Контрольная работа "Психология личности"
Оценка 4.6

Контрольная работа "Психология личности"

Оценка 4.6
docx
06.11.2020
Контрольная работа "Психология личности"
Психология личности.docx

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.                     Психоанализ как социально-психологическая технология.

2.                     Типы технологий в психологии и психотерапии.

3.                     Гештальт-терапия как социально-психологическая технология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПСИХОАНАЛИЗ  КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Психоанализ:

1) группа психологических теорий личности, методов исследования ментальных процессов, а также методов терапии невротических заболеваний;

2) способ интроспекции человека, что предполагает систематическое объяснение бессознательных связей и процессов.

Средства психоанализа присутствуют в буддизме и некоторых индуистских верованиях, однако как научно-терапевтический метод изучения человека он был сформулирован и распространился в Западной Европе и Америке в XX веке.

Основателем теории психоанализа является австрийский ученый конца 19 - начала ХХ века Зигмунд Фрейд (Фрейдизм, классический или ортодоксальный психоанализ).  Влияние на теорию Фрейда имели новые на то время понятие энергии, введенное Гельмгольцем и теория эволюции Дарвина. Психоаналитическая теория сыграла важную роль не только в формировании современных концепций личности и терапевтических методов, но и в становлении всей культуры 20 в., предложив человечеству новое мировоззрение.

Как терапевтическая техника, психоанализ отличается от психиатрии и психотерапии, имея за основу утверждение о существовании психического бессознательного и настаивая на анализе и интеграции составляющих этого бессознательного в процессе терапии.

Психоанализ опирается на клинические наблюдения и исследования, а также на идеи относительно структуры психического аппарата, динамики ментальных процессов, подавление, сопротивление, перенос и т.д.

Личность рассматривается как машина, приводимая в движение энергией либидо - телесной энергией, половым желанием, и постепенно развивается через внешнюю запрет прямого обнаружения либидо, в переносе его на социально одобряемые или полезные для человека виды деятельности.

Во времена Фрейда в психологии господствовало восприятие человека, как разумного существа, которое осознает свое поведение и управляет ею. Теория Фрейда предлагала другую картину, согласно которой человек находится в состоянии непрерывного конфликта, истоки которого лежат в сфере неосознаваемых сексуальных и агрессивных устремлений.

Психоанализ называют психодинамичной теорией: он считает поведение человека детерминированной сложным взаимодействием конкурирующих психических сил.

Психоанализ — это научно-философская система, которая дает возможность ответить на вопросы: Что происходит? Почему это происходит?

И, благодаря этому, найти ответ на вопрос: Что делать? Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?

Психоанализ — это метод, который помогает человеку понять самого себя. Это становится возможным благодаря расширению сознания, когда ранее недоступные части психики становятся осознаваемыми.

Неосознаваемые области психики именуются бессознательным.

Исследование бессознательного вызывает ассоциацию с погружением в глубины, поэтому психоанализ также называют глубинной психологией.

Психоанализ относится к разговорным видам психотерапий. Но основное отличие психоанализа от других видов психотерапий, которые проводятся в виде беседы, заключается в том, что психоанализ направлен на понимание и исследование: понимание психоаналитиком пациента и понимание пациентом самого себя (это основная задача психоанализа).

Как проводится психоанализ? Для этого Фрейдом была создана техника свободных ассоциаций. Пациент лежит на кушетке или сидит в кресле и просто говорит, что ему приходит в голову. Можно рассказывать о своем прошлом (в том числе и о детстве), о текущих событиях жизни, делиться своими планами на будущее, описывать свои фантазии и, конечно, сновидения, рассказывать о своих опасениях и страхах. Запретных тем нет. Можно говорить без опасений - потому что это никто не слышит, кроме психоаналитика - а психоаналитик никому ничего не расскажет (психоаналитик нигде не пересекается в реальной жизни пациента - это важное требование психоанализа, и конечно же, существует профессиональная этика). Можно говорить все без опасений, потому что это только психоанализ - а психоаналитик только психоаналитик. И, естественно, если пациент может говорить ВСЕ, что приходит ему в голову, он может говорить все, что он думает и о своем психоаналитике. Психоанализ - это реальные переживания в нереальной ситуации, ситуации безопасности и доверия, которая никогда не встречается в реальной жизни (ведь психоаналитик существует только в той комнате, в которой ведет прием, ведь реально он не существует).

