Контрольная работа на тему "Цивилизация и культура". Обществознание 10 класс
Оценка 4.7

Контрольная работа на тему "Цивилизация и культура". Обществознание 10 класс

Оценка 4.7
doc
24.10.2021
Контрольная работа на тему "Цивилизация и культура". Обществознание 10 класс
10 общество контрольная.doc

Контрольная работа по теме «Цивилизация и культура». 10 класс.

А 1 Культура, произведения  которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется

1) народной     2) массовой    3) национальной    4) элитарной

А 2. Массовая культура

1) появилась с развитием средств массовой информации

2) сопровождает всю историю человечества

3) является продуктом тоталитарных обществ с их стремлением к контролю, в том числе и средствами культуры

4) зародилась в Древнем Риме как зрелище для народа

А 3. Непосредственно искусство характеризует признак

1) удовлетворение потребностей человека      2) эстетическое освоение окружающего мира

3) установление законов развития общества  4) отражение сущности природных и социальных явлений

А 4. Верны ли суждения?  Культура – это:

А. Совокупность всего созданного человеком на протяжении всей истории.

Б. Все виды преобразовательной деятельности общества, а также все их результаты.

1) верно только А   2) верно только Б   3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

А 5. Верны ли  суждения?   Произведения массовой культуры

А. Отражают все эмоциональные проблемы современного человека.

Б. Не должны использовать приемы элитарной культуры.

1) верно только А   2) верно только Б   3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

А 6. В ходе социологических опросов 2004 и 2005 гг. респондентам предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования в России?» Были получены следующие результаты:

Варианты ответов

% от числа опрошенных

 

2004

2005

Определенно да/ скорее да

23

18

Ни да, ни нет

20

22

Скорее нет/ определенно нет

50

50

Затруднились ответить

7

10

Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?

1)  Более половины  россиян не смогли определить свое отношение к проблеме.

2)  Значительно выросло количество россиян, удовлетворенных качеством образования

3)  По мнению половины опрошенных, качество образования в России остается неудовлетворительным.

4) Сокращается число россиян, которые не интересуются проблемами отечественного образования

А 7. Закон РФ «Об образовании» называет следующие ступени образования

1) дошкольное общее образование

2) дошкольное, общее, среднее, профессиональное, дополнительное образование

3) дошкольное, начальное, общее, среднее, профессиональное, дополнительное образование

4) общее, профессиональное образование

А 8. Экстенсивный путь развития образования состоит в

1) увеличении разнообразия типов образовательных учреждений

2) слияния нескольких учебных дисциплин в одну

3) повышение качества образовательных услуг

4) увеличении количества дисциплин, изучаемых в школе

А 9. Алексей Б. учится на первом курсе юридического колледжа. Это означает, что он получает

1) основное образование                                    2) полное (среднее) образование

3) среднее профессиональное образование     4) высшее профессиональное образование

А 10. Героический эпос, обрядовые танцы и песни относятся к

1) элитарной культуре  2) экранной культуре  3) искусству  4) народной культуре

А 11. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

А. Коммерциализация массовой культуры позволяет ее творцам не учитывать в своей деятельности вкусы и запросы  массовой аудитории.

Б. В массовой культуре произведения литературы, живописи, кинематографа рассматриваются, прежде всего, как предметы потребления, приносящие при продаже прибыль.

1) верно  только А   2) верно только Б   3) верны оба суждения  4) оба суждения не верны

А 12 Наука отражает мир в

1) понятиях и терминах      2) художественных образах 

3) символах веры                4) обыденных представлениях

В 1. Установите соответствие: к каждому виду деятельности, данному в первом столбце, подберите соответствующее направление культуры из второго столбца.

 

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

НАПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

А)

создание художественного образа

1)

наука

Б)

выдвижение гипотез

2)

искусство

В)

экспериментальная проверка теоретических выводов

 

 

Г)

формирование чувства прекрасного

 

 

 

В2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

« Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы.

   Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ___________(1), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ___________(2)…

    Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций.

    Мировые религии, т.е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, __________(3), ______________(4).

    Все религии можно также объединить в две большие группы __________(5), т.е. признающие существование единого Бога и ___________(6), признающее множество богов.»

    Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А) монотеизм   Б) политеизм  В) древность  Г) ислам  Д) культ  Е) буддизм  Ж) индуизм  З) суеверие

И) конфуцианство  К) миф

В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано

(1) Человек, сидящий на скудном «пайке» массовой культуры, существенно обедняет свою духовную жизнь. (2) Массовая культура зародилась почти столетие назад. (3) С  тех пор были значительно усовершенствованы технические средства, используемые при ее создании и тиражировании. (4) Однако продукты остались такими же примитивными, оскорбляющими вкус взыскательного читателя и зрителя.

  Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер     Б) характер оценочных суждений

С 1.  С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой, и элитарной культуры.

С 2.  Доходы печатных  средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.

   Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.

С 3. Проанализируйте  данные о государственном финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в России и США в 1991 и 1994 гг.

Год

Россия

США

1991

9,6 млрд долл

161 млрд долл

1994

6.0 млрд долл

173 млрд долл

Сделайте два возможных вывода из данной таблицы и объясните, почему в России в 2000 – 2006 годах увеличивается государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

 

 

 

 

Ответы:

Часть 1. Уровень А

№ задания

ответ

А 1

4

А 2

1

А 3

2

А 4

3

А 5

4

А 6

3

А 7

4

А 8

4

А 9

3

А 10

4

А 11

2

А 12

1

 

В 1

2112

В 2

ВЗГЕАБ

В 3

БААБ

С 1. В ответе могут быть приведены следующие примеры:

1) сопровождение ледового шоу фрагментами из классических музыкальных произведений;

2) использование в качестве рекламных слоганов названий произведений литературной классики или цитат из них;

3) использование мотивов народного творчества в таком жанре массовой лирической песни, как романс.

 

С 2. Ответ содержит  вывод: средства массовой информации стали важнейшими каналами распространения массовой культуры.

Обоснованием этого вывода могут служить следующие положения:

1)СМИ активно распространяют рекламу, а она типичный продукт массовой культуры

2) художественная продукция , преобладающая на телевидении, также отвечает всем признакам массовой культуры: упрощенность, коммерческая эффективность. Дополнительным примером, иллюстрирующим главный вывод, может служить активное проникновение в СМИ еще одного вида массовой культуры – шоу-бизнеса (трансляция эстрадных выступлений, освещение различных сторон жизни «звезд»).

С 3.

В ответе должны присутствовать следующие элементы:

1) сформулированы выводы, например:

- государственное финансирование науки в России существенно отставало от США;

- в указанный период это отставание возрастало;

- в России в указанный период финансирование науки сокращалось;

- в США в указанный период финансирование науки увеличивалось;

2) дано объяснение, например:

- Россия принимает усилия для ускорения научно-технического прогресса;

- вложения в науку призваны повысить конкурентоспособность нашей страны  в мире.

    Возможны иные правильные позиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теме «Цивилизация и культура». 10 класс. 2 вариант

А 1. Духовной культурой называется

1) культура чтения                           2) религиозный культ

3) процесс и результат духовного производства

4) устойчивое преобладание духовных потребностей над материальными

А 2. Многообразие культур служит в современном мире проявлением

1) национальной изолированности             2) национальной дифференциации

3) культурного застоя                                  4) культурной глобализации

А 3. Искусство от других форм духовной деятельности отличает

1) объяснение фактов вмешательством сверхъестественных сил

2) решение фундаментальных проблем бытия

3) обеспечения развития отдельных отраслей производства

4) образное восприятие  окружающего мира

А 4. Общим для научного и художественного творчества является

1) стремление к осмыслению действительности    2) обоснованность предположений

3) стремление к достоверности                                4) формирование чувства прекрасного

А 5. Искусство как вид человеческой деятельности характеризуется

1) правдоподобностью результатов             2) созданием художественных образов

3) ясностью и целостностью выражения    4) созданием материальных ценностей

А 6. Что из перечисленного относится к культурно-мировоззренческой функции современной науки?

1) программирование развития общества        2) разработка новых средств коммуникации

3) разработка проблемы происхождения жизни на Земле   

4) прогнозирование социальных последствий реформ

А 7. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Специфическим свойством религии является связь с миром переживаний человека.

Б. Специфическим свойством религии является вера в сверхъестественное.

1) верно только А   2) верно только Б   3) верны оба  суждения  4) оба суждения неверны

А 8. Верны ли следующие суждения, характеризующие культурно-мировоззренческую функцию современной науки?

Культурно-мировоззренческая функция науки проявляется в

А. формировании представлений человечества об окружающем мире.

Б. создании научно-технической базы для развития производительных сил общества.

