Консультация для педагогов
«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи»
Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время очень актуальна, так как именно от характера взаимодействия педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с детьми будут складываться и дальнейшие результаты работы ДОУ по всем направлениям развития, воспитания и образования детей.
Почему именно с родителями?
· Во-первых, это веяние времени, т. е. именно родители несут ответственность за развитие своих детей, мы являемся «соавторами» этой работы.
· Во-вторых, педагоги прекрасно понимают, что педагогическая культура родителей может быть не на самом высоком уровне, мы можем учить, прививать, объяснять как хорошо или полезно, а наглядный пример в виде родителя говорит обратное, соответственно и результаты будут плачевные.
Поэтому хотелось бы, чтобы был создан такой государственный институт семьи, где пропагандировалась бы полная ответственность не только за будущее своих детей, но прежде всего за свое будущее. Чтобы родители знали и рассчитывали в будущем только на то, что они вложили в своих детей в виде «накопительного капитала», выраженного в любви, уважении и заботе.
Нельзя быть во всем потребителем: чтобы что-то получить, нужно, в первую очередь, научиться отдавать.
Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство из них занято заботой лишь о материальном благополучии. Воспитание детей они переложили на детский сад, школу, телевизор, компьютер. Вот и вырастают эти дети хорошо одетыми, обеспеченными, но злыми, завистливыми и жестокими. Поэтому научиться взаимодействовать ДОУ с семьей – одна из главных задач детского сада.
Жизнь вокруг нас очень быстро меняется, и дети становятся совсем другими. А что же надо современному ребенку? Да то же самое, что нужно ребенку и во все времена: его надо любить, постараться понять и принять его таким, какой он есть. И, как не странно, мы педагоги, порой принимаем и стараемся помочь откорректировать ту или иную проблему в развитии ребенка, а родители не видят, или не хотят замечать проблем, с которыми сталкивается их ребенок, особенно если его развитии не как у всех…
Актуальность данной темы в том, что современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия родителей между собой отражаются на воспитании детей. Увеличивается разница между прожиточным минимумом богатых и бедных, часть населения оказалась на грани нищенства, чаще всего это многодетные семьи.
В связи с таким положением появился термин «семьи группы риска», которые нуждаются в особой поддержке.
«Семья социального риска» - семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающие её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех её членов.
Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшее человека:
Исходя из этого, можно сделать вывод, что сотрудникам ДОУ надо приобрести профессиональные коммуникативные педагогические умения, а затем перейти к партнерскому взаимодействию ДОУ и семьи.
Формы работы с родителями:
I.Массовые: - совместные мероприятия педагогов и родителей
• родительские собрания
• семинары
• консультации
• вечера для родителей
• кружки для родителей
• круглый стол
• мастер-классы
- совместные мероприятия педагогов, родителей и детей
• Дни открытых дверей
• КВН
• викторины
• праздники
• родительские собрания
• выпуск газеты
• посиделки
• соревнования
2. Индивидуальные
• беседы
• посещения детей на дому
• выполнение индивидуальных поручений
3. Наглядно-информационные
• информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)
• информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)
• организация режима ребёнка, его игр, труда, занятий.
Использование разнообразных форм работы с родителями даст определенный результат: они будут активнее участвовать в жизни детского сада.
Условная классификация современных родителей:
Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим:
хороший присмотр и уход за ребенком;
полноценное развитие;
оздоровление;
обучение и воспитание;
организация интересного досуга
Задача педагога – организовать, так называемые, «домашние задания», заранее объявлять о намеченных мероприятиях (например, о веселых стартах или субботнике)
Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками, не хотят лишать ребенка:
полноценного общения;
игр со сверстниками;
развития и обучения.
Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа – это семьи с неработающими мамами ждут от детского сада:
интересного общения со сверстниками;
получения навыков поведения в коллективе;
соблюдения правильного режима дня;
обучения и развития
Задача воспитателя – выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.
В планировании содержания работы с родителями играет роль и приоритетное направление ДОУ
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
В заключение хотелось бы добавить , чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.