Контрольная работа № 4 по темам: "Развитие животного мира на Земле", "Животные в природных сообществах", "Животные и человек".

  • Контроль знаний
  • pdf
  • 16.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Контрольная работа № 4 по темам: "Развитие животного мира на Земле", "Животные в природных сообществах", "Животные и человек".
Иконка файла материала Контрольная работа № 4 8 класс.pdf

Контрольная работа № 4 по темам:

"Развитие животного мира на Земле", "Животные в природных сообществах", "Животные и человек".

Вариант 1

Часть А (1 балл за каждый ответ)

1. Процесс исторического развития органического мира называют

1) размножением          2) эволюцией           3) онтогенезом             4) палеонтологией

2. Возможными предками земноводных считают

1) осетровых рыб     2) костистых рыб     3) кистеперых рыб 4) иглокожих 3. На каком рисунке изображён головной мозг птиц?

 

 

4. Путём сравнения животных различных геологических эпох установлено, что с течением времени животный мир

1) менялся незначительно                   2) не менялся совсем

3) постоянно менялся                           4) прерстал изменяться

5. Пищевая цепь — это

1)  набор пищевых объектов в сообществе

2)  непосредственный перенос энергии от одного источника к другому

3)  перенос энергии, запасённой в пище, через ряд организмов путём поедания одних организмов другими

4)  рассеивание энергии при передаче её от одного организма к другому

6.  Организмы которые питаются исключительно пищей растительного происхождения называются…

1) растительноядными         2) плотоядными    3) всеядными                4) сапрофагами

7. Через пищевые цепи в природных сообществах постоянно осуществляется

1) круговорот веществ и энергии              2) круговорот веществ и однонаправленный поток энергии 3) однонаправленный поток веществ и круговорот энергии  4) однонаправленный поток веществ и энергии

8.В какой природной зоне животный мир отличается большим разнообразием?

1) экваториальные тропики      2) смешанные леса   3) степи и лесостепи           4) саванны

9.Определите по внешнему виду клюва птицы, чем она питается в естественной среде.

1)   мелкими земноводными 

2)   летающими насекомыми  3) насекомыми и их личинками 

4) мелкими млекопитающими

 

 

Часть В    10. Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания кролика. Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.   (2 балла) Список характеристик:

1)  продуцент 2)  консумент

3)   фитофаг

4)   доминирующий вид

5)   растительноядный организм

6)   паразит

 

 

 

11. Установите соответствие между организмами и их возможной ролью (местом) в пищевой цепи.   (3 балла)

Роль в цепи питания

А) Продуцент

Б) Консумент 1

В) Консумент 2

Г) Консумент 3

Д) Редуцент

 

 

 

Задание 12. (3 балла) Выберите из списка консументов первого порядка: серая крыса, слон,

дизентирийная амеба, паук, скорпион, окунь, кобра, дельфин, пчела, колорадский жук, стрекоза, черепаха, бычий цепень, белый медведь, яблоневая плодожорка.

Задание 13. (3 балла) Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции:

1) стегоцефалы    2) бесчерепные хордовые   3) птицы и млекопитающие    4) кистепѐрые рыбы   5) пресмыкающиеся

Задание 14. (3 балла) Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, и запишите их правильно.

1.                  Продуцентами пастбищной цепи служат растения – фототрофы.

2.                  Первым звеном пищевой цепи являются редуценты.

3.                  К редуцентам относятся все бактерии и грибы.

4.                  Продуценты обеспечивают энергией всех обитателей экосистемы.

5.                  Консументы первого порядка – это все хищные животные.

Задание 15.  (3 балла) Используя содержание текста «Белый медведь», ответьте на следующие вопросы.

1)  Как далеко на север простирается ареал белого медведя?

2)  Впадают ли Белые медведи в спячку? 3) Объясните важность устройства шерсти белого медведя для приспособления к условиям обитания.

 

Белый медведь

 Белый (или полярный) медведь — хищное млекопитающее семейства медвежьих, близкий родственник бурого медведя. Обитает в приполярных областях в северном полушарии Земли. Распространён на север — до 88° с. ш., на юг — до Ньюфаундленда, на материке — в зоне арктической пустыни до зоны тундр.

Белый медведь — один из самых крупных наземных представителей млекопитающих отряда хищных. Обычно самцы весят 400-450 кг, длина тела 200-250 см, высота в холке до 130-150 см. Самки заметно мельче (200-300 кг). Самые мелкие медведи водятся на Шпицбергене, самые крупные — в Беринговом море.

