Консультация для родителей -«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть
Оценка 4.8
Лекции
docx
родителям
Детсад
08.04.2018
В консультации для родителей -«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть, говорится о том, что кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.В консультации для родителей -«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть, говорится о том, что кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.
«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» - кризис.docx
Консультация для родителей
«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего
возраста: признаки кризиса и как его преодолеть
Еще вчера ваш малыш был таким мягким и послушным, а сегодня
устраивает истерики, грубит по любому поводу, категорически отказывается
выполнять мамины просьбы. Что с ним случилось? Скорее всего, ребенок вступил в
так называемый кризис трех лет. Согласитесь, звучит внушительно. Но как же
реагировать взрослым на такое детское поведение и что делать уставшим от
капризов родителям?
Что нужно знать о
кризисе трех лет?
В психологической литературе
кризисом трехлетнего возраста
называют особый,
относительно
непродолжительный по времени
жизненный период ребенка, который
характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не
обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от
2,5 до 3,5 лет.
«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!»
Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.
Как правило, эта фаза заканчивается к 3,54 годам.
Пик упрямства приходится на 2,53 года.
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по
5 раз в день. У некоторых – до 19 раз.
Кризис — это перестройка ребенка, его взросление.
Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом
зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности
отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут
себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис. Кстати, он может
усилиться с началом посещения детского садика.
Если недавно родители не понимали, как приучить детей к самостоятельности,
то сейчас ее чересчур много. Фразы «я сам», «я хочу/я не хочу» слышны регулярно.
Ребенок осознает себя отдельной личностью, с собственными желаниями и
потребностями. Это важнейшее новообразование данного возрастного кризиса. Таким
образом, для столь непростого периода характерны не только конфликты с матерью и отцом, но и появление нового качества –
самосознания.
И всетаки, несмотря на кажущуюся
взрослость, кроха не понимает, как получить
признание и одобрение от родителей.
Взрослые продолжают обращаться с ребенком,
как с маленьким и несмышленым, а для него
самого он уже самостоятельный и большой. И подобная несправедливость заставляет
его бунтовать.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь 7 основных признаков кризиса
Помимо стремления к независимости кризис трех лет имеет другие характерные
симптомы, благодаря которым его невозможно спутать с плохим поведением и
детской вредностью.
1. Негативизм
Негативизм вынуждает малыша выступать против не только маминого, но и
собственного желания. Например, родители предлагают сходить в зоопарк, а кроха категорически отказывается, хотя сам очень хочет увидеть животных. Дело в том,
что предложения исходят от взрослых.
Следует отличать непослушание и негативные реакции. Непослушные дети
поступают в соответствии со своими желаниями, которые часто идут вразрез с
желаниями родителей. Кстати, негативизм зачастую избирателен: ребенок не
выполняет просьбы отдельного человека, чаще всего мамы, а с остальными ведет
себя как прежде.
Совет:
Не следует говорить с детьми в приказном тоне. Если ребенок по отношению к
вам настроен негативно, дайте ему возможность успокоиться и отойти от чрезмерных
эмоций. Иногда помогают и просьбы наоборот: «Не одевайся, мы сегодня никуда не
пойдем».
2. Упрямство
Упрямство часто путают с настойчивостью. Однако настойчивость является
полезным волевым качеством, которое позволяет маленькому человечку достигать
цель, несмотря на сложности. К примеру, достроитьтаки домик из кубиков, даже
если он разваливается.
Упрямство отличается стремлением малыша стоять на своем до конца только
потому, что он этого уже однажды потребовал. Допустим, вы позвали сына обедать, а
он отказывается. Вы начинаете убеждать, а он отвечает: «Я уже сказал, что не буду
кушать, значит, не буду».
Совет:
Не старайтесь переубедить кроху, потому что вы лишите его шанса выйти с
достоинством из затруднительного положения. Возможный выход – сказать, что вы
оставите еду на столе, а он сможет покушать, когда проголодается. Этот способ
лучше применять лишь на время кризиса.
3. Деспотизм
Наиболее часто этот симптом встречается в семьях с единственным малышом.
Он пытается заставить мать и отца делать так, как ему хочется. К примеру, дочка
требует, чтобы мама все время находилась рядом с ней. Если в семье несколько
деток, то деспотические реакции проявляются как ревность: малыш кричит, топает,
толкается, отбирает у братика или сестренки игрушки.
Совет:
Не поддавайтесь на манипуляции. И в то же время старайтесь уделять больше
внимания детям. Они должны осознать, что родительское внимание можно привлечь
и без скандалов и истерик. Привлекайте кроху к домашним делам – готовьте вместе
ужин для папы.
