сопровождения детей группы риска:
Направление: психолого-педагогическое
Психолого-педагогические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей обучающихся, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск формирования девиантного поведения. Используемые в работе педагога-психолога психотехники способствуют актуализации потенциальных ресурсов подростка, освобождению от груза негативных переживаний и восстановлению его позитивного отношения к миру.
Поскольку проблема подростка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа специалиста включает следующие основные составляющие:
1. Непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая его психолого-педагогическую поддержку. Взаимодействие психолога с детьми носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования.
2. Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования и представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с подростками, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс социализации детей.
3. Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов). Основная задача в работе с педагогами - формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями.
Целью психологической программы профилактической деятельности в школе является
· психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска» ( находящихся на особом контроле, стоящих на внутришкольном контроле, учете ОП, КДН и ОП);
· повышение психологической компетентности педагогов;
· оказание психологической помощи родителям обучающихся, находящихся на особом контроле.
Задачи:
· создать условия психологической поддержки каждого школьника для успешной психологической адаптации;
· предоставление подросткам объективной информации о негативных последствиях деструктивного поведения;
· оказать помощь в решении личностных проблем и конфликтных ситуациях;
· обеспечить поведенческую психокоррекцию: отказ от нежелательных форм поведения и освоение новых, более приемлемых форм;
· помочь подросткам стать более социально адаптированными, способствовать поиску жизненных ценностей;
· создать систему мониторинга динамики психического развития воспитанников;
· обеспечить в сотрудничестве с педагогами условия для постоянного личностного развития детей;
· помочь родителям наладить взаимоотношения с детьми;
· проведение работы с, направленной на формирование в семьях здоровьесберегающих условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;
· активное социально - психологическое обучение подростков.
Программа состоит из 5 блоков Программ профилактики психологических занятий с элементами тренинга, применяемые в профилактической работе.
Каждый блок представляет собой основные психологические мишени реабилитационного процесса несовершеннолетних:
Программа профилактики ПАВ;
Программа по профилактике агрессивного и конфликтного поведения;
Программа по профилактике проявлений воровства;
Программа по профилактике бродяжничества, самовольных уходов из дома, из школы;
Программа по профилактике компьютерной зависимости у подростков
Данная программа рекомендована педагогам-психологам для работы с обучающимися группы риска 1-11 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа рассчитана на 2019-2020 уч.г.г.
Деятельность программы будет осуществляться в виде индивидуальных или групповых занятий для каждого возраста с учётом специфики форм девиантного поведения.
Определение результативности проведенной работы с ребенком.
Диагностические методики, используемые в работе:
1. Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки;
2. Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина;
3. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна;
4. Цветодиагностика и психотерапия произведениями искусства.
5. Проективная методика «Такие разные деревья»;
6. Рисуночный тест «Моя семья»;
7. Незаконченные предложения.
Параллельно с занятиями осуществляется индивидуальное консультирование подростков, педагогов и родителей (по запросам).
Мониторинг эффективности программы:
§ Положительная динамика или сохранение показателей мониторинга здоровья учащихся;
§ Уменьшение количества учащихся, состоящих на учете в ПДН, внутришкольном учете;
§ Количественный показатель правонарушений, совершенных учащимися;
§ Динамические показатели исследования нравственной воспитанности учащихся;
§ Высокий процент вовлечения во внеклассную деятельность
Содержание профилактической работы педагога-психолога с детьми «группы риска».
Программа работы педагога-психолога
по профилактике употребления ПАВ среди обучающихся КГБОУ школа 3
Цель:
Выработать у подростков негативное отношение к курению, употребления алкоголя, наркотиков.
Изменить негативные модели поведения, мышления и эмоционального опыта подростка, и привить ему навыки здорового стиля жизни.
Обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
Формирование способности сопротивляться негативному влиянию (в любом его проявлении).
