Окружающая среда ребенка – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся, ярких, разнообразных машин; автомобилей, автобусов, мотоциклов и т.д. Много зданий, много людей. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса.
Консультация для воспитателей
«Ребенок и опасности на дорогах»
Воспитатель: Ризванова. З,Р.2016г.
Окружающая среда ребенка – это не только семья, детский сад, но и
детская площадка, двор и конечно, улица. Она приковывает к себе особое
внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся,
ярких, разнообразных машин; автомобилей, автобусов, мотоциклов и т.д. Много
зданий, много людей. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети
выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса.
Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и
участник, и где может себя както проявить. А здесь как раз и подстерегает его
беда, которая на официальном языке называется «дорожнотранспортное
происшествие». Ребенку все интересно на улице, и он стремиться туда, не
понимая еще, что неожиданно появится на проезжей части транспортное
средство или перебежит дорогу на близком расстоянии от проходящего
транспорта – это большая опасность.
Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения,
безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Несчастных случаев на дорогах будет меньше, если взрослые не оставят
ребенка без присмотра на улице или во дворе дома. Вовремя полученные знания
о поведении ребенка на улице сохранят здоровье и жизнь.
Важно как можно раньше научить ребенка правилам поведения на улицах и
дорогах. Знакомить детей с азбукой дорожного движения необходимо до школы,
когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, он способен запомнить то,
что говорят и показывают взрослые.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них
навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста,так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные
ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение –
потребностью человека.
Именно в этом возрасте ребенок должен получить первые сведения о
правилах движения и поведения на улице. Он должен понять опасность уличного
движения, но в тоже время не испытывать боязни к улице, так как чувство
страха парализует способность не растеряться в момент возникшей опасности.
Велика воспитательная роль детских садов. Здесь дошкольники «учатся»
читать сигналы светофора и регулировщика, знакомятся со значением дорожных
знаков и запоминают законы улиц и дорог. Знакомя детей с правилами
дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта
работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает
формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое
поведение, уверенность в своих действиях. Все эти требования отражены в
программе «От рождения до школы».
Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на
улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований
в комплексе всего воспитательно – образовательного процесса, не допуская
перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и
настроения ребят.
Обучая детей правилам дорожного движения, необходимо использовать все
доступные формы и методы работы. Это – беседы, обсуждение ситуаций,
наблюдения, экскурсии, заучивание стихотворений, чтение художественной
литературы и т.д. Эту работу должны совместно проводить психолог –
воспитатель – родитель – ребенок. Работа по воспитанию навыков безопасного
поведения на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее
нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать
все виды деятельности и в течение всего года. Для этого необходимо, чтобы
воспитатели работали по разработанным перспективным планам для каждойвозрастной группы, что повышает и их педагогическое мастерство. Для этого
педагоги дошкольного образования должны быть обеспечены современными,
научно обоснованными, педагогически грамотными учебнометодическими
разработками и наглядными средствами обучения, разработанными на основе
новых педагогических технологий.
Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного
движения с родителями должна проводиться определенная работа: ежедневные
беседы, рекомендации, советы, родительские собрания, анкетирование,
привлечение родителей для изготовления атрибутов и т.д.
Частыми гостями детского сада должны стать сотрудники
Госавтоинспекции, которые не только рассказывают детям о правилах
дорожного движения, становятся участниками игр на специально расчерченной
площадке на территории детского сада, но и проводят консультации для
родителей и дают свои рекомендации им.
Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит
практическое применение, и соблюдение детьми правил дорожного движения.Литература
1. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения. (Из опыта
работы). М., «Просвещение», 1973.
2. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного
движения. Пособие для воспитателя дет. Сада. Изд.2е, испр. и доп. М.,
«Просвещение», 1978. 63с.
3. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с
правилами дорожного движения: для работы с детьми 3 – 7 лет. – М.:
МОЗАЙКА СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.: цв.вкл.