Белого медведя от других медведей отличают длинная шея и плоская голова. Кожа у него чёрная. Цвет шубы варьируется от белого до желтоватого. Шерсть белого медведя лишена пигментной окраски, и шерстинки полые. Полупрозрачные волоски пропускают только ультрафиолетовые лучи, придавая шерсти теплоизоляционные свойства.

Обитает белый медведь на дрейфующих и припайных морских льдах, где охотится на свою основную добычу: кольчатую нерпу, морского зайца, моржа и других морских животных. Ловит он их, подкрадываясь из-за укрытий, или возле лунок: стоит животному высунуть голову из воды, как медведь ударом лапы оглушает добычу и вытаскивает её на лёд. Иногда снизу опрокидывает льдину, на которой находятся тюлени. При случае подбирает падаль, дохлую рыбу, яйца и птенцов, может есть траву и морские водоросли, в обжитых местах питается на помойках. Известны случаи ограбления им складов продовольствия полярных экспедиций.

Несмотря на кажущуюся неповоротливость, белые медведи даже на суше быстры и ловки, а в воде легко плавают и ныряют. Важную приспособительную роль играет мощный слой подкожного жира — до 10 см толщиной. Белая окраска способствует маскировке хищника. Хорошо развиты обоняние, слух и зрение — свою добычу медведь может увидеть за несколько километров, кольчатую нерпу может учуять за 800 м, а находясь прямо над её гнездом, слышит малейшее шевеление.

Белый медведь совершает сезонные кочёвки в соответствии с годовыми изменениями границы полярных льдов: летом отступает вместе с ними ближе к полюсу, зимой перемещается на юг, заходя на материк. Хотя белый медведь держится преимущественно на побережье и льдах, зимой он может залегать в берлогу на материке

или на островах, иногда в 50 км от моря.

В зимнюю спячку продолжительностью 50-80 дней залегают в основном беременные самки. Самцы и

холостые самки ложатся в спячку на короткий срок и не ежегодно.

 

Контрольная работа № 4 по темам:

"Развитие животного мира на Земле", "Животные в природных сообществах", "Животные и человек".

Вариант 2

Часть А (1 балл за каждый ответ)                                               

1.Наука об ископаемых останках называется                          

1) размножением      2) эволюцией             3) онтогенезом          4) палеонтологией

2. Находки ископаемых остатков археоптерикса свидетельствуют о родстве

1) земноводных и пресмыкающихся        2) пресмыкающихся и птиц 3) пресмыкающихся и млекопитающих        4) птиц и млекопитающих 3. На каком из рисунков изображён головной мозг млекопитающего?

 

 

4.  Ареал – это 

1)      территория, на которой когда-либо встречался вид животного

2)      строго определённая территория, которую занимает каждый вид

3)      определённая территория,  где данный вид размножается

4)      определённая территория, где данный вид питается

5.  Родство беспозвоночных и позвоночных можно доказать, если изучить строение 1) хрящевых рыб       2) кольчатых червей            3) костных рыб         4) ланцетника 6.Организмы которые питаются исключительно пищей животного происхождения называются…

1) растительноядными         2) плотоядными      3) всеядными              4) сапрофагами 

7.Начальное звено в цепях питания обычно составляют

1) грибы                 2) животные      3) вирусы     4) растения 8.Какая природная зона менее всего пригодна для жизни?

1) тайга         2) тундра     3) пустыня             4) смешанный лес          

9 Определите по внешнему виду клюва птицы, чем она питается в естественной среде. 

1)      летающими насекомыми   

2)      рыбой      

3)      сочными плодами     

4)      мелкими млекопитающими

 

 

Часть В     10 Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания совы.  Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание. ( 2 балла)

Список характеристик:

 

1)                 доминирующий вид

2)                 консумент второго порядка

3)                 фитопланктон

4)                 плотоядное животное

5)                 хищник 6)  паразит

 

 

11. Установите соответствие между организмами и их возможной ролью (местом) в пищевой цепи.  (3 балла)

Роль в цепи питания

А) Продуцент

Б) Консумент 1

В) Консумент 2

Г) Консумент 3

Д) Редуцент

 

 

Задание 12.   (3 балла) Выберите из списка консументов второго порядка: акула, стрекоза, ястреб,

белый медведь, кролик, скорпион, окунь, колорадский жук, дельфин, тля, лисица, кобра, аскарида, крокодил, кенгуру, божья коровка, мукор, дизентирийная амеба. 

