Тест по русскому
языку для учащихся 10 классов.
1 вариант
1. Найти слово, в котором букв больше, чем звуков:
- ельник;
- ледяной;
- примелькаться;
- йога.
2. Найти слово, в котором буква Я даёт два звука:
- морячка;
- исполняют;
- ядреный;
- кровля.
3. Найти слово, в котором произносится [С]:
- изморось;
- изморозь;
- воз;
- синий.
4. Какое слово соответствует схеме


- приехать;
- приглянулась;
- прибрежный;
- млекопитающее.
5. Лексическое значение слова указано неверно в примерах:
- адаптация – приспособление
к чему-либо;
- паводок –
резкое понижение уровня воды в реке;
- абориген –
долгожитель;
- железобетон –
бетон, армированный стальными прутьями.
6. В предложение вставьте нужное по смыслу слово.
Военная ___________ 1812 года начиналась при самых неблагоприятных
для русской армии обстоятельствах.
7. Какие слова являются архаизмами:
- тать;
- талисман;
- ланиты;
- трубопровод.
8. Словари, в которых объясняется происхождение слова,
называются _______________.
9. Какой частью речи является слово “двойка”:
- числительное;
- существительное;
- глагол;
- местоимение.
10. Выпишите слово мужского рода:
- каре;
- кофе;
- пальто;
- тетрадь.
11. Образуйте от указанных существительных форму им.п. мн.ч. и
выпишите только то существительное, которое имеет окончание А:
- трактор;
- гром;
- шофер;
- корт
(теннисный).
12. Буква -И- пишется в словах
- пал__садник;
- угн__тение;
- расст__лать;
- ц__клоп.
13. Буква -А- пишется в словах
- заг__рать;
- м__кать хлеб в
сметану;
- нак__лить;
- г__рнитур.
14. Буква -О- пишется в словах
- др__жать;
- раздр__жение;
- пок__яние;
- притв__ряться;
15. Буква -О- пишется в словах
- беч__вка;
- расч__т;
- пуч__к;
- ож__г лица.
16. Согласная буква пропущена в словах
- искус__ный;
- лес__ница;
- рес__ница;
- сума__шедший.
17. Буква -ЖЖ- пишется в словах
- мож__евельник;
- ви__жать;
- брю__жать;
- выж__енный.
18. Буква -Е- пишется в словах
- нищ__та;
- доверч__вый;
- пр__дать
друга;
- пр__близиться
к дому.
19. Буква -И- пишется в словах (гл. употреблены в форме 3л.,
ед.ч.):
- стел__т
постель;
- слыш__т звук;
- деревья в
ине__;
- об открыти__
выставки.
20. -НН- пишется во всех словах ряда:
- стекля__ная
дверь; ветре__ный день;
- ваго__ное
депо; обветре__ные руки;
- комари__ный
укус; имени__ник;
- асфальтирова__ная
улица; девочка рассея__на.
21. -Ъ- пишется в словах
- с__есть;
- трех__язычный;
- с__уметь;
- в__юн.
22. Буква -С- пишется на конце приставки в словах:
- бе__брежный;
- и__жарить;
- и__подтишка;
- чере__чур.
23. Через дефис пишутся слова
- пол(Думы);
- то(же) самое;
- говорить (по)
японски;
- (историко)
литературный журнал.
24. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду
- (не) годующий
взгляд, (не) ряха;
- (не) мог
упасть, (не) добрал баллов;
- (не) медля ни
минуты, (не) соответствующий рангу;
- (не) красивый,
но дешевый костюм, вовсе (не) отличница.
25. Частица НИ пишется
- Как бы там н_
было;
- Н_ раз бывал я
в этом музее;
- Н_ надо приходить;
- Н_ там, н_
здесь его не было.
26. Отметьте номера предложений, где выделенной слово является
сущ. с предлогом:
- (В) следстви__ были
допущены ошибки;
- (В)
продолжени__ месяца
по телевизору показывали интересный телесериал;
- (В) течени__ болезни
не было изменений;
- Нарисовать
открытку (в) виде бабочки.
27. Отметьте номера предложений, где частица пишется раздельно
- Отец (так) же
учился в институте;
- Сын учился так
(же) хорошо, как и отец;
- Все то (же):
те (же) ломберные столы, та (же) люстра в чехле;
- Что (бы) такое
придумать интересное?
