КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
Оценка 4.9
Научные работы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
15.04.2018
Подростковый возраст - ответственный период в становлении мировоззрения подростка, системы отношений, интересов, увлечений и социальной направленности. Существенное развитие претерпевает самооценка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе в контексте реальных межличностных отношений.
Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, а с другой - быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам.[1]
Этот возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток – полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, а зрелость еще не наступила.
К.Р. Гартман.docx
Министерство образования и науки Российской Федерации
Новокузнецкий институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«Кемеровский государственный университет»
Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии
Кафедра психологии
Студент группы ПОа1401
Гартман Андрей Викторович
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ВОЗРАСТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»
ТЕМА: КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ
СТРАХА ТЕМНОТЫ
Работа защищена
с оценкой «__________________»
Руководитель: канд. псих. наук,
доцент кафедры психологии
Н. А. Трегубова
____________________________
«____»________________2017 г. Новокузнецк 2017
2 СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО
ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ………..……….……………………………7
1.1 Страх темноты в подростковом возрасте……………...................................7
1.2 Приемы работы психолога…………………………………..........................15
Вывод по первой главе...........................................................................................20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАХА
ТЕМНОТЫ...............................................................................................................22
2.1 Психологический портрет подростка………………………………………22
2.2 Ход консультаций……………………………………………………………..22
Вывод по второй главе……...................................................................................31
Заключение .......................................................................................................33
Список литературы ..........................................................................................35
1
3 Введение
В настоящее время в психологической практике мы сталкиваемся с
множеством проблем подросткового возраста. Эти проблемы имеют различный
характер, они связанны с трудностями развития и приспособления личности,
дисгармонией межличностных отношений, социальными девиациями.
Подростковый возраст ответственный период в становлении
мировоззрения подростка, системы отношений, интересов, увлечений и
социальной направленности. Существенное развитие претерпевает самооценка,
которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе в
контексте реальных межличностных отношений.
Подросток,
с одной стороны,
стремится сохранить свою
индивидуальность, а с другой быть вместе со всеми, принадлежать группе,
соответствовать ее ценностям и нормам.[1]
Этот возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого
периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию,
от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток – полуребенок и
полувзрослый: детство уже ушло, а зрелость еще не наступила.
Подростку всегда трудно выдержать столкновения с миром взрослых.
Одной рукой он все еще держится за родителей, а другой хватается за свое
будущее. Семья пытается возвратить его на прежние рельсы, и общество ищет
свои механизмы воздействия на юных, демонстрирующих свои взрослые
притязания.
Старый надежный способ добиться повиновения это всевозможные
устрашения. Общество постоянно прибегает к тактике запугивания,
позволяющей ему управлять своими членами, контролировать их. Современные
мифы, таящие угрозы, пронизывают всю атмосферу общества. Они глубоко
проникают в сознание людей и в состоянии вызвать у них переживания страха,
4 тревоги, опасения за свою жизнь и жизнь близких. Содержание этих мифов,
пугалок меняется в зависимости от времени, но общество всегда
предусмотрительно моделирует для своих членов то, что будет их страшить,
беспокоить
Человек, который ничего не боится, самый неудобный для общества
человек. Он непредсказуем и потому опасен. Самая взрывоопасная часть
общества те, кто начинает взрослеть, кому чуть больше или меньше 16. Они
живут без оглядки, они не хотят думать, куда их может занести.
Главное для подростка это сиюминутное благополучие. Он должен знать,
что у него все сегодня хорошо и что он будет вне опасности.
Неустойчивая подростковая психика жадно выхватывает из контекста
окружающей жизни предусмотрительно предложенные обществом
пугалки( смерть, болезни, нищета, боль, жестокость, маньяки, насильники,
кризис, война, мафия, изоляция, осуждение невозможность добиться успеха,
уродство, непривлекательность...). Пугалок много. Едва ли не каждое
десятилетие создает новых монстров и реконструирует старых. И они в разное
время поразному прорастают в сознании взрослеющих детей.[1]
Специальный опрос подростков 1016 лет показал явное преобладание
природных страхов в 1012 лет и социальных в последующие годы с
максимальным нарастанием в 15 лет.[2] По сравнению с мальчиками у девочек
большее число не только природных страхов, но и социальных. Это не только
подтверждает большую боязливость девочек, но и указывает на более
выраженную у них тревожность, поскольку в социальных страхах преобладает
тревожный регистр личностного реагирования. Выяснилось, что тревожность,
как и социальные страхи, достигает своего максимума у мальчиков и девочек в
15 лет, т.е. к концу подросткового возраста, причем у девочек тревожность
достоверно выше, чем у мальчиков. Нарастание тревожности и социальных
5 страхов является одним из критериев формирования самосознания личности у
подростков.
Интересен проведенный социологический опрос 200 матерей, имеющих
детей в возрасте от 2 до 11 лет. Им предоставили список из 30 видов страхов и
предложили расположить в порядке частоты и интенсивности проявления
тревоги, имеющиеся у их ребенка. Подавляющее число мам (свыше 80%) детей
от 2 до 11 лет, выдвинули страх темноты на первый план. Это и иные
исследования дают право утверждать, что восемь из десяти детей испытывают
боязнь темноты. Установлено, что детские тревоги заложены в подсознании, и
для их проявления не нужны постоянные провоцирующие факторы. В
большинстве случаев, пережитые в детском возрасте эмоции и господствующие
чувства имеют временной характер и со временем бесследно исчезают.[3]
Как мы видим, страхи у подростков не столь редкое явление, но они
обычно тщательно скрываются.
Таким образом,
объектом исследования является проблема страха
темноты в подростковом возрасте.
Широкий круг описанных выше проблем решается в рамках
психологического консультирования. Но в современных условиях, чаще
наибольшее внимание усвоению учебного материала. Это, безусловно, важно, но
недостаточно, так как в этих условиях не раскрывается полная картина
психического и личностного развития подростка. Остается неясным, каковы
глубинные причины появления у школьников разных возрастов неуспеваемости,
закомплексованности, тревожности, агрессивности и т.п.
Как отмечают ученые: «личность подростков, в отличие от взрослых,
поэтому психологическое консультирование
динамично развивается,
подростков является одним из сложных, а процесс его организации и проведения
имеет свою специфику. Однако стоит подчеркнуть, что принципы
психологического консультирования, которые ориентированы на решение
6 проблемы взрослых людей, не могут быть применены в работе с личностью
подростка, поскольку в таком случае не учитывается специфика развития
подростков в соответствии с их возрастными возможностями» [4, стр.97].
