Консультация для воспитателей «Роль сказки в формировании личности дошкольника»
Оценка 5
Лекции +1
docx
воспитательная работа
Детсад
15.04.2019
В дошкольном возрасте деятельностью становятся восприятие сказки. Дошкольный возраст - возраст сказки. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.
Герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности, часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т.д. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком, особенно если волшебные сказки начинаются со слов: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...
Консультация для воспитателей
«Роль сказки в формировании личности дошкольника»
В дошкольном возрасте деятельностью становятся восприятие сказки.
Дошкольный возраст возраст сказки. Это наиболее любимый ребенком
литературный жанр.
Герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности,
часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается
двумя тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти
характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта,
храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что
делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т.д. Все
это способствует лучшему пониманию сказки ребенком, особенно если
волшебные сказки начинаются со слов: В некотором царстве, в
некотором государстве жилибыли...
Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого
человека тем, что эта развернутая деятельность, которая нуждается во
внешних опорах. Это содействие, когда ребенок становится на позицию
героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути
препятствия.
Живую душу художественного восприятия составляет сопереживание,
мысленное содействие герою произведения. Сопереживание сходно с
ролью, которую ребенок берет на себя в игре. Классическая сказка
максимально соответствует действенному характеру восприятия
ребенком художественного произведения.
Например, изучая сказку «Теремок», я как воспитатель детского сада,
могу детям предложить на примере сказок, скажем, «Теремок»
расположить условные обозначения персонажей по отношению к
ключевому объекту.
Выполнение данного задания представляет для детей среднего
дошкольного возраста определенную трудность, обусловленную
особенностями моделируемых отношений. Дело в том, что размеры
геометрических фигур, например, кружков, указывают не только на
величину персонажей, но и на разные показатели степень опасности,
хитрости, значимости, ценности и т. д.: это Мышка Лягушка Заяц
Лиса Волк – Медведь.
Или сказка «Колобок»: Заяц Волк Медведь Лиса.
Заяц самый безобидный, бесхитростный и неопасный персонаж, лиса
(по размеру меньше, чем медведь) самая хитрая и опасная для
главного героя. Сложность заключалась в том, что при построении модели и объяснении
типа отношений детям необходимо было придерживаться принципа, на
основе которого строился ряд персонажей. У детей формировалась
способность усматривать за внешней стороной символазначка
многозначность обозначаемого.
У детей среднего дошкольного возраста появляется способность
«чтения» модели, которую можно охарактеризовать как умение
«расшифровывать» ее в конкретное содержание. Это заключалось в том,
что сначала дети выделяли отдельные эпизоды из сказки, каждый из
которых отражал противоречивую ситуацию с одним типом отношений.
Затем строили общую модель, представляющую собой совокупность
моделей отдельных эпизодов сказки.
У маленьких детей понимание имеются тогда, когда они могут
опираться на изображения, а не только на словесные описания. Поэтому
детские книжки должны быть с картинками и картинки являются
основной опорой при прослеживании действия. Позднее такое
прослеживание становится менее необходимым. Теперь основные
действия должны быть отражены в словесной форме, но в том виде и в
той последовательности, в которой они реально происходят. В старшем
дошкольном возрасте возможно обобщенное описание событий.
Таким образом, можно отметить, что сказка это сгусток человеческой
мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и
подсознания. Именно поэтому в сказках отображены осознаваемые и
неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, а
также показан процесс разрешения этих проблем.
Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в тоже время загадочна.
«В некотором царстве, в некотором государстве» и ребенок уже
«покидает» реальный мир и уносится в мир фантазии. Сказка
способствует развитию воображения, а это необходимо для решения
ребенком его собственных проблем.
Стиль сказки также понятен ребенку. Он еще не умеет мыслить
логически и сказка не утруждает ребенка, каким то логическими
рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его
напрямую. Она предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается
и незаметно для себя усваивает жизненно важную информацию.
Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней герои
имеют четкую моральную ориентацию. Они либо хорошие, либо плохие.
Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения
добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем, т.к.
это для него более привлекательно. Таким образом, сказка прививает
добро, а не только поддерживает его в ребенке. Сказка очень близка ребенку, эмоционально по мироощущению, т.к.
ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых. Всякая сказка
это рассказ об отношениях между людьми, и она вводит в круг таких
отношений, которых ребенок в реальной жизни не может замечать.
Ребенок рождается с желанием познавать, и он с первого же дня должен
учиться учиться всему. И, единственное что должны делать мы
взрослые это не отказывать ему в знаниях.
Можно всегда с восхищением смотреть на читающего ребенка глотает
ли он страницу за страницей или водит пальчиком по этикетке на
коробке конфет или по буквам разбирает уличную афишу не важно, что
он читает он нашел ключ к разгадке тайны.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает
на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю
жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с
миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в
целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих
героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные
понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в
реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в
нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки
ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла,
фантастические и определенные по своей нравственной сути образы,
выразительный язык, динамика событий, особые причинноследственные
связи и явления, доступные пониманию дошкольника, все это делает
сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым
инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Основным «стержнем» в обучающем курсе детей – дошкольников
является овладение ими навыками в чтении, счете, изобразительной
деятельности и пр. «Сказочным» в этом случае должен быть способ
подачи материала, в процессе которого происходит развитие
психофизиологических функций организма ребенка органов чувств,
памяти, внимания, мышления, коммуникативных способностей;
совершенствование его адаптивных умений, навыков. Путешествуя по
сказке и переживая различные приключения, ребенок «по правде»
знакомится с социальной ситуацией, требующей от него определенных
решений, поступков в соответствии с законами, нормами и правилами
поведения сказочных героев. Осознание ребенком ответственности за
свои поступки вытекает непосредственно из сказочной ситуации и
является более доходчивым, нежели требования взрослого. Поэтому задачей педагога является создание особой атмосферы
сказочного контекста, где все происходит «по правде» и позволяет
успешно осуществлять развивающее коррекционную работу,
направленную на проработку определенных детских проблем:
деструктивных форм поведения, страхов, социальной неуверенности,
детского аутизма. Она требует соответствующей подготовки педагога,
особенно умения педагогического наблюдения за ребенком, а также
способности объединять различные формы и приемы развития и
обучения, сводя их в единую «сказочную» форму.
Консультация для воспитателей «Роль сказки в формировании личности дошкольника»
Консультация для воспитателей «Роль сказки в формировании личности дошкольника»
Консультация для воспитателей «Роль сказки в формировании личности дошкольника»
Консультация для воспитателей «Роль сказки в формировании личности дошкольника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.