Управление дошкольного образования администрации муниципального
образования городского округа «Сыктывкар»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №109 комбинированного вида»
Консультация для родителей с Использованием ИКТ на тему:
«Адаптационный период в детском саду»
Авторысоставители:
Макарова С.С.
Воспитатель МБДОУ
«Детского сада № 69» Адаптационный период в детском саду.
Слайд №1. Адаптация к детскому саду — (от лат. «приспособляю») − это
сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных
уровнях: физиологическом, социальном, психологическом;
тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к
новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и
выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по
разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и
воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.
Слайд №2. Врачи и психологи различают три степени адаптации ребёнка к детскому саду:
легкую, среднюю и тяжёлую.
При легкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течении месяца. Аппетит
достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1−2 недели. У
ребёнка преобладает устойчивоспокойное эмоциональное состояние.
Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20–40 дней, в
течении месяца настроение может быть неустойчивым. Однако при поддержке взрослого ребёнок
проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.
Тяжелая адаптация приводит к длительным заболеваниям. У ребенка преобладают
агрессивно
разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации; активное
эмоциональное состояние , плачь, негодующий крик, либо тихое хныканье, подавленность,
напряженность.
Следует помнить, что после длительных перерывов (например, после летних
каникул) ребенок проходит процесс адаптации заново. Чтобы сделать этот
период менее болезненным, важно уделять ребенку в это время особое
внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.
Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей. Чтобы
облегчить процесс адаптации, важно уделять ребенку в этот период особое
внимание и готовить его к посещению детского сада заранее. Слайд №3. Рекомендации родителям
Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте
с ним детские площадки, праздники, дни рождения, приучайте к играм
со сверстниками.
Желательно обучить ребенка до начала посещения детского сада
элементарным навыкам самообслуживания: пользоваться горшком,
самостоятельно есть и т.п.
Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его
в группу, чтобы он познакомился с воспитателями, погулял вместе с
детьми. В первое время оставляйте ребенка в саду лишь на несколько
часов, забирайте во время прогулки, до обеда. Постепенно увеличивайте
этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если
не возникает осложнений, через 12 недели можно перейти на обычный
режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребенок
привыкнет к своему особому положению.
Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитательницей.
Важно создавать положительный образ детского сада. Вместе с тем,
отправляя ребенка в садик, не сулите ему райской жизни, будьте честны
с малышом, однако делайте акцент на всем, что может способствовать
позитивному настрою: расскажите о том, что ему может быть там
интересно, чему он сможет научиться.
Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребенку все, что ему может
понадобиться в группе (запасную одежду, сменную обувь, спортивную
форму и т.п.).
Дайте ребенку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у
него теплые чувства и ассоциирующуюся с домом. Пусть игрушка
«ходит в садик» вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими.
Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней
дружил, кто обижал, не было ли ей грустно.
Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии
своего ребенка, о том, как он ведет себя среди сверстников. Не забудьте
предупредить, если у него есть какието привычки или непереносимость
отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте доброжелательный
интерес к его учебным занятиям и успехам.
Одна из самых распространенных проблем — утренний плач ребенка
при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в
садик ему придется. Будьте последовательными и уверенными в том,
что делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на
несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придете
за ним в определенный час. Сократите «сцену прощания». Как правило,
уже через несколько минут после исчезновения родителя ребенок
успокаивается. Создайте «ритуал прощания»: договоритесь заранее с
ребенком, например, о том, что вы помашете ему в окошко и пошлете
воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить вас. И конечно, не
забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание будет
проходить спокойно.
По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было
за день хорошего, а что не очень удалось, чем дети занимались, с кем
ребенок играл, что узнал нового. Отдав ребенка в садик, вы стали
меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов,
а в качестве ваших взаимоотношений. Они могут стать более теплыми,
если вам есть что рассказать друг другу.
Имейте в виду, что проблемы адаптации ребенка в садике могут
возобновиться после праздников, каникул, а также при серьезном
изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо
проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить
время пребывания ребенка в детском саду либо в течение какогото
времени по договоренности с воспитателем устраивать перерыв в
середине недели.
Слайд №4. Кому адаптироваться легче?
Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за
несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла
заключаться в том, что родители читали сказочные истории о
посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика
или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда
ходить. Если родители использовали возможность и познакомили
ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче
(особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог
пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом), если
родители узнали правила детского сада и применяли их в домашнем
режиме. Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических
заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным
заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены,
и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на
борьбу с болезнью, это хороший «старт».
Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание
(хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное
принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то,
чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися
навыками.
Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения
сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой
его ждет в саду: с 7:00 до 7:30 – подъем, умывание, одевание; 8:30 –
крайнее время для прихода в сад; с 8:20 до 8:50 – завтрак, с 9:50 до
10:50 –подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки, 11:25
– обед, 12:00 – 15:00 – дневной сон, 15:30 – полдник. Для того чтобы
легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.
Детям, чей рацион питания приближен к садовскому. Если
ребенок видит на тарелке болееменее привычную пищу, он быстрее
начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более
уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши,
творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные,
куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.
Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько
условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам,
которые воспринимают поход в сад как неожиданность изза того, что
родители не считали нужным разговаривать об этом. Бывают ситуации, когда
посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам
(например, вследствие тяжелой болезни бабушки, которая до этого ухаживала
за ребенком дома). И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи
мамы (или другие родственники) работают в саду.
Слайд №5. Что происходит с ребенком в период адаптации?
