ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Елена Бондарь свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Консультация для родителей - ШКОЛА ШКОЛЬНАЯ ТРАВЛЯ (БУЛЛИНГ)
Файл:

--Консультация для родителей — ШКОЛЬНАЯ ТРАВЛЯ (БУЛЛИНГ).docx - Консультация для родителей - ШКОЛА ШКОЛЬНАЯ ТРАВЛЯ (БУЛЛИНГ)


Все файлы публикации > --Консультация для родителей — ШКОЛЬ....docx
Консультация для родителей - ШКОЛА ШКОЛЬНАЯ ТРАВЛЯ (БУЛЛИНГ)

Консультация для родителей
ШКОЛА
ШКОЛЬНАЯ ТРАВЛЯ (БУЛЛИНГ)
Детская и подростковая психотерапия /
Под ред. Д.Лэйна, Э. Миллера – СПб:
Питер, 2001 (Серия «Практикум по
психотерапии»)
С чего начать?
С вовлеченных в процесс
«Достаточно пройтись по школьным коридорам, чтобы ощутить атмосферу
царящего там насилия; немыслимо заставлять сына там учиться».
(Родитель после посещения школы, в которой учится сын)
«Это школа для мальчиков. Издевательства здесь — обычное явление. Если
ребенок не может к этому привыкнуть, его следует перевести в другую школу».
(Учитель этой же школы)
«В нашей школе учится мальчик, над которым часто издеваются, даже я
позволяю себе это иногда, но только потому, что иначе сам пострадаю».
(Из письма в Фонд профессионального развития учителей)
«Травля, распространенная в ученической среде, вызывает у меня сильнейшее
возмущение, в то же время я как учитель ничего не могу с этим поделать».
(Из письма в Фонд повышения квалификации учителей)
«В школе меня не любят, каждый день один из учителей и мои одноклассники
издеваются надо мной. Я чувствую себя полным ничтожеством».
(Написав это письмо, Роберто 15 лет из Казерта, Италия, взял отцовское ружье
и застрелился: Basalisco, 1989)
Эти цитаты дают представление об остроте такой проблемы, как школьная
травля, или буллинг (bulling), — сложного процесса, в котором есть жертвы,
преследователи, взаимодействие между ними, а также позиция по отношению к
происходящему взрослых и школы. Для понимания проблемы следует учитывать
множество факторов, а не ограничиваться упрощенными представлениями о
жестоком преследователе и его беспомощной жертве (например, о мальчике­
слюнтяе). Невозможно разрешить эту проблему за счет ужесточения дисциплины,
отстранения агрессоров от учебы или организации терапии для жертв травли. Любая
стратегия вмешательства при школьной травле должна быть направлена на процесс
в целом, если же исходить при этом из эмпирической модели буллинга, то
эффективность вмешательства повышается.
В данной главе специалистам даются примерные рекомендации по созданию
эмпирических моделей буллинга в каждом конкретном случае для выработки на их
основе стратегии вмешательства. К сожалению, эта проблема пока изучена
недостаточно, чтобы давать более определенные рекомендации. Многое известно об

Консультация для родителей - ШКОЛА ШКОЛЬНАЯ ТРАВЛЯ (БУЛЛИНГ)

