Данный материал может пригодиться воспитателям средних групп, которые столкнулись с проблемой развития связной речи у детей 4-5 лет. В консультации так же можно найти некоторые примеры игр на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида и наклонения глаголов и игры на словообразование.
Консультация для воспитателей.
Развитие связной речи у дошкольников среднего
возраста.
Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка,
становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым
условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания. Чем
раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им
пользоваться в дальнейшем.
В среднем дошкольном возрасте речь детей характеризуется рядом особенностей.
Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности
дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь
включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих
перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со
взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые
включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, вопервых, всех сторон речи
(словаря, звуковой культуры, грамматического строя), вовторых, ее форм (контекстной и
объяснительной) и функции (обобщающей, коммуникативной, планирующей,
регулирующей и знаковой).
А.В. Запорожец, отмечал, что по содержанию, и по строению речь ребенка пятого
года жизни становится сложнее. Ребенок этого возраста расширяет сферу своего общения,
он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые
обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше. Начинается активное
употребление определений. Изменение в строении речи (подчинение предложений в
соответствии с характером описываемых явлений), это связано с появлением
рассуждающего, логического мышления. Вместе с тем в речи ребенка пятого года жизни
сохраняются черты предыдущего этапа развития: в рассказывании ребенок часто
пользуется указательными местоимениями «этот», «там»; встречаются и самые
разнообразные ошибки в звуковом оформлении высказывания. С одной стороны у детей
данного возраста отмечается особая чувствительность к явлениям языка, осознание
произносительных умений, а с другой стороны несовершенство произношения многих
звуков (Е.И. Радина, М.М. Алексеева, А.И. Максаков, Г.А. Тумакова).
Именно на пятом году жизни у ребенка совершенствуются элементы звуковой
стороны слова, необходимые для оформления высказывания: темп, дикция, сила голоса и
интонационная выразительность.
Обогащается лексика и формы ее использования. Если в процессе наблюдений и
рассматривания картин обращать внимание ребенка на явления природы, на ее красоту,
уже в 45 лет он начинает овладевать соответствующим словарем и способами
характеристики. Хотя пока дети в основном говорят о цвете и размере объектов, почти
третья часть даваемых ими определений развернутые, т.е. с перечислением двухтрех
признаков, с элементами сравнения, объяснения.
Услышав новое слово, ребенок стремиться понять его, найти ему аналогию в
собственном опыте, имеющихся знаниях для дошкольника важно не отнесенность слова к
определенной категории, а его применение в конкретной жизненной ситуации. Объясняя
значение слов он устанавливает аналогии с теми словами, которые ему уже знакомы
(например, «цыплят так называют потому, что они ходят на цыпочках»).На пятом году несколько меняется и морфологический состав высказываний за счет
более частого использования глаголов, прилагательных и наречий. Это благоприятствует
тому, что в речи детей появляются простые распространенные и сложные предложения.
В самостоятельном словообразовании (словотворчестве), по словам Д.Б.Эльконина,
проявляется проводимая ребенком работа по овладению языком как реальной, предметной
действительностью. Это реальная практика, в ходе которой происходит освоение речи.
Словотворчество выступает как симптом овладения языком. Попытки словотворчества
стремительно возрастают с 2 до 4,5 лет. Оно подчиняется строгим законам языка, основу
которых составляют грамматические стереотипы, в частности значения суффиксов и
приставок. Новые слова, придуманные ребенком, не противоречат правилам грамматики,
хотя и не учитывают исключений из этих правил.
По мнению Г.А. Урунтаевой на пятом году жизни ребенка обычно происходит
уточнение лексики и способов ее употребления. Появляются первые попытки осмыслить
значения слов на основе сопоставления созвучности слов, что приводит их к ошибочным
сближениям (горыгород, траваотравить, деревьядеревня). Т.е. смысловое истолкование
идет вслед за звуковым. Звуковой комплекс как бы освобождается от значений и выступает
для ребенка с материальной точки зрения. «Так же как овладение предметной
деятельностью невозможно без освоения действий с предметами, так и овладение языком
невозможно без действий со словом.»
