Контрольная работа по дисциплине «Социология» тема: «Методология и методика эмпирического социологического исследования.»
Оценка 4.7

Контрольная работа по дисциплине «Социология» тема: «Методология и методика эмпирического социологического исследования.»

Оценка 4.7
docx
17.02.2020
Контрольная работа по дисциплине «Социология» тема: «Методология и методика эмпирического социологического исследования.»
кр социол.docx

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Социология»

тема: «Методология и методика эмпирического социологического исследования.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Теоретическая подготовка исследовательской программы.

Социологическое исследование - исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

Социологическое исследование - способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении.

Этапы социологического исследования - последовательные стадии проведения социологического исследования:
1- выбор исследуемой проблемы, формулировка целей и задач, разработка концепции, построение гипотезы (разработка программы);
2- отработка методик сбора данных;
3- сбор информации ("полевой" этап);
4- подготовка данных к обработке и анализу;
5- обработка и анализ информации;
6- изложение результатов исследования.

 Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы.
Проблема исследования может быть задана извне каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом.

Проблема — это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему — значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

Заказ социологу чаще всего формируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие либо просто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства, управления и т. д. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу:

1) установить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему;  б) есть ли учет и статистика по этому показателю, в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю;

2) вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии, а не экономической теории, технологии производства и т. д.

3) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета представляют собой готовый важный материал);

4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска;

5) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми — экспертами. В роли экспертов обычно выступают специалисты — ученые или опытные практики.

Производственная проблема может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1) Сущность или содержание. Например, низкая эффективность производства, высокая социально-психологоческая напряженность в трудовом коллективе и т. д. При определении проблемы следует установить, с чем все это сравнивается и на каком основании. В данных примерах следует ответить на вопрос: почему мы считаем, что эффективность производства низкая, а социальная напряженность высокая? Низкая и высокая по сравнению с какими стандартами?

2) Организационное и физическое нахождение. В каком организационном подразделении (участках, отделах, филиалах) и физических объектах (заводы, здания, склады, конторы) была выявлена проблема. Насколько широко она распространена в организации. Какие подразделения она затронула.

3) Владение проблемой. Является ли проблема «открытой» (знакомой всем) или «закрытой» (то есть известной группе лиц)? Какие люди (управленцы, специалисты, рабочие и т. д.) затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении?

4) Абсолютная и относительная величина. Насколько важна проблема в абсолютных величинах? Например, объем потерянного рабочего времени или денег; объем неиспользуемых производственных мощностей. Насколько она важна в относительном выражении? Как она влияет на подразделения, в которых она обнаружена, и на людей, которые владеют ею? Насколько она важна для организации в целом? Что может получить организация от ее решения?

5) Временные рамки. С какого времени существует данная проблема?
Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически?
Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется?
В результате предварительного анализа проблемная ситуация получает четкое выражение в виде формулировки проблемы. Причем эта формулировка может значительно отличаться от первоначальной, сформулированной заказчиком.

На основе предварительного анализа разрабатывается программа исследования данной проблемы. Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследования, независимо от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным.
Программа социологического исследования - документ, содержащий:
- определение проблемы и темы исследования;
- формулирование основных и неосновных задач исследования;
- теоретический анализ проблемы;
- выдвижение гипотез;
- выбор принципиального плана исследования;
- определение объектов исследования и типов выборки;
- разработка методики сбора материала;
- определение техники сбора данных;
- определение способа обработки материала;
Картинка 1 из 86- составление рабочего плана исследования.

Основные элементы программы прикладного социологического исследования показаны на рисунке.

Надпись: Рис.1. Основные элементы программы прикладного социологического исследованияЦели и задачи исследования. Этот раздел программы регулирует отношения заказчика и социолога на стадии предварительного определения ожидаемого результата, а также определяет объем затрат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата.

Цели исследования могут быть различны. Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели.

Предмет и объект исследования. Предмет исследования — это центральный вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, в одном и том же эмпирическом объекте могут выделяться различные его аспекты, которые являются предметом исследования. Иначе говоря, когда социолог выбирает предмет исследования, он в то же время формулирует и гипотезу о возможном пути решения проблемы, а также методы и формы проведения социологического исследования.

Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятия — необходимый этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить три основные задачи: 1) Выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании. 2) Это дает возможность вести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивать научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций. 3) Обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных, статистических показателей.

Теоретическая интерпретация понятий осуществляется через ряд последовательных этапов. На первом этапе осуществляется перевод проблемной ситуации в формулировку в строгих научных рамках и терминах. На следующем этапе каждое понятие этой формулировки раскладывается на такие операционные составляющие, которые затем могут быть исследованы количественным методом.

Кроме структурной интерпретации понятий, описывающих предмет исследования, необходимо провести их факторную интерпретацию, то есть определить систему его связей с внешними объектами и внутренними субъективными факторами.

Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями- индикаторами. При этом социолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.

Формирование гипотезы — заключительная часть теоретической подготовки эмпирического социологического исследования. Гипотеза исследования — это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами. Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов. В науке существуют определенные правила выдвижения и проверки гипотез: 1) Гипотеза должна находиться в согласии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается. 2) Из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число. 3) Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать возможно меньше гипотез, и их связь должна быть возможно более тесной. 4) При выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов. 5) Невозможно руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами.

Гипотезы — это отправные точки для исследования, дальнейшие этапы эмпирического социологического исследования находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез. Для отработки гипотезы и процедур исследования нередко проводят предварительное, пилотажное исследование. В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы причины и гипотезы следствия). Таким образом, они образуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятий. Следует подчеркнуть, что формирование гипотез — это не праздные теоретические упражнения, а разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если исследователем были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения.
Если же гипотезы с самого начала не выдвигались, то резко падает научный уровень социологического исследования, а его результаты и обобщения сводятся к описаниям процентных выражений тех или иных индикаторов и к довольно тривиальным рекомендациям.



2. Методы сбора социальной информации.

Главный мотив обращения к социологическим исследованиям – потребность располагать как можно более обширной и актуальной информацией, отражающей те стороны и нюансы жизнедеятельности общества, которые подчас скрыты от "внешнего глаза", но которые требуется учитывать в практике социального управления в широком смысле слова.

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.  

Для сбора первичной социальной информации могут применяться различные социологические методы, дадим их краткую характеристику. 

Наблюдение. Наблюдение представляет собой метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц наблюдения), значимых с точки зрения целей исследования. 

Основное назначение метода: получить объективную информацию, доступную восприятию наблюдателя и регистрируемую в виде признаков (категорий), определить их повторяемость, типичность. Объектом наблюдения выступают социальная общность, коллектив, группа, индивид, их состояние. Предметом наблюдения являются признаки, свойства, факторы деятельности наблюдаемого объекта. 

Анализ документов. Анализом документов принято называть метод систематического анализа документов, направленный на получение информации, значимой для целей исследования. 

Основное назначение метода — извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте, зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Документ, как объект анализа, — это специально созданный автором (коммуникатором) материальный предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Автор документа (коммуникатор) – это лицо, создавшее документ, передающее в нем информацию, а именно свое изложение событий, содержание ранее составленных документов, свое отношение к передаваемому (информации, событиям, действиям людей). Предмет анализа документов – это признаки, свойства документов, которые могут характеризовать содержание изучаемого явления с точки зрения целей и задач исследования. 

Метод опроса. Опрос представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач исследования. 

Основное назначение метода получить социальную информацию о состоянии (общественного, группового, коллективного, индивидуального) мнения, а также отраженную в сознании опрашиваемых информацию о фактах, событиях, оценках, связанных с их жизнедеятельностью. Эта информация выражается в форме высказываний респондентов относительно зафиксированных эмпирически в виде вопросов исследовательских задач и категорий анализа. Объектом опроса являются социальная общность, группа, коллектив, индивид. Предметом опроса выступает субъективно-оценочная информация, выраженная в мнении респондентов и характеризующая их социальное поведение, мотивы, ценностные ориентации, события и факты их жизни. 

Экспертный опрос. Экспертный опрос – это разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — специалисты в определенной области деятельности. Отличительная особенность этого метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов в анализе и решении проблем исследования. 

Основное назначение метода — выявление наиболее существенных, важных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности, достоверности, обоснованности информации, выводов и практических рекомендаций благодаря использованию знаний и опыта экспертов. Основные действующие лица при проведении процедуры экспертного опроса – это эксперт и модератор. Эксперт — компетентное лицо, имеющее специальные знания и опыт в области, непосредственно связанной с объектом исследования. Пригодность к участию в экспертизе должна быть подтверждена специальной оценкой компетентности, осуществляемой на этапе подбора экспертов. Модератор — специалист по проведению экспертных опросов. Основная цель модератора — обеспечить максимальную валидность получаемой от экспертов информации с учетом имеющихся ограничений. 

Социальный эксперимент. Эксперимент представляет собой метод получения информации об изменении показателей деятельности социального объекта в результате воздействия на него заданных и контролируемых факторов (переменных). Методологическим основанием применения эксперимента в социологии служит принцип  социального детерминизма. 

Основное назначение метода заключается в выявлении информации о причинно-следственных связях между исследуемыми явлениями, их свойствами, в достижении нового, более точного знания о закономерностях, тенденциях социальных процессов. В отличие от метода наблюдения на основе данных эксперимента не только получают описательную информацию, но и дают объяснение связей, отношений, процессов. Объектом эксперимента выступают — социальная группа, коллектив, личность (участники эксперимента). В эксперименте выделяют два вида объектов (единиц эксперимента): контрольные и экспериментальные группы. Предметом эксперимента являются отношения и связи между свойствами изучаемого объекта и системой факторов (переменных), детерминирующих его социальную деятельность и поведение. 