особенностях тех, кого принято именовать преследователями и жертвами; однако
результаты последних исследований в этой области заставляют усомниться в
правильности такого разделения, а значит и в полученных ранее выводах. Анало­
гичным образом, многие авторы концентрируют внимание на тех мерах, которые
следует принять в отношении жертв или преследователей, практически игнорируя
причинную роль школы и ее влияние на взаимоотношения между детьми,
сопровождающиеся издевательствами. Авторы, пишущие на эту тему, пока не при­
шли к единому мнению о модели буллинга, хотя попытка создания такой модели
предпринята Роландом (Roland, 1989).
Публикации на тему школьной травли появились довольно давно (Dukes, 1905),
но первыми систематически изучили проблему скандинавские исследователи, с
рассказа о работе которых мы и начнем.
Введение
Первыми занялись изучением проблемы школьной травли несколько
скандинавских исследователей (Olweus, 1984; Pikas, 1975; 1976; 1989; Roland, 1983;
1988: 1989). Подходы к решению этой проблемы, которые были ими выработаны,
постепенно получают признание в Великобритании.
Создается впечатление (Tattum, 1988), что национальные и местные органы
образования и педагоги в Великобритании практически не уделяют внимания
проблеме буллинга. Агрессивное поведение и прогулы уроков вызывают более
выраженную тревогу у школьной администрации. Соответственно, исследователи в
Великобритании недалеко продвинулись в изучении этой проблемы, во всяком
случае по сравнению с Пикасом и его коллегами. Предпринимались разрозненные
попытки привлечь к проблеме школьной травли внимание общественности (Orton,
1982). Были опубликованы результаты единичных случаев вмешательства (Lane,
1973; 1975), затем появились данные исследовательского проекта (Lowenstein,
1978). Отношение к проблеме изменилось с выходом в свет первой в
Великобритании книги, посвященной травле (Tattum & Lane, 1988), а также работы
Роланда и Мунте (Roland & Munthe, 1989), содержащих описание общепринятых в
других странах подходов к решению данной проблемы. Обе книги широко
обсуждались в средствах массовой информации, как в самой Великобритании, так и
за рубежом. Теперь уже никто не сомневается в существовании такой проблемы,
как школьная травля, а призывы к выработке единой стратегии ее решения стали
раздаваться даже от официальных лиц (Elton, 1989).
В ответ на возросший интерес общественности возникло множество идей о
возможных видах вмешательства. Кроме того, коллектив исследователей из
Шеффилдского университета получил государственное финансирование на
продолжение своей работы, первые результаты которой были опубликованы в книге
Роланда и Мунте. В центре внимания исследователей был вопрос о том, что делать
с таким явлением, как школьная травля. При этом сравнительно меньше усилий
было затрачено на понимание существа и причин возникновения проблемы. Для
решения данной задачи применялся двухэтапный подход.
1. Проблема определена как...буллинг;

Консультация для родителей - ШКОЛА ШКОЛЬНАЯ ТРАВЛЯ (БУЛЛИНГ)

2. Решение заключается в... X, Y или Z (в зависимости от того, на кого
направлено вмешательство).
Как было указано ранее (Lane, 1974b; 1978; 1990а), комплексные
поведенческие проблемы должны решаться после предварительного создания
модели изучаемых видов поведения, на основе которой можно будет выработать
стратегию решения проблемы. Автор предлагает схему анализа, включающую пять
этапов его проведения.
Хотя мы многим обязаны скандинавским исследователям, внесшим
значительный вклад в изучение проблемы школьной травли, некоторые трудности
им преодолеть не удалось. Это касается как используемых моделей, так и
преимущественной работы с жертвами и преследователями в ущерб общешкольной
работе. В данной главе освещены оба этих направления, однако особое внимание
уделено расширенному подходу к вмешательству, который используется в
Великобритании и который, в свою очередь, оказывает все большее воздействие на
скандинавских исследователей.
Процесс начинается с определения проблемы, далее проводится исследование
релевантных факторов, предпринимаются попытки разработать
модель
поведения, выработать на ее основании стратегию вмешательства, и в заключение
производится оценка достигнутых результатов, насколько позволяют имеющиеся в
распоряжении данные.
Что такое буллинг, или как его лучше определить
Буллинг — скрытый процесс. Всем известно о его существовании, а при
столкновении с его проявлениями каждый пытается что­то предпринять. Однако
никто не знает, сколько связанных с травлей страданий ежедневно испытывают
школьники. Если бы это явление было также широко распространено в
Великобритании, как в Норвегии, где такие исследования проводились, то к нему
были бы причастны (Tattum, 1988) 870 000 детей. Таким образом, это оказалась бы
самая многочисленная в Англии и Уэльсе группа учащихся с потребностями в
специальном обучении.
За последнее время в печати появился целый ряд сообщений о трагических
случаях. Жертвами издевательств становятся ученики с умственными и
физическими недостатками, нередки случаи самоубийств и даже убийств. По
данным нескольких исследований дети, подвергающиеся издевательствам, начинают
прогуливать занятия в школе (Reid, 1988; Knox, 1989). К сожалению, публикаций,
посвященных этому явлению, в Великобритании, а тем более в других странах явно
недостаточно (Roland & Munthe, 1989).
Первая проблема заключается в отсутствии точного определения школьной
травли. Так, Хайнеманн (Heinemann, 1973) опубликовал сообщение о коллективном
нападении на одного человека, мешавшего группе заниматься своей обычной дея­
тельностью, назвав такое нападение «моббингом» («mobbing»). В последующих
публикациях термином «моббинг» были названы нападки со стороны групп и
отдельных людей (Olweus, 1978). Это, по мнению Пикаса (Pikas, 1989), усложняет
ситуацию, поэтому «моббингом» лучше обозначать групповые действия, в то время

