Консультация для воспитателей на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
математика
Детсад
21.06.2017
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.Microsoft Word
Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр.docx
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование
элементарных математических представлений посредством
дидактических игр»
Развитие элементарных математических представлений -
это исключительно важная часть интеллектуального и
личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС
дошкольное образовательное учреждение является первой
образовательной ступенью и детский сад выполняет важную
функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько
качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к
школе, во многом зависит успешность его дальнейшего
обучения.
Математика обладает уникальным развивающим
эффектом. « Математика- царица всех наук! Она приводит в
порядок ум! ». Ее изучение способствует развитию памяти,
речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость,
терпение, творческий потенциал личности.
Максимального эффекта при ФЭМП можно добиться,
используя дидактические игры, занимательные упражнения,
задачи и развлечения.
Для того, чтобы организовать работу по ФЭМП детей
дошкольного возраста в соответствии с современными
требованиями, необходимо использовать дидактические
игры. для развития памяти, внимания, воображения,
логического мышления.
С из помощью можно решить следующие задачи:
-приобретение знаний о множестве, числе, величине,
форме, пространстве и времени как основы математического
развития -формирование широкой начальной ориентации в
количественных, пространственных и временных отношениях
окружающей действительности; формирование навыков и
умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании,
общеучебных умений;
овладение математической
терминологией; развитие познавательных интересов и
способностей, логического мышления, общее развитие
ребенка формирование простейших графических умений и
навыков; .формирование и развитие общих приемов
умственной деятельности (классификация,
сравнение,
обобщение и т. д.) ;
воспитательный процесс по
формированию элементарных математических способностей
необходимо выстраивать с учётом следующих принципов:
Образовательно
- 1) Доступность - соотнесение содержания, характера и
объёма учебного материала с уровнем развития,
подготовленности детей.
2) Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование
призвано сформировать у подрастающего поколения
устойчивый интерес к постоянному пополнению своего
интеллектуального багажа.
3) Целостность- -формирование у дошкольников
целостного представления о математике.
4)Научность.
5) Системность – этот принцип реализуется в процессе
взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о
математике в различных видах деятельности и действенного
отношения к окружающему миру.
6) Преемственность - обучение продолжается в начальной
школе.
Для развития познавательных способностей и
познавательных интересов у дошкольников можно
следующие инновационные методы и
использовать
приемы:
элементарный анализ (установление причинно-
·
· сравнение;
· метод моделирования и конструирования
· решение логических задач;
· экспериментирование и опыты
· воссоздание и преобразование
· информационно коммуникативные технологии
· здоровьесберегающие технологии (физминутки,
динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые
гимнастики в соответствии с тематикой)
В зависимости от педагогических задач и совокупности
применяемых методов, образовательную деятельность с
воспитанниками проводят в различных формах:
организованная образовательная деятельность
(фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-
детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН,
презентация, тематический досуг)
следственных связей) ;
-
-демонстрационные опыты;
- сенсорные праздники на основе народного календаря;
- театрализация с математическим содержанием;
- обучение в повседневных бытовых ситуациях;
- беседы;
- самостоятельная деятельность в развивающей среде Основной формой работы с дошкольниками и ведущим
видом их деятельности является -игра. Как сказал В. А.
Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного
умственного развития. Игра - это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий. Игра - это
искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку,
поможет в развитии познавательных способностей
дошкольника. Такой игрой и являются дидактическая игра.
Дидактические игры по формированию математических
представлений можно разделить на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Главная особенность дидактической игры в том, что
задание предлагается детям в игровой форме, которая
состоит из познавательного и воспитательного содержания,
а также - игровых заданий, игровых действий и
организационных отношений.
1.К первой группе игр относится обучение детей счету в
прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет,
знакомим детей с образованием всех чисел в пределах 10,
путем сравнивания равных и неравных групп предметов.
Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?",
"Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем
цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать
числами в пределах 10 и сопровождать словами свои
действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число",
"Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый
назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей
внимание, память, мышление.
2.Вторая группа математических игр (игры – путешествие
во времени) . Они служат для знакомства детей с днями
недели, названиями месяцев, их последовательностью.
3. В третью группу входят игры на ориентирование в
пространстве. Задача воспитателя - научить детей
ориентироваться в специально созданных пространственных
ситуациях и определять свое место по заданному условию.
При помощи дидактических игр и упражнений дети
овладевают умением определять словом положение того или
иного предмета по отношению к другому. квадрата.
(башенки,
треугольника,
4. Для закрепления знаний о форме геометрических
фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах
форму круга,
Например,
воспитатель спрашивает: "Какую геометрическую фигуру
напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист
бумаги т.д.).
5. Любая математическая задача на смекалку, для какого
бы возраста она ни предназначалась, несет в себе
определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой
новой задачи ребенок включается в активную мыслительную
деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым
развивая логическое мышление.