Звуковая сторона слова также привлекает ребенка. Вместе с ориентировкой на
значение слова возрастает интерес к его звучанию независимо от содержания. Появляется
игра словами. Ребенок специально изменяет звучание слова, придумывает слова, не
имеющие предметной отнесенности. Так непроизвольно он проделывает важную работу по
освоению языка.
В возрасте 45 лет происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А.М.
Леушина, А.М. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). Контекстная речь
сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание
высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а
предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и
освоением грамматического строя речи. В то же время ситуативная речь не выступает
чисто возрастной особенностью. Она часто встречается в общении со взрослыми или
сверстниками, когда дети выполняют совместную деятельность.
Ситуативная речь присутствует у средних дошкольников в рассказах на темы из
своего быта, при пересказе с введением картинок. Но в 4 года ситуативность речи менее
выражена при пересказе без использования картинок.
Важно отметить, что степень связанности речи прямо определяется обучением
ребенка. Притом решающее значение имеет словарный образец взрослого.
Рассмотрим развитие функций речи у 4 5 летних детей. В этом возрасте
усложняются связи мышления и речи. Ребенок не только констатирует воспринимаемое
или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы,
открывая в предмете скрытые связи и закономерности.
Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации
всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет
соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию
высших форм интеллектуальной деятельности.
Развитие понимания речи у детей в этом возрасте связано с выполнением поручений
взрослого, знакомством с литературными произведениями.
Понимание литературных произведений выражается в том, что ребенок может
сосредоточиться на достаточно большом количестве персонажей, сложном сюжете,
описании. Он выделяет не только содержание, но и главную идею произведения. В процессепересказа ребенок использует выразительные средства характерные для литературного
произведения.
Понимание инструкций взрослого проявляется в двух основных моментах в ее
отсроченном выполнении и в следовании указанию не только на цель, но и на способ
действия. Первоначально дети, не дослушав инструкцию, сразу же пытаются выполнить
действия. При выполнении ребята следуют только тем указаниям, которые относятся к
общей цели действия: что надо сделать. Самостоятельно организовать свою деятельность
на основе инструкций ребенок не может. Переломным моментом в развитии понимания
инструкций и становлении регулирующей функции речи является самостоятельная
организация средними дошкольниками своей деятельности на основе этой инструкции.
В среднем дошкольном возрасте нарастает сознательное отношение к речи. В 5 лет
она становится произвольным самостоятельным процессом. Ребенку важно передать в речи
содержание, чтобы его точно понял собеседник. Выделяется особая речевая деятельность в
виде бесед, слушаний, рассуждений, составления рассказов и сказок. Она имеет свои
мотивы и цели и развивается только в процессе специально организованного обучения,
когда взрослый предъявляет к речи ребенка определенные требования (самостоятельно,
выразительно передать содержание, поддержать беседу ответить на вопросы и так далее) и
учит его, как их следует выполнять. Речь превращается в умственную интеллектуальную
деятельность.
Пятый год жизни период высокой речевой активности детей, интенсивного
развития всех сторон их речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, О.С.
Ушакова, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, и др.).
Игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида и
наклонения глаголов:
“Узнай по описанию”
Цель: формировать умение ориентироваться на окончание слов при согласовании
прилагательного и существительного в роде.
Материал: расписное деревянное яйцо, расписная деревянная матрешка, блестящая
пуговица, расписной поднос, большое колесо, голубые блюдце и чашка, зеленое ведро и
совок, большая тарелка.
Описание: Взрослый раскладывает предметы на подносе, затем дает их описание. Ребенок
должен угадать, о каком предмете идет речь.
Взрослый. Она круглая, блестящая, как золотая…(пуговица); оно требуется для игры в
песок, оно большое, зеленое…(ведро) и.т.д
“Сделай, лисичка!”