Таким образом,
предметом исследования является специфика
консультирования подростка.
Актуальность исследования состоит в том что, эмоциональные
нарушения, возникающие в этот период, имеют далеко идущие последствия.
Многие исследователи связывают некоторые типы нарушения поведения у детей
Неоднократно
с различными формами эмоциональных нарушений.
демонстрируется связь эмоционального неблагополучия с неуспеваемостью,
трудностями общения со сверстниками и взрослыми и т.д.
Цель данной курсовой работы: изучить возможности консультирования по
преодолению проблемы страха темноты в подростковом возрасте.
Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Провести консультирование подростка по данной теме.
3. Проследить, как менялось поведение подростка в ходе консультаций.
4. Проанализировать результаты после проведения консультаций.
Методы исследования:
теоретические: анализ психологопедагогической литературы;
эмпирические: наблюдение, описание, беседа.
7 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
1.1 Страх темноты в подростковом возрасте
Страх стар, как мир. И чрезмерные, необоснованные страхи тоже. Дамокл,
который известен нам своим легендарным мечом, якобы подвешенному над его
головой, страдал от боязни высоты. Тихо Браге, знаменитый датский астроном,
большой ловелас, который, потеряв в одной из дуэлей нос, заказал себе протез из
золота с серебром, Тихо Браге боялся не только лисиц, но и зайцев. Лорд
канцлер Френсис Бэкон, философ и ученый XYІ века умирал от страха во время
лунных затмений. Пьер Бейль, французский философ XYІІ века, страдал от
конвульсий, когда слышал шум воды. Гай Октавий, наследник Юлия Цезаря,
ставший императором под именем Цезаря Августа, основатель Римской
империи, отказывался оставаться один в темноте.
И, наконец, невозможно устоять перед искушением, рассказать о страхах
человека, который, столько, сделал для их исследовании Зигмунда Фрейда.
Доктор Фрейд страдал боязнью переездов по железной дороге. Или, точнее, он
впадал в сильнейшую тревогу при мысли, что он может опоздать на поезд, или
еще того хуже, на пересадку. Изза этого он всегда выезжал за два часа до
отхода поезда. Тем не менее, несмотря на эту мудрую предусмотрительность,
ему приходилось то и дело садиться в свой поезд буквально «на лету»,
поскольку по какимто таинственным подсознательным причинам у него в
последнее мгновение всегда находилась какаянибудь проблема, требовавшая
немедленного решения, которая каждый раз едва не заставляла его опоздать! И,
тем не менее, в значительной мере именно самоанализ этого поведения помог
доктору Фрейду заняться изучением механизма страхов и опубликовать в 1895
году работу «Наваждение и страхи». [5]
8 Существует множество различных понятий страха. Вот как объясняют это
понятие отечественные ученые, работавшие в этом направлении:
«Страх эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или
социальному существованию индивида и направленная на источник
действительной или воображаемой опасности » считает Л.А. Петровский.
По мнению А.С. Спиваковской: «страх – это специфическое острое
эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в
опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой уже
наступившей опасностью».
Известный физиолог И.П. Павлов считал, что страх основан на инстинкте
самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными
изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и
дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.
Российский психолог А.И. Захаров считает, что страх это одна из
фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие
угрожающего стимула.[6]
Страхов существует столько, что разобраться в них, так сказать,
«разложить их по полочкам» непросто. Существует много способов
классифицировать их по какомуто признаку.
Например, их можно разделить на группы, исходя из того, чего боится
человек это так называемая классификация по фабуле страха.
Известный психиатр Карвасарский различал восемь основных фабул
страха.[7] К первой из них он относил боязнь пространства, проявляемую в
различных формах. Пожалуй, широкой публике из этого ряда наиболее известна
клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства. Она нередко возникает у
шахтеров после обвалов, у подводников после аварий и может возникнуть даже
в обыденной жизни (например, если человек надолго окажетсязапертым в кабине
застрявшего лифта). Однако бывает и противоположное явление некоторые
9 люди панически боятся открытых пространств. В тяжелой форме такое
заболевание агорафобия может приводить к тому, что человек будет целый
день сидетьдома и предпочтет голодать, нежели перейдет широкую площадьдля
того, чтобы купить себе еды. К этой же группе относят страхглубины и страх
высоты. К страху высоты близко примыкает страх глубины, который иногда
обозначают как страх воды (аквафобия).
Ко второй группе фобий по классификации Карвасарского относятся так
называемые социофобии, связанные с общественной жизнью. Они включают в
себя эрейтофобию (страх покраснеть в присутствии людей), страх публичных
выступлений, страх изза невозможности совершить какоелибо действие в
присутствии посторонних (например, выйти изза стола в туалет) и многие
другие столь же нелепые, по мнению окружающих, и столь же драматичные для
их носителей боязни. К социофобиям относится весьма распространенный среди
людей страх публичных выступлений, и в то же время, по уверению
специалистов, его преодоление не представляет трудностей и зависит только от
регулярной тренировки. К социофобиям по праву можно отнести и страх многих
молодых парней познакомиться на улице с понравившейся девушкой. Другим
страхом, как бы примыкающим к обозначенному выше, является страх
«потерять» любимого человека. В основе этого страха, как правило, лежит
глубинная неуверенность в себе и (или) заниженная самооценка, а также
прошлый негативный опыт в этой области. Другими словами, человек, которого
однажды уже покинул любимый (или любимая), будет ожидать повторения
подобного сценария.
К третьей группе, по классификации Карвасарского, относятся нозофобии
страхи заболеть какимлибо заболеванием. Этот вид навязчивого страха в той
или иной мере всегда присутствует в обществе, но особо обостряется и
принимает массовый характер во времена эпидемий.
10 К четвертой группе навязчивых страхов, по Карвасарскому, относится
танатофобия страх смерти, к пятой различные сексуальные страхи, к шестой
страхи нанести вред себе или близким, к седьмой «контрастные» фобии
(например, страх громко произнести нецензурные слова в обществе у
благовоспитанного человека или страх «совершить чтото непристойное,
грязное» у священника во время богослужения). И, наконец, восьмая группа
страхов это фобофобии, или, другими словами, страхи бояться чеголибо.
Другие психиатры, например Сэдок и Каплан, предпочитают делить
страхи на конструктивные представляющие естественный защитный механизм,
который помогает лучше приспособиться к экстремальной ситуации, и
патологические страхи. Последние являются неадекватным ответом на
определенный стимул по интенсивности или длительности и часто приводят к
ситуации психического нездоровья.
