Согласно Положению о дошкольном учебном заведении работники несут ответственность за сохранение жизни, физического и психического здоровья своих воспитанников в соответствии с действующим законодательством. То есть педагог детского сада обязан предпринять все меры, направленные на защиту ребенка от действий, способных навредить его здоровью. Если же воспитатель, специалист не смог предотвратить травматизм в ДОУ, то он несет ответственность за это.
Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т.п.
Консультация для воспитателей
«Обеспечение техники
безопасности на занятиях по
физической культуре в ДОУ»
1Основной задачей физического воспитания является сохранение и
укрепление здоровья детей, которое содействует всестороннему развитию
ребенка.
Недостаточность внимания к созданию условий физическому
воспитанию может привести не только к ошибкам, но и повлечь за собой
различные травмы, повредить здоровью ребенка. Поэтому организация
занятий по физическому развитию детей в спортивном зале, на спортивной
площадке при проведении спортивных и подвижных игр, игр – эстафет,
требует строгого соблюдения правил техники безопасности, которые должны
быть разработаны в каждом дошкольном учреждении с учетом его
особенностей, и вместе с тем отвечать определенным требованиям.
Согласно Положению о дошкольном учебном заведении работники
несут ответственность за сохранение жизни, физического и психического
здоровья своих воспитанников в соответствии с действующим
законодательством. То есть педагог детского сада обязан предпринять все
меры, направленные на защиту ребенка от действий, способных навредить его
здоровью. Если же воспитатель, специалист не смог
предотвратить
травматизм в ДОУ, то он несет ответственность за это.
Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой
заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи
взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают
благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность
жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т.п.
Основной формой обучения детей движениям признаны занятия,
проводимые инструктором по физической культуре. В тоже время
значительное место в системе физического развития занимают подвижные
игры, которые широко применяются на других занятиях (музыка, ритмика,
театрализованная деятельность), а также в ходе прогулок, проводимых
воспитателем.
Занятия по физическому
развитию решают как общие, так и
коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения,
направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег,
лазание, ползание, прыжки).
Какие же требования предъявляются к условиям организации
занятия дошкольников.
Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться
лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны
2взрослого. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть
созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей:
а) все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки
должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия,
предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их
полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;
б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте,
не превышающей уровня их груди.
Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность,
должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Освещенность
должна соответствовать установленным санитарногигиеническим нормам.
Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 22,5кг. (Для ребенка
старшего дошкольного возраста). Категорически запрещается привлекать
детей к труду, представляющему угрозу инфицирования.
Материалы и оборудование.
1. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам
соответствовать их возрастным показателям.
2. В пользование детям даются только исправные и безопасные
предметы.
3.
Запрещается использование оборудования и инвентаря
предназначенных для взрослых.
4. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и
рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии. Все
колющие, режущие предметы должны храниться в недоступном для детей
месте.
Требования к методике руководства физкультурной деятельностью
в детском саду
1. Обучая детей различным навыкам, приемам выполнения движений,
педагог должен обеспечить правильный показ движения.
2. При организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не
использовали снаряды и тренажеры.
3. Не допускать нахождения детей в зале или на физкультурной
площадке без присмотра, следить за организованным входом и выходом детей
из зала.
4. При проведении занятия следить за правильным выбором места
проведения так, чтобы в поле зрения находились все дети.
35. При выполнении упражнений с предметами (палки, обручи и т.д.)
следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.
6. Воспитатель (инструктор по физической культуре) осуществляет
постоянный контроль над сохранением правильной позы и осанки детей во
время занятия.
7. При организации занятия воспитатель должен следить за состоянием
детей, не допускать их переутомления. В случае появления внешних
признаков переутомления, воспитатель предлагает ребенку отдохнуть, а затем
переключиться на более спокойную деятельность.
8. Инструктор по физической культуре в обязательном порядке
знакомит детей с правилами поведения на занятии и систематически
контролирует их выполнение.
9. При выполнении на занятии основных видов движений, инструктор и
воспитатель распределяют страховку детей при лазании по гимнастической
стенке, ходьбе по скамейке, выполнению виса и прыжках на батуте в
тренажёрном зале.
Таким образом, все оборудование и инвентарь, используемый детьми
должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности.
Помещение для физкультурных занятий должно соответствовать санитарно
гигиеническим нормам. Оборудование должно быть исправным, безопасным и
соответствовать их возрастным показателям. Все дети должны находиться в
поле зрения воспитателя, который должен осуществлять постоянный
контроль над всеми выполняемыми детьми действиями.
В чем заключается соблюдение техники безопасности
на физкультурных занятиях?
1. Форма ребенка. Как с гигиенической точки зрения, так и с точки зрения
безопасности у каждого малыша на занятии должна быть спортивная
форма.
