Контрольная работа по русскому языку по теме "Лексика". 5 класс.
Оценка 5

Контрольная работа по русскому языку по теме "Лексика". 5 класс.

Оценка 5
docx
12.12.2024
Контрольная работа по русскому языку по теме "Лексика". 5 класс.
Контрольная работа по теме Лексика 5 класс.docx

ФИО _________________________________________________________________________

Контрольная работа по теме «Лексика. Культура общения»

1 вариант

1. Лексическое значение слов разъясняется в

1) этимологическом словаре;         2) толковом словаре;          3) орфоэпическом словаре

 

2. Лексическое значение слова – это то,

1) что слово обозначает;           2) как слово произносится;                 3) как слово пишется.

 

3. Укажите, в прямом или переносном значении употреблены данные слова:

 

Тяжелый чемодан – тяжелый характер, легкая работа – легкая рука, железная дисциплина –

 

железный гвоздь, плачущая берёза – плачущий ребенок, спят цветы – спят дети, серебряные ложки –

 

серебряный свет, бронзовая монета – бронзовый загар.

 

4.Подберите к словам синонимы, составьте с ними словосочетания :

 

а) мощный - _________________________________________________________________________          

 

б) смелый -   _________________________________________________________________________

 

в) занимательный - ___________________________________________________________________

 

5. К какому слову верно подобран синоним:

 

1) медлить – бежать;                  2) пёс – собака;                  3) говорить – болтун.

 

6.Выпишите из предложения синонимы.

Любовь к родине - это преданность своему отечеству, своему народу.

 

____________________________________________________________________________________

 

7Укажите антоним к слову румяный

1) краснощёкий;                    2) бледный;                           3) голубоглазый.

 

8. Какие пары слов являются антонимами:

1) говорить-молчать;             2) большой – громадный;                        3) маленький – крохотный.

 

9. В каком варианте пары слов НЕ являются антонимами

1) высоко – низко;             2) здесь – сейчас;                         3) уронить – поднять.

 

10.Какое прилагательное можно заменить антонимом «чёрствый»?

1) свежий костюм               2) свежий воротник              3) свежий журнал              4) свежий хлеб

 

11. Подберите антонимы к словам: ранний – _________________, далекий - ___________, день –

 

________________, добрый - ____________________, грустно –___________________

 

12.Подчеркните в предложениях антонимы.

 

1) Он ра­до­ва­лся, если удавалось придумать для героя подходящую фамилию, и огор­ча­лся, если это не по­лу­ча­лось. 2) У журнала не было ни на­ча­ла, ни конца, зато были изу­ми­тель­ные кар­тин­ки - боль­шие, на целую стра­ни­цу.3) А он, боль­шой, лох­ма­тый, то под­ни­ма­ет­ся над цвет­ком, то опус­ка­ет­ся.

 

13. Выберите слова из каждой пары и вставьте их в предложения (форму слов, если это необхо-димо, можно менять)

1) Стекольный – стеклянный;, 2) грибной – грибковый; 3) надеть – одеть; 4) оплатить – заплатить; 5) земной – земляной; 6) сытый – сытный; 7) наследство – наследие.

1) На _________________________заводе освоили выпуск новой продукции.

2) Здесь лечили ________________________ заболевания.

3) Перед выходом мама _________________________ на дочку пальто.

4) Не забудьте ____________________ за проезд!

5) На соседней улице уже третий день велись ________________________ работы.

6) Обед сегодня был на удивление _______________________ .

7) Оставленное бабушкой __________________________ разделили между внуками.

14. Как называются пары слов, приведённые в задании 13? _______________________________

15. Выполни синтаксический разбор  первого предложения из задания 13.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

16. Дополни словесное описание – толкование слов так, чтобы было понятно, о чём или о ком идет речь.

Опята – это __________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Гимнаст – это _______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИО _________________________________________________________________________

Контрольная работа по теме «Лексика. Культура общения»

1 вариант

1. Лексическое значение слов разъясняется в

1) этимологическом словаре;         2) толковом словаре;          3) орфоэпическом словаре

 

2. Лексическое значение слова – это то,

1) что слово обозначает;           2) как слово произносится;                 3) как слово пишется.

