Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".
Оценка 4.6

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".

Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
docx
родителям
Детсад
13.11.2018
Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".
Консультация для родителей Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр на современном этапе в ДОУ Принципы организации сюжетно- ролевой игры в ДОУ Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".
сюж рол игра.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» пгт Гвардейское» Симферопольского района Республики Крым Консультация для родителей                                                                                 Подготовила: воспитатель Рогаль Н.В. 2018 г. Сюжетно­ролевую   игру   называют   королевой   детских   игр.   Поэтому воспитателю очень важно правильно её организовать, не нарушая детского творчества.  Основной   источник,   питающий   сюжетно­ролевую   игру   ребенка   —   это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.      Основной особенностью сюжетно­ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.       Сюжет   игры   —   это   ряд   событий,   которые   объединены   жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер   тех   действий   и   отношений,   которыми   связаны   участники событий. Сюже тно­ ролева я игра — это основн ой вид игры ребенка дошко льного возрас 1 та. Роль является основным стержнем сюжетно­ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.       В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные –  «как будто».       Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.       В сюжетно­ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.).          Сюжетно­ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает,   что   дети   не   могут   играть   в   одиночку.   Но   наличие   детского   общества   —   это   наиболее благоприятное условие для развития сюжетно­ролевых игр.  Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая   на   себя   в   игре   различные   роли,   воссоздавая   поступки   людей,   ребёнок   проникается   их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми. Организация игры во 2­ой младшей группе          Какими   умениями   должны   овладеть   дети,   чтобы   в   полной   мере   использовать   роль   как специфический способ построения игры?       Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Однако, чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осуществлять специфические   для   роли   условные   предметные   действия,   но   и   уметь   развертывать   специфическое ролевое взаимодействие — ролевой диалог. Более того, уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в   зависимости   от   того,   каковы   роли   партнеров;   уметь   менять   игровую   роль   в   зависимости   от развертывания сюжета. Все эти умения формируются постепенно. Для детей 4го года жизни достаточно уметь   принимать   и   обозначать   игровую   роль,   реализовывать   специфические   ролевые   действия, направленные   на   партнера   ­   игрушку,   развертывать   парное   ролевое   взаимодействие,   элементарный ролевой диалог с партнером — сверстником.          Задача   воспитателя   при  работе   с  детьми   4го  года  жизни  ­  построить   совместную  игру  таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение. Организация игры в средней группе       Задача воспитателя в работе с детьми 5­го года жизни — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров,   умение   менять   игровую   роль   и   обозначать   свою   роль   для   партнеров   в   процессе развертывания игры.       Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения. Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не   руководителем,   а   участником,   партнером   детей   в   этом   творческом   процессе.   Игра   должна развертываться особым образом, так чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий: 2 1.  Использование    многоперсональных    сюжетов    с    определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в  непосредственные связи со всеми остальными; 2. Отказ от однозначного соответствия  числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников. Организация игры в старшей и подготовительной группах         Для того чтобы действительно переводить детей на новую высокую ступень сюжетной игры надо хорошо представлять дальнейшую ее революцию.      Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников ­ игра­фантазирование. Старшие дошкольники готовы   к   ее   освоению.   В   сюжетной   игре   не   свойственно   предварительное   планирование   и   жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты ­необязательность, свобода выбора действий.   Для   того   чтобы   дети   могли   реализовать   свои   творческие   возможности   и   действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение более новым сложным способом построения игры ­ совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников: обозначать для них, какое событие  он  хотел  бы   развернуть  в  следующий  момент  игры,   прислушиваться   к  мнению   партнеров; умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.          