Социометрия (структурный анализ малых групп). Социометрический метод – это вид опроса, направленный на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации среди членов малой группы связей предпочтения в ситуациях выбора. Относится к числу экспериментальных методов изучения малых групп. 

Основное назначение метода – диагностика состояния взаимоотношений в малых группах и коллективах. Метод предназначен для получения информации о структуре связей между членами группы относительно выделенного критерия. С помощью социометрического метода дается описание структуры взаимоотношений в группе, количественная оценка (измерение) характера эмоциональных отношений между ее членами (чувства симпатии / неприязни), устанавливается место в указанной структуре, занимаемое тем или иным членом группы (лидер, изолированный, отверженный). Объектом социометрического опроса выступает малая (контактная) социальная группа, члены которой находятся в устойчивом непосредственном взаимодействии друг с другом. Среди малых групп есть неинституциональные (неофициальные) и институциональные (официально признанные), к числу которых относятся малые коллективы. Предмет социометрического опроса – это, во-первых, во-первых, социометрическая структура группы, а во-вторых, социометрический статус отдельных членов группы. 

Тестирование. Тест — стандартизированное, ограниченное по времени испытание. Он позволяет с заранее установленной степенью вероятности определить актуальный, существующий у человека в данное время уровень знаний, относительно устойчивые личностные свойства (в том числе умения и навыки), устойчивые черты поведения. 

Основное назначение — дает возможность получить количественные и качественные оценки измеряемых характеристик; диагностика и мониторинг групп работников и населения. Объектом при тестировании могут выступать — личность, малая (контактная) группа, социальная группа, общность. 


3. Способы анализа данных, получение эмпирических обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.

Социологическое исследование завершается анализом и обработкой полученных данных, получением эмпирически обоснованных выводов и рекомендаций. 

Этап анализа представляет собой соотнесение полученной информации об изучаемом объекте с уже имеющимся объемом знаний о нем. Содержание и цель этапа анализа заключается в том, чтобы объяснить смысл отдельных результатов, объединить и выделить обобщающие положения, свести их в единую систему. 

Существуют как количественные, так и качественные методы анализа и обобщения информации, полученной в ходе социологических исследований. К количественным методам относятся: группировка, расчет коэффициентов корреляции, факторный анализ, и т. Д. Качественными методами анализа и обобщения являются: типологизация, моделирование и создание теорий. 

Обработка данных включает в себя: 

1.  Редактирование и кодирование информации с целью унификации и формализации информации, полученной в ходе социологического исследования. 

2.  Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на вопросы, которые необходимо решить в исследовании, поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Необходимо провести обратную процедуру — перевести данные в форму, которая отвечала бы на вопросы исследования. 

3.  Статистический анализ — самый важный этап в процессе анализа социологических данных. Выявляются статистические закономерности и зависимости, которые позволяют сделать обобщения и выводы. 

Для проведения статистического анализа используются различные математические методы, позволяющие всесторонне анализировать собранную информацию. Факторный анализ, кластерный, регрессионный и т. Д., различные логически и теоретически обоснованные эвристические процедуры преобразования данных используются для построения индексов (сложное преобразование полученных данных, когда на основе нескольких переменных строится новая переменная). 

В зависимости от методов получения первичной социальной информации применяются различные приемы обработки и анализа данных. Например, при обработке и анализе данных, полученных в ходе массового опроса, применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и т. Д. 

По результатам исследования пишется отчет. Отчет — научный документ, который в установленной форме отражает содержание программы исследования, ее выполнение, полученные в конечном итоге научные выводы, практические рекомендации, возможности их внедрения. Отчет документирует информацию и важнейшие результаты исследования. Отчет, как правило, включает пояснительную записку о решении поставленных задач и приложения к ней. В пояснительной записке излагается последовательность выполнения программы, дается сводка материалов, расчетов, обоснований. В приложениях к записке даются цифровые, графические и прочие показатели и документы, не вошедшие в основной текст, а также все формы, анкеты, бланки, тесты и т.п. 

Отчет является важнейшим итоговым документом исследования, поэтому с самого начала исследования, при подготовке всех его материалов следует ориентироваться на их возможное использование в итоговом документе. Это в значительной мере способствует результативности исследования. 

Структура отчета по итогам социологического исследования регламентируется требованиями госта и должна включать в себя:
1) титульный лист; 2) оглавление; 3) список исполнителей; 4) реферат; 5) введение; 6) основную, содержательную часть; 7) заключение; 8) приложения.  

