Согласовано
Методист школы ________
Л.А.Герасина ___________
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольных измерительных материалов
для проведения внутришкольного контроля по химии в 8-9 классах
Назначение контрольных измерительных материалов: определение уровня планируемых метапредметных результатов по химии.
Тестирование проводится среди учащихся 8-9 кл. по химии. Каждый обучающийся выполняет работу, которая в целом обеспечивает диагностику всех выбранных метапредметных умений. Время выполнения работы – 80 мин. Ответы к заданиям обучающиеся выполняют в бланках заданий.
Структура КИМ
Диагностическая работа состоит из двух частей: базового и повышенного уровней.
В работе количество заданий на выбор ответа – 3, на установление правильной последовательности – 1, на соответствие – 3, краткий ответ – 3, развернутый ответ – 2, практическое задание – 1.
|
УУД |
Задания |
|
Регулятивные |
Виды заданий, формирующие регулятивные УУД: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; самоконтроль |
|
Познавательные |
Виды заданий, формирующие познавательные УУД: «найди отличия»; «поиск лишнего»; хитроумные решения; составление таблиц; работа с диаграммами; выбери из предложенного. Продуктивные задания, требующие целенаправленного использования и, как следствие, развития таких важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия. (Это задания типа «Сравни», «Разбей на группы», «Найди истинное высказывание» и т.д.) |
|
Номер задания |
Тип задания |
УУД |
Код УУД |
|
1 |
На соответствие |
Устанавливать взаимосвязь между элементами понятий, классов веществ, признаков реакций, составом вещества. |
П1 |
|
2 |
Краткий ответ |
Поиск и выделение необходимой информации Проверяется умение «читать» и использовать информацию, представленную в виде круговой диаграммы. |
П2 |
|
3 |
Развернутый ответ |
Определять потенциальные затруднения и находить средства для их устранения. Называть признаки и условия протекания химических реакций |
Р3
П3 |
|
4 |
Краткий ответ |
Нахождение информации, фактов, заданных в тексте в явном виде (ответы на прямые вопросы к тексту) |
П4 |
|
5 |
Создание схемы |
Описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов |
П5 |
|
6 |
Краткий ответ |
Формирование интереса к культуре и истории родной страны. |
П6 |
|
7 |
Выбор ответа |
Анализ с целью выделения общих признаков о правилах поведения в химической лаборатории. |
П7 |
|
8 |
На соответствие Выбор ответа |
Поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения Проверяется умение учащегося работать с информацией |
Р8 П8 |
|
9 |
Задания на установление правильной последовательности |
Выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль Приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ |
Р9 П9 |
|
10 |
Практический |
Организовывать исследования свойств веществ, имеющих важное практическое значение Проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты |
Р10 П10 |
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
При проверке работ обучающемуся выставляются баллы за выполнение заданий.
|
№ задания |
Максимальное количество баллов |
Критерии оценивания |
|
1 |
2 балла |
2б - Установлено верно соответствие, написана формула, обоснован выбор 1б - Написана формула |
|
2 |
2 балла |
2б - Диаграмма указана верно |
|
3. |
5 баллов |
5б - Верно указаны номера ошибок ошибка исправлена, правильная формулировка дана 1б - ошибка исправлена, 2б - правильная формулировка дана |
|
4 |
1 балл |
1б - Алгоритм решения задачи выдержан Задача решена верно |
|
5. |
1 балл |
1б - Таблица заполнена полностью правильно |
|
6. |
3 балла |
3б - В ответе правильно указан рисунок, указаны признаки протекания реакции, составлено уравнение 2б - указаны признаки протекания реакции, 1б - составлено уравнение |
|
7. |
1 балла |
1б - Последовательность цифр указана верно |
|
8. |
5 баллов |
3б - Правильно выбраны сложные вещества, химические формулы составлены верно, классы соединений расставлены правильно 2б - химические формулы составлены верно, классы соединений расставлены правильно 1б - классы соединений расставлены правильно |
|
9. |
3балла |
3б - Составлены все уравнения цепочки превращений, сокращённое ионное уравнение составлено верно 1б - сокращённое ионное уравнение составлено верно |
|
10 |
3 балла |
3б - Дан полный ответ на вопрос с доказательством., рисунок выбран правильно, уравнение реакции составлено верно 1б - рисунок выбран правильно, уравнение реакции составлено верно |
Сводная ведомость сформированности УУД
|
|
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Общее количество баллов |
Уровень сформированности УУД (%) |
|
Код УУД
Список класса
|
П1 |
П2 |
П3 Р3 |
П4 |
П5 |
П6 |
П7 |
П8 Р8 |
П9 Р9 |
П10 Р10 |
|||
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шкала для определения уровней овладения обучающимися ОУУ
|
Уровень овладения ОУУ |
Количество баллов |
Соответствие оценки по баллам |
|
Высокий |
22 - 26 |
«5» |
|
Средний |
14 - 21 |
«4» |
|
Низкий |
10 – 13 |
«3» |
|
Пониженный |
1 – 9 |
«2» |
Низкий уровень овладения УУД показывает, что обучающийся узнает отдельные изученные способы действий, но умеет применять их лишь для известных типовых ситуаций, т. е. действует на уровне простого воспроизведения действия. Обучающийся с низким уровнем овладения УУД может испытывать серьезные трудности в дальнейшем процессе обучения, ему необходимы компенсирующие занятия по освоению всего спектра УУД.
