Контрольная работа по теме «Лексика»
Вариант 1.
Задание 1. Спишите, вставляя недостающие термины или определения.
1.… - наука, изучающая словарный состав языка.
2. Лексикон - …
3. Многозначные слова - ….
4. … - значение слова, которое прямо называет предмет, признак или действие.
5. Омонимы - …
6. … - слова с противоположным лексическим значением.
Задание 2. Определите слово по его лексическому значению. Слова запишите под соответствующей цифрой.
1. Человек, совершающий подвиги.
2. Разговор двух лиц.
3. Перерыв между уроками в учебных заведениях.
4. Инструмент для копания земли.
5. Столовый прибор для употребления жидких блюд.
Задание 3. Выпишите из толкового словаря учебника однозначное и многозначное слово.
Задание 4. Распределите словосочетания на 2 столбика: прямое значение и переносное значение.
Каменное сердце, ядовитое растение, глубокий овраг, тёплая вода, золотые руки, тяжёлый характер, бежит спортсмен, спят цветы, железные нервы, разбитая чашка.
Здание 5. Подберите к словам синонимы (2-3): большой - …, сверкать - …, метель - …
Задание 6. Выпишите из предложений антонимы (парами).
1) Он радовался, если удавалось придумать для героя подходящую фамилию, и огорчался, если это не получалось. 2) У журнала не было ни начала, ни конца, зато были изумительные картинки — большие, на целую страницу.3) А он, большой, лохматый, то поднимается над цветком, то опускается.
Задание 7. Составьте предложения с омонимами так, чтобы было понятно их значение: расплачусь – расплачусь, очки – очки.
Задание 8. Составьте словосочетания с паронимами: соседский – соседний, снежный - снеговой
Контрольная работа по теме «Лексика»
Вариант 2.
Задание 1. Спишите, вставляя недостающие термины или определения.
1. … - словарный состав языка.
2. Лексическое значение - …
3. Однозначные слова - …
4. … - значение слова, которое переносится с одного предмета на другой по сходству.
5. Синонимы - …
6. … - слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
Задание 2. Определите слово по его лексическому значению. Слова запишите под соответствующей цифрой.
1. Орудие для рубки дерева.
2. Волосяной покров животных.
3. Часть слова перед корнем.
4. Человек, который занимается охотой.
5. Участок земли, на котором сажают овощи.
Задание 3. Выпишите из толкового словаря учебника однозначное и многозначное слово.
Задание 4. Распределите словосочетания на 2 столбика: прямое значение и переносное значение.
Каменный дом, ядовитая фраза, глубокий сон, тёплый взгляд, золотые серьги, тяжёлый чемодан, бежит время, спят дети, железный гвоздь, разбитое сердце.
Здание 5. Подберите к словам синонимы (2-3): красивый - …, смеяться - …, беда - …
Задание 6. Выпишите из предложений антонимы (парами).
1) Хороша веревка длинная, а речь короткая. 2) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. 3) Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало
Задание 7. Составьте предложения с омонимами так, чтобы было понятно их значение: мой – мой, замок – замок.
Задание 8. Составьте словосочетания с паронимами: добротный – добрый, невинный – невиновный.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.