 

3. Укажите, в прямом или переносном значении употреблены данные слова:

 

Воет волк – воет буря, шёлковое платье – шёлковые волосы, пустая голова – пустая кружка, разбитая

 

чашка – разбитое сердце, холодный взгляд – холодный чай, плоский живот – плоские шутки,

 

голодный волк – голодный взгляд.

 

4.Подберите к словам синонимы, составьте с ними словосочетания :

 

а) легко - _________________________________________________________________________          

 

б) кричать -   _________________________________________________________________________

 

в) аккуратный - ___________________________________________________________________

 

5. К какому слову верно подобран синоним:

 

1) медлить – бежать;                  2) пёс – собака;                  3) говорить – болтун.

 

6.Выпишите из предложения синонимы.

Любовь к родине - это преданность своему отечеству, своему народу.

 

____________________________________________________________________________________

 

7Укажите антоним к слову румяный

1) краснощёкий;                    2) бледный;                           3) голубоглазый.

 

8. Какие пары слов являются антонимами:

1) говорить-молчать;             2) большой – громадный;                        3) маленький – крохотный.

 

9. В каком варианте пары слов НЕ являются антонимами

1) высоко – низко;             2) здесь – сейчас;                         3) уронить – поднять.

 

10.Какое прилагательное можно заменить антонимом «чёрствый»?

1) свежий костюм               2) свежий воротник              3) свежий журнал              4) свежий хлеб

 

11. Подберите антонимы к словам: ранний – _________________, далекий - ___________, день –

 

________________, добрый - ____________________, грустно –___________________

 

12.Подчеркните в предложениях антонимы.

 

1) Он ра­до­ва­лся, если удавалось придумать для героя подходящую фамилию, и огор­ча­лся, если это не по­лу­ча­лось. 2) У журнала не было ни на­ча­ла, ни конца, зато были изу­ми­тель­ные кар­тин­ки - боль­шие, на целую стра­ни­цу.3) А он, боль­шой, лох­ма­тый, то под­ни­ма­ет­ся над цвет­ком, то опус­ка­ет­ся.

 

13. Выберите слова из каждой пары и вставьте их в предложения (форму слов, если это необхо-димо, можно менять)

1) Стекольный – стеклянный;, 2) грибной – грибковый; 3) надеть – одеть; 4) оплатить – заплатить; 5) земной – земляной; 6) сытый – сытный; 7) наследство – наследие.

1) На _________________________заводе освоили выпуск новой продукции.

2) Здесь лечили ________________________ заболевания.

3) Перед выходом мама _________________________ на дочку пальто.

4) Не забудьте ____________________ за проезд!

5) На соседней улице уже третий день велись ________________________ работы.

6) Обед сегодня был на удивление _______________________ .

7) Оставленное бабушкой __________________________ разделили между внуками.

14. Как называются пары слов, приведённые в задании 13? _______________________________

15. Выполни синтаксический разбор  третьего предложения из задания 13.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

16. Дополни словесное описание – толкование слов так, чтобы было понятно, о чём или о ком идет речь.

Дождевик – это _________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Хищник – это _______________________________________________________________________

 


 

ФИО _________________________________________________________________________

ФИО _________________________________________________________________________

Стекольный – стеклянный;, 2) грибной – грибковый; 3) надеть – одеть; 4) оплатить – заплатить; 5) земной – земляной; 6) сытый – сытный; 7) наследство…

Стекольный – стеклянный;, 2) грибной – грибковый; 3) надеть – одеть; 4) оплатить – заплатить; 5) земной – земляной; 6) сытый – сытный; 7) наследство…

ФИО _________________________________________________________________________

ФИО _________________________________________________________________________

Стекольный – стеклянный;, 2) грибной – грибковый; 3) надеть – одеть; 4) оплатить – заплатить; 5) земной – земляной; 6) сытый – сытный; 7) наследство…

Стекольный – стеклянный;, 2) грибной – грибковый; 3) надеть – одеть; 4) оплатить – заплатить; 5) земной – земляной; 6) сытый – сытный; 7) наследство…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2024