Почему ребенок так себя ведет? Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к саду пугают
родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще
адаптироваться к саду, закончится ли когданибудь этот «ужас»? С
уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень
беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей,
находящихся в процессе адаптации. В этот период почти все мамы думают,
что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши якобы ведут и
чувствуют себя лучше. Но это не так. Вот распространенные изменения в
поведении ребенка в период адаптации.
Эмоции ребенка.
от хныканья,
В первые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены отрицательные
эмоции:
«плача за компанию» до постоянного
приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха
(кроха явно боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за
ним не вернется), гнева (когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или
даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его), депрессивные
реакции и «заторможенность», как будто эмоций нет вообще.
В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень
расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и
улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул
(необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь
терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут
положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А
вот плакать при расставании кроха может еще долго, и это не говорит о том,
что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких
минут после ухода мамы, то все в порядке.
Контакты со сверстниками и воспитателем
В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже
общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми,
беспокойными, малообщительными.
Нужно помнить, что малыши 2–3 лет играют не вместе, а рядом. У них еще не
развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому
не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с
другими малышами.
О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все
охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его
просьбы, следует режимным моментам. Познавательная активность
Первое время познавательная активность может быть снижена или даже вовсе
отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется
даже игрушками. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы
сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации
малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его «вылазки» к
игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы
познавательного плана воспитателю.
Навыки
Под влиянием новых внешних воздействий в первое время малыш может на
короткое время «растерять» навыки самообслуживания
(умение
пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.).
Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только
«вспоминает» забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые
достижения, которым он научился в саду.
Особенности речи
У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные»
слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда
адаптация будет завершена.
Двигательная активность
Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые – неуправляемо
активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и
домашняя активность. Хорошим признаком является восстановление
нормальной активности дома, а затем и в садике.
Сон
Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать
плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем.
Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту
завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.
Аппетит
В первое время у ребенка может быть пониженный аппетит. Это связано с
непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается
восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но
он начинает кушать.
Здоровье
В это время снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок
может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика.
Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и
реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже
сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3–4
недели, но может растянуться на 3–4 месяца. Не торопите время, не все сразу!
Слайд №6. Как должно проходить утро.
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как
нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно?
Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает»
вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте
доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду
– раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но
уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим
помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка,
которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в
сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым
ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из
родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак
не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.
Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после
прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает).
Малышу легче знать, что мама придет после какогото события, чем
ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои
обещания!
У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать,
помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем
сильнее переживает малыш.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые
затрудняют адаптацию ребенка.
Слайд №7. Чего нельзя делать ни в коем случае:
Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при
расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад!
Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о
том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно.
Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз
напомните, что вы обязательно придете.
Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в
детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни
любимым, ни безопасным.
Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это
может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его
окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если
малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже
полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем
будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому
близкому человеку.
Слайд №8. Кому еще нужна помощь при адаптации ребенка?
Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как
трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один
очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и
переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не
получает.
Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать
свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства,
и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это
момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже
«рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется
идти в сад.
Чтобы помочь себе, нужно:
быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье.
Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой
вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают
ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему
адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у
мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше
уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И
малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется
гораздо быстрее.
поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание.
Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это
испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но
факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь
он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает,
что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но выто
знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже,
когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать.
Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться.
Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье».
Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже
обязательно справитесь.
воспользоваться помощью. Если в саду есть психолог, то этот
специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько
его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду
действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме
очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее
ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за
детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
заручиться поддержкой. Вокруг вас мамы, переживающие те же
чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу
хау» есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и
радуйтесь успехам детей и самих себя.
Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении
ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на
«нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете
отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много
полезных навыков.
Слайд №9. Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОО
1. Важен Ваш уверенный, позитивный настрой на детский сад.
2. Рассказывайте ребёнку, что хорошего и интересного его ждёт в детском саду.
3. Дайте ребенку с собой его любимую игрушку или домашний предмет.
4. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания ( воздушный поцелуй,
поглаживание по спинке и т.д.).
5. После детского сада погуляйте с ребёнком в парке, на детской площадке , поиграйте в
подвижные игры.
6. Устраивайте небольшие семейные праздники вечером.
Слайд №10. Демонстрируйте ребёнку свою любовь и заботу.
Будьте терпеливы и у Вас вместе все получится!!!
Консультация для родителей с Использованием ИКТ на тему: «Адаптационный период в детском саду»
Консультация для родителей с Использованием ИКТ на тему: «Адаптационный период в детском саду»
Консультация для родителей с Использованием ИКТ на тему: «Адаптационный период в детском саду»
Консультация для родителей с Использованием ИКТ на тему: «Адаптационный период в детском саду»
Консультация для родителей с Использованием ИКТ на тему: «Адаптационный период в детском саду»
Консультация для родителей с Использованием ИКТ на тему: «Адаптационный период в детском саду»
Консультация для родителей с Использованием ИКТ на тему: «Адаптационный период в детском саду»
Консультация для родителей с Использованием ИКТ на тему: «Адаптационный период в детском саду»
Консультация для родителей с Использованием ИКТ на тему: «Адаптационный период в детском саду»
Консультация для родителей с Использованием ИКТ на тему: «Адаптационный период в детском саду»
Консультация для родителей с Использованием ИКТ на тему: «Адаптационный период в детском саду»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.