28. Тире на месте пропуска ставится в предложениях:
- Пырей, осот,
одуванчик ___ вот самые распространенные сорняки наших огородов;
- Глаза ___ как
изумруд;
- Бедность ___не
порок;
- Пятью пять ___
двадцать пять.
29. Запятая на месте пропуска ставится в предложениях:
- Я на руках не
то у ели __ не то у матери родной;
- Горят первые
звезды ___ а заря еще долго светит над полями и лесами;
- От волнения он
посмеивался ___ и гораздо быстрее, чем обычно, выкуривал трубку
30. Второстепенный член необходимо обособить в предложениях
- А он мятежный
ищет бури;
- Море шумело
сожженное лунным светом;
- Под ногами
хрустит пожухлая от утренних морозов трава.
31. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях
- Упражнение ___
должно быть ___ выполнено чисто и аккуратно;
- Ученик ___
должно быть ___ торопился и не продумал задания до конца;
- Я видел вас
___ холмы и нивы!
- Я видел ___
холмы и нивы.
32. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях
- Вот присел я у
забора __ и стал прислушиваться;
- Солнце село __
и тусклые тучи висели над темной степью;
- Когда коляска
подъехала к крыльцу домика в Васильевском, звезды уже начали бледнеть __ и
небо серело;
- Мы стали
искать для ночлега горную трещину __и вдруг увидали спокойный огонь;
- В этих хоромах
жили богатые помещики __ и все у них шло порядком.
33. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях
- Цепи яблонь
протянулись там __ где были пустыри;
- Когда дует
ветер и рябит воду__ то становится и холодно __и скучно __и жутко;
- Старик
предупредил, что __ если погода не улучшится, то о рыбалке нечего думать;
- В тишине
отчетливо послышалось, как простонал человек __ и __ как тяжело захрустел
наст под ногами медведя.
34. Двоеточие на месте пропуска нужно поставить в предложениях
- Нынче она была
совсем другая __ в выражении лица ее было что-то новое, сдержанное,
застенчивое;
- Ехал сюда __
рожь начинала желтеть;
- Я поднял глаза
и увидел __ высоко в небе неслись над станцией птицы;
- Шестнадцать
лет служу __ такого со мной не было.
35. Чужая речь оформлена неправильно в предложениях
- Белинский
говорит, что “восторг от непонятного произведения – это мучительный
восторг”.
- “Я ваш друг –
сказал Максим – и поэтому дам вам совет”.
- Валя сказала,
что “хорошо, хорошо, я с вами согласна”.
- “Мой дед землю
пахал!” - с гордостью ответил Базаров.
36. Раздел лингвистики, занимающийся изучением словосочетания и
предложения, называется ____________.
37. Определите стиль приведенного ниже текста:
- Чему ж ты удивляешься? Сам не лучше меня.
- Ох, не лучше! И не говори, зятюшка. Ах, что со мною сделали зятья. Разорвать
их всех мало!
- А вот погодите, тятенька, мы их всех подтянем.
- Подтянем?
- Ещё как!
- Мне бы, главное, зятьев в бараний рог согнуть.
38. Ударение неправильно поставлено в словах:
- запломбИровать;
- мизЕрный;
- шАсси;
- свЁкла.
39. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях
- тронуться с
ума;
- наголову
победил врага;
- за мной долгу
пять рублей;
- скучает по
вам.
40. Речевые ошибки допущены в речи:
- Дураком его не
назовешь, но и умом он явно не блестит.
- Беспорядочный
хаос воцарился в доме.
- Я требую
элементарной справедливости.
- Он простил
долги своему кредитору.
Ключ:
№
зад 1 вар
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
3
|
3
|
3
|
2
|
23
|
2
|
13
|
этим
|
2
|
2
|
трактора
|
134
|
234
|
14
|
34
|
24
|
14
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
13
|
24
|
24
|
12
|
34
|
134
|
3
|
14
|
134
|
234
|
14
|
12
|
12
|
23
|
25
|
12
|
13
|
35
|
36
|
37
|
38
|
39
|
40
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23
|
синтаксич.
|
раз
|
13
|
124
|
124
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 вариант
1. Найти слово, в котором звуков больше, чем букв:
- литр;
- вьюга;
- сельдь;
- трансляция.
