Консультация "Как помочь дошкольнику с ОНР на физкультурных занятиях".
Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
физическая культура
Детсад
18.06.2017
В материале предлагается консультация для инструкторов по физической культуре, работающих с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Материал включает методические рекомендации к планированию и проведению занятий по обследованию детей с тяжелыми нарушениями речи. А также рекомендации по включению в занятия специальных упражнений, направленных на нормализацию мышечного тонуса, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонких двигательных координаций,
Консультация для инструкторов по физической культуре..doc
«Как помочь дошкольнику с ОНР на физкультурных занятиях».
Консультация
Специалисты, изучающие детей с ОНР, отмечают необходимость комплексного подхода к
обучению и воспитанию детей с речевой патологией. Организация работы по данному направлению
обнаруживает проблему по взаимодействию логопедов с узкими специалистами внутри детского
сада, а именно с муз. руководителями, психологами, инструкторами по физ. культуре. В типовой
программе «Подготовка к школе детей с ОНР» (Филичева, Чиркина) даны предложения по
организации сотрудничества логопеда и других специалистов ДОУ.
Согласно рекомендациям авторов программы, в физкультурные занятия следует включать
упражнения на развитие нижнего диафрагмального дыхания, на расслабление после интенсивной
физической нагрузки, между частями занятия, после подвижных игр и в конце физкультурного
занятия, использовать больше подвижных игр с рифмованным текстом и ритмичными движениями,
по согласованию с логопедом группы привлекать детей к проговариванию текстов, отрабатывая
поставленные звуки. В планировании занятий необходимо учитывать недельную лексическую тему
каждой группы.
Введение этих приемов в практику работы позволяет избежать быстрой утомляемости детей
на физкультурных занятиях, заинтересовать их физическими упражнениями, научить получать
радость от движения. Это помогает справиться с трудностями организации целенаправленной
двигательной активности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Многие дошкольники с речевой патологией соматически ослаблены и не выдерживают
стандартных физических нагрузок, соответствующих паспортному возрасту. Специальных программ
по физвоспитанию для детей с ОНР не существует, поэтому приходится учитывать отставание в
развитии двигательной сферы этих детей и адаптировать имеющиеся типовые программы.
Дошкольники с ОНР имеют плохую координацию сложных движений, у них проявляется
неуверенность в воспроизведении точно дозированных упражнений, снижена скорость и ловкость их
выполнения. Заметны сложности при выполнении движений по словесной инструкции. Дети
отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного
задания по пространственновременным ориентирам, нарушают последовательность элементов
действия, опускают его составные части. Типичным является и недостаточный самоконтроль при
выполнении задания. Все эти особенности могут быть выявлены только при специальном глубоком
обследовании, методика которого до сих пор не разработана.
Методические рекомендации к планированию и проведению занятий по обследованию
детей с тяжелыми нарушениями речи.
1.
2.
3.
4.
При отборе основных видов движений и их количества для проведения занятия по
обследованию психомоторного развития необходимо учитывать возрастные
особенности детей данной группы, а в начале учебного года опираться на уровень
физического развития предыдущей возрастной группы.
Необходимо принимать во внимание наличие оборудования физкультурного зала,
уровень сформированности навыков и умений детей, индивидуальные особенности
здоровья и развития.
Все основные виды движений, игровых заданий, подвижные игры, общеразвивающие
упражнения, а также сам руководитель физвоспитания и все его помощники должны
быть знакомы детям.
Общая и моторная плотность нагрузки на данном занятии не высчитывается. 5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Диагностическое занятие по психомоторному развитию может проводиться во вновь
набранной группе вне зависимости от возраста детей только по истечению
адаптационного периода. (ближе к концу сентября).
В зале на момент обследования объема двигательной памяти может находиться только
один ребенок, т.е. не рекомендуется использовать поточный способ организации.
При вторичном обследовании для детей старшего дошкольного возраста допускается
использовать две «полосы препятствий».
С учетом индивидуальных особенностей дошкольников задания на одном и том же
оборудовании могут варьироваться. Например, детям более высокого уровня развития
вместо задания: «Пройди по гимнастической скамейке» можно предложить такое:
«Пройди по гимнастической скамейке приставным шагом», или попросить не просто
«забросить мяч в корзину», а «забросить мяч в корзину от груди» и т.п.
При обследовании сохранения темпа выполнения движений в средней группе (и более
младшей) необходим полный показ общеразвивающих упражнений от начала и до
конца выполнения.
Необходимо заранее договориться со всеми участниками обследования о дне и
времени проведения занятия. Обязательно присутствие учителялогопеда данной
группы, желательно присутствие воспитателя, психолога, дефектолога.
В процессе проведения обследования педагоги фиксируют особенности
психомоторного развития детей. По окончании занятия все педагоги обсуждают итоги
данной работы.
