Консультация для воспитателей "Техника безопасности на физкультурных занятиях в ДОУ"

  • Лекции
  • doc
  • 05.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Согласно Положению о дошкольном учебном заведении работники несут ответственность за сохранение жизни, физического и психического здоровья своих воспитанников в соответствии с действующим законодательством. То есть педагог детского сада обязан предпринять все меры, направленные на защиту ребенка от действий, способных навредить его здоровью. Если же воспитатель, специалист не смог предотвратить травматизм в ДОУ, то он несет ответственность за это. Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т.п.
Иконка файла материала Техника безоасности на физкультурных занятиях.doc
Консультация для воспитателей «Обеспечение техники безопасности на занятиях по физической культуре в ДОУ» 1Основной   задачей   физического   воспитания   является   сохранение   и укрепление   здоровья   детей,   которое   содействует   всестороннему   развитию ребенка. Недостаточность   внимания   к   созданию   условий   физическому воспитанию  может  привести   не  только   к  ошибкам,  но  и  повлечь   за   собой различные   травмы,   повредить   здоровью   ребенка.   Поэтому   организация занятий по физическому развитию детей в спортивном зале, на спортивной площадке   при   проведении   спортивных   и   подвижных   игр,   игр   –   эстафет, требует строгого соблюдения правил техники безопасности, которые должны быть   разработаны   в   каждом   дошкольном   учреждении   с   учетом   его особенностей, и вместе с тем отвечать определенным требованиям. Согласно   Положению   о   дошкольном   учебном   заведении   работники несут   ответственность   за   сохранение   жизни,   физического   и   психического здоровья   своих   воспитанников   в   соответствии   с   действующим законодательством.   То есть педагог детского сада   обязан предпринять все меры, направленные на защиту ребенка от действий, способных навредить его здоровью.   Если   же   воспитатель,   специалист   не   смог     предотвратить травматизм в ДОУ, то он несет ответственность за это. Охрана   здоровья   детей,   его   укрепление   составляют   предмет   особой заботы   взрослых.   Ведь   ребенок   еще   так   мал,   что   не   может   без   помощи взрослого   беречь   и   укреплять   свое   здоровье.   Взрослые   создают благоприятную   материальную   среду,   обеспечивают   ребенку   безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т.п. Основной   формой   обучения   детей   движениям   признаны   занятия, проводимые   инструктором   по   физической   культуре.   В   тоже   время значительное   место   в   системе   физического   развития   занимают   подвижные игры, которые широко применяются на других занятиях (музыка, ритмика, театрализованная   деятельность),   а   также   в   ходе   прогулок,   проводимых воспитателем. Занятия   по   физическому     развитию   решают   как   общие,   так   и коррекционные   задачи.   В   занятия   включаются   физические   упражнения, направленные   на   развитие   всех   основных   движений   (метание,   ходьба,   бег, лазание, ползание, прыжки).  Какие же требования предъявляются к условиям организации занятия дошкольников. Любая   деятельность,   а   особенно   физическая,   может   осуществляться лишь   под   непосредственным     контролем     и     наблюдением   со   стороны 2взрослого.   В   спортивном   зале   и   на   спортивной     площадке   должны   быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей: а)  все   оборудование:   гимнастическая   стенка,   комплексы,   лесенки должны   быть   надежно   закреплены;     всевозможное   оборудование,   пособия, предметы   убранства   должны   устанавливаться   и   размещаться   с   учетом   их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения; б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди. Помещение,   в   котором   организуется   физкультурная   деятельность, должно   быть   чистым,   светлым,   хорошо   проветриваемым.   Освещенность должна   соответствовать   установленным   санитарно­гигиеническим   нормам. Запрещается   перенос  детьми тяжестей  весом более 2­2,5кг. (Для ребенка старшего   дошкольного   возраста).   