СОДЕРЖАНИЕ
1. Проблема психологической безопасности образовательной среды в научных исследованиях отечественных и зарубежных психологов………….
2. Структура образовательной среды образовательного учреждения…..
3. Угрозы психологической безопасности образовательной среды…….
4. Условия организации безопасной образовательной среды в школе…
Список литературы……………………………………………………........
1. Проблема психологической безопасности образовательной среды в научных исследованиях отечественных и зарубежных психологов
Проблема психологической безопасности образовательной среды приобретает в последние годы все большую актуальность. Значительный вклад в изучение психологической безопасности образовательной среды внесли ученые такие как: В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, Л.Ф. Бурлачук, И.В. Дубровина, Б. Краус, Б.Ф. Ломов, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и другие.
Понятие «безопасность» в научных исследованиях определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Ограничение потребности в безопасности (как состояния сохранности) и защищенности (как системы мер по предупреждению угроз) является одним из факторов стрессорного воздействия и пребывания человека в боевой обстановке.
Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.
Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как:
1. состояние сохранности психики человека;
2. сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;
3. устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);
4. возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;
5. состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Таким образом, психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга.
Образовательная среда является частью жизненной, социальной среды человека. Учебные заведения как социальный институт общества являются субъектами безопасности, и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде определяется тем, что учебные заведения, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.
Переполненные классы, где бывает трудно сохранить нацеленность на обучение и учитель не успевает уделить внимание максимальному количеству учащихся; недостаток заботы педагогов при наличии жесткой дисциплины; неприятие других культур; отчуждение и предвзятое отношение к учащемуся со стороны сверстников и/или преподавателей; напряженность в межличностных отношениях и несоответствие требованиям - являются характеристиками, уменьшающими способность образовательной среды (учебных заведений в частности) быть безопасной.
Такие же характеристики, как доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия - повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.
Основными понятиями области изучения психологической безопасности в образовательной среде являются «опасность», «риск», «угроза».
Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.
Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие - склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья. Потенциально опасными в процессе развития школьника являются: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу. Опасность состоит в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться.
Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ. На наше восприятие психологического насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем - для одних людей неуважение, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет.
Психологическое насилие в межличностном взаимодействии может выражаться в неприятии и критике, публичных оскорблениях и унижении достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, игнорировании (физической или социальной изоляции), предъявлении чрезмерных требований и принуждении делать что-либо против желания.
Для того чтобы отказаться от психологического насилия и создать безопасную среду, человек должен иметь представление не только о том, что является насилием, но и как создать условия для внутренней безопасности и безопасности референтной среды, должен уметь управлять чувствами и идентифицировать происходящее в группе, определять пути, с помощью которых опасное поведение может стать насильственным.
Наиболее важными условиями образовательной среды, создающими и обеспечивающими психологическую безопасность, являются:
1. доброжелательные взаимоотношения (включают в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива и др.);
2. дисциплина.
Решение проблем психологической безопасности в образовательной среде, согласно исследованиям зарубежных психологов, может также осуществляться через программы по улучшению межличностного взаимодействия и обучению социальным навыкам. Дефицит социальных навыков может быть уменьшен путем проработки характеристик группы, являющихся источником межличностных проблем, и увеличением мотивации (желания) эффективно справляться с такими проблемами.
Обучение решению конфликтных ситуаций в образовательной среде может осуществляться через использование ненасильственных средств (без оскорблений, кулаков или оружия), к которым относятся: возможность выслушать с уважением друг друга; возможность выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы; возможность узнать различные точки зрения; рассмотрение в группе трудных ситуаций, прошлого опыта; умение справляться с чувствами, проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы; возможность свободного выражения чувств, не причиняющих вред другим людям, акцентирование внимания на поступках и ответственности, а не на личности.
Образовательная среда составляет основу жизнеспособности любого сообщества и потому важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут чувствовать защищенность и удовлетворенность основных потребностей, выходит на первое место в связи с необходимостью создания условий и воспитания подрастающего поколения, которое в ближайшем будущем составит основу общества. Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде может способствовать профессиональному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального и уголовного поведения.
2. Структура образовательной среды образовательного учреждения
Структура образовательной системы включает в себя такие компоненты:
– пространственно-семантический;
– содержательно-методический;
– коммуникационно – организационный.
1. Пространственно-семантический компонент включает:
– архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства детей в образовательном учреждении;
– символическое пространство школы (символика, атрибуты, традиции и др.).
