Контрольная работа по биологии 9 класса по программе углубленного изучения курса (из расчета 3 часа в неделю -102 часа годовых). Работа составлена в соответствии с элементами формата единого государственного экзамена в 11 классе. Содержит задания закрытого типа с множественным выбором, на соответствие, последовательность. Имеются задания открытого типа с кратким ответом, где предполагается вписать термин или имя ученого. В работе представлены задания с работой с картинками.  Одно задание открытого типа, развернутого характера, предполагающее более подробный и детальный ответ.Документ в формате Word.  Имеется возможность распечатать с двух сторон. Имеются ключи и бланки для ответов.
            
        
        
        
                    
                
                    Введение. Уровни организации живого. Критерии жизни. Эволюционное учение Ч.Дарвина
Контрольная работа № 1
1
Осуществите множественный выбор. Выберите из списка понятия, относящиеся к элементарным явлениям:
Вариант 1 
Изменение организма в процессе онтогенеза
Участок ДНК  ген
Клетка – структурнофункциональная единица
4 Круговорот веществ и энергии
5 Биосинтез белка
6 Организм – единое целое
1
2
3
2
Назовите критерий, к которому относится следующее высказывание:  «Любая биологическая система состоит из 
отдельных взаимосвязанных частей».  Впишите термин на место пропуска таблице. Запишите его в ячейки ответа в бланке.
(При   записи помните, что в каждую ячейку вы вносите  только одну букву).
3
Назовите Элементарную единицу молекулярногенетического уровня 
Впишите термины на место пропуска таблице. Запишите его в ячейки ответа в бланке. (При 
              записи помните, что в каждую ячейку вы вносите  только одну букву).
4
Установите соответствие между уровнем организации и его характеристикой.
ХАРАКТЕРИСТИКА
УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ
 А)
 Б)
 В)
 Г)
 Д)
  Элементарная единица  экосистема
  Элементарное явление – репликация ДНК
  Структурнофункциональная единица живого
  Круговорот веществ и энергии на планете Земля
 Исторически сложившаяся совокупность организмов разного 
ранга, взаимодействующая со всеми факторами среды обитания
 1)   КЛЕТОЧНЫЙ
 2)   БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ
 3)   БИОСФЕРНЫЙ
5
Установите соответствие между высказываниями и учеными их предложившими.
ВЫСКАЗЫВАНИЕ
А)
Б)
В)
Г)
Д)
  Виды существуют реально
  Вид – это условность, которую предложили ученые
  Приспособления возникают в связи с упражнением и не  упражнением органов
  Приобретенные приспособления наследуются
  Не верил в возможность эволюции
6
УЧЕНЫЙ
1)
2)
  К.ЛИННЕЙ
  Ж.Б.ЛАМАРК
Осуществите множественный выбор. Выберите из списка ошибочные положения теории Ж.Б.Ламарка
1 Изменения   могут   возникать   в   течении   жизни   одного
4 Отрицание существования реального вида
поколения и передаваться по наследству
2 Идея внутреннего стремления к совершенствованию
3 Упорядочил представление о многообразии видов
5 Изначальная целесообразность организмов
6
Впервые ввел термин «биология»
77
Обособленная   часть   организма,   имеющая   определенную   форму,   строение,   расположение   и   выполняющая
конкретную функцию относят к уроню организации. 
Впишите термины на место пропуска таблице. Запишите его в ячейки ответа в бланке. (При 
 записи помните, что в каждую ячейку вы вносите  только одну букву).
8
Как называлась система органического мира, предложенная К.Линнеем…. 
Впишите термины на место пропуска таблице. Запишите его в ячейки ответа в бланке. (При 
 записи помните, что в каждую ячейку вы вносите  только одну букву).
9
Назовите метод биологической науки, который изучает то или иное явление с помощью опыта
Впишите термины на место пропуска таблице. Запишите его в ячейки ответа в бланке. (При 
             записи помните, что в каждую ячейку вы вносите  только одну букву).
