Консультация на тему " Гармонизация образа жизни семьи и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения"
Оценка 5
Памятки
docx
администрации
Детсад
26.01.2018
Консультация для родителей. в каком направлении нужно работать совместно с педагогическим коллективом, на какие цели направленны творческие процессы педагогов в работе с детьми. Какой помощи и поддержки могут ожидать педагоги от родителей и на каком уровне ,содержание, организация и методика.памятка для родителей.
ГАРМОНИЗАЦИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ СЕМЬИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО.docx
ГАРМОНИЗАЦИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ СЕМЬИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
Среди направлений гуманизации
дошкольного образования
особое место занимает проблема организации взаимодействия
дошкольного учреждения и семьи.
Семья и дошкольное
образовательное учреждение — два важных института социализации
детей, выполняющих различные воспитательные функции. Для
всестороннего развития ребенка необходимо их сотрудничество и
тесное взаимодействие.
В детском саду ребенок включается в детское общество, усваивает
новую роль — члена детской группы. Здесь он получает образование,
приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми,
организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно
ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношений,
которые установились между образовательным учреждением и семьей.
Одной из основных задач дошкольных образовательных учреждений
является установление положительных взаимоотношений между
коллективом педагогов и родителями, разработка новых форм работы с
родителями для пропаганды педагогических знаний, оптимизации
процесса воспитания в семье.
Взаимодействие детского сада и семьи - процесс двусторонний. С
одной стороны - это «дошкольное образовательное учреждение -
семье» - процесс, направленный на оптимизацию влияния семьи на
ребенка через повышение педагогической культуры родителей,
оказание им помощи. С другой стороны - это «семья - детскому саду» -
процесс, характеризующийся включением родителей в воспитательно-
образовательный процесс детского сада.
Результативность взаимодействия дошкольного образовательного
учреждения с семьей повышается его гармонизацией. Гармония - это
особая форма соотношения и взаимодействия противоположностей.
Гармоничность - единство многообразия, слитность воедино мыслей,
страстей, действий и отношений, в которых человек живёт не какими-
то от дельными частями своего существа, а как цельная личность.
Поскольку для гормо ничности характерна избирательность и
соответствие друг другу и взаимо действующих элементов целого, это
обусловливает возможность достигнуть
реализации присущих,
каждому компоненту потенций. Образ жизни семьи и педагогов ДОУ
выступают как взаимодействующие, взаимовлияющие, выступающие
как ансамбль общественных отношений, стремящиеся к гармонии
системы, являющиеся основным фактором воспитания и развития
дошкольника.
Гармонизация образа жизни педагогического коллектива ДОУ и
семьи - направление на достижение согласованности, соразмерности,
единства многообразия, соответствия цели, содержания и формы в
воспитании и развитии дошкольников. Гармонизируемый процесс
взаимодействия коллектива образовательного учреждения и семьи -
социально обусловленная и нравственно одухотворённая целостность
взаимодействующих на основе (сотрудничества между собой,
окружающей средой, духовными и материальными ценностями её
субъектов, направленная на согласование отношений родителей с направленность,
педагогами.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного
учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут
ответственность родители, а все другие социальные институты
призваны помочь, поддержать,
дополнить их
воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного
воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного
учреждения. Новизна этих отношений определяется понятием
«взаимодействие»
Взаимодействие представляет собой способ организации
совместной деятельности, которая осуществляется на основании
социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского
языка» С.И. Ожегова значение слова и
«взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений,
взаимная поддержка.
Многочисленные исследования по дошкольной педагогике и
детской психологии (А.Я. Варга, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, В.К. Котырло,
Т.А. Маркова,
Е.А.Панько и другие) доказывают важность сотрудничества педагогов с
родителями дошкольников.
М.В. Крулехт предлагает трехступенчатую модель взаимодействия
и и кого сада и семьи, включающую создание общей установки на
совместное решение задач целостного развития ребенка (первая
ступень);
выработку общей стратегии сотрудничества для
полноценного развития ребенка (вторая ступень);
реализацию
единого, согласованного индивидуального подхода к ребенку с не пью
максимального развития его личностного потенциала, обеспечения
постного развития (третья ступень) [15, с. 32].