2. Перед тем как отправиться в спортзал обязательно нужно выяснить, кто
из детей освобожден от физической нагрузки.
3. Переход детей из группы в спортзал должен осуществляться в
сопровождении двух взрослых (первый спереди детей, второй – сзади).
4. Перед тем как начать занятие необходимо обязательно проверить, нет ли
у детей во рту жвачки, конфеты, леденца и др.
5. В спортивном зале должно быть чисто, пол – сухой.
46. Все дети во время занятий должны быть постоянно в поле зрения
инструктора физкультуры и воспитателя. Ни в коем случае нельзя
отвлекаться на посторонние дела (телефон, разговор с кемлибо и др).
7. Необходимо постоянно наблюдать за состоянием детей во время занятий,
регулировать нагрузку упражнений согласно нормативной программе. Не
следует давать детям упражнений, не соответствующих возрасту.
8. Обязательно страховать детей в тех видах упражнений, в которых
требуется страховка. Даже если ребенок легко справляется с заданием, ни в
коем случае нельзя его оставлять без страховки (например, лазанье по
гимнастической стенке, ходьба по гимнастической скамейке и др).
11. Не разрешать детям (без ведома взрослых) брать в спортивном зале
какойлибо инвентарь (мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки и др).
12. Перед проведением подвижных игр четко дать ребенку понимание того,
что нельзя делать во время игры (например, толкать друг друга, тянуть за
руку и др).
13. Никогда не оставлять детей в зале без присмотра даже на секунду.
14. Выход из зала после занятий должен быть организованным. Нельзя
отпускать детей в группу одних, воспитатель всегда идёт впереди.
Основные причины травматизма детей в дошкольных
образовательных учреждениях на физкультурных занятиях
1. Нарушение правил организации занятий.
проведение занятий с большим числом детей на одного преподавателя,
чем полагается;
нахождение детей в зале без присмотра преподавателя и
неорганизованный вход, и выход из зала;
самовольный доступ к снарядам и тренажерам;
неправильный выбор преподавателем места при проведении занятия,
когда часть детей находится вне его поля зрения;
недостаточный интервал и дистанция между детьми при выполнении
групповых упражнений.
2. Нарушение в методике преподавания
форсированное обучение сложным, связанным с риском и
психологическими трудностями для ребенка, упражнениям без достаточной
его подготовленности;
5 чрезмерная нагрузка на ребенка в ходе занятия, связанное с этим
значительное утомление, приводящее к снижению концентрации внимания;
излишнее эмоциональное возбуждение, вызванное выполнением
сложных упражнений, игр, эстафет.
3. Нарушение санитарногигиенических условий и формы одежды.
недостаточная освещенность зала или площадки для занятий;
отсутствие вентиляции;
неудобная, сковывающая движения и затрудняющая теплообмен
одежда;
скользкая кожаная или пластиковая жесткая подошва обуви, высокий
каблук, не завязанные шнурки;
посторонние колющие предметы на одежде или в карманах (значки,
булавки, заколки, мелкие игрушки и т.п.).
бусы, цепочки, тесемки, завязывающиеся на шее; длинные, не убранные
в косу или не подобранные на резинку волосы у девочек;
очки у плохо видящих детей, не закрепленные на затылке резинкой.
4.
Отсутствие систематического врачебного контроля над
физическим воспитанием.
чрезмерность нагрузки для детей, недавно перенесших заболевания;
отсутствие сведений о хронических заболеваниях и травмах.
5. Недооценка значения страховки и помощи.
неправильная страховка или ее отсутствие при выполнении сложных
упражнений на гимнастических снарядах, основных видах движений, опорных
прыжках, акробатике;
отсутствие матов под снарядами и тренажерами.
6. Нарушение техники безопасности,
неудовлетворительное
состояние мест занятий, инвентаря, оборудования.
малые размеры зала или площадки для занятий;
неровности пола, расщепленные половицы, незакрепленные половицы
паркета;
неисправность снарядов и тренажеров, ненадежность крепления,
разболтанность соединений, незатянутые гайки, торчащие болты и шурупы;
плохо закрепленные и неисправные электрические выключатели,
розетки;
отсутствие защитных сеток на вентиляторах, до которых могут
дотянуться дети;
расположение магнитофона или проигрывателя в доступном для детей
месте;
свободный доступ детей к окнам, открытым для проветривания;
отсутствие в легкодоступном месте аптечки первой медицинской
помощи.
6Таким образом, для предотвращения травматизма детей на
физкультурных занятиях и в свободной двигательной деятельности должны
соблюдаться все правила, требования к методике преподавания физической
деятельности, соблюдение санитарногигиенических условий и форм одежды.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено,
прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное
физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие
физических качеств, на освоение культурногигиенических навыков,
воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни. Общий двигательный
режим должен являться средством укрепления здоровья детей.
7