Можно еще делить страхи на детские и взрослые, на первичные и
вторичные, и еще по другим признакам, и каждая такая классификация будет
иметь преимущества и недостатки. [7]
Однако страх это не всегда плохо, как нам это может показаться, давайте
рассмотрим подробнее, какое влияние имеет страх:
страх неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, т.к.
всегда предотвращал слишком опасные для жизни, безрассудные и
импульсивные действия;
страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный
характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями
ВНД;
невозможность управлять собой порождает чувство бессилия и
безнадежности, понижая еще жизненный тонус, культивируя пассивность и
пессимизм;
страх подрывает неуверенность в себе, решительность в действиях,
поступках;
11
взрослый, который в свое время не избавился от страхов, скорее
всего, передаст свои волнения ребенку;
страх уродует мышление, которое становится хаотичным, вялым,
заторможенным.
бесконечными опасностями, предчувствиями и сомнениями;
Мышление теряет гибкость,
становится скованным
изза нарастающей эмоциональной напряженности и боязни
показаться смешным, сделать не то, не так, как ожидается, уменьшается
познавательная активность, любознательность, любопытство;
все новое воспринимается с известной долей настороженности и
недоверия, а все поведение приобретает пассивный излишне осторожный
характер;
в некоторых случаях люди так устают от страхов, что отказываются
от любых проявлений инициативы и внешне производят впечатление
равнодушных и безразличных людей.
Итак, разберем поподробнее природные страхи, а именно страх темноты.
Страх темноты подразумевает безраздельный страх перед любой
опасностью, появляющейся из нечто. Обычно страх темноты свидетельствует о
беззащитности перед лицом воображаемой опасности в виде чудовищ.
Рассмотрим детский страх темноты. Во всех случаях страх темноты
развитие у детей воображения и фантазии. В интересующем нас вопросе влияния
родового опыта на появление данного страха, можно представить, что темнота
как раз и есть отражение внутриутробного существования ребенка. Тогда
темнота означает предшествующий рождению мрак, где ребенок испытал при
беременности и родах действие неожиданных и неприятных сил, способных
лишить его жизни.
Особенность этого страха в том, что подросток боится не самой по себе
темноты – как отсутствия достаточной освещенности. Его страх направлен на
возможную ситуацию — неожиданность, и связан с незнанием того, какие
«сюрпризы» таит тьма, и с чем можно в ней столкнуться. Не видя реальные
объекты, не обеспечивая мозг достаточной информацией для анализа изза
12 невозможности органов зрения воспринять и передать картинку, начинает
усиленно работать воображение. На базе имеющегося страха темноты,
воображение активно рисует страшные, пугающие сюжеты, которые отсутствуют
в реальности. Такое фантазийное восприятие реально не существующих явлений
и предметов, как правило, сопровождается отсутствием сомнений и критики со
стороны подростка.
Согласно учению русского психиатра В.Х.Кандинского,
эти
непроизвольные представления, возникшие в результате изменения обычного
фантазирования на патологическое, свидетельствуют о нарушениях в волевой
сфере человека.
Причины страха темноты обычно возникают при следующих
провоцирующих их жизненных ситуациях [8]:
1.
Эмоциональное потрясение. Любой возникший дисбаланс в общем
состоянии малыша или ребенка постарше может крайне негативно сказаться на
его внутреннем состоянии. Темнота при этом будет восприниматься как
дополнительная угроза, потому что таит в себе нечто неизведанное и пугающее
для еще несостоявшейся личности. При дневном свете такие дети ничем не
отличаются от своих сверстников, но при последних лучах заходящего солнца
они превращаются в буквальном смысле в загнанных зверьков.
2.
Чрезмерная забота. Источником боязни может стать излишняя
забота родителей во вред ребенку. Иногда это развивает в нем инфантильность и
неуверенность. Такие дети больше подвергаются никтофобии, чем эмоционально
устойчивые и общительные. Состав семьи (если отсутствует ктото из
родителей) также способен влиять на появление страха.
3.
Стресс после просмотра информационных источников.
Телевидение иногда не скупится на кровавые подробности происходящих в мире
событий. Некоторые родители спокойно относятся к тому факту, что их дети
наблюдают за разворачивающимися на экране сценах насилия. Вследствие
13 подобного своеобразного культурного досуга у малыша или подростка может
сформироваться комплекс боязни тьмы, который в дальнейшем принесет
множество проблем как ребенку, так и его папе с мамой.
4.
Просмотр фильмовужасов. Не только лицезрение сюжетов о
дорожнотранспортных происшествиях и террористических актах могут
испугать излишне впечатлительных детей. Современная киноиндустрия
периодически поставляет специфическую продукцию любителям пощекотать
свои нервы. Саги о вампирах, оборотнях и прочей нечистой силе уже стали
привычными для простого обывателя. Однако малыш с наступлением темноты
перестает воспринимать увиденную информацию, как развлекательный фильм, и
ему начинают мерещиться в покрове ночи всевозможные кошмары и ужасы.
5.
Семейные конфликты. Если нервная система ребенка подвергается
постоянному стрессу, то с приходом темноты она начинает подавать
дополнительные тревожные сигналы маленькому человечку. Он не может
самостоятельно заснуть в отдельной комнате и просится в кровать к взрослым,
чтобы успокоиться и хотя бы немного подремать.
6.
Провоцирование страха взрослыми людьми. Уж сколько раз
твердили миру, что ни в коем случае нельзя развивать у своего ребенка
всевозможные фобии. Однако вещания трагическим шепотом о Бабайке и
прочей нечисти не сходят с уст ретивых родителей, которые считают себя
специалистами в педагогике. Таким образом, они добиваются покорности у
своих отпрысков, а в итоге растят из них неврастеников.
7.
Навязчивые образы. Некоторым детям изначально внушается, что
ночная пора — это время, которого необходимо остерегаться. Причину
подобной ассоциации взрослые объяснить не спешат, но излишне эмоциональный
ребенок охотно верит в предоставленную ему «информацию». К тому же
некоторые излишне суровые папы и мамы наказывают своих непосед тем, что
запирают их в комнате в довольно позднее время. Для большего ужесточения
14 наказания в добавок выключают свет. В итоге у их чад в сознании начинает
срабатывать схема «провинился— темнота — страшно».
8.