Адресат: подростки, склонные к употреблению ПАВ
№ |
Содержание основной деятельности |
Сроки |
1 |
Создание постоянно обновляемого банка данных учащихся, склонных к употреблению ПАВ. |
сентябрь |
2 |
Изучение особенностей учащихся, склонных к употреблению ПАВ. - диагностика личностных особенностей; - изучение эмоционально -волевых качеств; -диагностика интересов, привычек и склонностей |
сентябрь |
3 |
Индивидуальное занятие: «Пивной алкоголизм» Работа с семьей: «Роль семьи в профилактике правонарушений» |
сентябрь |
4. |
Анализ жизненных ситуаций. Разговор о вредных привычках. Занятие: «Чемоданчик курящего школьника». Составление рекомендаций педагогам: - Характерные проявления при употреблении наркотиков - Осторожно, Spice! |
октябрь |
5. |
Программный пакет
профилактики наркозависимости «Сталкер» |
в течения года |
6. |
Информационный бюллетень: «ПАВ и последствия их употребления». Алкоголь: мифы и реальность. Наркомания – это вредная привычка или болезнь? Жизнь без курения или Властелин своей судьбы. |
в течения года |
7. |
Акция: «День без сигарет» Индивидуальное занятие: Проба алкоголя и наркотика – шаг в пропасть. |
ноябрь
|
|
Работа с семьей: - анкета для изучения особенностей семейного воспитания - Как узнать, употребляет ли ваш ребенок наркотики Типичные ошибки родственников, которые способствуют развитию наркомании |
в течения года |
8. |
Конкурс рисунков «Мир такой прекрасный, но не безопасный» |
в течения года |
9. |
Индивидуальное занятие: Курение – медленная смерть. |
декабрь |
10. |
Занятие. Кампания «Нет – алкоголю и курению!» |
январь |
11. |
Индивидуальное занятие: «Здоровье – залог успеха» |
февраль |
12. |
Индивидуальное занятие: Сигарет, не приносящих вреда, – нет" |
март |
13. |
Индивидуальное занятие: Не рискуй напрасно! |
апрель |
14. |
Индивидуальное занятие: Здоровье – это здорово!» |
май |
6.Ожидаемые результаты:
- появление негативного отношения к психоактивным веществам у подростков;
- формирование навыков здорового образа жизни;
- повышение уровня развития умений и навыков:
а) ответственного поведения в пользу своего здоровья;
б) конструктивного общения между собой и со взрослыми;
в) осознанного и уверенного умения сказать ПАВ «Нет».
Программа работы педагога-психолога
с учащимися КГБОУ школа 3
по профилактике агрессивного и конфликтного поведения
Цель: Формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.
Задачи:
1) Обучение подростков приемам общения, стимулирование развития их коммуникативной культуры;
2) Осознание собственных агрессивных тенденций, дифференцировка приемлемых и неприемлемых способов выражения агрессии.
3) Научение новым приемам разрядки агрессивности и умению справляться со стрессом.
4) Формирование навыков и конструктивного, адекватного поведения для эффективного преодоления трудных жизненных ситуаций у подростков.
Адресат: подростки, склонные к проявлению форм агрессивного и конфликтного поведения.
