Глава 1 Теоретическое обобщение по теме.
Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе.
Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработкой умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций.
Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребёнка. Система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности (учеников, учителей и родителей) и государства о проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития. Это даёт основание для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдалённой перспективы, внесения необходимых корректировок в систему образования, оказания необходимой помощи ученику и учителю.
Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала; устанавливается динамика успеваемости, сформированности качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне её. Появляется возможность выявить проблемные области в работе. Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.
Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю, как к фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Правильно организованный контроль и оценка снимает у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.
Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки создаёт определённый эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции ученика и ориентировать его на успех. Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.
Информационная функция заключается в возможности проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.
Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса и осуществить корректировку учебно – воспитательного процесса. Таким образом устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимся.
Виды контроля результатов обучения.
Текущий контроль – наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Он очень важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения плохой успеваемости.
В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки и усилении значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок.
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат. Специфика этого вида контроля:
- ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать материал, исправить полученную ранее отметку;
- при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, низкие, что делает контроль более объективным;
- возможность получения учеником более высокой оценки своих знаний, умений. Углублённое обучение становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определённый период учебного времени (четверть, полугодие, год). При выставлении переводных отметок отдаётся предпочтение более высоким.
Оценка результатов учебно – познавательной деятельности младших школьников.
Оценка – есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. Определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:
- качество предметных знаний – умений – навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
- степень сформированности учебной деятельности младшего школьника;
- степень развития основных качеств умственной деятельности;
- уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности;
- степень прилежания и старания.
Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные – словесными суждениями (характеристиками ученика).
Требования к оцениванию.
Необходимо учитывать психологические особенности ребёнка.
Оценка должна быть объективной. Личное отношение учителя к ребёнку не должно отражаться на оценке.
Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать с эталоном, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определённого общественного мнения в классе:
- каким требованиям отвечает работа на «отлично»;
- правильно ли оценена эта работа;
- каково общее впечатление от работы;
- что нужно сделать, чтобы исправить ошибки.
Это помогает развитию оценочной деятельности. Система контроля и оценки становится регулятором отношения школьника и учебной среды. Ученик становится равноправным участником процесса обучения.
Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.
Оценивание на основе анализа текущих и итоговых отметок остаётся пока наиболее продуктивной формой.
Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учётом фактического уровня подготовки ученика к концу определённого периода. При этом ученик получает возможность исправить плохую отметку, повысить свою успеваемость.
Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, КОГДА ШКОЛЬНИКИ ЗНАЮТ ОСНОВНЫЕ характеристики разных отметок. До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания, так как в данном случае функции отметки берёт на себя этот знак и отношение ребёнка к нему идентично отношению к цифровой оценке. Отметкой оценивается результат определённого этапа обучения. Пока дети только начинают познавать азы, пока не достигнуты сколько–нибудь определённые результаты обучения, отметка больше оценивает процесс учения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует не устоявшиеся умения и неосознанные знания. Исходя из этого, оценивать этот этап обучения отметкой нецелесообразно.
Характеристика цифровой оценки (отметки).
«5»(«отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу, не более 1 недочёта, логичность, полнота изложения (выполнения упражнения).
«4»(«хорошо») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса, самостоятельность суждений, не более 2 ошибок или 4 недочётов, отдельные неточности в изложении (выполнении упражнения).
«3»(«удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе, не более 3 – 5 ошибок или 8 недочётов, неполное раскрытие вопроса (выполнения упражнения).
«2»(«плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного, нераскрытое, неполное изложения вопроса (выполнения упражнения).
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение).
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Особенностью словесной оценки является её содержательность, анализ работы школьника, чёткая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причём эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося («ленив», «невнимателен», «не старателен»).
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также способы устранения недочётов и ошибок.
Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся. ( Развивающее образование).
1.Педагогическая деятельность учителей на этапе с 1 по 5 классы направлена на формирование у учащихся умения учиться, которое включает в себя 2 действия:
а) умение ребёнка на разных этапах обучения (вначале совместно с учителем, потом в кооперации со сверстниками, затем индивидуально) определять границу своего незнания;
б) делать содержательный, целенаправленный «точечный» запрос к различным источникам знаний для ликвидации своего незнания.
Для реализации этого очень важного умения необходимо сосредоточить работу учителей при поддержке родителей на формировании у детей способностей к взаимо- и самооценке.
В традиционной школе действие контроля и оценки принадлежит исключительно к компетенции педагога.