Категорически   запрещается   привлекать детей к труду, представляющему угрозу инфицирования. Материалы и оборудование. 1. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям. 2.     В   пользование   детям   даются   только   исправные   и   безопасные предметы. 3.   Запрещается   использование   оборудования   и   инвентаря предназначенных  для  взрослых. 4. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально   размещены,  содержаться   в   чистом,  исправном   состоянии.  Все колющие, режущие предметы должны   храниться в недоступном для детей месте. Требования к методике руководства физкультурной деятельностью в детском саду 1. Обучая детей различным  навыкам, приемам  выполнения движений, педагог должен обеспечить правильный  показ  движения. 2. При организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры. 3.   Не   допускать   нахождения   детей   в   зале   или   на   физкультурной площадке без присмотра, следить за организованным входом и выходом детей из зала. 4. При   проведении   занятия следить за правильным   выбором места проведения так, чтобы в поле зрения находились все дети. 35.  При выполнении  упражнений  с предметами (палки,  обручи и т.д.) следить за достаточным  интервалом  и  дистанцией  между детьми. 6.   Воспитатель   (инструктор   по   физической   культуре)   осуществляет постоянный контроль над сохранением правильной позы и осанки детей во время занятия. 7. При организации занятия воспитатель должен следить за состоянием детей,   не   допускать   их   переутомления.   В   случае   появления   внешних признаков переутомления, воспитатель предлагает ребенку отдохнуть, а затем переключиться на более спокойную деятельность. 8.   Инструктор   по   физической   культуре   в   обязательном   порядке знакомит   детей   с   правилами   поведения   на   занятии   и   систематически контролирует их выполнение.  9. При выполнении на занятии основных  видов движений, инструктор и воспитатель распределяют   страховку детей при лазании по гимнастической стенке,   ходьбе   по   скамейке,   выполнению   виса     и   прыжках   на   батуте   в тренажёрном зале. Таким образом, все оборудование и инвентарь, используемый детьми должны  устанавливаться   и  размещаться   с  учетом   их  полной   безопасности. Помещение для физкультурных занятий должно соответствовать санитарно­ гигиеническим нормам. Оборудование должно быть исправным, безопасным и соответствовать их возрастным показателям. Все дети должны находиться в поле   зрения   воспитателя,   который   должен   осуществлять   постоянный контроль над всеми выполняемыми детьми действиями. В чем заключается соблюдение техники безопасности  на физкультурных занятиях? 1. Форма  ребенка. Как с гигиенической  точки зрения, так и с точки зрения безопасности  у   каждого   малыша     на    занятии  должна   быть   спортивная форма. 2. Перед  тем  как  отправиться в спортзал обязательно нужно выяснить, кто из детей освобожден от физической нагрузки. 3.   Переход   детей   из   группы   в   спортзал   должен   осуществляться   в сопровождении двух взрослых (первый ­ спереди детей, второй – сзади). 4. Перед тем как начать занятие необходимо обязательно проверить,  нет  ли у детей во рту жвачки,  конфеты,  леденца и др. 5. В спортивном зале должно быть чисто, пол – сухой. 46.   Все   дети   во   время  занятий  должны   быть   постоянно   в   поле   зрения инструктора  физкультуры     и     воспитателя.   Ни   в   коем   случае   нельзя отвлекаться на посторонние дела (телефон, разговор с кем­либо и др). 7. Необходимо постоянно наблюдать за состоянием  детей во время  занятий,  регулировать нагрузку  упражнений  согласно  нормативной  программе. Не  следует давать детям упражнений, не соответствующих возрасту. 8. Обязательно страховать детей в тех видах упражнений, в которых  требуется страховка. Даже если ребенок легко справляется с заданием, ни в  коем случае нельзя его оставлять без страховки (например, лазанье по  гимнастической стенке, ходьба по гимнастической скамейке и др). 