«Отделы растений». Вариант 1.
Задание 1. Найдите соответствия.
Примечания: каждый отдел растений может характеризоваться разным количеством признаков и примеров, некоторые признаки могут характеризовать несколько отделов.
Отделы растений |
Признаки, примеры |
Водоросли |
1. Являются высшими растениями. |
Мхи |
2. Являются низшими растениями. |
Хвощи, плауны |
3. Сфагнум, риччия. |
Папоротники |
4. Яблоня, картофель, смородина. |
Голосеменные |
5. … орляк. |
Покрытосеменные |
6. Лиственница, ель. |
|
7. Хлорелла, спирогира, порфира. |
|
8. Гинкго двулопастный. |
|
9. Размножаются спорами, которые созревают в коробочках. |
|
10. Размножаются спорами, созревающими в спороносных колосках. |
|
11. Споры – на обратной стороне листьев, называемых «вайи». |
|
12. Размножаются семенами, созревающими в шишках. |
|
13. Размножаются семенами, созревающими в плодах. |
|
14. Имеют стебель, корни, листья, размножаются семенами, представлены древесными формами. |
|
15. Имеют стебель, корни, листья, размножаются семенами, представлены деревьями, кустарниками, травами. |
|
16. Тело не имеет корней, стеблей, листьев, представлено слоевищем. |
|
17. Имеют стебель с листьями, вместо корней – ризоиды. |
|
18. Имеют стебель, корни, листья – вайи. |
|
19. Обогащают водоемы кислородом, выделяемым при фотосинтезе. |
|
20. Образовали полезное ископаемое каменный уголь в период карбона. |
|
21. Сплошным ковром покрывают почву, вызывают заболачивание почв. |
|
22. Зеленые, бурые, красные, в зависимости от наличия пигментов в клетках. |
|
23. Имеют сухие (орех, желудь) или сочные (яблоко, ягода) плоды. |
Задание 2. Дайте развернутые ответы на вопросы.
1.Почему голосеменные растения получили такое название.
2. Объясните, какие особенности строения и свойства мха сфагнума, позволяли использовать сухой сфагновый мох в годы Великой Отечественной войны при перевязке ран вместо недостающей ваты.
3. Известно, ель живет 250 лет, а сосна – 400 лет, хвоинки ели живут 5-7 лет, а хвоинки сосны – 2-3 года. Почему, на наш взгляд, эти растения – вечнозеленые?
4. Объясните, почему санатории, дома отдыха, противотуберкулезные диспансеры строят на территории сосновых боров, а на территории лечебных заведений высаживают хвойные растения.
5. В отдел покрытосеменных входит больше половины всех известных видов растений. В чем преимущества покрытосеменных по сравнению другими отделами растений.
6. Почему лишайники не относят к растениям, а называют симбиотическими организмами?
«Отделы растений». Вариант 2.
Задание 1. Найдите соответствия.
Примечания: каждый отдел растений может характеризоваться разным количеством признаков и примеров, некоторые признаки могут характеризовать несколько отделов.
Отделы растений |
Признаки, примеры |
Водоросли |
1. Являются высшими растениями. |
Мхи |
2. Являются низшими растениями. |
Хвощи, плауны |
3. Пшеница, береза, шиповник. |
Папоротники |
4. Гинкго двулопастный |
Голосеменные |
5. Хламидомонада, нителла, порфира. |
Покрытосеменные |
6. Сосна, можжевельник. |
|
7. Кукушкин лен, маршанция. |
|
8. …. щитовник мужской. |
|
9. Тело не имеет корней, стеблей, листьев, представлено слоевищем. |
|
10. Имеют стебель с листьями, вместо корней – ризоиды. |
|
11. Имеют орган семенного размножения – цветок. |
|
12. Имеют стебель, корни, листья, размножаются семенами, представлены древесными формами. |
|
13. Имеют стебель, корни, листья – вайи. |
|
14. Имеют стебель, корни, листья, размножаются семенами, представлены деревьями, кустарниками, травами. |
|
15. Семена созревают на чешуях шишек. |
|
16. Семена защищены плодом. |
|
17. Споры – на обратной стороне листьев, называемых «вайи». |
|
18. Споры созревают в коробочках. |
|
19. Споры созревают в спороносных колосках. |
|
20. На разной глубине водоемов обитают зеленые, бурые, красные. |
|
21. Образовали залежи угля в каменноугольный период. |
|
22. Отмирая, образуют торф. |
|
23. На месте цветка образуют плод с семенами. |
Задание 2. Дайте развернутые ответы на вопросы.
1. Почему покрытосеменные растения получили такое название.
2. Высушенный мох сфагнум использовали ранее при строительстве деревянных домов в качестве утеплителя между бревнами. Какие особенности строения и свойства мха сфагнума объясняют такое применение.
3. Опытным путем установлено, что сосна испаряет воды в 9 раз меньше, чем береза. Какие приспособления имеет сосна для уменьшения испарения воды и перенесения неблагоприятных условий.
4. Почему период в жизни Земли около 300 млн. лет назад назвали каменноугольным периодом (карбоном)? Как этот период в истории Земли связан с древними папоротникообразными?
5.Какие сходства и различия известны между голосеменными и покрытосеменными растениями?
6. Почему лишайники не относят к растениям, а называют симбиотическими организмами?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.