Первая ступень взаимодействия обеспечивает базовые условия для
сотрудничества. Здесь важно найти подход к членам семьи ребенка,
создать атмосферу доверия, изучить микроклимат в семье, определить
тип семьи по отношению родителей к вопросам воспитания, к
иерархии круга семейных ценностей.
Вторая ступень взаимодействия предполагает выработку у его
субъектов единства подходов к пониманию необходимости и
средств целостного развития дошкольника. Воспитатель разъясняет
родителям своеобразие детского развития в период дошкольного
детства, важность его ценности. Родители получают возможность
познакомиться с условиями, созданными в детском саду
для
целостного развития дошкольников; увидеть, как знакомят детей с
предметным миром, трудом взрослых, руководят разными видами
детской деятельности. Основой взаимодействия становится активное
сотрудничество взрослых и выявлении сильных и слабых сторон
освоения ребенком социального опыта, склонностей и интересов.
Родители могут участвовать в диагностировании своего ребенка под
руководством
педагога или психолога. На третьей степени
взаимодействия, на основе полученной ранее диагностической
информации совместно с родителями определяется, какие условия
можно создать в семье, чтобы активизировать потенциальные
познавательные, физические возможности ребенка, заложенный
природой, и компенсировать недостатки; уточняется содержание
детской деятельности в семье в соответствии со склонностями, интересами ребенка.
Главное условие осуществление сотрудничества коллектива
дошкольного учреждения с семьей, указывают Т.Н. Доронова, Е.В.
Соловьева, А.Е. Жичкина.
- личное взаимодействие педагога и родителей в процессе
воспитания конкретного ребенка в данной семье. Перейти к новым
формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках
закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.
Открытость дошкольного учреждения, включает «открытость внутрь» и
«открытость наружу».
Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит
сделать
педагогический процесс более свободным, гибким,
дифференцированным, гуманизировать отношение между детьми,
педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех
участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители )
возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то
деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах ,
успехах и неудачах и.т.д.
Педагог может продемонстрировать свою открытость детям ,
рассказать им о чем- то интересном, увиденном и пережитом,
инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь
с родителями, педагог не скрывает когда в чем-то сомневается, он
снова просит помощи совета, всячески подчеркивая уважение к опыту,
знаниям, личности собеседника. Личной готовностью открыть самого
себя педагог «заражает» детей, родителей . Своим примером он
вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся
своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои
услуги, свободно высказывать свои претензии и т.д.
Открытость детского сада внутрь- это вовлечение родителей в
образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут
значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении,
внести свой склад в образовательную работу. Это может быть
эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье.
Родители и другие члены семьи могут быть включены в проводимую
систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми
(ведут кружки, студии, обучают малышей рукоделию и т.д.
Открытость детского сада наружу означает, что детский сад
открыт
микрорайона, готов
сотрудничать с расположенными на его территории социальными
институтами (общеобразовательная школа, музыкальная школа,
спортивный комплекс, библиотека и др.)
Целесообразное организованное взаимодействие педагогов и
семьи имеет своей задачей формирование активной педагогической
носит
позиции
обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный
опыт семейного воспитания, распространяя его, используя
в
воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и
нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием
положительного направления
являются
доверительные отношения между воспитателями и родителями.
Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник
интерес
к процессу воспитания, потребность добиться успеха,
родителей. Правильно организованная работа
влияниям микросоциума, своего
взаимодействия Вторая,
и практической,
как партнеры
как воспитателей; укрепление
уверенность в своих силах.
не менее важная задача - вооружение семьи
педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно
определенным образом
в теоритической
организованной деятельности. Следствием такой
организации
педагогического взаимодействия станет активное участие родителей
в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги
и родители
должны дополнять друг друга
.Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном
процессе базируется на общих основаниях. Они осуществляют в
образовании одни и те же функции : информационную, собственно
воспитательную, контролирующую и др. В условиях открытого
детского сада родители имеют возможность в удобное для них время
прийти в группу, понаблюдать , чем занят ребенок, поучаствовать в
совместной деятельности, поиграть с детьми и т.д.
Содержание, организация, и методика взаимодействия ДОУ и
родителей включает
1. Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей.