2. В каком слове буква Ю дает два звука:
- люстра;
- попью;
- землю;
- парашют.
3. В каком слове произносится [Ж]:
- нож;
- намажьте;
- ближе;
- резче.
4. Каким способом образовано слово “перебирая”:
- приставочным;
- суффиксальным;
- приставочно-суффиксальным;
- сложением
слов.
5. Лексическое значение слова указано неверно в примерах:
- блокнот –
записная книжка;
- изморозь –
очень мелкий дождь;
- старожил –
человек, который охраняет что-нибудь;
- банальный –
лишенный оригинальности.
6. В предложение вставьте нужное по смыслу слово:
Тот, кому адресовано письмо - _______________.
7. Найдите диалектизмы:
8. Словари, в которых содержатся сведения о правильном написании
слов, называются _________________.
9. Какой частью речи является слово “ожег”:
- существительное;
- глагол;
- прилагательное;
- наречие.
10. Выпишите слово среднего рода:
- тюль;
- кафе;
- кенгуру;
- дядя.
11. Какие из указанных слов не имеют ед. числа:
- чернила;
- штаны;
- шахматы;
- брёвна.
12. Буква -И- пишется в словах:
- нар__дить
куклу;
- приб__раться;
- ц__ганский;
- д__рижировать.
13. Буква -А- пишется в словах:
- прик__снуться;
- ум__лять о
пощаде;
- ст__рательно;
- предв__рительный.
14. Буква -О- пишется в словах:
- к__пошиться;
- п__рхать;
- нагр__мождение;
- нар___стание.
15. Буква -О- пишется в словах:
- галч__нок;
- кумач__вый;
- расч__ска;
- ш__пот.
16. Согласная буква пропущена в словах:
- под уз__цы;
- гум__анизм;
- ма__штаб;
- гигин__ский.
17. -СС- пишется в словах:
- поэте__са;
- ас__истент;
- дес__ант;
- рес__урсы.
18. Буква -Е- пишется в словах:
- остекл__невший;
- пр__нципиальный;
- пр__тязания;
- виш__нка.
19. Буква -Е- пишется в словах (гл. употребляются в форме 3л.,
ед.ч.):
- ка__тся;
- по идее__;
- ненавид__т;
- в композици__.
20. -Н- пишется во всех словах ряда:
- грубо
кова__ный, тетради провере__ны;
- погаше__ный
свет, ржа__ная мука;
- плете__ное
кресло, спица слома__на;
- море
взволнова__но, непроше__ный гость.
21. Частица НЕ пишется слитно во всех словах ряда:
- (не) знающий
покоя, (не) смотря в книгу;
- (не) удачливый
человек, (не) кому ухаживать;
- (не) добрые, а
злые, очень (не0 красивый человек;
- (не) жарко,
(не) где разложить.
22. Через дефис пишутся:
- (по) первому
зову;
- (пол)
Петербурга;
- (по) турецки;
- (водо)
непроницаемый.
23. Отметьте номера пропусков, где пишется частица НЕ:
Но (н1) одного слова, (н2) отвечал на это Акакий Акакиевич, как
будто бы (н3) кого и (н4) было перед ним; это (н5) имело даже влияния на
занятия его; среди всех этих досуг он (н6) делал (н7) одной ошибки в письме.
24. -Ь- пишется в словах:
- пять задач__;
- лен__тяй;
- бреш__;
- в__юнок.
25. Буква -С- пишется на конце:
- бес__честный;
- __добная
булка;
- и__далека;
- не__держанный.
26. Отметьте номера предложений, где выделенное слово является
производным предлогом:
- Не приехать
(в) виду болезни.
- Мы встретимся
с героем (в) продолжени__ романа.
- Договориться
(на) счет похода.
- Перечислить
деньги (на) счет организации.
27. Отметьте номера предложений, где частица пишется раздельно:
- Спрячься за
(то) дерево, - сказал мне брат.
- Что (бы) рыбку
съесть, надо в воду лезть.
- Тёплая
небесная вода для растений то (же) самое, что для нас любовь.
- Все было так
(же), как всегда.
28. Тире на месте пропуска ставится в предложениях:
- Погода была
ужасная __ ветер штормовой ревел с ночи, дождь лили как из ведра.
- Сой облаков
был очень тонок __ сквозь него просвечивало солнце.