№ |
Содержание основной деятельности |
Сроки |
1 |
Создание постоянно обновляемого банка данных учащихся, склонных к агрессивному поведению. Информирование педагогов о конструктивных способах эффективного общения с подростками. |
сентябрь |
2 |
Изучение особенностей учащихся, склонных к самовольным уходам. - диагностика личностных особенностей; - изучение эмоционально -волевых качеств; -диагностика интересов, привычек и склонностей. Индивидуальное занятие. Обучение способам выплёскивание гнева и негативных эмоций в социальноприемлемых формах. «Копилка обид»; «Грустные мысли»; «Лист гнева»; метание дротиков в мишень; «Подушка-колотушка». «Воздушный шар» |
октябрь |
3. |
Взаимодействие с учителями по решению конфликтных ситуаций, возникающих в процессе работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания. |
в течение года |
4. |
Составление рекомендаций педагогам: - Предотвращение конфликтных ситуаций. - Проблемы агрессивных детей. - Профилактика драк, нарушения дисциплины, выражения нецензурной бранью. |
в течение года |
5. |
Индивидуальное занятие: «Жизненные ситуации. Как ты поступишь?» Составление рекомендаций родителям: Преступления и правонарушения, совершаемые несовершеннолетними. Конструктивные навыки общения. Построение отношений с агрессивным и конфликтным поведением подростка в семье - Памятка для родителей |
ноябрь |
6. |
Тренинг поведения: Без рук! - научить подростков неагрессивно настаивать на своем Ситуативный практикум, «Позитивное общение» |
декабрь |
7. |
Индивидуальное занятие: «Что вызывает во мне агрессию». Работа с гневом и обидами. Упражнение «Спустить пар» и (или) «Шутливое письмо», «Тень». |
январь |
8. |
Анкетирование учащихся: «Твое отношение к сквернословию». Индивидуальное занятие. Снимаем напряжение. Упражнение «Безмолвный крик» |
февраль |
9. |
Тренинг поведения: «Как научиться жить без драки?» а) обучение подростков конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций; б) развитие умения выслушивать других людей; в) формирование альтернативного взгляда в оценке проблем; г) определение нравственной позиции членов группы; д) формирование позитивной моральной позиции. |
март |
10. |
Тренинг общения "Вирус сквернословия» Индивидуальное занятие: Моя речь – мое зеркало. |
апрель |
11. |
Индивидуальное занятие: Способы выражения (выплёскивания) гнева. Формирование навыков отреагирования эмоций. |
май |
12. |
Информационное сообщение: История возникновения сквернословия; |
в течение года |
Ожидаемые результаты и способы их оценивания:
- улучшение и стабилизация психоэмоционального состояния подростка;
- повышение уровня развития коммуникативных навыков;
- повышение уровня социально-психологической адаптации;
- появление социально приемлемых способов реагирования на различные жизненные ситуации, конструктивных копинг-стратегий.
- снижение доли деструктивных форм поведения в спектре поведенческих реакций подростка.
Программа работы педагога-психолога
по профилактике проявлений воровства
среди обучающихся КГБОУ школа 3
Цель:
профилактика склонности к воровству у школьников.
Задачи:
Формирование критичного отношения к реальной действительности, способствующего выработке правильной личностной позиции в отношении различных жизненных ситуаций.
Осознание собственных поступков, дифференцировка приемлемых и неприемлемых способов поведения.
Адресат: подростки, склонные к проявлению воровства.
№ |
Содержание основной деятельности |
Сроки |
1 |
Создание постоянно обновляемого банка данных учащихся, склонных к проявлениям воровства |
сентябрь |
2 |
Анализ причин воровства несовершеннолетних Изучение особенностей учащихся, склонных к воровству. - диагностика личностных особенностей; - изучение мотивационных установок; - диагностика интересов, привычек и склонностей: - диагностика взаимоотношений со сверстниками, с педагогами, с родителями. Беседа с подростком: «Причины воровства, кражи» |
октябрь |
3 |
Консультирование родителей: «Ваш ребенок стал подростком.
Индивидуальное занятие. «Искру туши до пожара, беду отводи до удара» |
ноябрь |
4 |
Индивидуальное занятие. «Твои права и обязанности»
|
декабрь |
5 |
Групповой тренинг «Что такое хорошо и что такое плохо»
Беседа с подростком: «Хорошие и плохие поступки» |
январь |
6 |
Индивидуальное занятие. «Поступки и их последствия» |
февраль
|
7 |
Составление рекомендаций педагогам по теме: «Профилактика проявлений воровства» |
в течение года |
8 |
Психологическая помощь родителям по предупреждению ситуаций с проявлениями противоправных действий (воровство, кража)». Что делать, если ребенок уже что-то украл? Советы родителям! |
в течение года |
9 |
Индивидуальное занятие. «Я контролирую себя» Составление рекомендаций родителям: «Ребенок и улица. Роль семьи в формировании личности ребенка» |
март |
10 |
Индивидуальное занятие. «Цена поступка»
|
апрель |
11 |
Индивидуальное занятие. «Хорошие и плохие поступки» |
май |
Ожидаемые результаты и способы их оценивания:
- формирование критичного отношения к противоправным действиям (воровство,кража);
- появление правильной личностной позиции в отношении различным жизненным ситуациям;
- осознание собственных поступков;
- появление навыков дифференцирования приемлемых и неприемлемых способов поведения.