Каким же образом можно сформировать эти сложные умения у детей?       Оказывается, эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возрастных этапах. При организации сюжетно – ролевой игры важно учитывать, что в младшем дошкольном возрасте вы должны:  подобрать игрушки, позволяющие  развернуть игры в семью, дом, детский сад, «шофёры», «поездка», «поезд», «у врача», «магазин» и др. Обратите особое  внимание на их доступность  детям  и хранение их в игровых уголках в поле зрения ребёнка, стимулируя его  игровой замысел. В старшем   дошкольном   возрасте необходимо     скомплектовать   игрушки   по   темам   (для   игры   в больницу, почту, космонавтов, школу, библиотеку и др.) Подготовить готовые  комплекты, состоящие из   самых   необходимых   атрибутов   и   игрушек,   дополнительного   игрового   материала,   предметов   – заместителей. Не давать детям   материал в готовом виде,   привлекать   их к этому по мере развития игры. Принципы организации сюжетно­ ролевой игры в ДОУ 1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает позицию умеющего интересно играть   эмоционального   партнера,   с  которым  ребенок  чувствует  себя   на  равных,  ощущает   себя  вне оценок, проявляет инициативу. 2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует   развертывать   игру   таким   образом,   чтобы   дети   сразу   открывали   и   усваивали   новый,   более сложный способ ее построения. 3.   Начиная   с   раннего   возраста   и   далее   на   каждом   этапе   дошкольного   детства   необходимо   при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику. 4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры. 3 Коротко   осветим   основные   методические   рекомендации   к   развитию   сюжетно­ролевых   игр дошкольников на разных возрастных этапах. Первая младшая группа. Педагог в первом полугодии решает задачи формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками и предметами­заместителями, элементарного предметно­игрового взаимодействия ребенка со сверстником, включая одного­двух детей в игру со взрослым, организуя групповые игры, требующие от всех участников однотипных условных игровых действий. Во втором полугодии деятельность педагога направлена на формирование у детей умения выстраивать в игре смысловые цепочки из 2­3 игровых действий с сюжетными игрушками, предметами­заместителями и   воображаемыми   предметами.   Средством   формирования   является   совместная   игра   воспитателя   с детьми, в которой он разворачивает двухфазные, а затем и более сложные сюжеты. Таким образом, уже на первом этапе организации игры носят двучастный характер: совместная игра взрослого   с   детьми   сочетается   с   самостоятельной   игрой   самих   детей,   в   которой   они   воплощают приобретенные игровые умения. Во второй младшей группе ребенок способен овладеть ролью. Ролевое поведение охватывает диапазон от ролевого подражания до осознанного оперирования ролью, включения ее в разнообразные связи и отношения. Освоение ролевого поведения складывается из умения принять на себя игровую роль и обозначить   ее   для   партнера.   Овладение   ролью   складывается   из   умений   осуществлять   условные предметные действия, разворачивать ролевой диалог, по ходу игры изменять ролевое поведение исходя из   роли   партнера,   менять   игровую   роль   в   зависимости   от  развертывающегося   сюжета.   Эти   умения формируются постепенно. Для детей четырех лет достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль,   реализовывать   специфические   игровые   действия,   направленные   на   партнера­игрушку, осуществлять парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог со сверстником. Задача педагога – построить совместную игру с ними так, чтобы центром стало ролевое поведение. Внимание ребенка важно перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером­взрослым. Ребенок   вступает   в   инициированный   взрослым   ролевой   диалог,   приобретает   опыт   выполнения   и развития   разных   ролей.   Выделяются   независимые   (строитель,   шофер,   космонавт,   пожарный)   и взаимодополнительные   (врач,   медсестра,   больной)   роли.   Для   формирования   ролевого   поведения педагог   начинает   игру   с   детьми,   используя   взаимодополнительные   роли,   понятные   детям.   Парные взаимодополнительные   роли   ставят   детей   перед   необходимостью   строить   ролевой   диалог   для разворачивания сюжета. Сначала ведущую роль в паре партнеров выполняет педагог, а затем уступает ее другому ребенку и ориентирует детей друг на друга. Роли инициируются разные – от самых простых (мама – дочь) до любых социальных ролей и сказочных персонажей. Игра может быть начата ребенком, педагог   “угадывает”,   что   делает   ребенок,   подключается   к   игре,   действует   внутри   нее,   корректно разворачивает ролевое взаимодействие с опорой на личные интересы дошкольника. С позиции своей роли   педагог   вопросами   и   репликами   активизирует   речь   детей.   