В дидактической игре математического направления роль
воспитателя несравненно большая, чем в играх драгой
направленности. Именно воспитатель вводит детей в ту или
иную игру и знакомит их с методом ее ведения. Участвует в
ней, ведет ее так, чтобы можно было использовать для
достижения возможно большее число дидактических задач.
Отбирая игры, необходимо исходить из того, какие
программные задачи будете решать с их помощью, как игра
будет способствовать развитию умственной активности
детей, воспитанию нравственных сторон личности.
Вначале необходимо разбирать игру с точки зрения ее
структуры: дидактическая задача, содержание, правила,
игровое действие. Позаботиться о том, чтобы в избранной
игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения
и в то же время не превращали игру в занятие или
упражнение.
Детально продумывать, как, выполняя
программную задачу, сохранить игровое действие и
обеспечить возможность каждому ребенку активно
действовать в игровой ситуации. Помнить, что руководство
дидактическими играми осуществляется в соответствии с
возрастными особенностями детей.
Работая с детьми
младшего возраста воспитатель должен сам включаться в
игру. Вначале следует привлекать детей играть с
дидактическим материалом
кубиками).
Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать
их, тем самым вызывать у детей интерес к дидактическому
материалу, желание играть с ним. Дети среднего
дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт
совместных игр, но и здесь я- воспитатель должна принимать
участие в дидактических играх. Я являюсь учителем и
участником игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь
вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению цвета,
следить за действиями и словами товарищей, т. е.
интересуюсь процессом всей игры. Подбирать такие игры, в
процессе которых дети должны вспомнить и закрепить
определенные понятия.
Задача дидактических игр
заключается в упорядочении, обобщении, группировке
впечатлений, уточнении представлений, в различении и
усвоении названий форм,
величины,
пространственных отношений, звуков.
Дети старшего возраста в ходе дидактических игр
наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют
предметы по тем или иным признакам, производят
доступный им анализ и синтез, делают обобщения.
Дидактические игры носят развивающий эффект,
поэтому они необходимы в обучении и воспитании детей
дошкольного возраста.
Дидактическая игра – это
целенаправленная творческая деятельность, в процессе
которой воспитанники глубже и ярче постигают явления
окружающей действительности и познают мир. Они
позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их
представления о количестве, величине, геометрических
фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры,
подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы
дидактическая игра была не только формой усвоения
отдельных знаний и умений, но и способствовала бы
общему развитию ребенка».
Рекомендуемые новаторские идеи и педагогические
Ерофеева
технологии следующих авторов:
«Математика для дошкольников»
1.Т.И.
2. З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7».
3. Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
4. И.А. Пономарёва, В.А. Позина «ФЭМП»
5. В.В.Волина «Праздник числа»
6. Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников» и др.
Также условием успешной реализации программы по
формированию
математических
представлений является организация предметно –
пространственной, развивающей среды в возрастных
группах.
С целью стимулирования интеллектуального развития
детей уголок занимательной математики, состоит из
центр
развивающих и занимательных игр, создается
познавательного развития, где расположены дидактические
игры и другой игровой занимательный материал: блоки
элементарных загадки,
пословицы,
мышлению,
считалки,
Дьенеша, полочки Кюизенера, простейшие варианты игр
«Танграм», «Колумбово яйцо» , «Кубики и цвет» и т.д.
Собранный и систематизированный наглядный материал по
логическому
задачи-шутки,
занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы,
головоломки,
поговорки и
физкультминутки с математическим содержанием.
Организация развивающей среды осуществляется с
посильным участием детей, что создает у них положительное
отношение и интерес к материалу, желание играть.
Для определения эффективности своей работы
воспитатель проводит педагогическую диагностику
математических
формирования
представлений, которую можно осуществлять посредством
дидактических игр.
Основная цель, которой - выявить возможности игры, как
средства формирования усвоенного материала в
образовательной деятельности формировании элементарных
математических представлений у дошкольников.
Семья играет в воспитании ребёнка основную,
долговременную и важнейшую роль. Используя разные
формы работы с родителями:
элементарных
родителями
праздников, досугов
«Яркие и интересные игры»
-общие и групповые родительские собрания
-консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка».
-проекты с участием родителей
- изготовление дидактических игр совместно с
-мастер-класс для родителей
Дни открытых дверей
-участие родителей в подготовке и проведении
-совместное создание предметно-развивающей среды
-анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?»
Необходимо прилагать все усилия к тому, чтобы знания и
умения полученные детьми в детском саду - родители с
детьми закрепляли дома.
В заключение можно сказать: развитие познавательных
способностей и познавательного интереса дошкольников –
один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка
дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у
ребенка познавательный интерес и познавательные
способности, зависит успех его обучения в школе и успех его
развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что- то новое, и у которого это получается, всегда будет
стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым
положительным образом скажется на его умственном
развитии.
А использование дидактических игр в
образовательном процессе способствует этому очень
эффективно.
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.