2. Содержательно-методический компонент включает:
– содержательную сферу (концепция жизнедеятельности школы, концепция и программа воспитательной работы, программы основного и дополнительного образования);
– технологии, формы, методы организации жизнедеятельности детей в образовательном учреждении (мероприятия, игры, дела, структуры управления и самоуправления и др.), подготовки и проведения мероприятий и коллективных творческих дел в школе
3. Коммуникационно-организационный компонент включает:
– особенности субъектов образовательной среды образовательного учреждения;
– коммуникационную сферу;
– организационные условия (особенности управленческой культуры).
Специфика и уникальность образовательной среды образовательного учреждения определяются:
– типовыми и видовыми особенностями образовательного учреждения;
– системой организации и управления жизнедеятельностью ребёнка и групп детей – учебных классов, временных детских коллективов (отрядов), клубов и объединений детей по интересам; наличием «лидеров» и «отстающих»; включённостью ребёнка в другие коллективы, группы и группировки, уровнем защищённости ребёнка в них;
– социальными контактами субъектов образовательного учреждения (образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения (сотрудничество, взаимопомощь, господство,
– информационной составляющей образовательной среды (правила внутреннего распорядка, устав, конституция, декларация о намерениях, законы и т.п.);
– фактическими, а не декларируемыми нормами отношения к людям, их мнениям и оценкам;
– предписаниями и правилами личной и общественной безопасности;
– авторитарность и т.п.), личный пример, опыт);
– средствами наглядности в школе (любые идеи, выраженные в той или иной форме; требования, приказы, советы, рекомендации, пожелания, т.е. персонально адресованное на субъекта образовательной среды воздействие);
– материальной и соматической составляющими среды (условия обучения, досуга и отдыха; здоровье и психическое состояние; психологический Модель психологически безопасной образовательной среды включает:
– защищенность от психологического насилия;
– референтную значимость окружения;
– удовлетворенность в личностно-доверительном общении.
3. Угрозы психологической безопасности образовательной среды:
1. Психологическое насилие в процессе взаимодействия
Психологическое насилие – з это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.
Формы психологического насилия:
1). Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей ребёнка);
2). Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания);
3). Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность).
Проявления психологического насилия в образовательной среде:
– публичное унижение;
– оскорбление;
– высмеивание;
– угрозы;
– обидное обзывание;
– принуждение делать что-то против своего
– желания;
– игнорирование;
– неуважительное отношение;
–н едоброжелательное отношение.
2. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения (ребенок отрицает ценности и нормы школы, стремится «покинуть» школу).
3. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды:
– эмоциональный дискомфорт;
– нежелание высказывать свою точку зрения и мнение;
– неуважительное отношение к себе;
– потеря личного достоинства;
– нежелание обращаться за помощью,
– игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых;
– невнимательность к просьбам и предложениям.
4. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении (неэффективность психологического сопровождения ребенка в школе; угроза его психическому здоровью)
5. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения
(профессиональная деформация).
4. Условия организации безопасной образовательной среды в школе
1) Целенаправленное профессиональное влияние каждого участника на формирование безопасной образовательной среды школы, на гуманизацию отношений самих участников образовательного процесса;
2) адресная помощь ребенку в решении актуальных задач жизнедеятельности, а также социализации в условиях школы (затруднения, личностные и межличностные проблемы, проблемы социально-эмоционального характера, проблемы с выбором видов деятельности и т.д.);
3) активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в течение учебного дня в школе;
4) эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;
5) повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации.
Список литературы
1. Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник.-М., 2001.-479с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001.
3. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., Аспект-пресс, 2001.
4. Белова С. В. Диалогическое управление школой как гуманитарной системой: Учеб.пособие.- Волгоград: Перемена. 2004.-79 с.
5. Богданов Е. Н., Тюмасева З. И. Образовательные системы и системное образование. – Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003.
6. Вайнер Э. Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. 2003. №2.
7. Девятков Н. М. Педагогические основы создания культуротворческой среды на начальном этапе проф. образования. Автореферат дис....к.п.н.Омск, 1998, с.21.
8. Дубровина И. В. Психологическая служба образования: Научные основания, цели и средства // Психологическая наука и образование. 1998. №2.
9. Козырев В. А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета// СПб, СПбГУ, 1999.-116с.
10. Краткий психологический словарь ./Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998.-с.203
11. Пальцев М. А. Образование и здоровье студентов // Высшее образование сегодня. 2002. №11.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.