Программа работы психолога
по профилактике бродяжничества, самовольных уходов из дома, из школы,
среди обучающихся КГБОУ школа 3
Цель:
Предотвращение самовольных уходов несовершеннолетних из школы, из дома.
Коррекция деструктивных форм поведения, помощь подростку в поиске адаптивных форм поведения.
Выработка у подростков социально приемлемых способов реагирования на различные жизненные ситуации.
Содействие в формировании адекватных представлений подростка о самом себе и закреплении конструктивных контактов в ближайшем окружении.
Адресат: обучающихся КГБОУ школа 3, склонные к самовольным уходам из дома, из школы, бродяжничеству.
№ |
Содержание основной деятельности |
Сроки |
1 |
Создание постоянно обновляемого банка данных учащихся, склонных к самовольным уходам. |
сентябрь |
2 |
Анализ причин самовольных уходов несовершеннолетних Изучение особенностей учащихся, склонных к самовольным уходам. - диагностика личностных особенностей; - изучение эмоционально -волевых качеств; -диагностика интересов, привычек и склонностей: - диагностика взаимоотношений со сверстниками, с педагогами, с родителями. |
октябрь |
3 |
Беседа с подростком. «Причины самовольного ухода из школы, из дома» Работа с семьей: «Для достижения гармонии в Вашей семье и с Вашим ребенком» |
ноябрь |
4. |
Буклет для подростков по профилактике жестокого обращения: «Как избежать насилия»; - «Там, где мне хорошо» (1-2 кл.); - «Мой дом – моя крепость» (3-4 кл.) - «Нормы и правила поведения в семье» (5-7 кл.); - «Жестокость и насилие: как им противостоять?» (8- 9 кл.); - «Отцы и дети» (1,2 курсы) |
в течение года |
5. |
Индивидуальное занятие. «Как не стать жертвой преступления» |
декабрь |
6. |
Групповой тренинг « Ты нужен». |
январь |
7. |
Самоотчет учащегося по ежедневной посещаемости уроков и внеурочной деятельности. |
в течение года |
8. |
Составление рекомендаций педагогам по теме: «Профилактика самовольных уколов» Индивидуальное занятие. «Дрянная компания»
|
февраль |
9. |
Психологическая помощь родителям по предупреждению ситуаций уходов из дома. |
в течение года |
10. |
Индивидуальное занятие. «Побег в никуда». |
март |
11. |
Индивидуальное занятие. «Как справиться с самим собой?» |
апрель |
12. |
Индивидуальное занятие. «Пока гром не грянул» |
май |
Ожидаемые результаты и способы их оценивания:
- снижение количества самовольных уходов несовершеннолетних из школы, из дома.
- снижение доли деструктивных форм поведения в спектре поведенческих реакций подростка.
- закрепление устойчивых положительных социальных контактов и связей подростков.
Программа работы психолога
по профилактике компьютерной зависимости у подростков
Цель: развитие информационной культуры и профилактика компьютерной зависимости школьников.
Задачи:
Выявление группы риска и профилактика Интернет - зависимости учащихся школы.
Формирование у обучающихся адекватного отношения к компьютеру.
Оказания помощи педагогам, родителям с в решении проблем Интернет-зависимости обучающихся.
Формирование культуры взаимодействия родителей и ребёнка в отношении Компьютера.
