Контент-анализ определений понятия «методика обучения» и понятия «технология обучения»
Определение понятия "методика обучения"
«Научно обоснованная система знаний о принципах, содержании, методах, формах и средствах обучения, воспитания и развития обучающегося (обучающихся), разрабатывающая на этой основе эффективные педагогические технологии и обеспечивающая решение поставленных педагогических задач» [3, с. 101].
«Способ достижения определённой цели; совокупность способов целесообразного поведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, исследующая закономерности, правила, методы и приёмы обучения, осуществление воспитательной деятельности» [1, с. 53; 7].
«Описание конкретных приемов, способов, техник педагогической
деятельности в отдельных образовательных процессах» [2, с. 181].
«Представляет собой микротехнологию: алгоритм, инструкцию, руководство по содержанию и последовательности действий для получения какого-либо локального результата (методика отработки навыка, решения задач, написания сочинений, проведения опытов, методика психолого-педагогических тренингов и т. д.)» [4, с. 29].
«Совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя)» [5, с. 16].
Список литературы:
1. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург, 2006. 175 с.
2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: издательство, 2006. 448 с.
3. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Эгвес, 2013. 268 с.
4. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: Издательство, 2004. 224 с.
5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Издательство, 1998. 256 с.
Контент-анализ определения понятия "методика обучения"
Автор |
Ключевые слова |
|||||
Методы |
Формы |
Средства |
Принципы |
Педагогическая деятельность / технология |
Результат |
|
Новиков А.М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Воронин А.С. |
+ |
|
|
+ |
|
|
Коджаспирова Г.М. |
+ |
|
|
|
+ |
|
Селевко Г.К. |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
Селевко Г.К. |
+ |
|
+ |
|
|
+ |
В результате проведенного контент-анализ наиболее полным является определение Новикова А.М.: «Научно обоснованная система знаний о принципах, содержании, методах, формах и средствах обучения, воспитания и развития обучающегося (обучающихся), разрабатывающая на этой основе эффективные педагогические технологии и обеспечивающая решение поставленных педагогических задач».
Определение понятия "технология обучения"
"Описание (проект) образовательного процесса как способа реализации содержания обучения, предусмотренного государственным образовательным стандартом, включающего в себя систему форм, методов и средств обучения и последовательность действий всех его субъектов, которые должны обеспечивать безусловную реализацию диагностики поставленных целей" [2].
"Совокупность методов обучения, направленных на достижение конкретных (например, предметных или узко адресных при использовании содержания предмета как средства достижения) учебных или познавательных целей обучения" [3, с. 10-11].
"Система способов, приёмов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, где сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат» [4, с. 349].
«Последовательное и непрерывное осуществление взаимосвязанных между собой компонентов, методов, состояний педагогического процесса и определённых действий его участников - педагогов и обучающихся; последовательная взаимообусловленная система действий педагога, связанная с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемая в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач» [1, с. 76].
Список литературы:
1. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург, 2006. 175 с.
2. Игошев Б. М., Шамало Т. Н. Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в современных условиях: материалы междунар. научно-практ. конференции. Екатеринбург, 2004. С. 8–16.
3. Могилев А. В., Титоренко С. А. Дидактические принципы в компьютерном обучении. Педагогическая информатика. 1998. № 2. С. 10–16.
4. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Эгвес, 2013. 268 с.
Контент-анализ определения понятия "методика обучения"
Автор |
Ключевые слова |
|||||
Проект образовательного процесса |
Методы |
Формы |
Средства |
Действия педагога |
Достижение поставленной цели |
|
Игошев Б.М. Шамало Т.Н. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Могилев А.В. |
|
+ |
|
|
|
+ |
Новиков А.М. |
|
+ |
|
|
+ |
|
Воронин А.С. |
|
+ |
|
|
+ |
+ |
В результате проведенного контент-анализ наиболее полным является определение Игоршева Б.М. и Шамало Т.Н.: "Описание (проект) образовательного процесса как способа реализации содержания обучения, предусмотренного государственным образовательным стандартом, включающего в себя систему форм, методов и средств обучения и последовательность действий всех его субъектов, которые должны обеспечивать безусловную реализацию диагностики поставленных целей".
Автор
Москалев Иван Сергеевич,
учитель математики и информатики
ГКОУ СО «Екатеринбургская ВШ № 2»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.