Для   акцентирования   внимания   на диалоге в игре используется минимальное количество игрушек. Создать разговорные ситуации педагог может в играх типа “телефонный разговор”, где воспитатель участвует в диалоге и может подсказывать содержание ответов. Так же эффективно использовать игры­импровизации по известным сказкам типа “Колобок”, “Репка”. Таким  образом, воспитатель  играет вместе  с детьми,  он  разворачивает   игру  таким  образом, чтобы вызывать у детей ролевое поведение. Для этого используются сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог. Ролевое поведение ребенка ориентировано на партнера (сначала на взрослого, а затем на сверстника). Средняя группа. Задача воспитателя на этом этапе – перевести детей к более сложному ролевому поведению в игре, формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать новую роль для партнеров в ходе игры. 4 Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий: использования многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;   отказа   от   однозначного   соответствия   числа   ролей   количеству   участников   игры, персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников. В практике развития игры в возрастной группе педагог любую тему игры раскладывает в виде “куста” ролей,   где   одна   основная   (капитан)   и   несколько   сопутствующих   ей   по   смыслу   (пассажир,   матрос, водолаз). Таким образом получается развертка темы в ролях (поездка на пароходе). Сюжет в этом случае   раскрывается   постепенно:   основная   роль   и   каждая   дополнительная   по   очереди   (капитан   и матрос, капитан и пассажир, капитан и водолаз). Основная роль разворачивается для выполняющего ее ребенка в многообразии различных связей. Играя с детьми, важно предоставить возможность каждому выполнять основную и сопутствующие роли для приобретения опыта ролевого взаимодействия. При этом предполагаемых ролей в игре должно быть больше, чем играющих детей, чтобы дети учились менять роли, тип поведения и взаимодействия по ходу игры. Сюжет также не должен быть продуман заранее, он развивается в процессе игры. Для детей пятого года жизни достаточно 2–3 дополнительных ролей (продавец – основная; дополнительные – покупатель, директор магазина, шофер, привозящий продукты).   Для   игр   могут   быть   использованы   сказочные   сюжеты,   где   главный   герой   встречается последовательно с каждым из сказочных персонажей (Золушка – мачеха, фея, принц). Далее можно к концу   игры   подключить   вторую   роль,   такую   же   как   основная.   Общение   одинаковых   персонажей позволяет расширить опыт каждого ребенка, еще раз увидеть связи и взаимоотношения ролей. Педагог   на   этом   этапе   развития   сюжетно­ролевой   игры   вступает   со   многими   детьми   в   ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, “замыкает” детей на ролевом взаимодействии друг с другом.   Игра   носит   характер   свободной   импровизации.   Игра   воспитателя   с   каждым   из   детей   и микрогруппами  стимулирует   гибкое  ролевое  поведение  и  смену  роли,  дает  существенные  сдвиги  в самостоятельной игре детей. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует со сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером­игрушкой, с воображаемым партнером. Дети широко и творчески используют актуализированные игровые роли, выполняют условные действия с игрушками и предметами­заместителями. Старший   дошкольный   возраст. В этот   период   усиливается   стремление   ребенка   играть   вместе   со сверстниками, каждый из детей стремится воплотить свой достаточно сложный замысел. Вместе с тем у детей увеличивается объем знаний об окружающем, определяются интересы к разным сторонам жизни. Для построения игр нового уровня детей необходимо научить более сложному построению игры – способу совместного сюжетосложения. Сюжетосложение включает: –   умение   ребенка   выстраивать   новые   последовательности   событий,   охватывающие   разнообразное тематическое содержание; – быть ориентированным на партнеров­сверстников; – обозначать свои дальнейшие замыслы для партеров, прислушиваться к их мнению; – умение комбинировать предложенные самим ребенком и партнерами по игре события в общем сюжете в процессе игры. Совместная   игра   со   взрослым   по­прежнему   является   ведущим   методом   на   первом   этапе   освоения сюжетосложения.   Однако   меняется   форма   взаимодействия.   Овладевать   сюжетосложением   Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова предлагают посредством метода “игра­придумывание”, протекающего в чисто   словесном   плане.   В   игре­придумывании   взрослый   ненавязчиво   может   стимулировать   детей   к комбинированию   и   согласованию   различных   сюжетных   событий.   При   этом   придумывание осуществляется   без   участия   игровых   атрибутов.   Такая   игра   для   дошкольников   доступна   только совместно со взрослым. В самостоятельной игре дети возвращаются к игрушкам, но полученные умения 5 по придумыванию сюжетных линий помогают им полно и согласованно реализовывать свои игровые замыслы. Совместное придумывание рекомендуется начинать с частичного изменения уже известных сюжетов. Постепенно   воспитатель   переводит   детей   к   более   сложным   преобразованиям   знакомого   сюжета.   