Боязнь смерти. В данном случае речь идет о довольно серьезном
психологическом дисбалансе у детей. Еще несформировавшиеся личности
изначально не могут дать четкого объяснения прихода на этот свет нового
человека и дальнейшего его ухода в мир иной. Следовательно, страх темноты на
основании озвученной причины является поводом для срочного обращения к
психологу, потому что после смерти какогото близкого ребенку члена семьи у
него развилась подобная фобия.
9.
Переезд из квартиры в частный дом. Даже для взрослых такое
радикальное изменение места жительства не проходит просто так. Малыш же
сильнее реагирует на отсутствие соседей, переезд с «высоты» на «землю». И
если днем ребенок прекрасно резвится во дворе и радуется переменам, то ночью
у него может разыграться фантазия, в которой лезут в окна, нападают и т.д.
10.
Зрение. Без света человек не в состоянии хорошо видеть, что
означает потерю контроля над ситуацией. Мысль о том, что придется стать
беззащитным, приводит в ужас
Специалисты отмечают большую боязнь к темноте у девочек, чем у
мальчиков в этом периоде созревания личности. У них более срабатывает
инстинкт самосохранения, который сигнализирует им о вероятной опасности от
всех пугающих факторов. Страхи у подростков такого плана — нередкое
явление, которое часто возникает от невнимания взрослых к проблемам
эмоционального характера у своих детей.
Симптомы при боязни темноты обычно носят эпизодический характер и
появляются с наступлением темного времени суток или при попадании индивида
в затемненное помещение. В остальное же время они себя практически не
15 проявляют. Симптомы проявляются как на эмоциональном, так и на физическом
уровнях. [9]
Физические симптомы:
учащенное сердцебиение;
перепады давления;
колики, расстройства пищеварения;
мигрени, головные боли;
тремор, повышенное потоотделение или озноб;
слабость в мышцах конечностей;
«срывающийся» голос, сбивчивая речь и заикание;
нарушения сна, бессонница.
На эмоциональном уровне никтофоба преследуют:
кошмарные сновидения;
неадекватное, нервное поведение;
приступы панической атаки;
эмоциональная подавленность;
острое чувство страха;
ощущение безысходности, отчаяния, неконтролируемое чувство
тоски и одиночества;
острое желание обратиться в бегство (к источнику света).
Часто страхи не удается скорректировать в детстве. В зрелом возрасте,
невротическая личность обладает повышенной тревожностью на фоне
пессимистичного взгляда на жизнь, неуверенности в себе и зависимости от
одобрения окружающими. У такой личности может наблюдаться ряд
психосоматических симптомов: повышение или падение давления, учащение
пульса, потливость тела или рук, они легко краснеют, могут присутствовать
навязчивые движения (грызут ногти, дергают волосы и тому подобное).
1.2 Приемы работы психолога
16 Многие родители не склонны думать, что возбужденное состояние их
детей, приступы тревоги и паники могут привести к серьезным проблемам со
здоровьем. Но это не так. Несмотря на скрытность многих подростков, важно
научиться выявлять симптомы страхов, чтобы своевременно обратиться к
специалисту.
Прежде всего, напрашивается утверждение, что не нужно помогать
клиентам, полностью избавляться от страха, а также не следует скрывать
информацию, которая на первый взгляд кажется пугающей. Информация,
представленная должным образом, только подготавливает к тяжким событиям.
Определенная доля страха может оказаться целительной. Консультант
должен помочь клиенту конструктивно воспользоваться страхом.[10]
Испытывать страх тоже неприятно, однако эта неприязнь более приемлема. По
крайней мере, знаешь, чего боишься, что может реально повредить и как
избежать опасности, т е страх в отличие от тревожности поддается контролю.
Консультант не должен проявлять поспешность в интерпретировании
внутренних конфликтов клиента на основании его конкретного страха темноты.
В интерпретациях очень ненадежно основываться на символическом смысле
страха. За одним и той же страхом у разных людей могут скрываться разные
конфликты. Смысл страха сильно зависит от индивидуальной истории жизни
клиента, поэтому не трудно ошибиться, поддавшись соблазну поверхностного
объяснения.
Kennedy (1977) метко описывает поведение клиентов со страхами;
обратимся к его наблюдениям. Стержнем невротического поведения с
преобладанием страха является усиленное избегание тревоги, стремление
обойти породивший ее конфликт. Поэтому клиент нередко спокойно говорит о
своем страхе, но отрицает существование любых внутренних конфликтов,
связанных с этим страхом. Консультант должен быть готов к такому поведению
Попытки избежать обсуждения конфликта могут проявиться самыми
17 разнообразными способами. Обычно клиенты крайне осторожны в отношениях с
консультантом. Они склонны сопротивляться стремлению консультанта
говорить о вещах, провоцирующих тревожность. Сопротивление опять же
принимает разные формы. Клиент забывает детали предыстории своих проблем,
которые проливают свет на суть психологического конфликта.
Сопротивляющийся клиент также может стараться увести беседу в сторону и
таким способом уклониться от тематики, провоцирующей тревожность.
Возможно вообще избегание разговора о себе. Это, кстати, классическая форма
сопротивления в консультировании.
Консультант должен иметь в виду эти типичные черты поведения
клиентов со страхами, поскольку порой приходится уступать клиентам и не
затрагивать неприятные темы, чтобы не причинять им страданий. Однако такая
тактика не позволяет надеяться на успех в коррекции страха.
Еще один способ бегства это занятие самолечением. Они покупают
медицинские книги, роются в специальных журналах, стремятся испробовать все
возможные методы лечения, однако избегают непосредственного обращения к
своим внутренним конфликтам. Консультанту важно разобраться, какую
вторичную выгоду извлекает клиент из своего "трусливого" поведения в
семейных отношениях, на работе или в каких либо других областях. Шансы
понять клиента увеличиваются, если предпринимается попытка смотреть на его
проблемы или симптомы в более широком контексте. Еще состоит в том, что
страхи могут передаться консультанту. Если такое произошло и самого
консультанта охватила тревожность, то восторжествовала используемая
клиентом техника уклонения, и этим случаем не следует заниматься.
Эффективная коррекция страхов требует от консультанта усиленного
самоконтроля.[11]
Психология включает в себя многочисленное количество методов
выявления страхов и их коррекции. Но главная задача в поиске проблемы всегда
18 лежит на плечах близких людей подростка – его родителей. Стоит задуматься о
посещении врача, если подросток:
страдает от чрезмерной интенсивности проявления страхов;
чувствует себя плохо от воздействия страха;
испытывает неадекватную реакцию на предмет, к которому у него
появилась боязнь.