10
Эволюция надвидовых таксонов  это. …
Впишите термины на место пропуска таблице. Запишите его в ячейки ответа в бланке. (При 
             записи помните, что в каждую ячейку вы вносите  только одну букву).
11
Установите соответствие между изображением примера приспособлений и их названием.
А
12
Б
В
Г
Д
Установите соответствие между примером и видом борьбы за существование.
Б
В
Г
Д
А
7
Тип приспособлений
1) Морфологические
2) Физиологические
3) Поведенческие
4) Биохимические 
Вид борьбы за
существование
1) Межвидовая
2) Внутривидовая
3) Борьба с 
неблагоприятными 
условиями13
Установите соответствие между Формой естественного отбора и его примером. 
ПРИМЕР ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
А)
Б)
В)
Г)
Д)
 Сохранение в природе гаттерии
 Появление двух форм цветение у растения погремок
 Появление нового вида ландыша 
 Сохранение в природе латимерии
  Появление нового признака внутри вида
14
ФОРМА ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
  ДВИЖУЩАЯ
  СТАБИЛИЗИРУЮЩАЯ
  РАЗРЫВАЮЩАЯ
1)
2)
3)
Осуществите множественный выбор. Выберите из списка примеры идиоадаптаций:
1 Появление четырехкамерного сердца у птиц
2 Появление покровной ткани у псилофитов
4 Появление хорды у ланцетника
5 Появление   разного   строения   цветка   у
покрытосеменных растений
3 Появление у млекопитающих разного  строения
конечностей
6 Появление   разной   формы   крыла   у   птиц   разных
экологических ниш
15
Установите соответствие между примером изображения направления эволюционного процесса и его названием
Направление
эволюционного
процесса
1) Аллогенез
2) Арогенез 
3) Ценогенез
4) Катогенез
А
Б
В
Г
16
Рассмотрите изображения.  На каких двух из них представлены примеры, относящиеся к искусственному отбору? 
1
2
3
4
17
Установите соответствие типом эволюционных изменений и его примером_______________________
ПРИМЕР ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
А)
Б)
В)
Г)
  Глаза человека и осьминога
  Строение конечностей у млекопитающих
  Роющие конечности крота и медведки
  Крыло птицы и летучей мыши
7
ТИП ЭВОЛЮЦИОННЫХ
ИЗМЕНЕНИЙ
1)
2)
  КОНВЕРГЕНЦИЯ
  ДИВЕРГЕНЦИЯД)
Е)
  Видоизменения листовой пластинки у покрытосеменных
  Разные отряды в классе Млекопитающие 
18
Понятие «микроэволюция» ввел…. 
Впишите имя ученого на место пропуска таблице. Запишите его в ячейки ответа в бланке. (При 
19
             записи помните, что в каждую ячейку вы вносите  только одну букву).
Назовите основные положения теории Ч.Дарвина и его заслуги в развитии теории эволюции..
Введение. Уровни организации живого. Критерии жизни. Эволюционное учение Ч.Дарвина
Контрольная работа № 1
1
Осуществите множественный выбор. Выберите из списка понятия, относящиеся к элементарным явлениям:
Вариант 2
Удвоение ДНК
Клетка – структурнофункциональная единица
Биосинтез белка
1
2
3
2
Биогеоценоз 
4
5 Организм – единое целое
6
Видообразование
Назовите критерий, к которому относится следующее высказывание: «Все живые организмы состоят в основном из белков,
липидов, углеводов и нуклеиновых кислот». 
Впишите термины на место пропуска таблице. Запишите его в ячейки ответа в бланке. (При 
             записи помните, что в каждую ячейку вы вносите  только одну букву).
3
Назовите термин  Элементарной единицей популяционновидового уровня является 
Впишите термин на место пропуска таблице. Запишите его в ячейки ответа в бланке. (При записи помните, что в каждую 
ячейку вы вносите  только одну букву).