Консультация для родителей - ШКОЛА ШКОЛЬНАЯ ТРАВЛЯ (БУЛЛИНГ)

как термин буллинг (школьная травля) может употребляться более широко по
отношению к нападкам любого характера. Наличие в определении буллинга
указания на психологическую или физическую угрозу также порождает ряд
проблем, поскольку издевательства такого типа имеют особенности, связанные с
полом участников (Roland, 1988).
Некоторые исследователи (Stephenson & Smith, 1988; Lane, 1988) считают
ключевыми моментами намерения агрессора и убеждения жертвы, поэтому не
рекомендуют полностью полагаться на информацию, полученную от школьного
персонала и учащихся, как не точно отражающую ситуацию. В качестве
иллюстрации к сказанному Спаркс (Sparks, 1983) приводит описания школьных
издевательств, предоставленные педагогами и учащимися частных школ, по
которым действительно очень трудно судить о происшедшем. Начиная с
девятнадцатого века, клиницисты стали раздельно рассматривать индивидуальное
преследование и групповые нападки (Dukes, 1905).
Определение этих явлений представляет не только академический интерес,
поскольку на нем строятся разные подходы к вмешательству. Так, Пикас (Pikas,
1989) дал определение моббинга, близкое к оригинальной формулировке
Хайнеманна. Ему удалось разработать эффективные техники для работы с
преследователями и их жертвами. Другие авторы (Оlweus & Roland, 1983; Roland,
1988) предпочли иной путь и развернули в школах кампанию по противодействию
буллингу. К сожалению, эти два подхода часто рассматриваются как вза­
имоисключающие, хотя, по­видимому, было бы полезнее считать их звеньями одной
цепи. Отсутствие четкого определения явления приводит к трудностям при выборе
наиболее адекватного вмешательства.
Если мы попытаемся сформулировать, что такое буллинг, ограничившись
указанием на угрозы одного индивида в отношении другого, будут утрачены
возможные ключи к характеристикам преследователей и их жертв. Выбор того или
иного определения диктуется теми, кто обладает достаточным авторитетом и,
следовательно, включает элемент личной заинтересованности. Если в формулировке
отсутствуют указания на потенциальную роль ее авторов, можно заподозрить их в
предвзятости. Например, за этим может скрываться нежелание изменить
собственное поведение или признать, что в руководимой ими школе не все идет
гладко. Результаты отдельных исследований и разработанные на их основе
рекомендации явно подкрепляют такую позицию избегания ответственности. На­
пример, высказывания в поддержку политики школьной администрации и по поводу
укрепления дисциплины маскируют необходимость вмешаться в сам процесс
травли, независимо от того, кто и когда выступает его зачинщиком. Как заметил
Пикас (Pikas, 1989), высказываемая обществом настоятельная потребность
преодолеть проблему «непропорциональна желанию того же общества иметь дело с
ее реальными проявлениями». И это сказано о Швеции, где школьная травля
признана национальной проблемой, а что тогда говорить о Великобритании и других
странах?
Таким образом, влияние той или иной формулировки достаточно велико. От
этого зависит оценка распространенности явления.