Метод свободных ассоциаций - основное открытие Фрейда. С одной стороны - это естественная потребность любого человека, говорить то, что приходит ему в голову. Но в реальной жизни взрослый человек лишен такой возможности - небезопасно говорить все что приходит в голову (даже близкому человеку).

Когда пациент удостоверяется в том, что в кабинете психоаналитика (психолога) он может говорить все, что приходит в голову,  -  он, как бы, возвращается в детское состояние, в те времена, когда он еще мог быть искренним, в том числе и искренним перед собой (когда еще не было запретов и угрозы повторения травм).

Психика младенца еще не имеет сознания - она целиком бессознательна (как у животного). Сознание ребенка формируется постепенно в его развитии, создавая островок сознания в море бессознательного.

Сознание порождает разум и осознанные страдания. Но не дает понимания причин этих страданий, потому что они стали бессознательны или никогда не осознавались.

На кушетке психоаналитика  (или психолога), приняв безопасность кабинета аналитика и безвредность самого аналитика, где не угрожает повторение травм, пациент частично возвращается в то детское состояние, сохраняя одновременно свое сознание и свой взрослый опыт. Он говорит, не контролируя себя, одновременно осознавая, что говорит. Эта двойственность, дающая уникальную возможность возвращения в детство и анализ бессознательного в бодрствующем (осознанном) состоянии - основное открытие психоанализа, единственная возможность анализа бессознательного и изживания (избавления) детских травматических переживаний.

Психоаналитик (психолог) слушает, стараясь не мешать пациенту говорить о том, что для него важно. Только пациент знает, что и где у него болит. Только слушая, можно понять, что и о чем тебе говорят.

В процессе слушания у психоаналитика (психолога) возникают гипотезы, основанные на психоаналитическом видении ситуации пациента в связи с его детством. Эти гипотезы обсуждаются психоаналитиком (психологом) с пациентом, в результате чего эти гипотезы уточняются или отвергаются. Если гипотеза верная - чаще всего она вызывает в памяти пациента новые воспоминания. Благодаря тому, что пациент начинает понимать что происходит и почему это происходит, пациенту становится возможным лучше понимать самого себя и других людей и ответить на вопрос: Что делать?

2.  ТИПЫ ТЕХНОЛОГИЙ В ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ

В основе любой психотехнологии – психотехническая теория:

- основа психологической практики, позволяющая ответить на вопросы – в чем смысл, цели и ценности психологической практики; - какова зона проф.компетенции психолога; - как достичь нужных результатов; - каковы внутренние механизмы психологического воздействия;

- руководство к действию и средство научного понимания психологической практики;

- основа для развития технологий через психологическую практику.

Основные методологические черты психотехнической теории:

1.     Включенность прагматических и этических ценностей;

2.     Пользователь теории – практический психолог;

3.     Объект теории – работа  с сознанием;

4.     Соотношение предмета и метода – метод воздействия одновременно является оптимальным методом исследования проблемы и наоборот.

(Философия психологической практики – это методология психотехнического знания.. Л.Выготский).

 

 Сопоставление  академического и психотехнического подходов

Аспекты знания

Академический подход

Психотехнический подход

1

2

3

Философия

Гносеология: «чистое» знание или прикладное знание в различных серах практики

Философия практики: знание для практики, через практику, посредством познания себя и клиента

Ценности

Объективная истина (внешняя по отношению к процессу познания)

Субъективная ценностная позиция психолога, этичность, практическая польза (внутренние по отношению к процессу познания)

1

2

3

Субъект

Академический психолог

Практический психолог

Включенность субъекта

Нейтральность, отстраненность

Заинтересованное участие, сотрудничество с объектом

Контакт с объектом

Минимизирован, стандартизирован, эмоционально нейтрален (позиция наблюдателя)

Интенсивен и эмоционален, объединяет субъект и объект, ограничен этикой и технологией контакта (позиция участника процесса)