4
Установите соответствие между уровнем организации и его характеристикой.
ХАРАКТЕРИСТИКА
 А)
 Б)
 В)
 Г)
 Д)
  Круговорот веществ и энергии в экосистеме
  Элементарное явление  репликация (удвоение) ДНК
  Закономерное изменение организма в процессе онтогенеза
  Элементарная единица  ген 
  Элементарная единица  экосистема
5
УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ
  МОЛЕКУЛЯРНЫЙ
  ОРГАНИЗМЕННЫЙ
 1)
 2)
 3)      БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ
Установите соответствие между высказываниями и учеными их предложившими.
7ВЫСКАЗЫВАНИЕ
А)
Б)
В)
Г)
Д)
  Виды неизменны
 Для всех живых существ характерная изначальная целесообразность
  Упорядочил представления о многообразии животного и растительного мира
 Пытался определить основные принципы эволюции
  Высказал идею о развитии и происхождении человека от обезьяноподобного предка
УЧЕНЫЙ
  К.ЛИННЕЙ
1)
2) Ж.Б.ЛАМАРК
6
Осуществите множественный выбор. Выберите из списка ошибочные положения теории К.Линнея
1 Изначальная целесообразность организмов
4
2
3
Вид – это чистая условность
Ввел бинарную номенклатуру вида
5
6
7
Стоял   на   метафизическом   представлении   возникновения
живых организмов
Виды существуют реально
Эволюции нет
Исторически сложившаяся совокупность организмов разного ранга, взаимодействующая со всеми факторами  их среды обитания –
это элементарная единица уровня  …  .
Впишите термины на место пропуска таблице. Запишите его в ячейки ответа в бланке. (При 
              записи помните, что в каждую ячейку вы вносите  только одну букву).
8
Как называлась система органического мира, предложенная Ж.Б.Ламарком…. 
Впишите термины на место пропуска таблице. Запишите его в ячейки ответа в бланке. (При 
 записи помните, что в каждую ячейку вы вносите  только одну букву).
9
Назовите метод биологической науки, который выявляет сходство и различие между организмами и их частями  
Впишите термины на место пропуска таблице. Запишите его в ячейки ответа в бланке. (При 
 записи помните, что в каждую ячейку вы вносите  только одну букву).
10
Органы у организмов, имеющие разное происхождение, но выполняющие сходные функции, называются 
Впишите термины на место пропуска таблице. Запишите его в ячейки ответа в бланке. (При 
             записи помните, что в каждую ячейку вы вносите  только одну букву).
11
Установите соответствие между изображением примера приспособлений и их названием.
А
7
Б
В
Г
Д
Тип приспособлений
1) Морфологические
2) Физиологические
3) Поведенческие
4) Биохимические12
Установите соответствие между примером и видом борьбы за существование.
А
Б
В
Г
Д
13
Вид борьбы за
существование
1) Межвидовая
2) Внутривидовая
3) Борьба с 
неблагоприятными
условиями
Установите соответствие между Формой естественного отбора и его примером. 
ПРИМЕР ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
А)
Б)
В)
Г)
Д)
  Образование нового вида 
  Возникновение устойчивых к ядохимикатам форм насекомых
  Соответствие строения тела шмеля  строению цветка клевера 
  Поддержание содержания гормонов и сахара в крови у позвоночных животных
  Сильное развитие клыков верхней челюсти у самцов моржей
ФОРМА ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
1)   ДВИЖУЩАЯ
2)   СТАБИЛИЗИРУЮЩАЯ
3)   ПОЛОВОЙ
14
Осуществите множественный выбор. Выберите из списка примеры ароморфозов
1
2
3
 Появление матки у млекопитающих
4 Появление колючек у кактусов и волосяного покрова у
растения  коровяк
 Появление разнообразия видов в роде лютиков
 Появление легочного дыхания у земноводных
5 Появление сосудистой системы у псилофитов
6 Упрощение корневой системы у растения повелика
15
Установите соответствие между примером изображения направления эволюционного процесса и его названием
Направление
эволюционного
процесса
1) Ароморфоз
2) Дегенерация
3) Ценогенез
4) Идиоадаптация
А
Б
В
Г
16
Рассмотрите изображения. На каких двух из них представлены примеры, относящиеся к естественному отбору? 