Консультация для родителей - ШКОЛА ШКОЛЬНАЯ ТРАВЛЯ (БУЛЛИНГ)

Какова распространенность буллинга?
Ответ зависит от теоретического подхода к этому явлению. Следует ли
различать групповое насилие — «моббинг» и индивидуальное насилие — буллинг,
или целесообразно рассматривать их просто как разные стороны одного явления, —
социальной агрессии, когда доминантный индивид (или группа) намеренно
причиняет беспокойство другому. Специалисты в Великобритании придерживаются
последней точки зрения, т. е. считают все типы школьной травли единой проблемой,
что учитывается при оценке распространенности явления.
В действительности, установить тип, продолжительность издевательств —
задача не из легких даже для скандинавских исследователей, имеющих хорошую
финансовую поддержку. По их данным, распространенность явления составляет от
5 до 25%.
Долгожданную ясность внесли своим исследованием Стефенсон и Смит
(Stephenson & Smith, 1987). Обследовав выборку из 1000 учеников начальных
классов (в возрасте 7­11 лет), авторы пришли к заключению, что 23 % детей
подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. Среди учеников с
поведенческими проблемами распространенность этого явления гораздо выше. К
тому же, как считают исследователи, школьная травля не является чем­то
преходящим: страдания многих детей длятся годами.
По данным Лэйна (Lane, 1988), распространенность буллинга среди учеников
средней школы (N = 480), первоначально обследованных, а затем находившихся под
наблюдением в течение нескольких лет, достигает 19%. Кроме того, по наблю­
дениям автора, боль и унижение детей часто продолжаются в течение нескольких
лет, что согласуется с результатами предыдущего исследования. Эллиот (Elliott,
1989) обследовала выборку из 4000 учеников начальной школы, 38% из которых
подвергались издевательствам одноклассников не менее двух раз. Результаты
существенно зависели от того, проводился опрос среди учащихся или педагогов.
Так, Ловенстайн (Lowenstein, 1978) сообщает о распространенности, не
превышающей 5%, в выборке из 5000 учащихся, в то время как Ньюсон и Ньюсон
(Newson & Newson, 1984) по результатам своих ноттингемских исследований пишут
о том, что 26 % матерей считают своих детей жертвами издевательств. В работе
других авторов Arora & Thompson, 1987) идет речь о разных типах буллинга,
жертвами которого стали до 50 % учащихся.
Зарубежная статистика также разноречива. По данным скандинавских
исследователей, обобщенным в работе Мунте (Munthe, 1989), издевательствам
подвергаются от 2 до 15 % девочек и 6­27% мальчиков, с соответствующим
разбросом удельного веса преследователей. Письменные работы итальянских
школьников в 4 % случаев содержали указания на то, что их авторы становились
жертвами травли (Basalisco, 1989). Даже такая низкая распространенность, по
мнению автора, должна настораживать специалистов, учитывая способ получения
информации. Испанские исследователи Гарсиа и Перес (Fonseca Garcia & Perez,
1989) приводят данные о 17­21 % распространенности буллинга. В обзоре работ из
Ирландии (О'Мооге, 1989) указано, что 10 % детей регулярно подвергаются издева­

Консультация для родителей - ШКОЛА ШКОЛЬНАЯ ТРАВЛЯ (БУЛЛИНГ)