Процесс и процедуры исследования

Жестко закрепленные, неизменные в пределах опыта, их нарушение – срыв эксперимента

Гибкие, уникальные и адаптивные, направлены на познание объекта и самопознание (психолога и клиента)

Характер знания

Знание психолога об объекте – участник получает знание извне, в виде резюме (знание оторвано от человека)

Внутреннее личностное знание о себе, своих отношениях и проблемах, через рефлексию (знание рождается внутри объекта)

Предмет и метод исследования

Метод искусственно выделяет предмет из реальности для наблюдения извне

Метод объединяет участников процесса и сам становится предметом исследования всеми участниками изнутри процесса, в естественной ситуации

Центральный предмет знания

Объект – основа для подбора методов исследования, процесс познания организован от объекта к методам (исследование горя через замеры эмоциональных параметров)

Предмет встроен в эффективный практический метод, который одновременно является оптимальным для исследования и коррекции проблемы, процесс познания организован от метода к объекту (исследование горя через присоединение и утешение)

Психологический прием – единичное средство воздействия на человека с целью диагностики, рефлексии или снятия психологического напряжения.

Психотехника:

1)       раздел психологии труда, изучающий психологические аспекты деятельности (В.Штерн, 1903; Г.Мюнстерберг, 1910) – профотбор и профориентация, изучение утомления и адаптации, психология рекламы, изучение и тренировка психических функций;

2)       прикладная психология (инженерная, военная, космическая, медицинская и пр.);

3)       комплекс психологических приемов воздействия на психику в деятельности практического психолога (в диагностике, коррекции, консультировании и пр.)

Психотехнология – это психотехническая система, т.е. алгоритмизированный и структурированный комплекс психотехник, направленный на решение психологических проблем личности и обладающий синергетическим эффектом.

Интегративная психотехнология – построена на техниках интегрирования личности в целое, принятия себя как целого, выявления внутренних ресурсов для решения проблемы. Здесь интеграция проявляется в осознании конфликтов между фрагментами сознания, рефлексию и принятие отторгаемого.

Интенсивная психотехнология – основана на активных формах воздействия и использовании измененных состояний сознания. Здесь интенсивность достигается за счет измененных (трансовых, гипнотических), расширенных (медитативные, дыхательные, релаксационные и др. техники) и психоделических (наркогалюциогенных) состояний сознания.

Т.о., интенсивная интегративная психотехнология – это психотехническая система, которая ведет психолога и клиента к целостности сознания, деятельности и поведения посредством активных форм воздействия на психику и использования измененных состояний сознания.

Типология современных психотехнологий может быть представлена на основе деятельностного подхода (для практического психолога):

1.     Профессиография и профконсультирование.

2.     Психодиагностика.

3.     Индивидуальное консультирование.

4.     Организационное консультирование.

5.     Психокоррекция.

6.     Психопрофилактика здоровья.

7.     Психологическая экспертиза (социальный аудит).

8.     Научно-исследовательская деятельность.

9.     Педагогическая деятельность.

Основные требования к использованию психотехнологий:

1. Интенсивность психотехнологии.

Вызвано распространенностью кризисных состояний, уплотнением времени решения проблем в кризисе, потребностью в высокой эффективности выведения из кризисного состояния.

2. Комплексность, системность и целостность психотехнологии.

Вызвано влиянием психотехнологий на психофизиологическом, психологическом (внутреннерефлексивном) и социально-психологическом уровнях одновременно.

3. Адаптированность психотехнологии в социальном пространстве.

Проявляется через необходимость теоретического обоснования и верификации в психологической практике.

4. Обеспечение внутренней свободы клиента.

Предполагает экологичность и целесообразность объема технологии, ее достаточность в формировании навыков самостоятельного решения типичных проблем.

5. Безопасность психотехнологии.

Должна обеспечиваться на психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом и духовном уровнях (не навреди).

3. ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ  КАК СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Гештальт-терапия – это динамическая психотерапия, это одно из направлений психотерапии, которое сформировалось в середине прошлого века. Гештальт-терапия представляет собой феноменологически-экзистенциальное течение в психотерапии. Теория данного направления включает в себя целый ряд практик. Это и телесно-ориентированная терапия, и традиционный психоанализ, и гештальтпсихология, и психодрама, а также многие другие психологические направления и концепции. Термин «гештальт» произошел от немецкого слова «gestalt», что в переводе означает «фигура» или «форма».

Говоря простым языком, можно дать следующее определение данному понятию: гештальт – это целостный образ определенной ситуации. Научным языком это звучит так: гештальт – это целостная структура на поле взаимодействия человека и окружающей его среды, которая охватывает промежуток между возникновением потребности и ее удовлетворением. Согласно данному направлению человек и все, что находится вокруг него, являются единым целым. Отцом-основателем данной терапии принято считать психолога Фридриха Перлза.

Теоретические открытия гештальтпсихологии к практике психотерапии применил Фритц (Фредерик Соломон) Перлз (1893-1970). В 40е годы XX в. известный среди профессионалов своего времени психоаналитик Фредерик Перлз задумался о создании собственной системы психотерапии. В то время его не устраивали многие положения современного ему психоанализа, в частности преимущественно интеллектуальный характер переработки проблем пациента, ориентация на прошлое, пассивная позиция пациента в процессе психоаналитического лечения.

Результатом его совместных с коллегами размышлений, в число которых входили его жена Лаура Перлз, Изидор Фром, Пол Гудман, стала книга «Гештальт-терапия», изданная в 1951 г. Первая часть этой книги, представляющая собой практическое руководство по самоисследованию, неоднократно издавалась на русском языке под названием «Практикум по гештальт-терапии».

Для объяснения человеческого поведения Перлз и его коллеги использовали идеи гештальтпсихологии, такие как  — концепцию динамики фигуры и фона и представления о целостности человеческого организма и о том, что организм и его окружающая среда представляют собой единое поле. Перлз использовал также некоторые философские идеи — идеи феноменологии, философского направления, возникшего в начале XX в. и настаивающего на необходимости исследовать вещи такими, какими они представлены в сознании, и идеи экзистенциализма о свободе и ответственности человека, экзистенциальной встрече Я — Ты.

 Гештальт-терапия — терапия действия, он дает возможность человеку, выход в творческое приспособление, т.е. в каждой ситуации реагировать по разному. Например, развивает способность находить выход из затруднительного положения. Гипотеза гештальта состоит в том, что острые ситуации, которые взрослый человек должен был пережить, например, в своем детстве и отныне ставшие хроническими, повторяются в его «теперь», и, следовательно, повторятся так же в терапевтической ситуации.

Контакт — базовое понятие гештальт — терапии. Организм не может существовать в безвоздушном пространстве, также как в пространстве лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в среде лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта. То насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Гештальт-терапия описывает типичные нарушения контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным.

Подавленные чувства, несказанные слова, невыясненные отношения продолжают жить в человеке спустя годы. За многими жалобами можно обнаружить «незавершенные ситуации». На их «завершении» как раз и фокусирует внимание гештальт-терапия. Гештальт-подход стремится не просто к объяснению причин наших трудностей, а к исследованию новых путей их разрешения, навязчивому стремлению «узнать почему» он предпочитает мобилизующее на изменение — «почувствовать как».

Гештальт побуждает, прежде всего, лучше узнать себя  — «таким (такой), какой (какая) я есть на самом деле», не принуждая себя к изменению в соответствии с некоей идеальной индивидуальной или социальной, внутренней или внешней, философской, моральной, политической или религиозной образцовой моделью.

Гештальт-терапия считает, что личная история прошлого человека, как и его планы и надежды на будущее, уже представлены здесь и сейчас, когда он сидит и разговаривает с психотерапевтом. Именно поэтому в гештальт-терапии важное значение приобретает возвращение к настоящему времени. Гештальт-терапия развивается в диалоге клиента и психотерапевта, в их взаимодействии. В этом взаимодействии исследуются переживания клиента, его чувства, его смыслы.