По мнению психологов, с остальными проявлениями страха подросток
может справиться и самостоятельно (или с помощью близких). Чаще всего
проявление тревоги и паники быстро проходит, если ребенок не будет держать в
себе мучащие его проблемы. Родители должны помочь своему сыну или дочери
проанализировать объекты страха и побороть их.
Упражнения коррекции страхов могут проводиться не только в кабинете
психотерапевта, но и дома. Знание о нескольких простых методиках борьбы с
тревожностью помогут быстро преодолеть психологические трудности. Работа
над коррекцией страхов может производиться несколькими методами. Наиболее
распространенные из них:
визуализация;
имплозия;
контактное
взаимодействие. Каждая из этих методик может помочь в диагностике и
преодолении страхов. Работа с подростком может занять от нескольких дней до
2–3 месяцев (в зависимости от стадии тревожности).
Визуализация.
Наиболее популярный метод коррекции – визуализация. Особенность этой
методики в том, что она эффективна как с маленькими детьми, так и с
подростками. Психологи уверены, что при помощи простых карандашей и
чистого листа можно значительно повлиять на психическое состояние пациента.
Поэтому важно, чтобы подросток визуализировал (нарисовал) свой страх,
проанализировал его и высказал свое мнение родителям. Еще психологи
советуют комедийный способ изображения объекта страха. Такой метод
19 позволит подростку относиться к своей проблеме менее остро. Страхи лечатся
эффективнее, если пациент во время терапии меняет свое отношение к ним,
воспринимает их без проявления паники и тревожности.
Имплозия.
Для взрослых часто используется работа над постепенной адаптацией,
когда важно соблюдать частые встречи с боязнью, чтобы к ним привыкнуть. С
подростками иначе. Может потребоваться помощь родителей. Если школьник
боится отвечать у доски, ему придется это сделать. Но важно, чтобы рядом с
ним были близкие люди, а не ровесники. Его рассказ должен быть направлен на
признание собственных страхов. Такие действия принесут положительный
эффект в борьбе с тревожностью.
Контактное взаимодействие.
Это упражнение применяется при страхах невротического
происхождения. Задача контактного взаимодействия – снизить значимость
фрустрации или тревоги. Если подросток боится преподавателя, путь к
коррекции страха лежит через контакт с ним. Учитель должен показать, что его
не нужно бояться. К тому же не менее важно, если он и сам приведет примеры
собственных пережитых проявлений тревожности. Так происходят поиск и
определение общих интересов. Единственная проблема применения такого
упражнения – это поиск самого объекта страха. Иными словами, приступать к
коррекции тревожности придется только после того, как подросток признается
родителям о своей боязни. Без признания школьника такие действия
безрезультатны.
Рисование вместе со специалистом.
20 Дети сами по себе любят изображать на листе бумаги свои тревоги и
переживания. Грамотный психотерапевт сможет скоординировать мысли
подопечного при совместной художественной деятельности. Во время
подобного совместного досуга ребенок и специалист могут найти причины
возникновения страха перед темнотой, что станет в дальнейшем решающим
шагом для последующей терапии маленького пациента.
Советы родителям.
Помощь родителей в преодолении их тревожности заключается не только
в моральной поддержке своего ребенка, но и в подготовке его личности к
социальной жизни. Важно научить его определенной культуре поведения,
взаимодействия с окружающими. Дело в том, что психология – наука
разносторонняя, и ее «азы» должны знать все родители, которые хотят
вырастить психически здорового ребенка. Поэтому каждой матери и отцу важно
воспользоваться такими советами психологов:
Бороться с социальными страхами будет легче, если подросток научится
контактировать взглядом с людьми. Родители должны чаще напоминать
своим детям об этом, привлекая их к контакту дома. Ребенку будет легче
находить контакт с людьми в будущем.
Следует разъяснять различные варианты начала и окончания разговора.
Систематические тренировки (даже в виде игры), с приветствием и
прощанием, сделают ребенка более раскрепощенным.
Следует создавать все условия для того, чтобы ребенок имел друзей.
Любая ненавязчивая помощь будет полезной.
Психологи советуют также поменять отношение к детям. Чаще всего,
родители сильно требовательны к подросткам, стараются контролировать
каждый их шаг или действие. Дело в том, что такая забота негативно действует
21 на молодую психику. Подросток может чувствовать себя неуверенно изза
отсутствия права голоса, права на собственное мнение и на личную жизнь.
От поведения родителей детей с подобной проблемой зависит
практически 80% успеха предполагаемого мероприятия. Исключительно в их
интересах сделать все возможное для избавления их любимого чада от довольно
серьезной проблемы в виде страха темноты.
Вывод по первой главе
Таким образом, страх – это боязнь человека, чеголибо. Психиатр
Карвасарский разделял страхи на восемь фабул страха: боязнь пространства,
социофобии, страх заболеть каким либо заболеванием, танатофобия,
сексуальные страхи, страх нанести вред себе или близким, контрастные фобии и
просто фобии. Так же, страхи делят на конструктивные и патологические.
Страх темноты подразумевает безраздельный страх перед любой
опасностью, появляющейся из нечто. Обычно страх темноты свидетельствует о
беззащитности перед лицом воображаемой опасности в виде чудовищ.[12]
В большинстве случаев с возрастом детские ночные страхи рассеиваются,
и от никтофобии остается тусклые отблески некогда сильных переживаний.
Есть люди, обладающие очень твердым характером и силой воли, которые
осознанно и успешно ведут борьбу с боязнью темноты. К сожалению, не
каждому человеку в силу психологических особенностей удаются такие
результативные подвиги.
Упражнения коррекции страхов у подростков направлены на
высвобождение всех эмоций, переживаемых молодыми людьми. Дело в том, что
старшеклассники часто скрывают от близких свою боязнь. Особенно если страхи
связаны с их положением в обществе. Поэтому действовать должен не только
страдающий от тревожности, но и его родители. Важно любым мирным
22 способом выяснить страх ребенка, проанализировать его и по необходимости
обратиться к врачу. Кроме того, можно корректировать страхи и дома,
используя метод визуализации.
23 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ
2.1 Психологический портрет подростка
В течение психологической практики с Иваном, было проведено три
консультации по 40 минут. Иван живет в городе Новокузнецке, является 7
класса «А» СОШ №110. В данной школе учиться с первого класса. Семья не
полная, нет отца. В семье преобладают хорошие, теплые отношения.
Конфликтов с преподавателями не имеет. Успеваемость средняя.