тельствам со стороны одноклассников (раз в неделю и чаще), а 55 % —
эпизодически. В публикации, посвященной проявлениям насилия среди молодежи
разных стран, финские авторы (Pulkkinen & Saastamominen, 1986) приводят данные
по США о 85 %­ном росте покушений на школьников в 1970­е гг. Около 40 %
учащихся сообщили о том, что проявления насилия мешают им в учебе, но только 3
% охарактеризовали эти проявления как выраженные.
Приведенная информация позволяет судить о тех трудностях, с которыми
сталкиваются исследователи данной проблемы. Отсутствие четкого общепринятого
определения этого явления не позволяет сопоставлять результаты разных проектов.
Коллектив из Шеффилдского университета предпринял попытку упорядочить
работу в этом направлении (Yates & Smith, 1989). Исследователи использовали
формулировку буллинга, предложенную Роландом, а также разработанный
норвежцами вопросник, что позволило сопоставить полученные результаты. По
оценкам англичан, 22 % школьников «время от времени», а 10% «раз в неделю и
чаще» подвергались издевательствам. Конечно, эти показатели несколько выше по
сравнению с Норвегией и Ирландией, однако единый методологический подход
позволяет определить, какое место занимает Британия в ряду европейских стран.
Впоследствии коллективом из Шеффилда были проведены исследования на более
крупных выборках учащихся, что позволило подтвердить информацию по
распространенности школьной травли.
Изучение распространенности буллинга в общенациональном масштабе в
Великобритании, в отличие от Норвегии, не проводилось, но, по­видимому,
показатели, обнародованные Таттумом (Tattum, 1988) несколько занижены. Главным
преимуществом шеффилдского проекта является возможность сопоставления
полученных результатов в международном масштабе. Остается надеяться, что
другие исследователи, во всяком случае при изучении распространенности
буллинга, последуют этому примеру. Можно принять формулировку, предло­
женную Роландом (Roland, 1988):
Буллинг представляет собой длительное физическое или психическое
насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не
способен защитить себя в данной ситуации.
Это определение буллинга следует включить в вопросники, используемые для
работы с детьми при оценке распространенности явления. В свою очередь,
исследователи из Шеффилда (Yates & Smith, 1989) предложили собственную
формулировку, взяв за основу оригинальное определение Олвеуса, с некоторыми
дополнениями, учитывающими культурные различия между популяциями Англии и
Норвегии. В дальнейшем исследователи также могут использовать такой подход,
позволяющий сопоставлять полученные результаты. Однако остается актуальным
вопрос о том, какое определение следует дать буллингу при осуществлении
терапевтического вмешательства.
необходимо использовать
универсальное определение этого явления до и после вмешательства, однако лица,
вовлеченные в процесс, по­разному оценивают происходящее. Таким образом, есть
смысл учитывать мнение только тех участников, позиция которых может иметь
решающее значение для исхода вмешательства.
Очевидно,

Консультация для родителей - ШКОЛА ШКОЛЬНАЯ ТРАВЛЯ (БУЛЛИНГ)