В процессе гештальт-терапии психотерапевт часто обращается к прошлому опыту клиента, и предоставляет клиенту возможность получить в психотерапевтической сессии тот опыт, который не был доступен в повседневной жизни. Когда у клиента имеется разнообразные способы взаимодействия, у него есть свобода в выборе наиболее адекватного поведения, наиболее подходящего решения.

Гештальт — это ответственность человека за собственные выборы и избегания. Причем задачей становится не «взвалить» на клиента ответственность за все происходящее вокруг, а помочь ему принять мысль о том, что в значительной мере клиент является активным участником происходящих с ним событий, а не просто «жертвой обстоятельств».

В каком-то смысле, клиент сам создает вокруг себя эти беспокоящие его обстоятельства. Гештальт-терапия обращает внимание на то, что каждый случай является уникальным и неповторимым. Поэтому в гештальт-терапии нет готовых стратегий оказания помощи. То, что помогло одному человеку, для другого может оказаться губительным.

Благодаря гештальт-терапии - возможно развитие  более полного осознавания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности. Гешталь-терапия не стремится к немедленному изменению поведения и быстрому устранению симптомов. Устранение симптомов или изменение поведения, достигнутое без достаточного замечания «что я делаю» и «как я это делаю», не дает стойких результатов или приводит к возникновению новых проблем на месте старых.

Гештальт-терапия является определенной психотерапевтической методологией, но не в коем случае не технологией. С самого начала своего развития гештальт-терапия ассимилировала техники, почерпнутые из разных терапевтических систем. В гештальт-сеансе терапевт может использовать любые технические приемы (телесной терапии,  арт-терапии, психодраммы. игротерапии, семейной терапии), но использование техник подчиняется стратегическим целям гештальт-терапии.

Ограничения гештальт-терапии связаны только с ограничениями возможностей осознания клиента на данный момент времени. Работа возможна с клиентами даже в достаточно тяжелых состояниях. При шизофрении и психотических расстройствах гештальт-терапия вполне применима на этапах становления ремиссии для поддержания максимально возможной адаптации к социальной жизни в периоды между приступами заболевания.

Гештальт — это не просто психотерапевтический метод, а стиль жизни постепенно преображающий ее. С позиции гештальт-подхода, человек является целостным многомерным существом – одновременно животным, психологическим, социальным и духовным. Цель гештальт-подхода – постоянное расширение опыта сознавания и посредством этого достижение все большей целостности, более высокого уровня психологического и физического здоровья.

Результатом работы является большая осознанность и произвольность социального поведения клиентов. Частота встреч клиента и гешьальт — терапевта основывается на том, сколь долго пациент может проводить времени между встречами и не терять ощущений с прошлой терапевтической сессии. Конечно, это могут быть и разовые посещения. Предпочтение в выборе отдается клиенту.

Психологическая практика в гештальт — подходе способствует:

— осознанию искаженности восприятия себя и восприятия среды;

— восстановлению полноценного  контакта с «самим собой» и со средой;

— проживанию связи между когнитивной (умственной), эмоциональной и соматической (телесной) сферами;

— осознанию своих личных потребностей и осознанному поиску путей их удовлетворения в среде;

— замечанию неэффективности повторяющихся дезадаптивных форм своего реагирования и поведения в среде, возникающих в результате дезинтегрированности личности и ограничивающих способы взаимодействия со средой.

«Между личностью и средой существует тесная взаимовлияющая связь: любое действие личности влияет на действие среды и наоборот. Цельная ответственная личность не дает среде посягать на сферу своих потребностей, но и сама не посягает на функции среды. Она так умеет творчески взаимодействовать со средой для удовлетворения своих потребностей, чтобы не причинить ущерб среде, с которой взаимодействует.

Цельная личность несет ответственность за себя, за свое взаимодействие со своей средой и за результаты своего взаимодействия. И таким образом, цельная личность отвечает и за состояние среды, с которой она ответственно взаимодействует. Ведь именно ее взаимодействие со средой и является способом ее существования в этом мире».

В процессе гештальт-терапии  на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности пациент проходит через пять уровней, которые Перлс называет уровнями невроза.