Наша задача последовательно, системно вести работу на формирование учащимися «своего инструмента» для контроля и оценки своих действий.
2.Контроль и оценка в нашей системе направлены не только на выявление определённого результата в предметных знаниях и умениях, но прежде всего на процесс формирования этого предметного знания у учащихся для обеспечения целенаправленной и своевременной коррекции;
- понятие предметного знания рассматривается с 3–х позиций: системности, обобщённости и предметности знания;
- контроль и оценка деятельности учащихся рассматривается только в динамике относительно предыдущих успехов ребёнка и не подразумевает сравнения его с другими детьми.
- педагогические действия контроля и оценки направлены на выявление уровня сформированности учебной деятельности у ребёнка, а также на процесс формирования общих способностей у ребёнка;
- при проведении контроля за деятельностью учащихся ребёнок сам определяет уровень своих потенциальных возможностей и выбирает те задания, с которыми на сегодняшний день он может справиться, поэтому оценка работы ученика определяется, исходя из выбранного им самим уровня сложности задания.
3. Категорический отказ всех педагогов от пятибалльной системы оценки знаний учащихся.
Аргументы против отметок ( по Ш.Амонашвили).
1.В отметках всегда сосредотачивается вся власть взрослого над ребёнком, чтобы держать детскую массу в руках, точнее – в страхе.
- отметки сменили физическое и нравственное наказание средневековья, чтобы переложить часть этого дела на родителей (пусть они решают, какие меры принимать);
- долгое время на практике закреплялось недоверие к детям в том, что они смогут уиться без подстёгивания;
- отметки стали олицетворять всю личность ребёнка – его нравственность, интеллект, направленность;
- право выставлять отметки имеет только учитель.
2. В отметке выражается признание школой своего бессилия.
3. Отметка есть валютная купюра на школьном и семейном рынках.
Детям нужны отметки вовсе не для измерений своих знаний и умений, а как валютные купюры, на которые можно приобрести чуть больше свободы, расположения близких, товарищей, какие-то льготы, подарки. Ребёнок хочет получить высокую отметку любой ценой, независимо от того, заслужил они её или нет. Ребёнок начинает хитрить, лгать.
4. Отметка – способ соревнования детей, но стремясь вызвать соревновательность, в действительности вызывает преимущественно зависть.
5. Отметка есть суррогат отношений педагога к ребёнку.
Система отметок вызывает в детях чувство страха, служит причиной разлада между учащимися и взрослыми, вносит зависть и раздор в товарищескую среду учащихся, содействует возникновению и упрочению формального отношения к делу как со стороны учащихся, так и со стороны педагогов.
Что даёт безотметочное обучение детей (при условии соблюдения всех «правил игры» такого обучения)
1. У детей отсутствует страх. На уроках царит свобода мысли детей, сотрудничество как с учителем, так и между учащимися. Никто из детей не чувствует себя ущербным, не стесняется признать и обсудить свои ошибки. Отметка как мотив обучения исчезает и постепенно формируется главный познавательный мотив.
2.Для мотивированного обучения ученику крайне необходимо самому определить качество его знаний: что ему удаётся и как, какие пробелы в своих знаниях и умениях следовало бы восполнить и как.
3. Если контроль и оценка со стороны ученика сопровождают весь ход учебной деятельности, сильный оценочный компонент со стороны прежде всего самого ребёнка и его товарищей обязательно обеспечивает успех и закрепляет в ребёнке уверенность в своих возможностях. Уверенность же в успехе рождает и усиливает интерес к учению, страсть к познанию.
Однако как бы учащиеся ни научились контролю и оценке, всё равно им хочется знать учительскую оценку, чувствовать оптимистическое и чуткое отношение к себе учителя.
Наша контрольно – оценочная деятельность в педагогическом процессе никогда не должна быть и не будет прекращена ни на каком этапе обучения, она не должна и слабеть, она должна только качественно меняться.
Контроль и оценка учебной деятельности на уроке физической культуры в начальной школе.
С целью контроля результативности урока физкультуры во всех классах начальной школы 2 раза в год проводится проверка подготовленности учащихся по следующим нормативам:
- бег 30 метров с высокого старта
- прыжок в длину с места
- бросок набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы из положения сед ноги врозь.
Данный педагогический контроль помогает учителю принимать меры по устранению недостатков в подготовке учащихся, дифференцированно подбирать учебные и домашние задания, видеть динамику роста результатов. Для детей – возможность увидеть свои успехи.