А затем – к совместному придумыванию нового. Для такой работы лучше всего подходят сюжеты известных сказок. Остается общая смысловая канва событий,   меняются   лишь   конкретные   условия   действий   персонажей.   Все   сказки   имеют   достаточно четкую схему: – обнаруживается желание иметь какой­то предмет, за которым отправляется главный герой; – герой встречается с обладателем волшебного средства и для его получения проходит испытание; – герой получает волшебное средство, при помощи которого достается желаемый объект; – герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание (сражается с противником); – герой побеждает противника и получает искомый объект; – герой возвращается домой и получает заслуженную награду. Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний   и   умений,   от   воспитания   интересов.   В   игре   с   особой   силой   проявляются   индивидуальные особенности ребенка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень   игрового   творчества   в   зависимости   от   содержания   игры,   выполняемой   роли,   от взаимоотношений с товарищами. Многие отечественные и зарубежные психологи считают, что никто не разовьет творческие способности ребенка лучше, чем он сам. Поэтому, прежде всего ребенку нужно создать условия ом спонтанной творческой игры. Можно   выделить   основные   задачи,   которые   стоят   перед   воспитателем   при   руководстве   сюжетно­ ролевыми   играми:   1)   развитие   игры   как   деятельности;   2)   использование   игры   в   целях   воспитания детского коллектива и отдельных детей. Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре лети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь и др. Чем   организованнее   игра,   тем   выше   ее   воспитательное   воздействие.   Признаками   хорошей   игры являются:   умение   играть   сосредоточенно,   целенаправленно,   учитывать   интересы   и   желания   своих товарищей, дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях. Однако игра также может быть источником формирования и отрицательного опыта, когда одни и те же дети выступают как организаторы, берут себе главные роли, подавляя самостоятельность и инициативу других; в игре может найти отражение отрицательных сторон жизни взрослых. Воспитатели, руководя игрой, должны обеспечивать накопление положительного опыта социальных отношений. Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений — одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей. 6 Немаловажным для развития сюжетно­ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности. Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. Для детей младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игры в семью, детский сад и т. д. В группах детей среднего и старшего возраста подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления. При подборе игрушек воспитателю следует принимать во внимание и характер тех требований, которые предъявляют к игрушке дети данного возраста. Воспитатель, организуя хранение игрушек, должен также учитывать развитие игровой деятельности. В младших группах наиболее целесообразно хранить игрушки так, чтобы они находились в поле зрения ребенка   —   в   игровых   уголках:   ведь   игрушка   стимулирует   игровой   замысел   малыша,   поэтому   она должна быть видна и доступна. В средней и старших группах такой необходимости нет, т. к. дети в подборе игрушек идут от замысла игры.   Но   дети   обязательно   должны   знать,   какие   игрушки   имеются   в   группе,   места   их   хранения   и поддерживать соответствующий порядок. В   старших   группах   игрушки   могут   быть   скомплектованы   по   темам (например,   для   игры   в больницу, почту, путешествие, космонавтов и т.д.). Наличие таких готовых комплектов, состоящих из самых необходимых игрушек, позволяет детям быстрее развернуть игру, подобрать дополнительные игровые материалы. Такой набор игрушек должен составляться воспитателем совместно с детьми по мере развития игры, а выдаваться детям только в готовом виде. Дети совместно с воспитателем могут изготавливать сами игрушки­самоделки. Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в игре:  кто с кем любит играть,   какова нравственная основа этих объединений, их устойчивость, характер отношений   в   игре   и   т.   д.   Наблюдая   за   играми,   воспитатель   оценивает   степень   развития самостоятельности   и   самоорганизации   детей   в   игре,   их   умение   договориться,   создать   игровую обстановку, справедливо разрешить возникающие конфликты и т. д. Рассмотрим   некоторые   моменты   концепции   Н.   Я.   Михаленко   о   формировании   сюжетной   игры   в дошкольном детстве. В ней говорится, что развитие самостоятельной игры детей происходит гораздо быстрее, если воспитатель целенаправленно руководит ею, формируя специфические игровые умения на протяжении всего дошкольного детства. Условия и способы развития сюжетно ­ ролевой игры у дошкольников. Основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно­ролевыми играми: 1) развитие игры как деятельности; 2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей. Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба взаимопомощь и др. 7 Чем   организованнее   игра,   тем   выше   ее   воспитательное   воздействие.   Признаками   хорошей   игры являются:   умение   играть   сосредоточенно,   целенаправленно,   учитывать   интересы   и   желания   своих товарищей, дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях. 3. Для развития сюжетно ролевой игры необходим педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых   материалов,   что   создает   «материальную   основу   игры,   обеспечивает   развитие   игры   как деятельности. Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. Для детей младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игру в семью, детский сад и т. д. В группах детей среднего и старшего возраста подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления. 4. Приемы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства. Косвенное   руководство   игрой   осуществляется   путем   обогащения   знаний   детей   об   окружающей общественной   жизни,   обновления   игровых   материалов   и   т.   д,   то   есть   без   непосредственного вмешательства   в   игру.   Одним   из   приемов   такого   косвенного   воздействия   на   игры   детей   является внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно игровой и познавательный интерес детей Прямые приемы руководства: ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Но нужно не забывать, что основное условие использования этих приемов ­ сохранение и развитие самостоятельности детей в игре. 5. Три этапа формирования сюжетно – ролевой игры: На первом этапе (1, 5 – 3 года) педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами. На втором этапе (3 года – 5 лет) формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов  между  участниками, смещая  внимание детей с  условных действий с предметами на ролевую речь. На третьем этапе (5­7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр. Для этого воспитатель может развернуть совместную с детьми игру – придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой – придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события. 8 Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр на современном этапе в ДОУ   1. Сюжетно­ролевая игра  — это основной вид  игры  ребенка дошкольного возраста.  В чем же  ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные   черты   игры:   эмоциональная   насыщенность   и   увлеченность   детей,   самостоятельность, активность, творчество.  Основной источник, питающий сюжетно­ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность   взрослых   и   сверстников.   Основной   особенностью   сюжетно­ролевой   игры   является наличие   в   ней   воображаемой   ситуации.   Воображаемая   ситуация   складывается   из   сюжета   и   ролей. Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно­ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.   В   сюжете   дети   используют   два   вида   действий:   оперативные   и   изобразительные   ­   «как будто».   Наряду   с   игрушками   в   игру   включаются   разнообразные   вещи,   при   этом   им   придается воображаемое, игровое значение. В сюжетно­ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения  (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.). Сюжетно­ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно­ролевых игр.  2. Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её   привлекательность   объясняется   тем,   что   в   игре   ребёнок   испытывает   внутренне   субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной   деятельности   оказывает  сопротивление,  даётся   с  трудом.  Это  состояние  внутренней свободы   связано   со   спецификой   сюжетной   игры   ­   действием   в   воображаемой,   условной   ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто»,   «понарошку».   Все   эти   «возможности»   сюжетной   игры   расширяют   практический   мир дошкольника и обеспечивают  ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это д с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем ­ изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»). Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает  ориентироваться  между людьми. Большое влияние оказывает  игра и на развитие у детей способности   взаимодействовать   с   другими   людьми:   во­первых,   воссоздавая   в   игре   взаимодействие взрослых,   ребёнок   осваивает   правила   этого   взаимодействия,   во­вторых,   в   совместной   игре   со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми 9 .3. Значение сюжетно­ролевой игры.  Игра   занимает   весьма   важное,   если   не   сказать   центральное,   место   в   жизни   дошкольника,   являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра   рассматривается   как   деятельность,   имеющая   очень   большое   значение   для   развития   ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми,   первоначальные   навыки   кооперации   (А.В.Запорожец,   А.Н.Леонтьев,   Д.Б.   Эльконин,   Л.А. Венгер,   А.П.Усова).   Педагогический   процесс   детского   сада   включает   в   себя   две   составляющие: деятельность детей в условиях непосредственного руководства и контроля со стороны взрослого ­ в основном на обучающих занятиях, ­ и самостоятельную свободную деятельность детей. Для проведения обучающих   занятий   воспитатель   располагает   конспектами,   конкретными   руководствами,   которые определяют,   какие   задачи   следует   ставить   перед   детьми   и   как   осуществлять   контроль   за   их выполнением. А что же происходит с игрой? Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать её специфику, иметь представления о её развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.   4.   Сюжетная   игра   может   строиться   как   цепочка   условных   действий   с   предметами,   как   цепочка специфических ролевых взаимодействий, как последовательность разнообразных событий. Чем полнее в   деятельности   ребёнка   представлены   все   способы   построения   сюжетной   игры,   тем   более разнообразные тематические содержания может он в неё включать, и тем больше у него свободы в самореализации. Поэтому основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть   игровые   умения   ­   преобладающий   у   ребёнка   способ   построения   игры   и   потенциальная возможность использовать различные способы (умения ребёнка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметом, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события).   Детям,   свободно   владеющим   различными   способами   построения   игры,   свойственны «многотемные» сюжеты, и это показатель высокого уровня.  5.   Целью   педагогических   воздействий   по   отношению   к   игре   должно   быть   формирование   игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию, реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях. Современный дошкольник имеет мало шансов приобрести опыт в игровых   умениях,   так   как   неформальные   разновозрастные   группы   в   настоящее   время   большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых, соседских групп, или группы братьев и сестёр одного   возраста,   в   одной   семье.   Сейчас   дети   данного   возраста   разобщены.   В   детском   саду   их подбирают в группу по одновозрастному принципу, в семьях очень часто есть только один ребёнок, а дворовое и соседское общение становится редким из­за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости   школьников   в   школе,   специализированных   кружках.   Воспитатель   должен   заменить дошкольнику недостающих братьев и сестёр, старших товарищей, должен помочь ребёнку овладеть игровыми умениями, втягивая его в игру. Сильным фактором разобщения детей является и телевизор, у которого они проводят много времени.  6. Сформулируем первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребёнка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя ­ взрослого, которому в любом случае надо подчиниться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра. Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение воспитателя как играющего партнёра — гарантия возникновения у ребёнка побуждения к сюжетной игре вообще и даже возникновения у него интереса к любой тематике, которую включает в игру взрослый. Второй принцип   организации   сюжетной   игры   воспитатель   должен   играть   с   детьми   на   протяжении   всего дошкольного возраста, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети 10 сразу   «открывали»   и   усваивали   новый,   более   сложный   способ   её   построения.   Комфортная   жизнь ребёнка в условиях детского сада во многом зависит от того, сумеет ли он при желании развернуть совместную игру со сверстниками. Чтобы успешно играть с кем­то, ребёнку необходимо понимать смысл   действий   партнёра   и   самому   быть   им   понятым.   Для   этого   смысл   условного   действия   с предметом,   момент   принятия   той   или   иной   роли,   развёртываемое   в   игре   событие   должно   быть пояснены партнёру. Третий принцип ­ начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление   игрового   действия,   так   и   на   пояснения   его   смысла   партнёрам   ­   взрослому   или сверстнику. Для того чтобы втягивать детей в игру, играть с ними вместе, воспитатель должен сам научиться   свободно   развёртывать   сюжет   того   или   иного   строения   в   «живом»   процессе   игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. Воспитатель должен владеть игровой «грамотой», игровой культурой. Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры.  7.   Роль   педагога   должна   ограничиваться   лишь   созданием   условий   для   активизации   игры   детей.   В педагогическом   процессе   по   отношению   к   игре   необходимо   различать   две   тесно   связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми в процессе которой формируется новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использовании детьми имеющихся в их арсенале игровых умений.  8. Организация игры в  младшей группе Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит её освоение в период раннего возраста. К 3­3,5 годам у детей необходимо   сформировать   азы   сюжетной   игры   ­   умение   осуществлять   разнообразные   игровые действия. Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне поставленной организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом. Задача педагога ­ сформировать у ребёнка к 3 годам умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом ­ заместителем и воображаемым предметом, связывать 2­3 действия в смысловую цепочку словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие начатое партнёром ­взрослым, а затем сверстником. Почему ребёнок ломает игрушки? Необходимо избегать недолговечных игрушек. Дети ломают игрушки, так как устают от однообразия и перенасыщения. Сюжетно­ролевая игра почти всегда предполагает   участие   нескольких   детей,   поэтому   она   является   важнейшим   фактором   социального развития   ребенка.   Игра   часто   включает   элементы   совместного   планирования   и   кооперации.   Игра обеспечивает практику разрешения конфликтов. Дети могут спорить и огорчаться, но они привыкают иметь дело с интересами других. По мере того, как им приходится материалами и снаряжением, у них развивается   эмпатийное   отношение   к  людям.   Одновременно  они   начинают   понимать,   что   играть   и заниматься со сверстниками интересно и приятно.  9. Организация игры во 2­ой младшей группе. Какими умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль как специфический способ построения игры? Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Однако, чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия, но и уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие — ролевой диалог. Более того, уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров;   уметь   менять   игровую   роль   в   зависимости   от   развертывания   сюжета.   Все   эти   умения формируются   постепенно.   Для   детей   4го   года   жизни   достаточно   уметь   принимать   и   обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера ­ игрушку, развертывать   парное   ролевое   взаимодействие,   элементарный   ролевой   диалог   с   партнером   — сверстником. Задача воспитателя при работе с детьми 4го года жизни ­ построить совместную игру таким   образом,   чтобы   ее   центральным   моментом   стало   именно   ролевое   поведение.   Цель   ­   не унификация, приведение к единообразию игры для всех детей в рамках «заданных» сюжетов и ролей, а развитие игры  каждого  ребенка с опорой  на его личные  интересы  Самостоятельная игра  детей  во 11 многом   зависит   от   организации   предметно­игровой   среды   и   подбора   соответствующего   игрового материала.  10. Организация игры в средней группе. Задача воспитателя в работе с детьми 5­го года жизни — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения. Каким   же   образом   можно   формировать   эти   умения   у   детей?   Решение   этой   задачи   возможно   в совместной   игре   воспитателя   с   детьми,   где   взрослый   является   не   руководителем,   а   участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, так чтобы для   ребенка   «открылась»   необходимость   соотнести   его   роль   с   разными   другими   ролями,   а   также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:  1. Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;   2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.  На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет,   а   сразу   начинает   игру,   предполагая   ему   основную   роль,   ориентируясь   на   тематику, привлекающую   ребенка.   Если   у   ребенка   возникают   собственные   предположения   в   ходе   игры   ­ необходимо   их   принять.   Воспитатель   со   многими   детьми   вступает   в   ролевое   взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит  характер   свободной   импровизации.   Тем   не  менее,  игра   воспитателя   с  каждым  из  детей  и   с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже   играющим   сверстникам,   беря   подходящие   по   смыслу   роли.   В   совместной   со   сверстником   и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и  творчески используют  способ условного выполнения  действия с сюжетными игрушками, предметами ­ заместителями, соединяя, условные ранее игровые умения с новыми. У них появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует   с   одним   ­   двумя   сверстниками,   но   и   моделирует   ролевой   диалог   с   партнером   ­ игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре.  11.   Организация   игры   в   старшей   и   подготовительной   группах.   Для   того   чтобы   действительно переводить детей на новую высокую ступень сюжетной игры надо хорошо представлять дальнейшую ее революцию. Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников – игра­фантазирование. Старшие дошкольники готовы к ее освоению. В сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты ­ необязательность, свобода выбора действий. Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение более новым сложным способом построения игры ­ совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников: обозначать для них, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров; умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.  12 13

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018