Первый уровень — уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей. Невротическая личность отказывается от реализации своего «Я». Больной неврозом живет согласно ожиданиям других людей. В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными, он испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования. Перлсу принадлежит следующий афоризм: «Сумасшедший говорит: "Я Авраам Линкольн", а больной неврозом: "Я хочу быть Авраамом Линкольном", здоровый человек говорит: "Я — это я, а ты — это ты"». Отказываясь от самого себя, больной неврозом стремится быть кем-то другим.

Второй уровень — фобический, связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляций. Но когда пациент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренно, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является, боится, что общество подвергнет его остракизму.

Третий уровень — тупик. Характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры. В результате человек придерживается статус-кво, боясь пройти через тупик.

Четвертый уровень — имплозия. Это состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне индивид может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии в столкновение противоборствующих сил внутри человека; возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить.

Пятый уровень — эксплозия (взрыв). Достижение этого уровня означает сформирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Эксплозия — это глубокое и интенсивное эмоциональное переживание. Перлс описывает четыре типа эксплозии: скорбь, гнев, радость, оргазм. Эксплозия истинной скорби является результатом работы, связанной с утратой или смертью близкого человека. Оргазм — результат работы с лицами, сексуально заблокированными. Гнев и радость связаны с раскрытием аутентичной личности и подлинной индивидуальности.

Основными принципами гештальт-терапии являются следующие.

1. Принцип «сейчас». «Сейчас» — это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого является частью «сейчас», а то, что происходило несколько минут назад, не является «сейчас».

2. Принцип «я — ты». Выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Часто свои высказывания члены психотерапевтической группы направляют не по адресу — конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что обнаруживает их опасения и нежелание говорить прямо и однозначно. Психотерапевт побуждает участников группы к непосредственному общению, просит адресовать конкретные высказывания конкретным лицам. Прямая конфронтация мобилизует аффект и живость переживания.

3. Принцип субъективизации высказываний. Связан с семантическими аспектами ответственности пациента. Психотерапевт предлагает пациенту заменять объективизированные формы (типа «что-то давит в груди») на субъективизированные («я подавляю себя»). Это помогает пациенту рассматривать себя как активного субъекта, а не как пассивный объект, с которым «делаются» разные вещи.

4. Континуум сознания. Является неотъемлемой частью всех технических процедур, но может использоваться и в качестве отдельного метода. Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализаций и интерпретаций, одно из центральных понятий Г.-т. Пациент должен постоянно осознавать или отдавать себе отчет в том, что происходит с ним в данный момент, он должен замечать малейшие изменения в функционировании организма. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела (понимание «языка тела») способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.

Технические процедуры в гештальт-терапии называются играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. Эти игры предоставляют возможность экспериментирования с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями.

Наиболее известными являются следующие игры:

1. Диалог между частями собственной личности. Когда у пациента наблюдается фрагментация личности, психотерапевт предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности — между агрессивным и пассивным, «нападающим» и «защищающимся». Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом), и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком. Техника игры такова: напротив стула, который занимает пациент («горячий стул»), располагается пустой стул, на который «сажают» воображаемого «собеседника». Пациент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пытаясь максимально отождествлять себя с различными частями своей личности.

2. Совершение кругов. Пациенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы.

3. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. По существу, вся Г.-т. сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями и т. п. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии. Пациенту предлагается с помощью приема пустого стула высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу. Гештальт-психотерапевтами замечено, что наиболее частое и значимое невыраженное чувство — чувство обиды. Именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов: «Я обижен...»

4. Проективная игра. Когда пациент заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией. Пациенту предлагается «разыграть проекцию», т. е. примерить на самого себя это чувство или черту. Так, пациента, который заявляет: «Я испытываю к тебе жалость», просят разыграть роль человека, вызывающего жалость, подходя к каждому из участников группы и вступая с ним во взаимодействие. Постепенно входя в роль, человек раскрывает себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.

5. Выявление противоположного (реверсия). Явное поведение пациента часто носит характер защиты, скрывающей противоположные тенденции. Для осознания пациентом скрытых желаний и противоречивых потребностей ему предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он демонстрирует в группе. Например, пациентке с манерами «душечки» предлагается разыграть роль агрессивной, высокомерной, задевающей других женщины. Такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты.

