Консультация для родителей "Использование детских рисунков для мониторинга эмоционального состояния ребенка»
Оценка 4.9

Консультация для родителей "Использование детских рисунков для мониторинга эмоционального состояния ребенка»

Оценка 4.9
Домашняя работа +5
docx
Междисциплинарный 3
Детсад—3 кл
21.02.2018
Консультация для родителей "Использование детских рисунков для мониторинга эмоционального состояния ребенка»
«Трудные дети» - термин, который иногда встречается в профессиональном сленге педагогов. Собственно, сами дети, конечно не трудные. Трудность заключается как правило в том, что дети, подпадающие под определение «трудные» требуют повышенного внимания педагога, так часто находятся в неуравновешенном эмоциональном состоянии «выпадают» из обычного процесса обучения и воспитания, а вернуть их в этот процесс непросто.
конс_11.docx
государственное казенное учреждение Самарской области «Чапаевский социально­реабилитационный центр для несовершеннолетних» Консультация для родителей «Использование детских рисунков для мониторинга эмоционального состояния ребенка» г.Чапаевск 2018 год  «Трудные дети» ­ термин, который иногда встречается в профессиональном  сленге педагогов. Собственно, сами дети, конечно не трудные. Трудность  заключается как правило в том, что дети, подпадающие под определение «трудные»  требуют повышенного внимания педагога, так часто находятся в неуравновешенном  эмоциональном состоянии «выпадают» из обычного процесса обучения и  воспитания, а вернуть их в этот процесс непросто. Для правильного подхода к таким детям необходимо понять причины  эмоционального неблагополучия. Но без помощи родителей найти подход к  ребенку не просто сложно, а практически невозможно. Иногда помимо слаженной  работы педагога и родителей может возникнуть необходимость в консультации  специалиста­психолога.  Большинство педагогов подтвердят, что эмоциональная напряженность и срывы  в поведении детей в подавляющем числе случаев имеют причины в семье. Эти  причины не так разнообразны, как кажется. Даже в очень благоприятных условиях у  ребенка может возникнуть дискомфорт. Например, когда в семье был единственный  ребенок, при рождении второго ребенка, вполне обоснованно становящегося  центром заботы родителей, у первого ребенка почти всегда появляется  психологическое напряжение, связанное с тем, что он был «центром вселенной», а  стал «второстепенным» членом семьи. Но это не такая частая причина «трудного  поведения». Как правило причина кроется в неблагоприятной обстановке дома,  которая, в свою очередь, зависит от отношений родителей как между собой, так и к  ребенку. Нужно понимать, что дети всегда очень болезненно воспринимают семейные  ссоры и скандалы, и чем выше эмоциональный накал таких ссор, тем сильнее они  воздействуют на эмоциональное состояние ребенка. Вторая по распространенности причина эмоциональных и поведенческих сбоев у ребенка – отношение к нему родителей (одного из них). Это отношение, порой не так явно, но складывается из мелочей. Дети очень переживают, когда остаются в группе  одни, а мама или папа не торопятся его забирать. А не торопятся его забирать иногда как раз из­за трудностей в поведении. Дома с ребенком никто не занимается и не  играет, родители и ребенок не проводят вместе время не только в рабочие дни, но и в выходные, а у детей всегда есть потребность в общении с родителями, только это  стремление они не могут правильно осознать и объяснить, вот и стремятся привлечь  к себе внимание не совсем обычным способом – через эпатаж. Но и не всякое  внимание, как говорится, полезно. Дети так же переживают, когда родители  участвуют в процессе воспитания через грубость и оскорбления. Перечисленные выше семейные факторы приводят к тому, что у детей возникает  искаженная самооценка и ожидаемая оценка со стороны близких взрослых. Кроме  того, у «трудных» детей развивается повышенный уровень тревожности, который может проявляться в перевозбуждении, беспокойстве или наоборот, в робости и  плаксивости. Тревожность проявляется в постоянном ожидании «плохих» событий  или результатов совершенных действий. Сама тревожность может выражаться в том,  что ребенок очень часто задает воспитателю вопросы о предстоящих событиях,  например: «А мама за мной придёт?» Не всегда эмоциональные нарушения видны, как говорится, невооруженным  глазом. Для выявления нарушений существуют различные методики, многие из  которых уже доказали свою достоверность. Оптимальный вариант, когда с ребенком  работает опытный профессиональный психолог, но есть несколько относительно  простых способов, которые помогут воспитателю увидеть проблему, если она есть. Одним из простых методов выявления эмоциональных нарушений является  детский рисунок на тему «Моя семья». Психологи давно заметили, что  практический любой рисунок вне заданного шаблона показывает психологические  особенности личности. У детей это выражено