Средний уровень овладения УУД показывает, что обучающийся справляется с применением проверяемых способов деятельности в несложных ситуациях, осмысленно использует изученные алгоритмы действий на уровне их комбинирования. При фиксации данного уровня необходим анализ выполнения обучающимся каждой группы заданий с целью выявления трудностей в освоении тех или иных способов действий и проведения соответствующей целенаправленной коррекции.
Высокий уровень овладения УУД показывает, что обучающийся достаточно свободно владеет проверяемыми способами деятельности, может комбинировать изученные алгоритмы в соответствии с требованиями новой ситуации, составлять собственные планы решения учебных задач.
Контрольное тестирование по химии
Инструкция по выполнению работы
Административная работа состоит из 10 заданий, из которых 8 заданий базового уровня сложности, 2 задания повышенного уровня сложности. На выполнение административной работы по математике отводится 80 минут.
При выполнении заданий можно пользоваться
черновиком. Записи
в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Вариант 1
Задание 1. Веществ на Земле огромное множество и каждое из них занимает свою экологическую нишу. Азот — главный компонент воздуха, которым мы дышим, но при попадании в легкие в чистом виде способен вызвать летальный исход. Сера — в чистом виде имеет неприятный запах, но является незаменимым элементом для человеческого организма и замедляет его старение. Ртуть — единственный металл, который при комнатной температуре находится в жидком состоянии, и один из тяжелейших — 1 литр весит больше 13 кг. Занимается их изучением наука химия.
Внимательно рассмотрите предложенные рисунки. Укажите номер рисунка, на котором изображён объект, содержащий индивидуальное химическое вещество.
Напишите его химическую формулу. Обоснуйте свой выбор.

Задание 2. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Действительно, рисунки, схемы, чертежи и графики способны заменить нам долгие разъяснения.
Человек лучше понимает и запоминает ту информацию, которая представлена наглядно – с помощью рисунков, схем, фотографий, диаграмм.
Диаграммы считают чем-то обыкновенным, ведь многие из нас используют их практически каждый день. Даны диаграммы. На какой распределение массовых долей элементов соответствует количественному составу карбоната кальция?

Задание 3.
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
|
(1) Химической реакцией в химии принято считать превращение одного либо нескольких веществ, в другие вещества. (2) При этом состав реагирующих веществ остается неизменным, а меняется только их агрегатное состояние и размер частиц. (3) Мы с вами окружены химическими реакциями, более того мы сами их регулярно осуществляем различными бытовыми действиями, когда, например, зажигаем спичку или кипятим воду в чайнике. (4) Особенно много химических реакций сами того не подозревая, (а может и подозревая) делают повара, когда готовят еду. (5) Разумеется, и в природных условиях проходит множество химических реакций: извержение вулкана, фотосинтез в листве растений, образование облаков в небе, да что там говорить, практически любой биологический процесс можно отнести к примерам химических реакций. (6) Для записи химических реакций используют уравнения, молекулы реагирующих веществ и продуктов изображаются с помощью химических формул. |
Задание 4. Какова массовая доля растворённого вещества, если в 180 г воды растворили 20 г соли?
Задание 5.