В числе общих требований к составлению отчета по итогам социологического исследования нужно назвать, во-первых, возможно более полное и глубокое отображение всех ступеней проведенного исследования, взаимосвязанность всех его звеньев и логику научного поиска. Под этим углом зрения становятся отчетливей сильные стороны проделанной работы, допущенные ошибки и нерешенные проблемы. В конце работа обогащается аргументация исследователя в защиту или опровержение выдвинутых гипотез, облегчающая ему решение поисковых задач. 

Следующим требованием к отчету является строгое следование разработанному программой методологическому аппарату исследования. В отчете недопустим пересмотр методологических принципов без достаточно серьезной аргументации в пользу внесенных в программу изменений и обоснованности получаемых результатов. В отчете важно отразить логическую последовательность выполняемых процедур, показать место и роль каждой из них в процессе накопления и интерпретации новых знаний, четко вычленить все выполняемые операции упорядочения эмпирических данных и теоретических обоснований на пути интерпретации социологического факта. 

Итоги исследования в отчете рассматриваются как применительно к решаемым задачам и выдвинутым гипотезам, так и организационно – в соответствии с планами (поисковым, описательным и экспериментальным). Это третье требование к отчету. Оно включает указание всех привлекаемых к исследованию организаций, состава и порядка подготовки инструкторских кадров, характера, формы и методов работы с обследуемыми единицами (где, когда, как и кем проводились инструктажи и другие виды разъяснительной деятельности). Важно с большой точностью отразить организацию сбора материала и в приложении дать образцы всех используемых документов. Кроме того, исследователь должен обращать внимание на правильное воспроизведение в отчете систем кодирования информации и использованных методов ее обработки. 

Общепринятыми правилами считается следование нормам литературного языка. В отчете, как в деловом документе, важно наличие таких признаков, как точность (недопустимо неопределенное толкование слов, выражений, фактов); ясность, определенность, доступность (преимущественное использование в тексте простых слов и выражений, специальные термины необходимо разъяснять), лаконичность, краткость, сжатость (избегать лишних слов, повторений, отвлеченных рассуждений); убедительность (все положения должны быть обоснованы вескими доказательствами), и спокойный, выдержанный тон. 

 

 


Список литературы

1.                 Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологических исследованиях. -М., 1974.

2.                 Здравомыслов А.Г. Методология и процедуры социологических исследований. - М., 1969.

3.                 Мацковский М.С., Ермакова О.В. Методические вопросы переработки социологической информации // Проблемы обработки и автоматизированного поиска социологической информации. - М., 1977. - С. 54-83.

4.                 Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. - М., 1975.

5.                 Осипов Г.В., Андреев Э.П. Измерение в социологии. - М., 1980.

6.                 Паниотто В.И., Максименко В.С. Количественные методы в социологических исследованиях. -Киев, 1982., Рабочая книга социолога. - М., 1983.

7.                 Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998, 595 с.


 

8.                 Скачано с www.znanio.ru

Контрольная работа по дисциплине «Социология» тема: «

Контрольная работа по дисциплине «Социология» тема: «

Теоретическая подготовка исследовательской программы

Теоретическая подготовка исследовательской программы

Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу: 1) установить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б)…

Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу: 1) установить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б)…

Организационное и физическое нахождение

Организационное и физическое нахождение

Основные элементы программы прикладного социологического исследования показаны на рисунке

Основные элементы программы прикладного социологического исследования показаны на рисунке

Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятия — необходимый этап в разработке методологии исследования

Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятия — необходимый этап в разработке методологии исследования

Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов

Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов

Методы сбора социальной информации

Методы сбора социальной информации

Документ, как объект анализа, — это специально созданный автором (коммуникатором) материальный предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации

Документ, как объект анализа, — это специально созданный автором (коммуникатором) материальный предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации

Отличительная особенность этого метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов в анализе и решении проблем исследования

Отличительная особенность этого метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов в анализе и решении проблем исследования

Предметом эксперимента являются отношения и связи между свойствами изучаемого объекта и системой факторов (переменных), детерминирующих его социальную деятельность и поведение

Предметом эксперимента являются отношения и связи между свойствами изучаемого объекта и системой факторов (переменных), детерминирующих его социальную деятельность и поведение

Основное назначение — дает возможность получить количественные и качественные оценки измеряемых характеристик; диагностика и мониторинг групп работников и населения

Основное назначение — дает возможность получить количественные и качественные оценки измеряемых характеристик; диагностика и мониторинг групп работников и населения

Статистический анализ — самый важный этап в процессе анализа социологических данных

Статистический анализ — самый важный этап в процессе анализа социологических данных

Это в значительной мере способствует результативности исследования

Это в значительной мере способствует результативности исследования

Важно с большой точностью отразить организацию сбора материала и в приложении дать образцы всех используемых документов

Важно с большой точностью отразить организацию сбора материала и в приложении дать образцы всех используемых документов

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2020