- Пруд __ как
зеркало.
- Основной мотив
моей жизни __ прожить недаром жизнь, продвинуть человечество хоть немного
вперед.
29. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:
- Туристы
пробирались среди сугробов мягкого и рыхлого снега __ и вязли в густой
грязи.
- Он был невысок
ростом __ да жилист.
- Ни холод __ ни
пурга __ ни нагромождение льдов – никакие преграды не остановили
полярников.
- Туман окутал
как долину __ так и подножье горы.
30. Второстепенный член необходимо обособить в предложениях:
- Ленивый от
природы он (Захар) был ленив еще и по своему лакейскому воспитанию.
- Ведущая в
город улица была свободной.
- Дождь лил как
из ведра.
- Девочки в
особенности Катенька с радостными выражениями лица смотрят в окно на
стройную фигуру Володи.
31. Запятая на месте пропусков ставится:
- Действительно
__ в течение всего сентября стояла чудесная погода.
- Удостоверение
действительно до конца года.
- Волга-матушка
__ ты не даром нам дорога!
- Волга-матушка
__ течет по бескрайним просторам земли.
32. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:
- В саду было
тихо, только птица иногда ворочалась __ да нежно и печально охали
древесные лягушки __ да плескалась рыба в воде.
- Душно стало в
сакле __ и я вышел.
- Когда из-за
туч вышла луна, все вокруг посветлело __ и на море появилась серебристая
дорожка.
- В воздухе
душно __ и пахнет травами.
33. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:
- Взгляд и
улыбка у него так были приветливы __ что сразу располагали в свою пользу.
- Очевидно было,
что Савельич передо мною был прав __ и что я напрасно оскорбил его упреком
и подозрением.
- Даша заметила
__ что __ когда вслед за звонком в столовой появился Рощин __ катя сразу
не поворачивала к нему головы.
- Хорошо
известно, что __ если спортсмен регулярно не тренируется, то хороших
результатов он не достигнет.
34. Двоеточие на месте пропуска нужно поставить в предложениях:
- Сорока поднял
голову – сквозь тонкий пар мороза блестела золотая медведица.
- Скажешь слово
– добавят десять.
- Мороз не
страшен __ воздух сухой, ветра нет.
- В траве, в
кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях __ повсюду
заливались цикады.
35. Чужая речь оформлена неправильно в предложениях:
- “Нет, это мой
след”, - просто ответил старик.
- Чичиков
говорил, что давненько не брал я в руки шашки.
- Незнакомец
нагнулся к ней и спросил – “Псина, ты откуда?”
- “Вишь как! –
промолвил Павел – Чего ж он раскашлялся?”
36. Раздел лингвистики, в котором изучается состав слова и
способы образования слов, называется ____________________.
37. Определите стиль приведенного ниже текста.
- Рожденному
говорить правду приходилось сдерживать себя и “прикидываться кошкой”, хотя
хотелось лаять собакой.
- Но при всех
жестких ограничениях, несмотря на постоянные отметины красным цензорским
карандашом, то, что было напечатано Белинским, обнаруживало в каждой строке
убежденного мыслителя – борца, пропагандиста передовых идей, страстного
полемиста и вдохновенного импровизатора.
38. Ударение неправильно поставлено в словах:
- аристократИя;
- катАлог;
- столЯр;
- договОр.
39. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:
- Я вас насквозь
вижу;
- Приехал с
дальнего рейса;
- Приношу свою
признательность;
- Все ресурсы
исчерпаны.
40. Речевые ошибки допущены в предложениях:
- Не с чего было
беспокоиться.
- В дельте Волги
расположено множество островов и отмелей.
- В своих
решениях он всегда высказывал эрудированность.
- Не больно – то
он старается!
Ключ:
№
заданий 2 вариант
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
4
|
2
|
3
|
2
|
23
|
1
|
134
|
орф
|
2
|
2
|
13
|
24
|
34
|
123
|
12
|
134
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
12
|
14
|
12
|
34
|
24
|
23
|
2456
|
34
|
124
|
13
|
134
|
24
|
234
|
14
|
13
|
12
|
33
|
34
|
35
|
36
|
37
|
38
|
39
|
40
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13
|
13
|
234
|
слово
обр
|
публ
|
12
|
23
|
13
|
|
|
|
|
|
|
|
|