Скоро ваш ребенок переступит порог школы. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми - семьей.Скоро ваш ребенок переступит порог школы. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми - семьей.
Консультация для родителей
«В семье будущий первоклассник»
Скоро ваш ребенок переступит порог школы. В стремлении помочь
ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках
учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному
собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать
ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно
организованное общение с близкими и любимыми людьми - семьей.
В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не
только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять
достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях
Начало школьной жизни — большое испытание для маленького
человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее
сложилось теплое отношение к школе.
Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом
близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это
занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к
лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.
Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из
кольной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка
радостным ожиданием.
своего прошлого.
Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не
теряться
Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» —
отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя,
номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в
незнакомой ситуации.
Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи
Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет
организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную
процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее
место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши
(карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).
Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И
ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе
Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются
чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в
детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей
предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут »,«
Двойки будут ставить…», «В классе засмеют…» В некоторых случаях эти меры
могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.
Не старайтесь быть для ребенка учителем.
Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети
испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в
присутствии незнакомых взрослых.
Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь
организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой
игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку
самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет
для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для
совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он можетрассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными
занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
Научите ребенка правильно реагировать на неудачи
Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался
играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием.
Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры.
Пусть победителем считается только первый, а все остальные —
проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте
хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка
на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит
самоценность игры, а не выигрыша.
Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне…» должны войти в речь ребенка
до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь
исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я
больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые
просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и
стремится подражать во всем.
Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе
Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же
естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим
нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке
вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать
заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть
он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам
займет очередь к специалисту.
Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым
он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать
свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие
пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.)
Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и
внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода
на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
Научите ребенка самостоятельно принимать решения
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство
самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного
обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и
подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного
досуга всех членов семьи на выходные дни - еще более сложное дело.
Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в
повседневной жизни.
Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте
его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень
подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка.
Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла,
батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше
не повторяйте.
Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на
стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить
ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?
Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить
полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание
ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их
значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
Учите ребенка чувствовать и удивляться,
поощряйте его
любознательность.
Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего
леса.
Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом
самое высокое.
Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный
журнал наблюдений за ростом котенка.
Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события
повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.
Над чем стоит еще поработать до 1 сентября.
Тесты:
развитие памяти (норма при запоминании 10 слов - 6 и более слов);
умение повторить сложное слово; умение различать звуки в словах;
развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по
картинкам, пересказать услышанное и т.д.);
произвольное внимание (умение работать над учебным заданием в
течение 10 минут, не отвлекаясь);
готовность руки к письму (нужно скопировать несложный рисунок,
несложную фразу);
умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам под
диктовку, сложить узор из кубиков по образцу);
развитие логического мышления (умение найти сходство-различие,
обобщать, назвать лишний из предложенных предметов; расположить
картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности и т.д.);
пространственная ориентация (умение назвать, где находится предмет:
справа, слева, за, над, под и т.д.);
общую осведомленность ребенка об окружающем мире;
элементарные математические навыки (порядковый счет до десяти,
прямой и обратный; умение решить не сложную задачу с помощью
предметов).
Оценивают также, что привлекает ребенка в школе (возможность получить
новые знания или чисто внешние атрибуты - новый рюкзак, интересный пенал
и т.п.);
как он контактирует с незнакомыми взрослыми и детьми;
какой у него личный темп работы и многое другое.
Ребенка считают неготовым к школе, если он:
настроен исключительно на игру;
недостаточно самостоятелен;
чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не
может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.; имеет серьезные нарушения речевого развития;
не умеет общаться со сверстниками;
не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком
развязен.
Узнайте заранее, есть ли у школы особые требования к поступающему:
умение бегло читать и т. д., чтобы не было неожиданностей.
В школе малыш нередко будет попадать в ситуации сравнения со
сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх,
включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он
реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные ситуации?
Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не
требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого,
чередуйте спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это
важно для возбудимого, подвижного ребенка. Он привыкнет к тому, что
визжать и носиться можно в определенное, "шумное" время. Тогда будет
способен и в школе дождаться перемены.
Стоит помнить, что при поступлении в общеобразовательную школу
ребенок не обязан уметь читать, писать или считать. И все же новый важный
период в своей жизни лучше начинать с ощущения "Я могу делать вот это и
это", чем с ощущения "Я не умею ничего, что умеют другие дети"
Успехов Вам и вашим детям!