11. Не разрешать детям (без ведома взрослых) брать в спортивном  зале   какой­либо инвентарь (мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки и др). 12. Перед проведением  подвижных  игр  четко дать ребенку  понимание того,  что нельзя делать во время  игры (например, толкать друг друга, тянуть за  руку и др). 13. Никогда не оставлять детей в зале без присмотра даже на секунду. 14. Выход из зала после занятий должен быть организованным.  Нельзя  отпускать детей в группу одних, воспитатель всегда идёт впереди. Основные причины травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях на физкультурных занятиях 1. Нарушение правил организации занятий. ­ проведение занятий с большим числом детей на одного преподавателя, чем полагается; ­   нахождение   детей   в   зале   без   присмотра   преподавателя   и неорганизованный вход, и выход из зала; ­ самовольный доступ к снарядам и тренажерам; ­ неправильный  выбор преподавателем  места  при проведении занятия, когда часть детей находится вне его поля зрения; ­ недостаточный интервал и дистанция между детьми при выполнении групповых упражнений. 2. Нарушение в методике преподавания ­   форсированное   обучение   сложным,   связанным   с   риском   и психологическими трудностями для ребенка, упражнениям без достаточной его подготовленности; 5­   чрезмерная   нагрузка   на   ребенка   в   ходе   занятия,   связанное   с   этим значительное утомление, приводящее к снижению концентрации внимания; ­   излишнее   эмоциональное   возбуждение,   вызванное   выполнением сложных упражнений, игр, эстафет. 3. Нарушение санитарно­гигиенических условий и формы одежды. ­ недостаточная освещенность зала или площадки для занятий; ­ отсутствие вентиляции; ­   неудобная,   сковывающая   движения   и   затрудняющая   теплообмен одежда; ­ скользкая кожаная или пластиковая жесткая подошва обуви, высокий каблук, не завязанные шнурки; ­ посторонние колющие предметы на одежде или в карманах (значки, булавки, заколки, мелкие игрушки и т.п.). ­ бусы, цепочки, тесемки, завязывающиеся на шее; длинные, не убранные в косу или не подобранные на резинку волосы у девочек; ­ очки у плохо видящих детей, не закрепленные на затылке резинкой. 4.  Отсутствие   систематического   врачебного   контроля   над физическим воспитанием. ­ чрезмерность нагрузки для детей, недавно перенесших заболевания; ­ отсутствие сведений о хронических заболеваниях и травмах. 5. Недооценка значения страховки и помощи. ­ неправильная страховка или ее отсутствие при выполнении сложных упражнений на гимнастических снарядах, основных видах движений, опорных прыжках, акробатике; ­ отсутствие матов под снарядами и тренажерами. 6.  Нарушение   техники   безопасности,   неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря, оборудования. ­ малые размеры зала или площадки для занятий; ­ неровности пола, расщепленные половицы, незакрепленные половицы паркета; ­   неисправность   снарядов   и   тренажеров,   ненадежность   крепления, разболтанность соединений, незатянутые гайки, торчащие болты и шурупы; ­   плохо   закрепленные   и   неисправные   электрические   выключатели, розетки; ­   отсутствие   защитных   сеток   на   вентиляторах,   до   которых   могут дотянуться дети; ­ расположение магнитофона или проигрывателя в доступном для детей месте; ­ свободный доступ детей к окнам, открытым для проветривания; ­   отсутствие   в   легкодоступном   месте   аптечки   первой   медицинской помощи. 6Таким   образом,   для   предотвращения   травматизма   детей   на физкультурных занятиях  и в свободной двигательной деятельности должны соблюдаться все правила, требования к методике преподавания физической деятельности, соблюдение санитарно­гигиенических условий и форм одежды.  Физическое   воспитание   детей   дошкольного   возраста   направлено, прежде   всего,   на   охрану   жизни   и   укрепление   здоровья,   полноценное физическое   развитие,   формирование   двигательных   навыков   и   развитие физических   качеств,   на   освоение   культурно­гигиенических   навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.  Общий двигательный режим должен являться средством укрепления здоровья детей. 7