В консультации для воспитателей "Музыкальная рогатка" раскрыты секреты изготовления необычных музыкальных инструментов из бросового материала (шумелки, шуршалки, стучалки, звенелки, свистелки и др.) Эти инструменты могут находится в музыкальном уголке в группе и использоваться детьми для музицирования, озвучивания сказок, оркестровки музыкальных произведений.
«Музыкальная рогатка».
Секреты изготовления необычных
музыкальных инструментов из бросового
материала.
Инструменты для детского шумового оркестра можно
делать из самых разных материалов. Найдут применение:
бумага всех видов, целлофан, деревянные кубики, брусочки,
палочки, карандаши, катушки, коробочки (картонные,
пластмассовые, металлические), баночки изпод йогурта,
одноразовые пластмассовые стаканчики и т.п. необходимо
запастись леской, нитками, проволокой, резинкой,
ленточками, скотчем. Наполнителями могут быть пуговицы,
шарики, костяшки от счетов, крышечки от пивных бутылок,
а также природные материалы: желуди, каштаны, орехи,
скорлупа от орехов, шишки, ракушки, камешки, крупы
(горох, рис, фасоль, гречка, семена подсолнуха и т.д.).
Пригодятся части от разнообразных музыкальных
инструментов и любой бросовый материал, из которого
можно извлечь звук.
В этом вы убедитесь, ознакомившись с описанием отдельных
наиболее доступных инструментов. Ими станут шумелки,
шуршалки, стучалки, звенелки и свистелки, сделанные из
подручных материалов.
Шумелки.
В качестве шумелок могут быть использованы любые
маленькие коробочки и пластмассовые баночки (изпод
«киндерсюрпризов», из под кремов, шампуней),
заполненные на одну треть рисом, фасолью, горохом и т.п.
материалами, способными шуметь.
Звенелки.
Делаются из различных маленьких колокольчиков и
бубенцов. Если таких нет, изобретаются различные
«звенящие ожерелья».Первый способ изготовления ожерелья:
В металлических пробках из под пива надо проделать
дырочки, через дырочки пропустить леску. Такое ожерелье
прекрасно звенит.
Второй способ:
Для изготовления берутся металлические трубочки,
подвешенные на леске или проволоке, они тоже прекрасно
звенят.
Третий способ:
На леску нанизывают скорлупки грецких орехов или
фисташек. Они скорее гремят, чем звенят.
Стучалки.
Самый простой ударный музыкальный инструмент
получается из двух палочек, которыми надо ударять друг о
друга. Можно в комплект к ним добавить деревянный
брусочек, по которому наносятся удары.
Прекрасным музыкальным инструментом являются
бухгалтерские счеты.
Шуршалки.
В отличии от стучалок издают более тихий звук. Например,
можно тереть друг о друга две шишки: получается
таинственное шуршание. Можно издавать шуршащие звуки
при помощи мятой газеты. Можно стучать по донышкам
стаканчиков от йогуртов – получается глухой, но
выразительный звук.
А можно пересыпать скорлупки от фисташек из одной руки
в другую или из одной коробочки в другую. Звук в этом
случае напоминает шум дождя или водопада.
Щипалки.
Готовой щипалкой является яйцерезка, которая звучит очень
симпатично – похоже на мышиный писк.
Можно сделать маленький лук с леской вместо тетивы. Эту
леску и надо щипать. (Лук, кстати, был первым струнным
инструментом в истории человечества). На лук можнонатянуть две или три лески. Тогда вы получите прообраз
настоящей арфы.
На плотные цилиндрические коробочки изпод чипсов
натяните тонкую (аптекарскую) резинку. Резиночка,
натянутая над пустым пространством коробочки, должна
быть хордой верхней окружности. Если резиночек две или
три, на таких первобытных гусельках уже можно играть
простейшие песенки.
Еще проще: канцелярские резиночки натягиваются над
пустым спичечным коробком. Важно помнить, что резинка
должна быть натянута упруго, не провисать. Поэтому,
возможно, ее надо обернуть вокруг коробка два или три
раза.
«Музыкальная рогатка» между двумя рожками»
натягивается проволока, на которой размещаются
металлические пробки от пива (их принося папы). При
встряхивании отлично гремит.
«Румба» на деревянный цилиндр гвоздями для мебели
(для безопасности берутся гвозди с большими шляпками) в
несколько рядов прибиваются пробки. Инструмент
отдаленно напоминает кастаньеты.
«Ложка с висюльками» делается из обычной деревянной
ложки, по краям которой (на расстоянии 0,51 см)
пробиваются дырочки. В них вставляются длинные,
свисающие с ложки нити, один конец которых закрепляется
узелком или кусочком бисера. На нити на небольшом
расстоянии друг от друга нанизывают скорлупки от
фисташек. В зависимости от интенсивности покачивания
«инструмент» имитирует «шум прибоя», «шелест листьев» и
т.п.
«Говорящая книга» плотный лист бумаги складывается
пополам в виде обложки книги. На каждой внутренней
странице приклеиваются (друг на против друга) скорлупки
от грецких орехов. При «закрывании» книга издает звукиразличной громкости. Внешнюю часть обложки можно
красочно оформить.
«Стаканчик с хвостом» на небольшой стаканчик изпод
йогурта по вертикали натягивается обычная черная круглая
резинка (при этом часть резинки проходит через отверстие
стаканчика). Со стороны донышка к резинке прикрепляется
«хвост» длинные цветные полоски из бумаги или легкой
ткани и т.п. «Инструмент» используется педагогом для
разных целей: если оттянуть и резко отпустить резинку,
появится резкий короткий звук. Кроме того, каждый
ребенок получает такой «хвостатый стаканчик» для
исполнения танцевальных движений, причем применение
этому «инструменту» он придумывает сам.