Графическим отображением периодического закона является Периодическая система химических элементов. Известно более 700 форм периодической таблицы. Каждому химическому элементу в таблице отведена одна клеточка, в которой указаны символ и название элемента, порядковый номер и относительная атомная масса. Последовательность расположения элементов не всегда совпадает с возрастанием атомной массы. Каждый элемент имеет свой порядковый номер, располагается в определённом периоде и определённой группе.
Даны два химических элемента: А и Б. Известно, что в атоме элемента А суммарно содержится 32 протона и электрона, а в атоме элемента Б — 13 электронов.
Используя Периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева, определите химические элементы А и Б.
Укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, в которых расположен каждый элемент.
Установите, металлом или неметаллом являются простые вещества, образованные этими химическими элементами.
Составьте формулы высших оксидов, которые образуют элементы А и Б.
Ответы запишите в таблицу:
|
Элемент |
Название химического элемента |
Номер периода |
Номер группы |
Металл или неметалл |
Формула высшего оксида |
|
A |
|
|
|
|
|
|
Б |
|
|
|
|
|
Задание 6.
Живопись – одно из древних искусств, которое на протяжении многих веков прошло эволюцию от наскальных росписей палеолита, до новейших течений XX и уже даже XXI века. Это искусство родилось практически с появлением человечества. Древние люди, даже не осознав полностью себя человеком, почувствовали необходимость изображать окружающий мир на поверхности. Они рисовали всё, что видели: животных, природу, охотничьи сцены. Некоторые их полотна можно использовать как средства обучения различным наукам.
Превращение одних веществ в другие называется химической реакцией.
Из представленных ниже репродукций картин выдающегося русского художника К.Е. Маковского (1839 – 1915) выберите ту, на которой изображено протекание химической реакции.
Объясните сделанный Вами выбор. Укажите признаки протекания этой химической реакции. Составьте уравнение химической реакции.

«За прялкой» «Иван Сусанин» (фрагмент) «Цыганка танцует»
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
Задание 7. Французский химик XVIII в. Пилатр де Розье глубоко вдохнул водород и выдохнул его… на огонь свечи. Водород был, конечно, смешан с воздухом, и произошел взрыв! Розье впоследствии писал: «Я думал, что у меня вылетят все зубы вместе с корнями». Тем не менее он остался доволен результатом опыта, который едва не стоил ему жизни. Он нарушил элементарную технику безопасности при работе с химическими веществами.
Из приведённого списка выберите верные суждения о правилах поведения в химической лаборатории и обращения с химическими веществами в быту. В ответе запишите цифры, под которыми они указаны через запятую.
1) Полиэтиленовые пакеты легко разрушаются под действием атмосферных явлений и поэтому не представляют угрозы для окружающей среды.
2) Попадание на кожу препаратов бытовой химии, содержащих щёлочь, приводит к появлению ожогов, поэтому с ними надо работать в резиновых перчатках.
3) В химической лаборатории наличие кислоты в анализируемом растворе можно определять на вкус.
4) Тонкостенная фарфоровая чашка может быть использована для выпаривания растворов.
Задание 8. Количество известных в настоящее время веществ воистину невообразимо, их известно много миллионов. Причём благодаря усилиям учёных это число от года к году стремительно возрастает. В реках, морях и океанах, кроме воды, содержатся растворённые в ней вещества. В твёрдом поверхностном слое нашей планеты находятся многочисленные минералы и горные породы. Чрезвычайно большое количество самых разнообразных веществ находится в живых организмах. Проводя исследования атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы, учёные выделяют, изучают, классифицируют вновь открытые вещества и присваивают им названия.
Имеется следующий перечень химических веществ: натрий, хлор, хлорид натрия, гидроксид меди(II), серная кислота, сульфат меди(II), вода.
Из данного перечня выберите СЛОЖНЫЕ вещества. Запишите их химическую формулу и укажите, к какому классу неорганических соединений они относятся
|
Вещество |
Класс соединений |
|
|
|
Задание 9. Дана схема превращений: Са → Са(NO3)2 → Са(OH)2 → СаО
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для второго превращения составьте сокращённое ионное уравнение реакции.
Задание 10. Как с помощью перманганата калия получить кислород и доказать его наличие? Из приборов, изображённых на рисунках, выберите тот, с помощью которого можно получить газообразный кислород. Напишите уравнение реакции, лежащей в основе данного процесса.

.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.