Цель: формировать умение образовывать формы повелительного наклонения глаголов
(спой, поскачи, танцуй, положи, нарисуй, поезжай).
Материал: игрушкалисичка, автомашина, кисточка, лист бумаги, краска, вода. тряпочка
для вытирания кистей.
Описание: К ребенку приезжает лисичка на машине. Взрослый: Посмотри, лисичка чтото
привезла. Тут и краски, и кисточка, и вода. Зачем все это ей? Оказывается, что она умеет
рисовать, петь, плясать, любит ездить на машине.
Давай поиграем с лисичкой. Ты будешь отдавать команды, а она будет выполнять, если
высказывание будет сформулировано правильно.
Если ребенок ошибается, лисичка не двигается, ждет, когда ошибка будет исправлена.
Игры на словообразование:
“Угадай животное”(с группой детей)
Цель: формировать умение точно использовать названия детенышей животных в
единственном и множественном числе.Описание: Взрослый предлагает детям отгадать загадку и изображает тигренка (рычит,
растопыривает пальцы).
Взрослый: Кого я изобразила? Кто это? (тигр). А кто детеныш у тигра? Один – тигренок, а
если их много, как мы скажем? (тигрята). Изобразите тигрят.
Взрослый дает шепотом одному из детей задание изобразить котенка. Котенок моет
лапкой мордочку, мурлычет.
Отгадайте, кто это?
Дети. Котенок.
Взрослый. Да, это котенок.
Аналогичное задание дается ещё нескольким детям.
А теперь кто у нас?
Дети. Котята.
Взрослый. Котята испугались, убежали, и не стало кого?
Дети. Котят.
Аналогично дети изображают и называют козленка, козлят, утенка, утят. Затем козлята и
утята убегают.
“Магазин посуды”
Цель: формировать умение образовывать наименования предметов посуды.
Материал: полочка с посудой – две сухарницы, хлебница, салфетница (разные по форме,
размеру, материалу), блюдо для печенья, масленка, солонки.
Описание: Взрослый говорит ребенку, что открылся магазин посуды. Чтобы купить
посуду, надо точно знать, что он хочет купить: какой это предмет, зачем он нужен. Если
предмет будет назван неправильно, продавец не поймет и не продаст нужную вещь. Но
сначала надо рассмотреть. какая посуда есть в магазине. Взрослый указывает на предметы,
ребенок их называет (хлебница, сахарница, салфетница).
Взрослый. Вот специальное блюдо для сухарей – су…(харница). А вот блюдо для печенья.
У него нет другого названия. Просто блюдо. А вот солонка и мас…(ленка). Пожалуйста,
подходи, магазин открыт.
Игры на развитие понимания смысловой стороны слова:
“Какая? Какой? Какое?”
Цель: формировать умение подбирать определения к предмету, явлению.
Описание: Взрослый называет какойнибудь предмет, а ребенок называет как можно
больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.
Волк – серый, зубастый, злой, голодный.
Солнце – яркое, лучистое, горячее.
Хлеб – свежий, горячий, вкусный, ржаной.
Мяч – резиновый, круглый, синий, большой.
Шапка – вязаная, теплая, зимняя, белая.
“Бывает – не бывает” (с группой детей)
Цели: формировать умения воспринимать на слух простые предложения и представлять
ситуации, о которых в них говорится, уточнить значения слов.
Материал: кукла Незнайка.
Описание: В гости к детям приходит Незнайка.
Взрослый. Незнайка говорит, что зря над ним смеются изза того, что как будто бы он
ничего не знает и не умеет. Вот как раз онто знает, что бывает и что не бывает, а ребята не
знают.
Незнайка говорит разные небылицы. Дети должны заметить ошибки и объяснить, почему
так нельзя говорить.Незнайка. Собака под дверью мяукает. Собака дом сторожит. Мальчик зимой катается на
лыжах. Девочка летом едет по воде на санках. Белка в гнезде птенцов высиживает. Куры во
дворе зернышки клюют. Самолет землю пашет.