2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и
родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих
обязанностей
авторитета
педагога в семье и родителей в детском саду;
3. взаимопомощь в совместной работе по воспитанию
дошкольников;
4.изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его
среди широкого круга родителей, использование в работе детского
сада положительных методов семейного воспитания;
5.использование разнообразных форм работы детского сада с
родителями их взаимосвязи;
6.индивидуальные и групповые формы работы с родителями,
которые дополняют друг друга;
7.систематическую плановую связь детского сада с родителями в
течение всего года с учетом задач и содержания образовательной
работы с детьми;
8.привлечете актива родителей, общественности к деятельности
дошкольного учреждения, к работе с семьями.
Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными
Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию
педагога ни семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить
родителей, как надо воспитывать детей. Для экономии сил и времени
использовались коллективные формы (собрания, коллективные
консультации, в лектории). Сотрудничество детского сада и семьи
предполагает взаимодейсгвие с каждой семьей, следовательно,
происходит предпочтение индивидуальных форм работы
(индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи).
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться
индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к
семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и
влияния специалистов не только трудные, но и не совсем
благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи (Т.
Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина) Осуществляя взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания,
педагог использует дифференцированный подход [1, с.66-70].
Есть еще одна линия воздействия с семьёй - через ребенка. Если
жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально
комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с
родными.
В настоящее время практические работники ДОУ ищут новые,
нетрадиционные формы работы с родителями. Это, например,
семейные клубы, в основе работы которых лежит принцип
добровольности и личной заинтересованности родителей, семейные
презентации, родительские проекты, вечера семейных встреч,
родительский клуб общения,
родительский университет,
консультационный пункт «Скорая педагогическая помощь», выпуск
«Родительского вестника», книги «Созвездие родителей», дружеские
встречи «Спорт. Игра. Дружба», день открытых дверей, фестиваль
добрых дел и др. Учитывая занятость родителей, используются и такие
нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и
«Телефон доверия».
Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать
сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за
помощью к
конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает
родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них
проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных
проявлениях детей.
Таким образом, гармонизация образа жизни педагогического
коллектива и ДОУ и семьи - сложный, многоплановый процесс,
направленный на достижение
согласованности, соразмерности,
единства многообразия, соответствия цели, содержания и формы в
воспитании и развитии дошкольников.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей -
установление доверительных отношений между детьми, родителями и
педагогами, объединение их в одну команду, для всестороннего
развития дошкольников более полной подготовки их к школьному
обучению, и виды педагогических знаний, привлечения внимания
родителей к ребенку.
Ближе всего к дошкольнику, к проблемам его воспитания в семье
стоят педагоги и дошкольных учреждений, которые заинтересованы в
создании благоприятный
условий для развития ребенка, в
преодолении ошибок семейного воспитания, в повышении степени
участия родителей в воспитании детей Результативность
взаимодействия дошкольного образовательного.
Ближе всего к дошкольнику, к проблемам его воспитания в семье
стоят педагоги и дошкольных учреждений, которые заинтересованы в
создании благоприятный
условий для развития ребенка, в
преодолении ошибок семейного воспитания, в повышении степени
участия родителей в воспитании детей Результативность
взаимодействия дошкольного образовательного учреждения семьей
повышается его гармонизацией.
процесс
взаимодействия коллектива образовательного учреждения и семьи - но
обусловленная целостность взаимодействующих на основе
сотрудничества между собой, окружающей средой, духовными
Гармонизируемый ценностями её субъектов, направленная на согласование отношений
родителей с педагогами.
В настоящее время практически все работники ДОУ ищут новые,
нетрадиционные формы
работы с родителями, основанные на
сотрудничестве и взаимодействии, пропагандирующие педагогические
знания, привлекающие внимание родителей к ребенку.
Консультация на тему " Гармонизация образа жизни семьи и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения"
Консультация на тему " Гармонизация образа жизни семьи и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения"
Консультация на тему " Гармонизация образа жизни семьи и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения"
Консультация на тему " Гармонизация образа жизни семьи и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения"
Консультация на тему " Гармонизация образа жизни семьи и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения"
Консультация на тему " Гармонизация образа жизни семьи и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.