Из беседы с классным руководителем выяснилось, что Иван мальчик
скромный, но малообщительный. Из слов друзей – одноклассников также
выяснилось, что Иван преданный друг, всегда готовый помочь.
Из наблюдений на уроке за Иваном, было видно, что он мальчик усердный,
не любит отвлекаться пока не закончит задание, но если к нему обратятся
одноклассники, помочь с какимто заданием, отвлечется от своей работы и
поможет товарищу. При этом старается сильно не шуметь, так как привлекать
лишнее внимание учителей не любит.
2.2 Ход консультаций
В приведенных ниже консультациях, я записал основные моменты.
Первая консультация
Цель консультации: Знакомство с клиентом. Установление контакта.
Ход беседы
24 П: Привет меня зовут Андрей, я студент и учусь на психологическом
факультете. Как будет удобно, что бы мы общались? На «ты» или на «Вы»?
К: Да, давай на ты, так будет удобней. На «Вы» слишком формально.
П: Хорошо, значит договорились.
П: Это ты так здорово нарисовал?
К: Да, у меня еще есть.
П: Мне нравится, очень хорошие рисунки.
П: Мама говорит, что когда ты выходишь на улицу ночью, то чтото
происходит с тобой. Что там такое происходит?
К: Я боюсь.
П: Ваня, а чего ты там боишься?
К: Темноты.
П: А что бы ты хотел Ваня, когда выходишь на улицу?
К: Не бояться.
П: Не бояться чего?
К: Темноты.
П: Ты этого хочешь?
К: Да!
П: А что ты будешь делать, если перестанешь бояться?
К: Я смогу тогда ходить ночью с мальчишками на речку и сидеть у костра.
П: Ваня, а как ты знаешь, что ты боишься.
К: Просто знаю.
П: А где ты испытываешь страх?
К: Не знаю.
П: Может быть в пятке, или в животе?
К: Не знаю.
П: Так у тебя есть страх?
25 К: Да.
П: Ну и где же он прячется?
К: Не знаю.
П: А хотелось бы тебе узнать, где он прячется?
К: Да!
П: Ну, тогда сходи и узнай! Выйди прямо сейчас на улицу и узнай, где он
появляется в твоем теле, в руке, голове, или в пятке...
К: Здесь...(Он показывает на грудь правой рукой.)
П: Хорошо, садись вот рядышком со мной. А в школе, где ты учишься, по
какой системе ставят оценки по пяти бальной или десяти бальной?
К: По 5 бальной.
П: А вот эти картинки ты рисовал?
К: Да, я.
П: Хорошо, а что у тебя по рисованию в школе, сколько баллов?
К: 5. Иногда 4.
П: Это сама высокая оценка?
К: Да, самая высокая.
П: А как ты теперь 'страшишься'? На сколько баллов?
К: Я не знаю насколько.
П: Ну, тогда выйди на улицу, узнай, и быстро возвращайся.
К: На 5 баллов. (Отвечает, быстро вернувшись, фактически он только
приоткрыл дверь на улицу, сам оставался в коридоре.)
П: Точно на 5?
Сейчас схожу, еще раз проверю.
П: Опять быстро возвращается.
К: Точно на 5. (Подтверждает он, вернувшись. Ему уже явно нравится эта
игра, в которую мы с ним играем.)
26 П: Хорошо, садись вот сюда рядышком. Ваня, тебе удобно в этом кресле?
К: Удобно.
Формулирование гипотез
Проблема мальчика заключалась в том, что мальчик боялся темноты с 4х
лет, спать мог только при включенном свете, в связи с этим были выдвинуты
следующие гипотезы:
Гипотеза 1: Нарушение детскородительских отношений – мальчик
боится, что с мамой чтото случиться.
Гипотеза 2: Гиперопека со стороны мамы.
Гипотеза 3:Повышенная тревожность.
Анализ консультации:
В начале беседы для того, чтобы установить контакт я использовал
невербальные средства общения: открытую позу, открытые руки и т. д.; улыбку;
контакт глаз. Когда я похвалил его рисунки, щеки его порозовели, и голос стал
громче. А рисунки и в самом деле хорошие. Видно, что ему нравится похвала.
Теперь можно переходить к сути. Основная задача этого диалога создать
доверительные отношения, без которых немыслима психотерапевтическая
работа.
Вид психологического сопротивления, с которым я столкнулся
конфлуеэнция, т.е. у клиента размыты границы контакта со средой. Из
контекста ясно, о чем идет речь, но в данном случае я посчитал целесообразным
уточнить. (Ваня, а чего ты там боишься?)
На протяжении всей консультации использовался метод активного
слушания. В основном я использовала открытые и уточняющие вопросы, они
помогли мне в разговоре с клиентом, узнать о нем больше информации, о его
проблеме. Клиент начал внимательно слушать вопросы, касающиеся
27 неприятелей, пред тем как дать ответ, некоторое время обдумывала его. Прием
перефразирования помог мне не запутаться в словах клиента.
Другие техники были использованы в меньшей мере, о других я вообще
забыл, изза волнения и неуверенности в том, что именно в этом моменте
разговора их нужно употребить.
Перед консультацией, я испытывал волнение, в голове постоянно
прокручивал, что я буду говорить, и как все пройдет, представлял реакцию
клиента, трудности которые могут возникнуть. Во время консультации, вначале
я был не уверен в своих вопросах, стараясь меньше говорить, при этом стараясь
быть, больше направлен на то, что говорит мне клиент. Но в ходе беседы
сильных заминок не случилось, в некоторых моментах мне сам клиент помог
успокоиться и не переживать, это произошло когда он мне начала больше о себе
рассказывать и охотно делиться остальной информацией. Мне удалось
установить дружеские и доверительные отношения. Я считаю, что цель данной
консультации была полностью достигнута.
Вторая консультация
Цель консультации: Проверка гипотез.
Ход беседы
П: Ваня, у тебя есть Страх, ты ощущаешь его вот здесь в груди, и он такой
большой, что он на десять баллов? Это так?
К: Да.
П: Ваня, а ты хотел бы поговорить со своим Страхом?
К: А зачем с ним разговаривать?
28 П: Это же твой Страх. Как и твоя рука, нога. И твой Страх оберегает тебя
от темноты. Ну, может быть с ним можно договориться, чтобы он позволил тебе
ходить ночью с мальчишками на речку. Хотел бы ты поговорить со своим
Страхом?
К: Хотел бы.
П: Что если мы его посадим на стул?
П: Давай положим какуюнибудь вещь, которая будет страхом. Положи
сам. (Берет куртку, выворачивает куртку наизнанку и кладет на стул.)