6. Упражнения на воображение. Иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра «Старый, заброшенный магазин». Пациенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, затем представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого, заброшенного магазина. Его окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Пациенту предлагают тщательно его рассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предмет, обнаруженный за окном. Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета. Идентифицируясь с предметами, пациенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.  Айви А.Е., Айви М.Б., Линк Саймэн-Даунинг Психологическое консультирование и психотерапия: методы, теории и техники. – М., 1999 – 487 с.

2. Александров А.А. Интеграция принципов и методов гештальттерапии в личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии // Интегративные аспекты современной психотерапии. – Л., 1992.

3. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 2000

4. Глэддинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 736 с.

5. Исурина Г.Л. Методы и техники групповой психотерапии // Групповая психотерапия. – М., 1990.

6. Методы современной психотерапии. Учебное пособие. Составители Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 480 с.

7.Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2010.

8. Олешкевич В.И. История психотехники. – М.: Академия, 2002

9. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 512 с.

10.  Папуш М. Практическая психотехника. – М., 1977.

11.  Психологическая коррекция: учеб. пособие / Сост. Я.А. Мазуренко. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007 – 132 с.

12. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 2006

13.  Ситников А.П. Современные прикладные психотехнологии: процесс и язык коммуникаций. – М., 1992.

14. Федоров А.П. Когнитивная психотерапия. – СПб., 1991.

15.  Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,



 

Скачано с www.znanio.ru

СОДЕРЖАНИЕ 1.

СОДЕРЖАНИЕ 1.

ПСИХОАНАЛИЗ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ПСИХОАНАЛИЗ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Психоанализ называют психодинамичной теорией: он считает поведение человека детерминированной сложным взаимодействием конкурирующих психических сил

Психоанализ называют психодинамичной теорией: он считает поведение человека детерминированной сложным взаимодействием конкурирующих психических сил

ВСЕ, что приходит ему в голову, он может говорить все, что он думает и о своем психоаналитике

ВСЕ, что приходит ему в голову, он может говорить все, что он думает и о своем психоаналитике

Психоаналитик (психолог) слушает, стараясь не мешать пациенту говорить о том, что для него важно

Психоаналитик (психолог) слушает, стараясь не мешать пациенту говорить о том, что для него важно

ТИПЫ ТЕХНОЛОГИЙ В ПСИХОЛОГИИ И

ТИПЫ ТЕХНОЛОГИЙ В ПСИХОЛОГИИ И

Субъект Академический психолог

Субъект Академический психолог

Психологический прием – единичное средство воздействия на человека с целью диагностики, рефлексии или снятия психологического напряжения

Психологический прием – единичное средство воздействия на человека с целью диагностики, рефлексии или снятия психологического напряжения

Профессиография и профконсультирование

Профессиография и профконсультирование

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ КАК СОЦИАЛЬН

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ КАК СОЦИАЛЬН

Для объяснения человеческого поведения

Для объяснения человеческого поведения

Гештальт побуждает, прежде всего, лучше узнать себя — «таким (такой), какой (какая) я есть на самом деле», не принуждая себя к изменению в соответствии с…

Гештальт побуждает, прежде всего, лучше узнать себя — «таким (такой), какой (какая) я есть на самом деле», не принуждая себя к изменению в соответствии с…

Благодаря гештальт-терапии - возможно развитие более полного осознавания себя : своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности

Благодаря гештальт-терапии - возможно развитие более полного осознавания себя : своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности

Конечно, это могут быть и разовые посещения

Конечно, это могут быть и разовые посещения

Перлсу принадлежит следующий афоризм: «Сумасшедший говорит: "Я

Перлсу принадлежит следующий афоризм: «Сумасшедший говорит: "Я

Принцип «сейчас». «Сейчас» — это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент

Принцип «сейчас». «Сейчас» — это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент

В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями

В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями

Проективная игра. Когда пациент заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией

Проективная игра. Когда пациент заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией

ЛИТЕРАТУРА 1. Айви А.Е., Айви

ЛИТЕРАТУРА 1. Айви А.Е., Айви
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2020