«Чтобы лето даром не прошло»
Уважаемые родители, вот и наступила прекрасная летняя пора. Лето - это теплое солнышко и хорошая погода, деревья с зеленой листвой, комарики, иногда дожди и грозы, разноцветная радуга, вкусные ягоды и фрукты. Самое главное, чтобы летом ваш ребенок отдохнул, набрался сил, окреп и закрепил свои знания, навыки и умения, которые приобрел в детском саду. Мы рекомендуем вам обогащать словарный запас ребенка постоянно: во время поездок на дачу, походов в лес, прогулок и предлагаем Вашему вниманию речевые игры для детей.
Обогащайте словарный запас детей новыми словами, развивайте связную речь.
Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и пра-вильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).
Полезно проводить следующие мероприятия, способствующие развитию речи детей:
1. Разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.
2. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов,гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, грома, града и т.д. Это развивает слуховое внимания.
3. На кухне у Вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте сынуили дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.
4. На даче перед Вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы»,«Деревья», «Насекомые»,«Ягоды»,и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цве-тение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты, каким трудом даётся урожай. Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся Вам сложными для ребёнка, всё равно чаще назы-вайте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти словаперейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.
5. В любом месте и в любое время можно поиграть с ребёнком в речевые игры на развитие лексико-грамматического строя и связной речи:
· Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные).Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза).
· Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет).
· Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 3 рыбы…).
· Животные и их детеныши (мама-лошадь, папа-конь, детеныш-жеребенок).
· Один-много (шар-шары, мяч-мячи).Скажи ласково (птица-птичка).Что из чего сделано? (стол из дерева - какой?- деревянный)
· Составлять словосочетания и предложения с заданнымисловами.«Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.).«А если бы» (помечтать на тему:«А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»).
· Переделать известную сказку.
· Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова).
· Придумать продолжение сказки.
6. Следите за грамматикой. Исправляйте ошибки:в употреблении предлогов: В,ИЗ,НА,ПОД,К.(Например, «Шишка упала из ветки» – Шишка упала с ветки.); в согласовании слов (например, «Я видел на ветке две птички» – Я видел на ветке двух птичек.);неправильный порядок слов в предложении (например,«Дети играют в игры интересные». – Дети играют в интересные игры.)
Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.
Солнечного вам лета и приятных впечатлений!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.