4. Симптом обесценивания
Для ребенка пропадает ценность старых привязанностей – к людям, любимым
куклам и машинкам, книгам, правилам поведения. Внезапно он начинает ломать
игрушки, рвать книжки, обзывать или кривляться перед бабушкой, произносить
грубости. Тем более что лексикон малыша постоянно расширяется, пополняясь, в
том числе, и разными нехорошими и даже неприличными словами.
Совет: Постарайтесь отвлечь детей другими игрушками. Вместо машин займитесь
конструктором, вместо книжек выберите рисование. Почаще рассматривайте
картинки на тему: как следует себя вести с другими людьми. Только не стоит читать
нравоучений, лучше проигрывайте тревожащие вас реакции ребенка в сюжетно
ролевых играх.
5. Строптивость
Этот неприятный симптом кризиса безличен. Если негативизм касается
конкретного взрослого, то строптивость направлена на привычный образ жизни, на
все действия и предметы, которые родные предлагают ребенку. Зачастую она
встречается в семьях, в которых существуют разногласия по вопросу воспитания
между мамой и папой, родителями и бабушкой. Малыш просто перестает выполнять
любые требования.
Совет:
Если кроха не хочет убирать игрушки прямо сейчас, займите его другой
деятельностью – например, порисуйте. А через несколько минут вы обнаружите, что
он сам начнет складывать машинки в корзину, без вашего напоминания.
6. Бунт
Трехлетний ребенок пытается доказать взрослым, что его желания столь же
ценны, как их собственные. Изза этого он идет на конфликт по любому поводу.
Кажется, что малыш находится в состоянии необъявленной «войны» с окружающими,
протестуя против каждого их решения: «Не хочу, не буду!».
Совет:
Попробуйте оставаться спокойными, доброжелательными, выслушивайте
детское мнение. Однако настаивайте на своем решении, если дело касается
безопасности ребенка: «Нельзя играть с мячиком на проезжей части!».
7. Своеволие
Проявляется своеволие в том, что дети стремятся к самостоятельности, причем
независимо от конкретной ситуации и собственных возможностей. Ребенок хочет
самостоятельно купить какойлибо товар в магазине, рассчитаться на кассе, перейти
дорогу, не держась за бабушкину руку. Неудивительно, что подобные желания не
вызывают особого восторга у взрослых.
Совет:
Разрешите малышу самому сделать то, к чему он стремится. Если выполнит
желаемое – получит бесценный опыт, если не сумеет – сделает в следующий раз.
Конечно, это относится лишь к тем ситуациям, которые абсолютно безопасны для
детей.
Что делать родителям?
В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не
плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет
стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.
1. Реагируйте взвешено и спокойно. Следует помнить, что малыш своими
поступками проверяет родительские нервы на прочность и ищет слабые места, на
которые можно надавить. Также не стоит кричать, срываться на детях, и тем более наказывать физически – жесткие методы способны усугубить и продлить течение
кризиса (Почему нельзя шлепать ребенка — 6 причин).
2. Установите разумные ограничения. Не нужно забивать жизнь маленького
человека всевозможными запретами. Однако не стоит впадать и в другую крайность,
иначе изза вседозволенности вы рискуете воспитать тирана. Найдите «золотую
середину» – разумные границы, за которые категорически нельзя переступать.
Например, запрещается играть на дороге, прогуливаться в холодную погоду без
головного убора, пропускать дневной сон.
3. Поощряйте самостоятельность. Все, что не представляет опасности для
детской жизни, ребенок может попробовать сделать, пусть даже в процессе познания
разобьется несколько кружек (Наказывать или нет ребенка за случайные
проступки?). Кроха хочет рисовать на обоях? Прикрепите к стене ватман и дайте
несколько фломастеров. Проявляет неподдельный интерес к стиральной машине?
Небольшой тазик с теплой водой и кукольная одежда надолго отвлекут от проделок
и капризов.
4. Предоставьте право выбора. Родительская мудрость предполагает дать
даже трехлетнему малышу возможность выбора как минимум из двух вариантом.
Например, не натягивайте на него силком верхнюю одежду, а предложите выйти на
улицу в зеленой или красной куртке :). Конечно, серьезные решения попрежнему
принимаете вы, но в непринципиальных вещах можно и уступить.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
Консультация для родителей -«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть
Консультация для родителей -«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть
Консультация для родителей -«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть
Консультация для родителей -«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть
Консультация для родителей -«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть
Консультация для родителей -«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.