П: Ваня, спроси у Страха, хочет он с тобой поговорить?
К: Страх, ты хочешь со мной поговорить?
П: И что он сказал тебе?
К: Ничего, молчит.
П: Тогда пересядь на стул и возьми куртку. Будешь ему помогать. А я
буду Ваней.
(Садится на стул и берет куртку. Я сажусь в кресло.)
П: Страх, ты можешь поговорить со мной?
К: Могу.
П: Спасибо тебе Страх. За то, что он такой хороший, что согласился со
мной поговорить. (Теребит куртку.)
К: Пожалуйста.
П: Страх, расскажи, ты какой?
К: Большой, очень большой...опасный.
П: Страх, а что хорошего в том, что ты заставляешь Ваню страшиться
темноты?
К: Ничего.
П: Чего ты добивается этим?
К: Ничего. (Ваня положил куртку.)
29 П: Страх не хочет больше с нами разговаривать.
К: Нет. (Лицо Вани покраснело. На глазах были слезы.)
К сожалению в этот момент зашел учитель, и увидев, что мальчик плачет,
решила вмешаться и забрала его.
Анализ консультации:
На второй консультации о весь диалог происходил как с некоторой
частью, которая отвечает за конкретное поведение. Но сначала эту часть
следовало идентифицировать.
В начале беседы я применил прием обобщения, чтобы помочь клиенту
систематизировать свои мысли, вспомнить то, что было на прошлой
консультации. Прием одобрения, помогал мне продолжать более дружеские
отношения с клиентом и поддержать его. Техникой «пауза молчания», я давала
клиенту возможность погрузиться в себя, вспомнить, какие чувства, эмоции она
испытывала в конкретной ситуации.
Неудачным мне показался момент выбора стратегии. Клиент выбрал всего
одну стратегию, и я с ней вроде бы и согласился, не до конца поняв, чего хочет
клиент. Можно было бы придумать пару стратегий, и подробно разобрать
каждую из них, ее плюсы и минусы.
Третья консультация (подросток пришел сам, не слушая запрет того
учителя)
Цель консультации: Проведение заключительного занятия.
Ход беседы
30 К: Страх хочет чтото сказать.
П: Давай послушаем его.
К: Я хочу, чтобы Ваня падал и набивал себе синяки и шишки.
П: Это очень интересно. Спасибо Страх за честный ответ... а зачем тебе
это нужно, чтобы Ваня падал и набивал себе синяки и шишки?
К: Тогда он не будет нравиться девочкам.
П: Спасибо, Страх, что ты так заботишься о Ване, а зачем тебе нужно,
чтобы Ваня не нравился девочкам?
К: Тогда они не будут называть его бабником. (Ваня краснеет. Голос
дрожит.)Вот он 'интроект'!
П: Спасибо Страх. А если Ваню не будут называть бабником, то кем он
будет?
К: Он будет нормальным мальчиком.
П: Так ты Страх хочешь, чтобы Ваня был нормальным мальчиком. Это же
здорово. Спасибо, что он такой хороший. Спасибо тебе за то, что ты заботишься
о Ване. Какой же ты Страх? Ты настоящий друг. А можно я буду называть тебя
тогда Другом?
К: Можно.
П: Ты будешь с Ваней дружить?
К: Буду.
П: Друг, а ты разрешишь Ване ходить на речку с мальчишками, если он
будет нормальным мальчиком?
К: Разрешу.
П: А ты будешь Ваню защищать в темноте, если он будет нормальным
мальчиком?
К: Буду.
31 П: А каким Ваня будет, если он будет нормальным и будет темно?
К: Он будет уверенным.
П: Каким еще?
К: Сильным и осторожным.
П: Предлагаю положить Друга (куртку) на стул и вернуться в кресло.
(Какоето время сидит, потом выворачивает куртку обратно. Оставляет ее на
стуле. Возвращается в кресло.)
П: Ваня, я твой Друг. Я забочусь о тебе. Я хочу, чтобы ты был
нормальным мальчиком. А ты хочешь, чтобы я, твой Друг, заботился о тебе? (В
руках держу куртку. Пытаюсь говорить его голосом, голосом ребенка.)
К: Хочу.
П: Ты уверен в этом?
К: Да.
П: Ваня, у тебя много друзей... хороших. У тебя есть один из них, еще
один друг, который помогает тебе хорошо рисовать. Он очень умный и такой
выдумщик. Когда ты рисуешь картины, то он здорово тебе помогает. Он как
настоящий волшебник. Покажи, как он выглядит.
(Дальше мы играли в Добрых Волшебников, которые обучали Друга быть
сильным, уверенным, внимательным и осторожным. Мне затруднительно все это
выразить словами, т.к. там было много невербального. Это заняло минут 15.)
П: Ваня, кто на том стуле сидит?
К: Мой друг.
П: Ваня, у меня к тебе просьба. Сходи на улицу и принеси мне сосновую
шишку, их много под деревом, но мне нужна маленькая и ровненькая. Я хочу
показать очень интересный фокус. (Ваня вышел на улицу один. Ваня вернулся
минут через 10 минут, с сосновыми шишками в руках и в карманах. Визуально
было видно, что цвет кожи лица у него розовый, дыхание ровное и глубокое,
32 поза тела симметричная, опора на правую часть тела (внешний контур). Куртку
он держал в руке.)
П: Ваня, насколько баллов теперь ты страшился?
К: Я забыл... ну,... может быть балла на два или один...
Такой ответ меня вполне устраивает, т.к. в темноте следует соблюдать
некоторую осторожность.
Анализ консультации:
Третье занятие было заключительным, но неожиданным одновременно. К
проблеме мальчика и её решению, я готовился заранее, т.к. уже знал о ней, по
рассказам мамы. Техникой «пауза молчания», я давала клиенту возможность
погрузиться в себя, вспомнить, какие чувства, эмоции он испытывал в
конкретной ситуации. Использованный мною в ходе консультации прием
одобрения, дал понять клиенту ощущение того, что я его поддерживаю и мне не
безразлична его проблема.
Во время разговора со «Страхом» Ваня вел себя как 'Родитель',
жестикулировал правой рукой. Голос жесткий. Предполагаю, что здесь есть
родительские интроекты. Я также слышал негативную формулировку, поэтому
предполагал, что существующий ответ является промежуточным и маскирует
позитивную цель. «Тогда они не будут называть его бабником. (Ваня краснеет.
Голос дрожит. )» Вот он «интроект».
По завершению консультации, я была рада тому, что у меня получилось
помочь своему клиенту.