Оценка успеваемости по предмету «физическая культура» осуществляется путём текущего учёта и итоговой проверки и определяется в зависимости от качества выполнения требований, предъявляемых к учащимся по учебному материалу программы и нормативам. Для учащихся с низким физическим развитием допускаются некоторые исключения при выполнении ими нормативов, а также увеличение времени подготовки к сдаче нормативов.
Оценка успеваемости учащихся, отнесённых к подготовительной физкультурной группе, проводится на общих основаниях, за исключением тех движений, которые им противопоказаны.
Следует учитывать, что дети имеют различные конституционные особенности, различную степень физического развития и двигательной подготовленности. Поэтому необходимо учитывать успехи учащегося в физическом развитии, достигнутые за период обучения.
Для оценки техники сложно координационных двигательных действий (прыжки в высоту, метание мяча) допускается раздельный метод приёма освоенной техники и учебной нормы.
Оценка успеваемости по предмету «физическая культура» бывает текущая и итоговая.
Итоговая оценка складывается из:
- степени овладения техникой двигательных действий;
- уровня выполнения количественных показателей – учебных нормативов;
- уровня знаний теоретического материала программы.
Итоговая оценка в тех видах упражнений, где нет количественных показателей, определяется по первому и третьему компонентам.
Текущая оценка ставится в процессе обучения на всех его этапах, начиная с ознакомления. При текущей оценке важно, чтобы она ставилась в первую очередь ученикам, успешно справляющимся с заданием. В ходе занятий необходимо объяснять технику выполнения упражнений, их воздействие на организм, практическую значимость. Как правило, эти сведения сообщаются в виде кратких сообщений в течении 1 – 3 минут, а чтобы они принесли должный эффект, проверка этих знаний проводится на каждом уроке.
Для того, чтобы оценки не оказались случайными, а отражали подлинные знания, умения, навыки учеников, следует тщательно планировать учётные уроки и виды физических упражнений, подлежащих оцениванию. Учётным урокам должна предшествовать большая предварительная работа, Каждое контрольное упражнение нужно включать не менее, чем в 5 уроков. Учащиеся должны заранее ознакомиться с требованиями, предъявляемыми при оценивании упражнений.
Особое значение приобретает успешность формирования самоконтроля и самопроверки. С первых дней необходимо постоянно приобщать детей к разнообразным формам проверки своей работы (комментирование, сверка с образцом, взаимопроверка с товарищем). Все виды проверки должны быть направлены на то, чтобы ученик уходил с урока с верно выполненным заданием.
Важным средством формирования правильных умений и двигательных навыков учащихся должны стать задания на дом. В течение года следует контролировать, как ученик работает дома. К контролю можно подключить родителей. Проверка выполнения самостоятельных заданий осуществляется на каждом уроке в течение всего учебного года по пятибалльной системе.
Проверка сведений по физической культуре и гигиеническим правилам проводится путём опроса 2 – 4 классов с выставлением дифференцированных оценок. При неполных или неправильных ответах, учитель даёт дополнительные разъяснения.
Глава 2. Выводы и конкретные предложения по теме.
Критерии оценки техники движений (упражнений).
За время работы я пришла к выводу, что оценки в школе нужны, но они должны быть дифференцированы.
Дети приходят с различной степенью подготовленности. Поэтому очень часто приходится применять метод отсроченной оценки. Некоторые ученики могут научиться только к концу четверти. Но зато я уверенно ставлю «4» или «5». Очень редко ставлю «3», только если ученик не хочет преодолевать трудности. Считаю, что «3» - это моя недоработка. При индивидуальных занятиях можно научить любого человека выполнять упражнение технически верно. На уроках я всегда уделяю отстающим ученикам больше внимания.
Считаю, что в 1 классе оценки нужно ставить только за технику. За выполнение нормативов – ставить дополнительную оценку. В следующих классах на технику накладывать развитие физических качеств, необходимых для данного вида.
Методика преподавания рекомендует сообщать детям нормативы, соответствующие той или иной отметке перед контрольным уроком. На практике я сталкиваюсь с тем, что в трудных упражнениях (силовых, на выносливость): сгибании – разгибании рук в висе и упоре лёжа, на силу мышц брюшного пресса, прыжках через короткую вращающуюся скакалку в течение 1 минуты, прыжках в высоту, дети выполняют норму на «5» и перестают выполнять упражнение дальше, хотя возможности у них есть. В результате чего развитие физических качеств и рост спортивных результатов затормаживается. Поэтому я сообщаю норматив, соответствующий «4». Таким образом, подготовленные ученики показывают максимальный результат, а слабые стараются изо всех сил.