1
7
2
3
417
Установите соответствие типом эволюционных изменений и его примером
ПРИМЕР ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
    Форма тела дельфина, акулы касатки, пингвина
    Приспособительные изменение плодов у  покрытосеменных к 
     переносу ветром
    Крыло летучей мыши и бабочки Павлиний глаз
    Крот обыкновенный и сумчатый крот
    Строение передней конечности у разных групп Млекопитающих
    Приспособление к планирующему полету у шестокрыла, белки летяги 
 и сумчатой белки
А)
Б)
В)
Г)
Д)
Е)
18
ТИП ЭВОЛЮЦИОННЫХ
ИЗМЕНЕНИЙ
1)
2)
   КОНВЕРГЕНЦИЯ
   ДИВЕРГЕНЦИЯ 
Дж. Симпсон ввел в науку понятие  – …. 
Впишите термины на место пропуска таблице. Запишите его в ячейки ответа в бланке. (При  записи помните, что в каждую 
ячейку вы вносите  только одну букву).
19
Назовите ошибки и основные заслуги работ К.Линнея и Ж.Б.Ламарка
7Варианты ответов
6
3
и о х и м и ч е с к и й
о п у л я ц и я
Д
3
Д
2
Г
1
Г
2
Б
1
Б
1
4
В
2
В
1
6
и о г
е
с
т
е о ц е н о з
с
т в е н н а я
р а в н и т е л ь н ы й
н а л о г и ч н ы м и
Б
4
Б
1
Б
1
3
Б
4
3
Б
2
В
1
В
3
В
2
5
В
1
В
1
Г
2
Г
1
Г
2
Г
3
Г
1
в
Д
1
Д
3
Д
3
Д
Д Е
2 1
о л ю ц и я
м
а
к р о э
1
б
п
б
е
с
а
А
3
А
1
1
А
3
А
2
А
1
1
А
2
2
А
1
в
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Введение. Уровни организации живого. Критерии жизни. Эволюционное учение Ч.Дарвина
Ключи            Контрольная работа № __1_______
Вариант 1                                                               Вариант 2
№
воп
росо
Варианты ответов
№
вопр
осов
1 4 5
д и с к р е
г е н
Б
А
1
2
А
Б
2
1
1
2
т к а н ь
и с к у с
В
1
В
2
4
с
т
н о с т ь
Г
3
Г
2
Д
2
Д
1
т
в
е н н а я
Г
3
Г
1
Г
2
Д
4
Д
2
Д
1
в о л ю ц и я
э к с п е р и м е н т а л ь
н ы й
м а к р о э
А
1
А
3
А
2
3
А
1
1
А
1
16
17
18 ЮА Ф и л и п ч е н к о
Б
2
Б
2
Б
3
5
Б
4
3
Б
2
В
1
В
1
В
1
6
В
2
В
1
Г
3
Г
1
Д
Д
2
Е
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
19
77Бланк ответов
Класс_______________ФИ_______________________________    
Вариант № ____________
№
вопросов
Варианты ответов
А
А
А
А
А
А
А
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б
В
В
В
В
В
В
В
Г
Г
Г
Г
Г
Г
Г
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д Е
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
7Бланк ответов
Класс_______________ФИ_______________________________    
Вариант № ____________
№
вопросов
Варианты ответов
А
А
А
А
А
А
А
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б
В
В
В
В
В
В
В
Г
Г
Г
Г
Г
Г
Г
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д Е
1
2
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
77