Адресат: обучающиеся 5-11 классов, склонные
№ |
Содержание основной деятельности |
Сроки |
1. |
Выявление количественного и качественного показателя Интернет-зависимых и склонных к ней |
сентябрь |
2. |
Родительское собрание: «Кибермания - страдание» Информирование родителей о проблеме Интернет-зависимости, ее актуальности, ознакомление с планом дальнейшей деятельности школы, а также предоставление практических рекомендаций по взаимодействию с детьми. |
октябрь |
3. |
Игровой тренинг с подростками: «Интернет-зависимость: мифы и реальность!» Буклет для детей по профилактике компьютерной зависимости у подростков: « Компьютер и здоровье» |
ноябрь |
4 |
Индивидуальное занятие. «Без плена интернет - сети» |
декабрь
|
5. |
Информирование учащихся: «Влияние чрезмерного использования Интернета на человека» (медицинский, социально-психологический аспекты) Мотивационный тренинг: «Ворвись – вырвись из круга» |
январь |
6. |
Рекомендации обучающимся: «Как противостоять воздействию Интернета на личность» |
февраль |
7. |
Буклет для педагогов. «Кибераддикция у подростков. Причины, последствия и пути преодоления» |
март |
8. |
Индивидуальное занятие: «Мир не обойдется без меня...»
|
апрель |
9. |
Буклет для родителей: Культура взаимодействия родителей и ребёнка в отношении Компьютера. Буклет для учащихся: «Кто в доме хозяин: Я или компьютер?» |
в течение года |
10. |
Родительское собрание-практикум: Компьютер – не забава. Как предотвратить компьютерную зависимость |
май |
Ожидаемые результаты и способы их оценивания:
- снижение уровня компьютерной зависимости.
- формирование у обучающихся адекватное отношение к компьютеру.
- формирование культуры взаимодействия родителей и ребёнка в отношении Компьютера.
- повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.
Перечень тем,
рекомендованных психологом для обсуждения на родительском собрании.
Цель: Повышение уровня родительской компетентности.
1класс. Трудности адаптации первоклассников к школе.
2 класс. Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.
3 класс. Взаимоотношения в семье – отражение в ребенке.
4 класс. Общение в семье.
Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
5 класс. Как помочь детям учиться.
6 класс. Воля и пути её формирования у учащихся.
7 класс. Семья – это…
Пути решения конфликтных ситуаций.
8 класс. Психологические и возрастные особенности развития подростка.
9 класс. Трудный подросток. Что делать?
Вредные привычки. Как им противостоять?
Наркотики: как от них уберечься?
10 класс. Друзья и компания моего ребенка.
11 класс. Ваш ребенок вырос: «Правила
поведения для родителей».
Список литературы:
1. Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Воспитательно – профилактическая работа в системе образования: Сборник нормативных и методических материалов по профилактике злоупотребления психоактивными веществами /Под ред. С.А. Репина.
2. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991
3. Дубровина И.В. Предмет и задачи школьной психологической службы // Вопросы психологии. – 1988. – №5. – С.47-54
4. Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков. // Школьный психолог, 2003. – №№30, 31
5. Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. М., 2005.
6. Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. М., 2005.
7. Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003
8. Макеева А.Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя: В помощь образоват. учреждению: “Профилактика злоупотребления психоактивными веществами”. – М.: Просвещение, 2003.
9. Макеева А.Г. Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе: Пособие для работы с учащимися 7 -8 кл.: В помощь образоват. учреждению: “Профилактика злоупотребления психоактивными веществами”. – М.: Просвещение, 2003
10. .Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004
11. Панченко С. Межзвездный скиталец. Психологическая игра для учащихся 6-7классов. // Школьный психолог, 2003. – №16
12. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю.Хрящевой. – СПб.: «Ювента», Институт тренинга, 1999. – 256 с.
13. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000
14. Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991
15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1. – 384 с.
16. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: «Романов», 2001
17. Скребцова М., Лопатина А.. Ступени мудрости – М., 2008 Уроки нравственности. Учебно-методический комплекс
18. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М., 2006.
19.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.