Ещё я считаю возможным поставить вместо «3» - «4» в том случае, если в сравнении с самим собой ученик намного улучшил свой результат, но до «4» чуть – чуть не дотягивает.
Для того, чтобы детям было понятно, за что я выставляю ту или иную отметку, делю упражнение или двигательное действие на 3 – 5 частей. Если ребёнок не выполняет 1 из частей, снижаю отметку на 1 балл. За эталон берётся выполнение всех элементов (частей) на «5» баллов.
По разделу «Гимнастика»:
1. Кувырок вперёд
1) Упор присев
2) Кувырок не касаясь головой гимнастического мата
3) Группировка
4) Упор присев
2. Кувырок назад
1) Упор присев
2) Группировка
3) Постановка рук и кувырок назад
4) Упор присев
3. Стойка на лопатках, согнув ноги
1) Упор присев
2) Перекат назад в группировке
3) Постановка рук под спину и «стойка»
4) Перекат вперёд в группировке
5)Упор присев
4. Стойка на лопатках
1) Упор присев
2)Перекат назад в группировке
3)Постановка рук под спину, выпрямление ног и «стойка»
4) Перекат вперёд в группировке
5)Упор присев
Комбинация на равновесие
1 класс
1) шаги на носках, руки на пояс
2) перешагивание через набивные мячи
3) поворот на 90 градусов
4) соскок прогнувшись
5) приземление в положение полуприсед, руки вперёд
2 класс
1) шаги на носках, руки в стороны
2) стойка на одном колене
3) поворот на 90 градусов
4) 4 приставных шага
5) соскок прогнувшись
3 класс
1) шаги выпадами, руки в стороны
2) стойка на одном колене
3) поворот на 180 градусов
4) поворот на 90 градусов прыжком
5) соскок прогнувшись
По разделу «Баскетбол»
1. Ведение мяча на месте.
1) Стойка баскетболиста
2) Разгибание руки в локтевом суставе
3) Нахождение мяча справа или слева от ноги
2. . Ведение мяча в движении.
1) Передвижение в стойке баскетболиста
2) Движение руки (в локтевом суставе)
3) Нахождение мяча справа или слева от ноги
4) Способность ученика контролировать мяч.
3. Передача мяча
А) От груди двумя руками
1) Стойка баскетболиста
2) Движение рук (локти вниз, при передаче руки выпрямляются в локтевых суставах
3) Точность передачи
4) Умение ловить мяч
Б) Из – за головы двумя руками
1) Стойка баскетболиста
2) Движение рук (из положения «руки вверх», локти чуть согнуты, при передаче руки выпрямляются в локтевых суставах)
3) Точность передачи
4) Умение ловить мяч
В) От груди двумя руками с отскоком от пола
1) Стойка баскетболиста
2) Движение рук (локти вниз, при передаче руки резко выпрямляются в локтевых суставах)
3) Точность передачи (1 отскок от пола, партнёр принимает мяч на уровне пояса)
4) Умение ловить мяч
Передачи мяча в движении
1) Правильность выполнения передачи
2) Точность передачи
3) Нарушение правил (пробежка)
4) Умение ловить мяч
По разделу «Лёгкая атлетика» в 1 и 2 классах ставлю оценку за технику выполнения двигательных действий даже в тех видах, где есть нормативы.
Метание теннисного мяча с места
1) Исходное положение (для праворуких: левая рука и левая нога вперёд, правая нога сзади, правая рука вверху с мячом, чуть согнута в локте; для левшей – соответственно наоборот)
2) Захват мяча (пальцами, а не всей кистью)
3) Замах и метание (отведение руки назад с переносом центра тяжести сначала на правую ногу, а затем на левую и выпрямление руки вперёд вверх)
Прыжок в длину с места
1) Исходное положение (полуприсед, руки назад)
2) Отталкивание (выпрямление ног в коленях)
3) Приземление (присед, руки вперёд)
Многоскоки
1) Отталкивание (выпрямление ног в коленях)
2) Полёт в положении выпада
3) Работа рук
4) Постепенно нарастающая скорость и длина шагов.
Методическая разработка на тему:
Контроль и оценка учебной деятельности младших школьников на уроках физической культуры.
Разработчик: Учитель физической культуры
Ганзелюк Маргарита Анатольевна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.