наиболее отчетливо, поскольку они  ещё не научились скрывать свои эмоциональные состояния и не знают, как это  делать. Следующий метод – «метод лесенки», применяется для выявления уровня  самооценки и предполагаемой оценки от взрослого. И ещё один метод – использование шкалы тревожности. Разберем основные моменты при использовании детского рисунка. Важно  фиксировать не просто результат (рисунок, наблюдать за процессом рисования,  поскольку он покажет эмоциональное отношение ребенка к изображаемым  объектам в ходе процесса. Важно всё – манера рисовать, выражение лица, поза,  высказывания, явно выраженные паузы. Конечно, мелочи сложно увидеть, когда  рисование происходит в детском саду в составе группы, поскольку надо прежде  всего обеспечить как процесс рисования, так и безопасность всех детей, но  некоторые элементы этого метода помогут воспитателю. Желательно, чтобы дети  друг другу не мешали. Идеальный вариант, когда они будут сидеть по одному за  столом. Очень важно использовать наборы цветных карандашей (или красок, если  дети уже могут рисовать красками, поскольку цветовое выражение эмоционального  отношения к рисуемому объекту очень показательно. Здесь можно наблюдать, кто и как из детей приступил к выполнению задания – быстро, легко или заторможено,  задумчиво. После того, как рисунки закончены, педагог должен обратить внимание на то,  что именно изобразили дети – кого и что, какие размеры и цвет домов, фигур людей,  как расположены друг относительно друга, чем занимаются, есть ли предметы и  большие расстояния между ними. Следует обратить внимание, если кто­то из членов  семьи на рисунок не попал или наоборот, вместе с семьей на рисунок попали  посторонние люди или животные. Безусловно, видимый фактор самооценки – фигура самого ребенка на рисунке, не является ли она чрезмерно большой или наоборот,  маленькой. Педагогу нужно учитывать, что никакой рисунок не является доказательством  чего­либо и основанием для принятия срочных мер, поскольку конкретный рисунок  мог быть нарисован под влиянием кратковременного эмоционального состояния.  Следует анализировать несколько рисунков на тему «моя семья», выполненных в  разное время. Кроме того, рисунок сам по себе можно интерпретировать по­разному  и для корректных даже не выводов, а предположений необходимо иметь большой  опыт индивидуальной работы с детьми и семьями с использованием рисунков, в том числе, когда рисунки на протяжении длительного времени использовались для  проверки результатов работы с семьей и ребенком. В общем, не стоит по первому же рисунку требовать от родителей немедленно вести ребенка к психологу. Любое психологическое исследование следует проводить разными методами.  Например, дополнить анализ рисунка методом лесенки. Сама методика очень  проста. Сама лесенка должна иметь шесть ступенек, лучше, если они окрашены в  разные цвета – темные внизу и яркие вверху. Детям объясняется, что на нижних,  темных ступенях живут очень плохие дети, чуть выше – получше, потом ещё лучше, а на верхних, ярких – очень хорошие. Ребенку предлагается выбрать ступеньку, на  которой живет он (его поставила мама, папа, воспитатель, друг/подружка) и  объяснить свои последующие действия (выбор ступеньки). И ещё один метод обследования детей – «Шкала тревожности». Для  воспитателей может быть доступна упрощенная версия данной методики. Дети сидят за отдельными столами и у каждого набор из трех цветных карточек: красной,  голубой и зеленой. Воспитатель объясняет детям, что он будет проговаривать  различные ситуации, а дети должны показывать свое отношение к ситуации путем  поднимания карточек. Если событие ребенку неприятно, то он показывает красную  карточку, если приятно – зеленую, а если у него нет никакой реакции – то голубую.  При этом важно не смотреть, кто и что поднимает, а выбирать самому. Ситуации  обычно составляют по таким блокам – обучение (в садике или в семье,  представление о самом себе, общение с детьми и взрослыми.

Консультация для родителей "Использование детских рисунков для мониторинга эмоционального состояния ребенка»

Консультация для родителей "Использование детских рисунков для мониторинга эмоционального состояния ребенка»

Консультация для родителей "Использование детских рисунков для мониторинга эмоционального состояния ребенка»

Консультация для родителей "Использование детских рисунков для мониторинга эмоционального состояния ребенка»

Консультация для родителей "Использование детских рисунков для мониторинга эмоционального состояния ребенка»

Консультация для родителей "Использование детских рисунков для мониторинга эмоционального состояния ребенка»

Консультация для родителей "Использование детских рисунков для мониторинга эмоционального состояния ребенка»

Консультация для родителей "Использование детских рисунков для мониторинга эмоционального состояния ребенка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018