ФИО _________________________________________________________________________
Контрольная работа по теме «Лексика. Культура общения»
1 вариант
1. Лексическое значение слов разъясняется в
1) этимологическом словаре; 2) толковом словаре; 3) орфоэпическом словаре
2. Лексическое значение слова – это то,
1) что слово обозначает; 2) как слово произносится; 3) как слово пишется.
3. Укажите, в прямом или переносном значении употреблены данные слова:
Тяжелый чемодан – тяжелый характер, легкая работа – легкая рука, железная дисциплина –
железный гвоздь, плачущая берёза – плачущий ребенок, спят цветы – спят дети, серебряные ложки –
серебряный свет, бронзовая монета – бронзовый загар.
4.Подберите к словам синонимы, составьте с ними словосочетания :
а) мощный - _________________________________________________________________________
б) смелый - _________________________________________________________________________
в) занимательный - ___________________________________________________________________
5. К какому слову верно подобран синоним:
1) медлить – бежать; 2) пёс – собака; 3) говорить – болтун.
6.Выпишите из предложения синонимы.
Любовь к родине - это преданность своему отечеству, своему народу.
____________________________________________________________________________________
7. Укажите антоним к слову румяный
1) краснощёкий; 2) бледный; 3) голубоглазый.
8. Какие пары слов являются антонимами:
1) говорить-молчать; 2) большой – громадный; 3) маленький – крохотный.
9. В каком варианте пары слов НЕ являются антонимами
1) высоко – низко; 2) здесь – сейчас; 3) уронить – поднять.
10.Какое прилагательное можно заменить антонимом «чёрствый»?
1) свежий костюм 2) свежий воротник 3) свежий журнал 4) свежий хлеб
11. Подберите антонимы к словам: ранний – _________________, далекий - ___________, день –
________________, добрый - ____________________, грустно –___________________
12.Подчеркните в предложениях антонимы.
1) Он радовался, если удавалось придумать для героя подходящую фамилию, и огорчался, если это не получалось. 2) У журнала не было ни начала, ни конца, зато были изумительные картинки - большие, на целую страницу.3) А он, большой, лохматый, то поднимается над цветком, то опускается.
13. Выберите слова из каждой пары и вставьте их в предложения (форму слов, если это необхо-димо, можно менять)
1) Стекольный – стеклянный;, 2) грибной – грибковый; 3) надеть – одеть; 4) оплатить – заплатить; 5) земной – земляной; 6) сытый – сытный; 7) наследство – наследие.
1) На _________________________заводе освоили выпуск новой продукции.
2) Здесь лечили ________________________ заболевания.
3) Перед выходом мама _________________________ на дочку пальто.
4) Не забудьте ____________________ за проезд!
5) На соседней улице уже третий день велись ________________________ работы.
6) Обед сегодня был на удивление _______________________ .
7) Оставленное бабушкой __________________________ разделили между внуками.
14. Как называются пары слов, приведённые в задании 13? _______________________________
15. Выполни синтаксический разбор первого предложения из задания 13.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Дополни словесное описание – толкование слов так, чтобы было понятно, о чём или о ком идет речь.
Опята – это __________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Гимнаст – это _______________________________________________________________________
ФИО _________________________________________________________________________
Контрольная работа по теме «Лексика. Культура общения»
1 вариант
1. Лексическое значение слов разъясняется в
1) этимологическом словаре; 2) толковом словаре; 3) орфоэпическом словаре
2. Лексическое значение слова – это то,
1) что слово обозначает; 2) как слово произносится; 3) как слово пишется.
3. Укажите, в прямом или переносном значении употреблены данные слова:
Воет волк – воет буря, шёлковое платье – шёлковые волосы, пустая голова – пустая кружка, разбитая
чашка – разбитое сердце, холодный взгляд – холодный чай, плоский живот – плоские шутки,
голодный волк – голодный взгляд.
4.Подберите к словам синонимы, составьте с ними словосочетания :
а) легко - _________________________________________________________________________
б) кричать - _________________________________________________________________________
в) аккуратный - ___________________________________________________________________
5. К какому слову верно подобран синоним:
1) медлить – бежать; 2) пёс – собака; 3) говорить – болтун.
6.Выпишите из предложения синонимы.
Любовь к родине - это преданность своему отечеству, своему народу.
____________________________________________________________________________________
7. Укажите антоним к слову румяный
1) краснощёкий; 2) бледный; 3) голубоглазый.
8. Какие пары слов являются антонимами:
1) говорить-молчать; 2) большой – громадный; 3) маленький – крохотный.
9. В каком варианте пары слов НЕ являются антонимами
1) высоко – низко; 2) здесь – сейчас; 3) уронить – поднять.
10.Какое прилагательное можно заменить антонимом «чёрствый»?
1) свежий костюм 2) свежий воротник 3) свежий журнал 4) свежий хлеб
11. Подберите антонимы к словам: ранний – _________________, далекий - ___________, день –
________________, добрый - ____________________, грустно –___________________
12.Подчеркните в предложениях антонимы.
1) Он радовался, если удавалось придумать для героя подходящую фамилию, и огорчался, если это не получалось. 2) У журнала не было ни начала, ни конца, зато были изумительные картинки - большие, на целую страницу.3) А он, большой, лохматый, то поднимается над цветком, то опускается.
13. Выберите слова из каждой пары и вставьте их в предложения (форму слов, если это необхо-димо, можно менять)
1) Стекольный – стеклянный;, 2) грибной – грибковый; 3) надеть – одеть; 4) оплатить – заплатить; 5) земной – земляной; 6) сытый – сытный; 7) наследство – наследие.
1) На _________________________заводе освоили выпуск новой продукции.
2) Здесь лечили ________________________ заболевания.
3) Перед выходом мама _________________________ на дочку пальто.
4) Не забудьте ____________________ за проезд!
5) На соседней улице уже третий день велись ________________________ работы.
6) Обед сегодня был на удивление _______________________ .
7) Оставленное бабушкой __________________________ разделили между внуками.
14. Как называются пары слов, приведённые в задании 13? _______________________________
15. Выполни синтаксический разбор третьего предложения из задания 13.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Дополни словесное описание – толкование слов так, чтобы было понятно, о чём или о ком идет речь.
Дождевик – это _________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Хищник – это _______________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.