Роланд (Roland, 1989) описывает «буллинг­структуру» ­ социальную систему,
включающую преследователей, их жертв и наблюдателей. Каждый участник
системы имеет собственную точку зрения на происходящее. Особое внимание
исследователей (Kelly, 1990) привлекает позиция невольных свидетелей
происходящего, не подвергающихся непосредственной агрессии: доказано, что в
результате ощущения собственного бессилия их самооценка заметно снижается. Эти
данные согласуются с наблюдениями другого автора (Taylor, 1991) за так
называемыми периферическими жертвами (peripheral victims), занимающими
позицию типа «хорошо, что я не пострадал»; сторонние наблюдатели часто
сообщают о чувстве собственного бессилия.
Проблема издевательств на почве расовой принадлежности заслуживает
особого внимания. Так, по мнению Келли (Kelly, 1990), следует различать два типа
таких издевательств: несистематические и те, в основе которых лежат особые
взаимоотношения между жертвами и преследователями. В зависимости от типа
воздействие на участников может быть разным. Келли подчеркивает необходимость
изучения взаимоотношений между вовлеченными в буллинг. С ней полностью
солидарны Кинг с коллегами (King & colleagues, 1992), также считающие, что
следует анализировать буллинг­структуру. Какова подоплека данного явления в
каждом конкретном случае, на чем основаны издевательства в ученической среде —
на расовой или половой принадлежности, социально­экономических различиях (или
разных способностях к учебе — все это подлежит тщательному изучению. Позиция
каждой из сторон имеет большое значение для легализации издевательств и
придания им смысла. Так, унижение человека или социальной группы становится
привычным явлением, потому что школьная администрация предпочитает
полагаться на случайные сообщения о факте издевательств, вместо того чтобы
заниматься активным сбором информации.
Некоторые исследователи (Lister, 1990) уделяют внимание позиции жертв
буллинга, проводя параллели с другими формами жестокого обращения: все
пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают
не сообщать об издевательствах. Изучая отношение педагогов и школьников к
издевательствам в ученической среде, Дэвис (Davies, 1990) пришел к выводу, что
педагоги испытывают смешанное чувство гнева и собственного бессилия.
Аналогичным образом, школьники считали, что учителя не способны их защитить, в
результате устанавливался своеобразный «заговор молчания» (О'Мооге, 1989). Лэйн
(Lane, 1990b) исследовал это универсальное чувство бессилия путем анализа
разговоров участников (анализ дискурса). Оказалось, что поведение вовлеченных в
травлю определяется характером отношений между ними. Для того чтобы ситуация
с буллингом в конкретном учреждении была управляемой, необходимо проводить
анализ дискурса. Не считают ли некоторые взрослые, что травля готовит детей к
жизни? Каково отношение к травле и ее зачинщикам? Представляются ли они
воплощением зла, с которым надо бороться? При разработке стратегий
вмешательства на базе такой модели следует учитывать, какова концепция ситуации
у каждого из участников разговора. Так, давая определение буллингу с
привлечением термина «провоцирующих жертв» («provocative
victims»),

Консультация для родителей - ШКОЛА ШКОЛЬНАЯ ТРАВЛЯ (БУЛЛИНГ)

специалисты обязательно перечислят их психологические характеристики, обидчик
заявит, что поведение жертвы заслуживает наказания, а сама жертва будет говорить,
что получила по заслугам. Сторонний наблюдатель, осознавая необходимость
вмешаться, вскоре будет вынужден признать бесплодность своих попыток прийти на
помощь. Чтобы избежать употребления термина «провоцирующей жертвы», можно
попытаться определить проблему через описание систематически происходящих
событий, которые вызывают у жертвы чувство заслуженности наказания. Детальный
анализ разговоров, происходящих в конкретном контексте, позволяет выделить три
основных элемента, необходимых для выработки определения буллинга, каждый из
которых следует рассматривать с позиций всех лиц, вовлеченных в социальную
буллинг­систему. Прежде всего, это представление каждого участника о сути
проблемы, стоящих перед ним задачах, а также о своей роли в разрешении данной
проблемы. Различия в позициях участников служат основой для переговоров об
альтернативных видах поведения, призванных заменить проблемные. В результате
таких переговоров появляется общая заинтересованность в разрешении проблемы,
исходя из которой можно сформулировать подходящее в данном случае
определение буллинга.
При таком подходе стандартное определение явления оказывается ненужным и
бесполезным, поскольку школьная политика в целом обсуждается с учащимися,
педагогами и родителями в ходе индивидуальной и групповой работы. Если удается
вызвать общий интерес к разрешению школьных проблем, значит, первый шаг на
пути к изменениям сделан. Каждый из участников дискуссии начинает проявлять
личную заинтересованность в скорейшем устранении такого явления, как школьная
травля.
Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл