Игры по развитию психологической готовности ребенка к школьному обучению
Оценка 4.8
Иллюстрации +4
docx
воспитательная работа +1
Детсад—1 кл
04.05.2019
Игра «Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Психолог (говорит тихим, таинственным голосом): «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох делаем 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох- 2 шага назад. Так животное не только дышит, но так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Давайте возьмем себе дыхание и стук сердца этого животного.
Игра «Попроси игрушку»
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-нибудь предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она также нужна и твоему товарищу. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы ее тебе отдали». Затем участники меняются ролями.
Целью упражнений является развитие и корректировка у детей всех компонентов психологической готовности
обучаться в школе.
Задачи:
развитие психологических качеств детей:
внимания;
памяти;
мышления;
произвольности поведения;
мелкой моторики;
зрительномоторной координации;
речи;
формирование интереса и положительной мотивации к обучению;
выявление личностного потенциала обучения и развития.
Игра «Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других,
оказывать поддержку и сопереживать.
Психолог (говорит тихим, таинственным голосом): «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки.
Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох –
делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох делаем 2 шага назад.
Вдох 2 шага вперед. Выдох 2 шага назад. Так животное не только дышит, но так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Давайте возьмем себе дыхание и стук сердца
этого животного.
Игра «Попроси игрушку»
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какойнибудь предмет,
например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет.
Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она
также нужна и твоему товарищу. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее
только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая
нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы ее тебе отдали». Затем участники меняются ролями.
Игра «Гусеница»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива.
Психолог: «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и начнем все вместе передвигаться
по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между его спиной и своим
животом зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до шара строго воспрещается! Первый участник в
цепочке держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи вы должны пройти по…(указывает
маршрут).
Игра «Прогулка с компасом»
Цель: формирование у детей доверия к окружающим сверстникам.
Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он
стоит впереди, а ведущий – сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все
игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом», разговаривать с ним.
Психолог движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других «туристов» с
«компасами». После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными
глазами и полагались на своего партнера.
Игра «Головомяч»
Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.
Психолог: «Разбейтесь на пары и ложитесь на ковер друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы
ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам
нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь,
встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате.
Игра "Аэробус"
Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что
доброжелательные взаимоотношения товарищей дают уверенность и спокойствие.
Психолог: «Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в
воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли ктонибудь из вас стать Маленьким Аэробусом?
Остальные ребята будут помогать Аэробусу "летать"». Один из детей (по желанию) ложится животом на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С
каждой стороны от него встает по три человека. Они присаживаются и просовывают руки под ноги, живот и
грудь лежащего. На счет "три" они одновременно встают и поднимают Аэробус в воздух.
Психолог: «Так, теперь можно тихонько поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя
совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит "полет" по кругу и снова медленно
"приземлится" на ковер».
Когда Аэробус "летит", учитель может комментировать его полет, обращая особое внимание на
аккуратность и бережное отношение к нему. Можно попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его
понесет. Когда у детей начнет все хорошо получаться, можно "запускать" два Аэробуса одновременно.
Игра "Глаза в глаза"
Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.
Психолог: «Ребята, возьмитесь за руки с соседом по парте. Смотрите друг другу в глаза и, чувствуя руки,
попробуйте молча передавать разные состояния: "я грущу", "мне весело, давай играть", "я рассержен", "не хочу
ни с кем разговаривать"...».
Игра "Воздушный шарик"
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие сидят или стоят в кругу. Психолог: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать
шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, надувая щеки, медленно, через
приоткрытые губы наполняйте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как
увеличиваются, растут узоры на нем. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. Представили? А теперь
покажите друг другу шары".
Игра "Корабль и ветер"
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.
Психолог: "Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте
поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно
выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще
раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!"
Игра "Смена ритмов" (Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы).
Если педагог хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам,
считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже все вместе, хлопая в ладоши, хором считают: раз,
два, три, четыре... Постепенно педагог, а вслед за ним и дети хлопают все реже, считают все тише и медленнее.
Игра "Узнай по голосу"
Цель: развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного
эмоционального фона в коллективе детей.
Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга, закрывает глаза и старается узнать детей
по голосу. Игра"Возьми и передай"
Цель: достижение взаимопонимания и сплоченности в коллективе детей, развитие у них умения
передавать положительное эмоциональное состояние.
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой стараются передать
положительные эмоции, радость, счастье.
Игра"Тень"
Цель: развитие у детей наблюдательности, памяти, свободы и раскованности.
Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок "путник", другой его
"тень". Последний старается в точности скопировать движения "путника", который ходит по помещению и
делает разные движения: неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый
камушек, кивает головой, скачет на одной ноге и т. п.
Игра "Дракон кусает свой хвост"
Цель: снятие у детей напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности.
Звучит веселая музыка. Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый ребенок "голова"
дракона, последний "хвост", все остальные в цепочке "тело". "Голова" пытается поймать "хвост", а тот
уворачивается. 'Тело" дракона неразрывно. Как только "голова" схватила "хвост", она становится "хвостом".
Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Игра "Цветик-семицветик"
Цель: развитие у детей умения делать правильный выбор, способности сотрудничать со
сверстниками.
Для этой игры понадобится цветиксемицветик, который можно изготовить поразному, главное, чтобы
лепестки отрывались (вынимались), а также красные и желтые фишки.
Каждый ребенок, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. По очереди дети с лепестками
кружатся вместе с остальными и повторяют слова
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть помоему вели!
Затем нужно произнести желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением личных
потребностей ребенка, он получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение красную. Собрав в
конце игры все фишки, учитель может определить уровень нравственного развития группы. Но не стоит
говорить об этом детям, т. к. в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под
оценки взрослых. В конце игры дети обсуждают, какие желания им понравились и почему.
Один лепесток срывают два ребенка. Держась за руки, они "совершают полет", обдумывая и согласуя друг
с другом общее желание. Упражнение "Обведи по точкам"
Цель: развитие у детей целостного восприятия предметов, обучение выполнению плавных линий без
отрыва карандаша от бумаги.
На листе бумаги с помощью точек нанесен контур рисунка. Ребенку необходимо соединить все точки
рисунка одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.
Упражнение "Штрихи в рисунке"
Цель: развитие тонкой моторики рук.
Упражнение заключается в штриховке различных фигурок. Можно использовать самые различные виды
штриховки: по вертикали, горизонтали, диагонали, петлями, волнистыми линиями и т. п.
Гимнастический комплекс на развитие у детей тонкой моторики
1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы, медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять
каждой рукой.
2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный,
большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.
3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к
указательному. 4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой.
Затем двумя руками одновременно.
5. Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть. Повторять эти
движения поочередно каждой рукой, затем сразу обеими.
6. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу сначала на одной руке, потом на
другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.
7. Положить ладони на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
8. Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Сгибать и разгибать эти пальцы.
9. На столе лежат 1015 карандашей (палочек, пуговиц, горошинок и т. д.). Нужно одной рукой
собрать все карандаши. При этом нельзя помогать другой рукой, и надо стараться брать карандаши
по одному.
10. Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Далее выполнять движения так, что сначала
сверху оказывается средний палец, а потом указательный.
11. Катать между ладонями (пальцы прямые) два небольших шарика или два грецких ореха.
Игра "Зеваки"
Цель: развитие у детей произвольного внимания.
Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. По сигналу "Стоп!" останавливаются, делают 4
хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого
сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры. Игра может закончиться, когда в игре останется
23 ребенка. Они торжественно объявляются победителями.
Игра "Не пропусти растение"
Цель: развитие у детей способности к переключению внимания.
Играющие садятся в круг и внимательно слушают слова, которые произносит педагог. Всякий раз, когда
среди слов встретится название растения, дети должны встать и тут же сесть.
Слова, к примеру, такие: дорога, тигр, машина, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб,
школа, шиповник, ромашка, рама, дом, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей,
театр, игра, ива, иволга, воробей, баобаб, каштан, пальма, палатка, кино, кенгуру, киви, хоккей, город, собака,
банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, лес, теремок, ель, сосна, дорога, книга, искусство, музыка,
осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза...
Игра "Четыре стихии"
Цель: развитие у детей внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Дети сидят на стульях по кругу. По команде ведущего выполняют движение руками.
Команда
= Движение руками
"Земля"
Дети опускают руки вниз "Вода"
Вытягивают руки вперед
"Воздух"
Поднимают руки вверх
"Огонь"
Вращают руками в локтевых т лучезапястных суставах
Игра "Нос, нос, рот"
Цель: развитие у детей зрительного внимания.
Играющие сидят кружком, посередине учитель. Учитель говорит: "Нос, нос, нос, рот..." При первых словах
он действительно касается рукой носа, а потом вместо рта дотрагивается до какойто другой части головы.
Дети должны делать все не так, как говорит учитель, а так, как они видят (как он делает). Кто ошибается
выбывает. Один, самый внимательный, выигрывает.
Игра "Найди отличия"
Цель: развитие у детей зрительного внимания.
Детям показываются изображения двух похожих предметов, имеющих при этом некоторые отличия.
Учитель предлагает игрокам внимательно посмотреть на картинки. Психолог: Что здесь нарисовано? Эти
картинки одинаковые или нет? Перечислите все отличия на этих картинках.
Игра "Нарисуй по клеточкам"
Цель: развитие у детей зрительномоторной координации, внимания.
Детям выдаются бланки с заданием: нужно повторить по клеточкам фигуру. Если ребенок не понял
задание показать последовательность рисования.
Игра "Запомни точки"
Детям предлагаются карточки с расставленными в них точками. Время показа каждой карточки 12 с.
Необходимо посмотреть на карточку, запомнить расположение точек и воспроизвести рисунок у себя на
бланках. Время на зарисовывание не более 15 с.
Игра "Ладонь! Кулак!"
Цель: развитие у детей слухового внимания и координации движений.
Дети стоят полукругом, учитель перед ними. Педагог командует (сначала это сопровождается
соответствующими действиями): "Ладонь! Кулак! Кулак! Ладонь!" и т. д. Затем темп произношения команд
увеличивается, те, кто сбился, выбывают. Выигрывает тот, кто остался в игре последним.
Игра "Делай, как я"
Цель: развитие у детей произвольного внимания.
Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу учителя
поднимает правую руку первый ребенок, по второму сигналу второй ребенок и т. д. Когда правую руку
поднимут все дети, на очередной сигнал они начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по
сигналу ведущего должны опускать сначала поднятую правую руку, затем левую. Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает
из игры.
Упражнение "Раскрась фигуры"
Ребенку показывают бланк с нарисованными геометрическими фигурами и просят аккуратно закрасить
цветным карандашом каждую из них. Ребенка нужно предупредить, что главное аккуратность, время не имеет
значения. Как только он начинает проявлять небрежность, работа прекращается. Ребенок 67 лет аккуратно
закрашивает 1520 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при
выполнении малоинтересной и монотонной работы.
Упражнение "Зачеркни фигуры"
Детям предлагается картинка с изображением предметов: домиков, мячиков, елочек. Нужно зачеркнуть
все домики, мячики, елочки или только два любых предмета, по выбору педагога. Время работы ограничивается
до 2,5 мин.
Упражнение «"Да"и"Нет"не говорить»
Цель: развитие у детей умения действовать по правилам.
Психолог: «Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы должны мне на них правильно отвечать, но
существует правило: при ответе на вопрос нельзя говорить "Да" и "Нет"».
Примерные вопросы: Ты хочешь идти в школу? Ты любишь учиться? Ты любишь, когда тебе читают
сказки? Ты любишь смотреть мультфильмы? Ты любишь гулять? Ты любишь играть? Ты хочешь учиться? Ты
любишь болеть?
Чтобы правильно ответить на вопрос, ребенку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти
условия игры и принятое им намерение отвечать определенным образом, контролировать свои ответы,
сдерживать желание ответить словами "да" и "нет" и одновременно обдумывать содержательный ответ.
Игра "Тропинка" (развитие дисциплинированности, организованности).
Дети берутся за руки, образуя круг. По сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону
до тех пор, пока ведущий не произнесет словозадание. Задания чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит
задание, получает поощрительные очки. Чемпионом становится ребенок, набравший наибольшее количество
очков.Словозадание
Движения
"Тропинка" Все дети встают друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего
"Копна"
Дети направляются к центру круга, вытянув руки вперед
Дети приседают, положив руки на голову
“Кочки"
Игра "Сосед!"
Играющие, сидя или стоя (в зависимости от условий), образуют круг. По жребию выбирают водящего,
который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Сосед!". Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя
положения. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребенка, к которому он обращается. А оба
его соседа должны поднять одну руку: сосед справа левую, сосед слева правую, т. е. ту руку, которая ближе к
игроку, находящемуся между ними. Если ктото из ребят ошибся, поднял не ту руку или вообще забыл это
сделать, то он меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он пытался поднять не ту
руку.
Игра "Летает - не летает"
Дети садятся или встают в круг. Учитель объясняет правила игры: «Я буду называть предметы и
спрашивать: "Летает?". Например: "Муха летает? Стол летает?" Если я назову предмет, который в самом деле
летает, вы поднимите руки. Если я назову нелетающий предмет, не нужно поднимать рук. Пожалуйста, будьте
внимательными».
Затем педагог начинает игру: "Голубь летает?" и поднимает руки. Дети говорят: "Летает" и тоже
поднимают руки. "Автомобиль летает?" спрашивает учитель и поднимает руки. Дети, как правило, повторяют
этот жест и проигрывают. Смысл игры заключается в том, что дети должны сохранять бдительность и всегда
различать зрительный сигнал и содержание вопроса.
Игра "Нарисуй домик"
Ребенку предлагают как можно точнее срисовать домик с образца, отдельные детали рисунка которого
составлены из элементов прописных букв и цифр.
Психолог: "Перед вами лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуйте, пожалуйста, такую же
картинку, какую вы видите на этом рисунке. Не торопитесь, постарайтесь быть внимательными, чтобы рисунок
был точно таким же, как образец. Если вы чтото не так нарисуете, не стирайте, а нарисуйте правильно поверх
неправильного или рядом".
При сравнении рисунка с образцом следует обращать внимание:
♦
♦
♦
присутствие всех деталей, соотношение их размеров;
правильность изображения нет ли зеркального отражения, путает ли верх и низ;
количество деталей и способ их изображения считает ли ребенок или на глазок.
Игра "Скучно, скучно так сидеть"
Цель: развитие у детей раскованности, тренировка самоорганизации.
Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья. Возле одной по количеству детей, возле
другой на один стул меньше. Дети садятся на стулья вдоль стены. Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть.
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться.
Как только ведущий заканчивает читать, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять
стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула. Продолжая игру, каждый раз нужно убирать по одному стулу. Упражнение на развитие механической зрительной памяти
Детям предлагается 10 невербальных символов, записанных на доске (или на карточках). Необходимо их
запомнить (время для запоминания 20 с) и воспроизвести в тетради по памяти.
Упражнение на развитие ассоциативной памяти
Предъявляется 10 предметных картинок для запоминания. Одновременно зачитываются 10 слов, каждое из
которых связано по смыслу с одной из картинок. Детям необходимо соотнести изображения и слова, объяснить
свое решение.
Изображения на картинке
Слова
Корова, курица, книга, пылесос, карандаш, яблоко, ландыш, пирог, игла, рыба
Молоко, цыпленок, читать, уборка, острый, сад, душистый, вкусный, шить, река
Упражнения на развитие зрительной памяти
1. Детям предлагаются для запоминания 5 карточек разного цвета с изображенными на них значками.
Необходимо запомнить значки (время для запоминания 20 с) и воспроизвести в тетради по памяти.
2. Детям предлагаются для запоминания 4 карточки разного цвета с изображением на них значками.
Необходимо запомнить значки (время для запоминания 10 с) и воспроизвести в тетради по памяти:
Упражнение "Найди лишнее слово"
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков .
Педагог читает серию из четырех слов. Три слова в серии являются однородными и могут быть
объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Задача
детей определить слово, которое является "лишним".
Примерные серии слов:
старый, дряхлый, маленький, ветхий;
храбрый, злой, смелый, отважный;
яблоко, слива, огурец, груша;
молоко, творог, сметана, хлеб;
мыло, метла, зубная паста, шампунь;
час, минута, лето, секунда;
ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
платье, свитер, шапка, рубашка;
береза, дуб, сосна, земляника;
книга, телевизор, радио, магнитофон.
Упражнение "Поезд"
Цель: развитие у детей логического мышления.
Для игры необходимы картинки в форме вагончиков с изображением различных предметов, связанных
между собой по смыслу. По 5 картинок на каждого ребенка. Все картинки должны быть одинакового размера.
Учитель: "Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Вы будете класть картинки по одной. И так
по очереди. Получатся вагончики у поезда. У настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы
не отцепиться на ходу. Наши вагончикикартинки тоже должны быть скреплены. Вот как это делается. Кладем
картинку, на которой нарисована ложка. За ней можно положить, например, картинку, на которой изображена
тарелка. Мы скрепили их потому, что ложка и тарелка это посуда. После тарелки кладем картинку, на которой
изображена ваза для цветов, потому что она сделана с тарелкой из одного материала фарфора. Кладем
картинку с поливальной машиной, потому что и в вазу, и в поливальную машину набирают воду".
Упражнение "Сложи узор"
Цель: развитие у детей логического мышления.
Детям предлагается набор "Сложи узор" (если данный набор отсутствует, можно заменить его квадратами
и треугольниками из цветного картона). Далее по образцу детям необходимо сложить узор.
Упражнение "Закончи предложение"
Цель: развитие у детей понятийного мышления.
Дети садятся в кружок. Педагог кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок,
поймавший мяч, должен закончить его. После этого он возвращает мяч педагогу. И так далее.
Варианты предложений: Лимоны кислые, а сахар... У человека две ноги, а у собаки... Собака лает, а
кошка... Птицы живут в гнездах, а люди... Ночью темно, а днем... Зимой идет снег, а летом... Трава зеленая, а
небо... Из шерсти вяжут, а из ткани... Зимой холодно, а летом... Балерина танцует, а пианист... Ты ешь ртом, а
слушаешь... Дрова пилят, а гвозди... Утром мы завтракаем, а днем... Певец поет, а строитель... Птица летает, а
змея... Композитор сочиняет музыку, а музыкант... Лодка плывет, а машина... В России говорят порусски, а в
Англии... Ты смотришь глазами, а дышишь... Книгу читают, а музыку..
Игра "Много - один" Цель: развитие у детей внимания и быстроты мышления.
Дети садятся в круг. Педагог, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребенок, возвращая
мяч, в единственном.
Варианты слов: коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, кроты, косы, глаза, шкафы,
шарфы, слоны, сады, кусты, носы, блины, листы, грибы, столы, ножи, коржи, банты, фанты, полы, братья, гномы,
рты, часы, болты, ковши, рубли, зонты.
Игра "Кем (чем) был раньше?"
Цель: развитие у детей внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
Дети садятся в круг. Педагог, по очереди обращаясь к каждому ребенку, задает вопрос: "Кем (чем) был
раньше?".
Варианты слов: цыпленок (яйцом), хлеб (мукой), лошадь (жеребенком), шкаф (доской), корова (теленком),
велосипед (железом), дуб (желудем), рубашка (тканью), рыба (икринкой), ботинки (кожей), яблоня (семечком),
женщина (девочкой), лягушка (головастиком), листок (почкой), бабочка (гусеницей), собака (щенком).
Упражнение "Что было раньше"
Цель: развитие у детей связной речи, умения устанавливать причинноследственные отношения.
Детям раздается комплект из 4х последовательных картинок. Задание: «Посмотрите на эти картинки. По
ним можно придумать рассказ, но для этого их нужно выложить по порядку происходящих событий.
Попробуйте это сделать самостоятельно». Далее каждый ребенок рассказывает свою историю.
Игра «Говори наоборот»
Цель: развитие у детей сообразительности.
Педагог или ведущий кидает детям мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать противоположное по
значению слово.
Примерные пары слов: веселый грустный, быстрый медленный, красивый безобразный, пустой
полный, худой толстый, умный глупый, трудолюбивый ленивый, тяжелый легкий, трусливый храбрый,
белый черный, твердый мягкий, шершавый гладкий. Упражнение "Соберем портфель!"
Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях.
Педагог загадывает детям загадки о школьных принадлежностях:
1. Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш. (Ответ: резинка, ластик.)
2. До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог. (Ответ: ранец.)
3. Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Ответ: мел)
4. Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, красота! (Ответ: цветные карандаши)
5. То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумейка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я?.. (Ответ: тетрадь) 6. В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на многомного лет
Оставляет черный след. (Ответ: ручка)
7. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Ответ: книга.)
Игра «Первоклассник»
Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях, воспитывать у них желание учиться,
собранность, аккуратность.
На столе у учителя лежит портфель и много разнообразных предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник,
карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа и т. д. Педагог предлагает ребенку посмотреть на разложенные
предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и
закроет портфель. Нужно обращать внимание не только на то, как быстро справился ребенок с заданием, но и на
то, насколько аккуратно он это сделал.
Упражнение "Кот и лодыри"
Цель: подвести детей к пониманию необходимости учения.
Педагог читает стихотворение С.Я. Маршака "Кот и лодыри", затем задает вопросы:
— Кто такой лодырь? Назови иначе такого человека.
— Быть лодырем это плохо или хорошо?
— Что может случиться с лодырем в будущем, когда он вырастет?
— Можно ли пропускать уроки без уважительной причины и почему?
— Зачем люди учатся?
— Зачем дети ходят в школу?
Упражнение "Что я знаю о школе?"
Цель: уточнить знания детей о школе.
Педагог проводит блицопрос детей.
Примерные вопросы:
— Как надо обращаться к учителю?
— Как привлечь к себе внимание, если нужно о чемто спросить?
— Что говорят, если нужно выйти в туалет?
— Что такое урок?
— Как узнают, что нужно начинать урок?
— Что такое перемена?
— Для чего нужна перемена?
— Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
— Где пишет учитель, когда объясняет задание?
— Что такое отметка?
— Какие отметки хорошие, а какие плохие?
— Что такое школьный дневник? — В классе учатся дети одного возраста или разного?
— Что такое каникулы?
Игры по развитию психологической готовности ребенка к школьному обучению
Игры по развитию психологической готовности ребенка к школьному обучению
Игры по развитию психологической готовности ребенка к школьному обучению
Игры по развитию психологической готовности ребенка к школьному обучению
Игры по развитию психологической готовности ребенка к школьному обучению
Игры по развитию психологической готовности ребенка к школьному обучению
Игры по развитию психологической готовности ребенка к школьному обучению
Игры по развитию психологической готовности ребенка к школьному обучению
Игры по развитию психологической готовности ребенка к школьному обучению
Игры по развитию психологической готовности ребенка к школьному обучению
Игры по развитию психологической готовности ребенка к школьному обучению
Игры по развитию психологической готовности ребенка к школьному обучению
Игры по развитию психологической готовности ребенка к школьному обучению
Игры по развитию психологической готовности ребенка к школьному обучению
Игры по развитию психологической готовности ребенка к школьному обучению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.