Задание 13.  (3 балла)  Установите последовательность появления групп живых организмов на Земле:

1) плоские черви   2) бактерии    3) птицы    4) простейшие    5) земноводные   6) кишечнополостные Задание 14. (3 балла)   Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, и запишите их правильно.

1.  В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты.

2.  Первым звеном пищевой цепи являются консументы.

3.  У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза.

4.  К продуцентам относятся фототрофы и гетеротрофы.

5.Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами. Задание 15.  (3 балла) Используя содержание текста «Амурский тигр», ответьте на следующие вопросы.

1)                  Где сосредоточен ареал амурского тигра?

2)                  В какое время суток наиболее активен амурский тигр?

3)                  Учитывая пищевую специализацию амурского тигра и его ареал, предположите, в каких случаях Амурский тигр может выходить к людям?

Амурский тигр

Амурский (уссурийский или дальневосточный) тигр — один из самых малочисленных подвидов тигра, самый северный тигр. Занесён в Красную книгу. Ареал этого тигра сосредоточен в охраняемой зоне на юговостоке России, по берегам рек Амур и Уссури в Хабаровском и Приморском краях.

Амурский тигр по современным данным относится к наиболее крупным подвидам, шерсть гуще, чем у тигров, живущих в тёплых районах, а его окрас светлее. Основной окрас шерсти в зимнее время — оранжевый, живот белый. Это единственный тигр, имеющий на брюхе пятисантиметровый слой жира, защищающий от леденящего ветра при крайне низких температурах. Тело вытянутое, гибкое, голова округлая, лапы недлинные, длинный хвост. Уши очень короткие, так как обитает в холодной местности. Амурский тигр различает цвета. Ночью он видит в пять раз лучше, чем человек.

Длина тела у самцов амурского тигра до кончика хвоста достигает 2,7-3,8 м, самки меньше. Нормальный взрослый самец тигра в среднем весит 180-200 кг при высоте в холке в 90-106 см. Тигр способен по снегу развивать скорость до 50 км/ч.

Амурский тигр — властелин огромных территорий, площадь которых у самки составляет 300-500 км2 , а у самца — 600-800 км2. Если в пределах своих владений корма достаточно, то тигр не покидает свою территорию. Амурский тигр активен ночью. Территории самцов и самок могут пересекаться, так как самцы защищают свои угодья только от других самцов, особое внимание уделяя главным пограничным пунктам. Самцы ведут одиночную жизнь, самки же нередко встречаются в группах.

Тигры приветствуют друг друга особыми звуками, образующимися при энергичном выдыхании воздуха через нос и рот. Знаками выражения дружелюбия также являются прикосновения головами, мордами и даже трение боками.

Несмотря на огромную силу и развитые органы чувств, тигру приходится много времени уделять охоте, поскольку успехом завершается только одна из 10 попыток. Тигр ползком подбирается к своей жертве, двигается при этом он особенным образом: выгнув спину и упираясь задними лапами в землю. Если попытка завершается неудачей, то тигр удаляется от потенциальной жертвы, так как повторно нападает редко. Убитую добычу тигр обычно тащит к воде, а перед сном прячет остатки трапезы. Специализация тигров — охота на крупных копытных животных, однако при случае они не брезгуют также рыбой, лягушками, птицами и мышами, едят и плоды растений. Суточная норма тигра — 9-10 кг мяса. Для благополучного существования одного тигра необходимо порядка 50-70 копытных в год. Продолжительность жизни амурского тигра около 15 лет.

Работа с текстом.

1.                  Ареал Амурского тигра сосредоточен в охраняемой зоне на юго-востоке России, по берегам рек Амур и Уссури в Хабаровском и Приморском краях.

2.                  Амурский тигр наиболее активен в ночное время суток.

3.                  Поскольку Амурский тигр обычно не покидает пределов своей территории, его выход к человеческому жилью происходит редко. Однако поскольку пищевая специализация тигра - крупные копытные животные, он может выходить к людским поселениям тогда, когда на его территории не на кого охотиться.

 

Работа с текстом. 

1.                  До 88° северной широты.

2.                  В продолжительную спячку впадают только беременные самки, самцы и холостые самки обычно впадают в спячку ненадолго и не каждый год.

3.                  Бесцветные полые шерстинки пропускают ультрафиолет и тепловое излучение к коже, а чёрная кожа активно их поглощает. Таким образом медведь имеет возможность нагреваться на солнце.

 

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Фамилия Имя _______________________класс______вариант___________ Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть В

10.  

 

 

 

11. 

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

12. 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. 

 

 

 

 

 

 

14.

 

 

 

 

 

Часть С  15.