Вывод по второй главе
33 Ваня общительный мальчик, хорошо идет на контакт. Характеризуется
ригидностью психических процессов. В конфликты вступает редко, выступая
чаще пассивной стороной. Наиболее выраженная черта – гуманность,
сопереживание другим людям, животным. С Иваном было проведено 3
консультации, по выявлению и коррекции заявленной проблемы.
Целью первой консультации было познакомиться с клиентом и установить
контакт. Трудность в установлении контакта вначале консультационной работы
возникло изза моего волнения, я был не уверен в своих вопросах, которые задаю
клиенту. А также были опасения, что не удастся найти общий язык с ним.
Сложнее всего было наладить доверительные отношения с клиентом. Однако в
ходе беседы клиент сам охотно делился информацией, что помогло установить
контакт и выдвинуть гипотезы.
Целью второй консультации было проверить выявленные гипотезы.
Однако ничего не удалось выявить, т.к. возникли сложности с преподавателям,
который вмешался в процесс.
Целью третьей консультации было провести заключительное занятие и
провести процесс осознания. Страхом было неудачное объяснение матери
факта, почему отец не живет вместе с ними. Мальчик не хотел быть "бабником",
как его отец. Фобия на темноту появилась у мальчика вскоре после ухода отца
из семьи, и продолжалась почти четыре года.
Поставленные мною цели в каждой консультации были достигнуты.
В ходе работы с клиентом, мною было замечено, что мне сложно
соблюдать схему консультирования, приходится сознательно удерживать себя в
рамках допустимого. И то, это не всегда у меня получалось. Это очень
отвлекало меня, поскольку приходилось выстраивать план дальнейшей работы и
держать во внимании то, что уже пройдено.
34 Так же были трудности с большим количествам техник. Я знал, как они
применяются, и были моменты, где я знал, что они тут были бы уместны, но из
за страха испортить этим сессию или как, то сбить клиента, я их не применял.
35 Заключение
Подростковый период это самый ответственный период, поскольку здесь
складываются основы нравственности, формируются социальные установки,
отношения к себе, людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте
стабилизируются черты характера и основные формы межличностного
поведения.[13]
Цель нашей работы, заключавшаяся в исследовании возможности
консультирования по преодолению проблемы страха темноты, достигнута.
Задачи решены следующим образом:
Мы раскрыли сущность проблемы страха темноты, условия и факторы их
развития в подростковом возрасте.
Страхи – это отрицательные, эмоциональные неприятные переживания. В
норме они выполняют охранительную функцию (самосохранение), поэтому
необходимы для правильного развития ребёнка и построения поведения. Эмоции
страха возникают в ответ на угрожающее действие. Страх – это ответ на
опасность, чувство опасности.
Но, как и везде, не нужно ничего сверх меры: слишком много страха
может нас парализовать, обратит нас в беспорядочное бессмысленное бегство.
Когда же речь идет о последнем случае, когда наша реакция чересчур сильна,
когда она далеко не соотносится с тем событием, которое ее вызывает, когда мы
принимаемся беспокоиться или бояться таких ситуаций, таких предметов,
людей или мыслей, которые с объективной точки зрения не дают никакого
повода к ощущению подобного беспокойства, подобного опасения что же
делать тогда?
Мы увидели, что систематическое бегство приводит к усилению того
напряжения, тревоги или страха, которые нас беспокоят: чем больше мы
36 убегаем, тем больше мы боимся. Тогда мы малопомалу превращаемся в нечто,
подобное трусливому зайцу, который готов улепетывать от малейшего шума.[14]
Упражнения коррекции страхов могут проводиться не только в кабинете
психотерапевта, но и дома. Знание о нескольких простых методиках борьбы с
тревожностью помогут быстро преодолеть психологические трудности. Работа
над коррекцией страхов может производиться несколькими методами. Наиболее
распространенные из них:
визуализация;
имплозия;
контактное
взаимодействие.
Однако от поведения родителей детей с подобной проблемой зависит
практически 80% успеха предполагаемого мероприятия. Исключительно в их
интересах сделать все возможное для избавления их любимого чада от довольно
серьезной проблемы в виде страха темноты.
Мы провели консультирование подростка по данной проблеме и провели
анализ полученных результатов. Консультирование подростков осуществлялось
в соответствии с общепринятой схемой консультации[15]:
установление контакта с подростком;
запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе,
конкретных людях, ситуации;
диагностическая беседа: поиск причин трудностей;
интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о
возможных причинах трудностей подростка;
реориентация: совместная выработка конструктивных способов
преодоления трудностей.
Консультирование подростков проводилось с использованием различных
методов. Сначала нужно определить, а потом и ликвидировать источник страха.
Рекомендуются также физические упражнения, сбалансированную диету,
хорошую технику релаксации. Страхи могут и должны быть преодолены и
37 побеждены при помощи педагогического искусства воспитания, с помощью
взрослого, находящегося с ребенком.
38 Список литературы
1.
Захаров А. И. «Дневные и ночные страхи у детей». — СПб.:
Издательство «Союз», 2004.
2.
Захаров А.И. «Как помочь нашим детям избавиться от страха». С.
Петербург, Изд. «Гиппократ» 1995
3.
4.
Суворова В. В. Психофизиология стресса. М., 1975г.
Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А. и др. Возрастно
психологический подход в консультировании детей и подростков : учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия»,
2002. 416 с.
5.
Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги.
//Вопросы психологии, 1969г., №1.
6.
Абакумова Т.В.
Классификация основных видов страха
современного общества // Социальная психология: диалог СанктПетербург –
Якутск. СПб, 2002, с.133140.
7. Щербатых Ю.В. «Психология страха». М. «Эксмо». 2002., с.1120
8.
Тревожность у детей и подростков:
Прихожан А.М.
психологическая природа и возрастная динамика. М.:Московский психолого
социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
9.
Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы
исследования тревожности. // Тревога и тревожность. СПб.,2001.
10. Мышанова Н. «Страхи здоровых людей». СанктПетербург, Изд.
"комплект" 1997г
11. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и
психологической коррекции. М: Академия, 2001
12. Справочник по психологии и психиатрии детского возраста. Под
общей редакцией С.Ю.Циркина. Спб: Питер, 2001
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.,1999.
13.
14. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция.
/Лебединский В. В. М., 1990г.
15.
Р. Кочунас. Основы психологического консультирования. М., 1999.
39 40
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА ПО ПРОБЛЕМЕ СТРАХА ТЕМНОТЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.