Педагоги должны планировать фронтальные занятия с учетом данных обследования
группы, а также осуществлять индивидуальную работу по развитию переключаемости,
координации движений, двигательной памяти и т.п., опираясь на результаты
психомоторного обследования.
Данные повторного обследования в конце учебного года необходимо сравнить с
данными сентября и с результатами предыдущих лет пребывания ребенка в детском
саду, зафиксировать динамику и проанализировать результаты на пед.совете по итога
учебного года.
Цель занятия по обследованию психомоторного развития детей:
выявить состояние двигательной сферы каждого ребенка: особенности переключаемости его с
одного вида деятельности на другой, сохранения темпа выполнения движений, объема двигательной
памяти, статической и динамической координации движений. Закрепить навыки выполнения
основных видов движений детьми. Развивать общую моторику, воспитывать интерес к разным видам
физической активности.
Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление
здоровья всех детей и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. Организация его
работы предусматривает:
проведение (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальных,
подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками с учетом их
психофизических возможностей и индивидуальных особенностей.
Планирование совместной деятельности воспитанников группы, подготовку и
проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений,
Оказание консультативной поддержки родителям по вопросам физического
воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье,
Регулирование (совместно с медицинскими работниками ОУ) физической
нагрузки на воспитанников,
Ведение необходимой документации. На основе специального обследования детей, проводимого в начале учебного года (изучаются
особенности переключения, концентрации внимания, выполнение двух и трехступенчатых
словесных инструкций, умение выполнять прыжки, сложные по координации движения),
составляется диаграмма уровня физической подготовки детей с нарушениями речи и планируется
коррекционная работа на учебный год.
Основное внимание при проведении физкультурных занятий направлено на развитие силы и
выносливости, которые станут основой качественного физического развития детей, раскрытия их
двигательных способностей и воспитания самостоятельности.
В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи
словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий,
движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно
временной организации движения.
Особенности планирования деятельности с детьми на занятиях по физической культуре
состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и
навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений,
характерных для детей с нарушениями речи. Это упражнения по развитию мелкой моторики
пальцев рук, а также упражнения, регулирующие физиологическое и речевое дыхание, синхронность
речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность.
Элементы разминки могут включать в игровой форме упражнения по развитию
артикуляционной моторики, упражнения на совершенствование мимической мускулатуры, а также
элементы логоритмики, речевые игры с движениями.
Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в
соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Цель такого
планирования – закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных
грамматических категорий, активизации речи детей.
Специфика работы с детьми с нарушениями речи, заключается не только в особом подборе
основных средств воспитания, но и в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Инструктор по
физической культуре проводит с детьми индивидуальные и подгрупповые занятия, где дети, не
только усваивают действия, которые были трудны для них на занятиях, но и обучаются
дополнительно более сложным.
Такой подход к организации занятий по физической культуре расширяет и корректирует
двигательный опыт, который оказывает существенное влияние на полноценное речевое развитие
детей.
Формирование полноценных двигательных навыков, активная деятельность в процессе
конструирования, сюжетной игры, трудовой деятельности, овладение тонко координированными
движениями рук являются необходимыми звеньями в общей системе коррекционного обучения.
В процессе физкультурных занятий необходимо устранить нескоординированные, скованные,
недостаточно ритмичные движения детей, научить их дифференцированным навыкам, связанным с
употреблением некоторых орудий труда и инструментов.
Для детей, не имеющих двигательных нарушений, используются в полном объеме упражнения,
предусмотренные программой садов общего типа.
Для детей с остаточными явлениями органического поражения ЦНС рекомендуется
уменьшить требования в соответствии с заключениями медиков, т.к. им характерен малый объем
движений, неловкость, недостаточный темп и переключаемость. Эти дети различаются по
состоянию двигательной сферы на возбудимых с явлениями отвлекаемости, нетерпеливости,
неусидчивости и заторможенных с явлениями вялости, адинамичности.
Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется путем специальных
упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию
мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью,
запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции,
развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков
письма. ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица обследования психомоторного развития детей.
Дата обследования________________ Группа____________________
№
ФИ
ребенка
Переключаемость
Сохранение темпа выполнения
Двигательная
Координация
остановка
изменение
замедленный
по
сигналу
вида
движений
движений
заданный
ускоренный
память
статическа
динамичес
я
кая
Особенности
двигательной
сферы
Выводы,
рекомен
дации
Консультация "Как помочь дошкольнику с ОНР на физкультурных занятиях".
Консультация "Как помочь дошкольнику с ОНР на физкультурных занятиях".
Консультация "Как помочь дошкольнику с ОНР на физкультурных занятиях".
Консультация "Как помочь дошкольнику с ОНР на физкультурных занятиях".
Консультация "Как помочь дошкольнику с ОНР на физкультурных занятиях".
Консультация "Как помочь дошкольнику с ОНР на физкультурных занятиях".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.