Урок литературы в 7 классе № 50
Тема: Контрольная работа №5 по произведениям писателей ХХ века
Цели:
· ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: повторение, обобщение и систематизация изученного; контроль знаний учащихся по разделу «Из русской литературы 20 века»
· ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: приобщать к русской классической литературе.
· РАЗВИВАЮЩИЕ: формировать навыки самоконтроля; развивать умения: логически мыслить; аргументировать и доказывать; анализировать и делать выводы.
Ход урока
Оргмомент.
Выполнение контрольной работы.
Уровень 1
1. За что главный герой произведения «Детство» был наказан в первый раз?
А) за лень
Б) за наперсток
В) за скатерть
Г) за уроки
2. Произведение «Детство» имеет характер:
А) лирический
Б) героический
В) автобиографический
Г) исторический
3. Как называется прием причудливого и контрастного сочетания реального и
фантастического, использованный автором в стихотворении «Необычайное приключение..»?
А) Ирония
Б) Гротеск
В) Литота
Г) Аллегория
4. Выделите основную тему стихотворения «Необычайное приключение…» :
А) летний отдых на даче;
Б) дружба поэта с Солнцем;
В) назначение поэтического творчества;
Г) редкое астрономическое явление.
5.
Почему взрослого человека и взрослые, и дети называли по прозвищу в
произведении «Юшка»?
А)
из-за пренебрежительного отношения к нему;
Б) относились к нему, как к ребёнку;
В) не знали его настоящего имени;
Г) думали, что это и есть его настоящее имя.
6. Странность главного героя в рассказе «Юшка» объясняется:
А) его незащищенностью;
Б) безотказностью;
В) безграничной добротой.
7. Главным героем произведения «Детство» является:
А) вымышленный персонаж
Б) реальный персонаж
В) сказочный персонаж
Уровень 2
8.Соотнесите название произведений и фамилии их авторов.
1.И. А. Бунин
2.М. Горький
3. Л.Н. Андреев
4. В.В. Маяковский
5. А.П. Платонов
1. «Юшка»
2. «Хорошее отношение к лошадям»
3. «Кусака»
4. «Необычное приключение…»
5. «Данко»
6. «Цифры»
7. «Детство»
9. По отрывку узнай и запиши произведение и автора.
1. «От боли, от острого и внезапного оскорбления, так грубо ударившего тебя в сердце в один из самых радостных моментов твоего детства, ты, вылетевши за дверь, закатился таким страшным, таким пронзительным альтом, на какой не способен ни один певец в мире. И надолго, надолго замер... Затем набрал в легкие воздуху еще больше и поднял альт уже до невероятной высоты...»
2. «Меня подавляет мать; ее слезы и вой зажгли во мне новое, тревожное чувство. Я впервые вижу ее такою, — она была всегда строгая, говорила мало; она чистая, гладкая и большая, как лошадь; у нее жесткое тело и страшно сильные руки. А сейчас она вся как-то неприятно вспухла и растрепана, всё на ней разорвалось; волосы, лежавшие на голове аккуратно, большою светлой шапкой, рассыпались по голому плечу, упали на лицо, а половина их, заплетенная в косу, болтается, задевая уснувшее отцово лицо»
3. «Но, пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и
маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось.
Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и
тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок
носком тяжелого сапога»
4. «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них,
чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с
тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их
лица, чувствуя себя без них осиротевшим».
10. Восстановите последовательность событий произведения «Цифры».
1. Загладить конфликт удается бабушке.
2. Это проявление радости вызвало у дяди прилив не просто раздражения, но и ненависти.
3. Дяде не хочется этим заниматься, поэтому он находит массу причин для отказа.
4. Дядя грубо обрывает ребенка, вызвав у того бурные слезы.
5. Мальчик просит дядю показать ему цифры.
6. Дядя учит мальчика писать цифры.
7. Ребенок ждет завтрашнего дня и своеобразно выражает свою радость.
11.Кто из героев это сказал? Назовите героя и название произведения.
А. Ведь я знаю: воровать нехорошо и опасно. Это я так себе, от скуки. И денег я не коплю, дядья твои за неделю-то всё у меня выманят. Мне не жаль, берите! Я сыт
Б. Можно ли было после всего этого медлить с ответом? А я все-таки помедлил. Я, видишь ли, очень, очень умный …
В. Вы сказали: «Веди!» - и я повёл… Во мне есть мужество вести, вот поэтому я повёл вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий!
Г. Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!... Вы , должно быть, любите меня! … Отчего я вам всем нужен?
Уровень 3
12. Назовите настоящее имя и фамилию М.Горького
13. Кто из русских писателей первым получил Нобелевскую премию?
14. В какой цвет решил покрасить скатерть Алеша? ( «Детство» Горький)
15. После чего Кусака совсем перестала доверять людям?
16. Чем отличается, по вашему мнению, Данко в рассказе «Старуха Изергиль» от окружающих его людей? Напрасна ли была жертва Данко?
Итоги урока.
Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.