1) верно только А  2) верно только Б  3) верны оба  суждения  4) оба суждения неверны

А 9. К национальным религиям  относится

1) буддизм  2) христианство  3) конфуцианство  4) ислам

А 10. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

А. Коммерциализация массовой культуры позволяет ее творцам не учитывать в своей деятельности вкусы и запросы  массовой аудитории.

Б. В массовой культуре произведения литературы, живописи, кинематографа рассматриваются, прежде всего, как предметы потребления, приносящие при продаже прибыль.

1) верно  только А  2) верно только Б  3) верны оба суждения  4) оба суждения не верны

А 11. Продуктом массовой культуры является

1) симфония     2) фольклор   3) балетный спектакль   4) городской роман

А 12.  Для какой науки вопрос о соотношении понятий «добро» и «зло» является основным?

1) психологии   2) этики  3) эстетики  4) социологии

А 13. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения?

1) познавательную    2) прогностическую   3) объяснительную  4) социальную

А 14. Фундаментом духовной жизни общества является

1) познание  2) искусство   3) наука  4) культура

В 1. Установите соответствие: к каждому определению, данному в первом столбце, подберите соответствующее понятие из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМ

 

ВИДЫ НОРМ

1

Правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни

А

этикет

2

Детальные правила вежливого поведения

Б

традиции

3

Правила, относящиеся к широкому кругу социальных явлений и поддерживаемые силой общественного мнения

В

закон

4

Правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения

Г

обычай

В 2 Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мораль».

    Социальная норма; право; добро и зло; духовность, санкции.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мораль»

 

С 1. Звезда телесериала снялась в некоммерческом черно-белом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать сколько-нибудь значительных средств. К какой форме культуры относится описываемое произведение? Укажите три признака, по которым вы это определили.

С 2.   Прочитайте текст и выполните задания к нему.

 Образование в обществе.

Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?...

    Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов…участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е годы  XIX в. Реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании…Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции…Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…

     Важнейшим событием…стала промышленная революция…Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности…В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования…

    Важная перемена…была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют  требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства…(К тому же) американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.

                                                                       Н.Смелзер.

 

1.С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?

2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которые было призвано решить образование в XIXXX вв. Назовите их.

3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальных института (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?

 4. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы (2 вариант) :

А 1

3

С 1. Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) указание на то, что фильм относится к элитарной культуре;

2) признаки элитарной культуры, например некоммерческий характер, высокая содержательность и эстетическая сложность ограниченному кругу специалистов и знатоков.

С 2.  Текст.  Образование в обществе.

1) В ответе должны быть указаны следующие изменения:

- демократическая революция

- промышленная революция

- становление самого института образования

2) В ответе должны быть указаны следующие задачи:

- повысить грамотность будущих избирателей;

- обеспечить равенство социальных возможностей;

- подготовить квалифицированных работников.

3). 1) Могут быть названы четыре любых социальных института, например:

- семья

-армия;

- церковь;

- право;

- политическая партия

2) Должны быть названы две особенности, упомянутые автором:

- институт является определенной группой, члены которой объединены общими интересами;

- институт в лице своих членов предъявляет определенные требования к обществу и государству.

4) 1) Должно быть приведено понятие – «социальная мобильность»

2) Должен быть указан термин «социальный лифт»

3) Могут быть названы любые два института, выполняющие функцию «социальных лифтов», например: армия, церковь, политические партии, профсоюзы.

 

 

2

А 3

4

А 4

1

А 5

2

А 6

3

А 7

3

А 8

1

А 9

3

А 10

2

А 11

4

А 12

2

А 13

4

А 14

4

В 1

132

В 2

право

 


Контрольная работа по теме «Цивилизация и культура»

Контрольная работа по теме «Цивилизация и культура»

А 12 Наука отражает мир в 1) понятиях и терминах 2) художественных образах 3) символах веры 4) обыденных представлениях

А 12 Наука отражает мир в 1) понятиях и терминах 2) художественных образах 3) символах веры 4) обыденных представлениях

Ответы: Часть 1. Уровень А № задания ответ

Ответы: Часть 1. Уровень А № задания ответ

Контрольная работа по теме «Цивилизация и культура»

Контрольная работа по теме «Цивилизация и культура»

Правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения

Правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения

Ответы (2 вариант) : А 1 3

Ответы (2 вариант) : А 1 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2021